Проект по математике
«Волшебная страна Математика»
ГУ «Соколовская СШ»
Выполнил ученик: 1 «в» класса Герман Виктор
Проверила: Ошмарова Н. Н.
Соколовка 2013-2014
Визитная карточка проекта
Автор проекта:
ученик 1 «в» класса,
Северо-Казахстанская область
С.Соколовка
ГУ «Соколовская СШ»
Пояснительная записка.
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается на второй план. В арсенале воспитателей, не так много методического и практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных способностей. Исходя из множества разработанных программ, я сделала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Программа по введению в математику, логику и ознакомлению с окружающим миром является интегрированной. Интеграция способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса детей, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон, способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, расширяет кругозор.
Характер материала определяет назначение проекта:
Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно, основным.
Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения.
Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, методистами и нами учителями. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений.
Исходя из логики действий, осуществляемых обучающимся, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать,
Цель кружка:
- Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
- Развивать математические представления детей 5-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
- Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейшие логические структуры мышления и математические представления
Задачи:
- Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;
- Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;
- Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;
- Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;
- Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).
Формирование представлений о числе и количестве:
- развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
- совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
Развитие представлений о величине:
- делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
- развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Развитие представлений о форме:
- уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
- учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
- учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Развитие пространственной ориентировки:
- учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
- познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
- учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу-вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Развитие ориентировки во времени:
- дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
- учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
Принципы:
- природосообразности;
- целостного представления о мире;
- психологической комфортности;
- наглядности;
- доступности;
- научности.
Ожидаемый результат.
- Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.
- учить составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)
- Учить успешно решает логические задачи;
- Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
- Развивать быстроту мышления;
- Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;
- Активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.
Программа предназначена для работы с детьми 5-7 лет.
Режим работы кружка – 1 занятие в неделю продолжительностью:
В старшей группе – 25 минут;
В подготовительной - 30 минут.
Содержание занятий 1 года обучение детей 5 - 6 лет.
Октябрь
Тема
|
Программное содержание
|
1. «Что общего и чем отличаются»
|
Учить сравнивать свойства предметов.
|
2. «Подбери по форме»
|
Закрепить свойства предметов.
|
3. «Найди, кто лишний»
|
Закрепить сравнивать свойства предметов.
|
4. «Какой фигуры не хватает?»
|
Закрепить свойства предметов.
|
Ноябрь
Тема
|
Программное содержание
|
1. «Что изменилось»
|
Учить находить свойства предметов.
|
2. «Третий лишний»
|
Учить детей умению сравнивать группы предметов.
|
3. «Четвертый лишний»
|
Закрепить умение сравнивать группы предметов
|
4. «Лабиринты: кто кому звонит?»
|
Закрепить умение сравнивать группы предметов.
|
Декабрь
Тема
|
Программное содержание
|
1. «Дорисуй и раскрась»
|
Учить соотношении: часть - целое.
|
2. «Продолжи закономерность»
|
Закрепить пространственные отношения: на, под, над.
|
3. «Найди одинаковые игрушки»
|
Учить пространственные отношения: справа, слева.
|
4. «Четвертый лишний»
|
Закрепить пространственные отношения: справа, слева.
|
Январь
Тема
|
Программное содержание
|
1. «Дорисуй»
|
Закрепить взаимосвязь между целым и частью.
|
2. «Чем отличаются клоуны»
|
Закрепить число и цифру 1.
|
3. «Поменяй признак»
|
Учить детей пространственным отношениям: внутри - снаружи.
|
4. «Лабиринты»
|
развивать глазомер и образное мышление
|
Февраль
|
Тема
|
Программное содержание
|
1. «Продолжи закономерность»
|
Учить детей дорисовывать фигуры, развивать изобразительные навыки, образное мышление
|
2. «Что общего»
|
Учить детей умению составлять равенства.
|
3. Соедини предметы»
|
Закрепить с детьми число и цифру 3, активизировать словарь.
|
4. «Дорисуй»
|
Закрепить числа и цифры 1-3.
|
|
|
|
Март
Тема
|
Программное содержание
|
1. «Догадайся, как надо раскрасить»
|
Закрепить знания детей о геометрических фигурах; учить составлять фигуры из треугольников.
|
2. «Разбей фигуры по признаку»
|
Закрепить число и цифру 4.
|
3. «Какой домик лишний и почему»
|
Закрепить представление о многоугольниках.
|
4. «Логические цепочки»
|
Учить находить закономерности, развивать внимание, умение запоминать.
|
Апрель
Тема
|
Программное содержание
|
1. «Перехват»
|
Закрепить число и цифру 5.
|
2. «Обведи дорожки»
|
Закрепить пространственные отношения: впереди - сзади.
|
3. «Раскрась»
|
Учить детей сравнивать группы предметов по количеству.
|
4. «Раскрась так же»
|
Закрепить сравнение групп предметов по количеству.
|
Май
Тема
|
Программное содержание
|
1. «Что сначала, что потом»
|
Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом», учить правильно устанавливать причинно-следственные связи, используя наглядность.
|
2. «Приключение Красной Шапочки»
|
Закрепить пройденный материал.
|
3. «Праздник математики»
|
Закрепить пройденный материал.
|
Просмотр содержимого документа
«Проект "Волшебная страна Математика"»
Проект по математике
«Волшебная страна Математика»
ГУ «Соколовская СШ»
Выполнил ученик: 4 «в» класса Герман Виктор
Проверила: Ошмарова Н. Н.
Соколовка 2013-2014
Визитная карточка проекта
Автор проекта:
ученик 4 «в» класса,
Северо-Казахстанская область
С.Соколовка
ГУ «Соколовская СШ»
Пояснительная записка.
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается на второй план. В арсенале воспитателей, не так много методического и практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных способностей. Исходя из множества разработанных программ, я сделала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Программа по введению в математику, логику и ознакомлению с окружающим миром является интегрированной. Интеграция способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса детей, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон, способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, расширяет кругозор.
Характер материала определяет назначение кружка:
Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно, основным.
Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения.
Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, методистами и нами учителями. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений.
Исходя из логики действий, осуществляемых обучающимся, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать,
Цель кружка:
- Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
- Развивать математические представления детей 5-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
- Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейшие логические структуры мышления и математические представления
Задачи:
- Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;
- Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;
- Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;
- Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;
- Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).
Формирование представлений о числе и количестве:
- развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
- совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
Развитие представлений о величине:
- делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
- развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Развитие представлений о форме:
- уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
- учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
- учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Развитие пространственной ориентировки:
- учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
- познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
- учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу-вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Развитие ориентировки во времени:
- дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
- учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
Принципы:
- природосообразности;
- целостного представления о мире;
- психологической комфортности;
- наглядности;
- доступности;
- научности.
Ожидаемый результат.
- Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.
- учить составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)
- Учить успешно решает логические задачи;
- Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
- Развивать быстроту мышления;
- Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;
- Активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.
Программа предназначена для работы с детьми 5-7 лет.
Режим работы кружка – 1 занятие в неделю продолжительностью:
В старшей группе – 25 минут;
В подготовительной - 30 минут.
Содержание занятий 1 года обучение детей 5 - 6 лет.
Октябрь
Тема | Программное содержание |
1. «Что общего и чем отличаются» | Учить сравнивать свойства предметов. |
2. «Подбери по форме» | Закрепить свойства предметов. |
3. «Найди, кто лишний» | Закрепить сравнивать свойства предметов. |
4. «Какой фигуры не хватает?» | Закрепить свойства предметов. |
Ноябрь
Тема | Программное содержание |
1. «Что изменилось» | Учить находить свойства предметов. |
2. «Третий лишний» | Учить детей умению сравнивать группы предметов. |
3. «Четвертый лишний» | Закрепить умение сравнивать группы предметов |
4. «Лабиринты: кто кому звонит?» | Закрепить умение сравнивать группы предметов. |
Декабрь
Тема | Программное содержание |
1. «Дорисуй и раскрась» | Учить соотношении: часть - целое. |
2. «Продолжи закономерность» | Закрепить пространственные отношения: на, под, над. |
3. «Найди одинаковые игрушки» | Учить пространственные отношения: справа, слева. |
4. «Четвертый лишний» | Закрепить пространственные отношения: справа, слева. |
Январь
Тема | Программное содержание |
1. «Дорисуй» | Закрепить взаимосвязь между целым и частью. |
2. «Чем отличаются клоуны» | Закрепить число и цифру 1. |
3. «Поменяй признак» | Учить детей пространственным отношениям: внутри - снаружи. |
4. «Лабиринты» | развивать глазомер и образное мышление |
Февраль
Тема | Программное содержание |
1. «Продолжи закономерность» | Учить детей дорисовывать фигуры, развивать изобразительные навыки, образное мышление |
2. «Что общего» | Учить детей умению составлять равенства. |
3. Соедини предметы» | Закрепить с детьми число и цифру 3, активизировать словарь. |
4. «Дорисуй» | Закрепить числа и цифры 1-3. |
Март
Тема | Программное содержание |
1. «Догадайся, как надо раскрасить» | Закрепить знания детей о геометрических фигурах; учить составлять фигуры из треугольников. |
2. «Разбей фигуры по признаку» | Закрепить число и цифру 4. |
3. «Какой домик лишний и почему» | Закрепить представление о многоугольниках. |
4. «Логические цепочки» | Учить находить закономерности, развивать внимание, умение запоминать. |
Апрель
Тема | Программное содержание |
1. «Перехват» | Закрепить число и цифру 5. |
2. «Обведи дорожки» | Закрепить пространственные отношения: впереди - сзади. |
3. «Раскрась» | Учить детей сравнивать группы предметов по количеству. |
4. «Раскрась так же» | Закрепить сравнение групп предметов по количеству. |
Май
Тема | Программное содержание |
1. «Что сначала, что потом» | Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом», учить правильно устанавливать причинно-следственные связи, используя наглядность. |
2. «Приключение Красной Шапочки» | Закрепить пройденный материал. |
3. «Праздник математики» | Закрепить пройденный материал. |
Содержание занятий 2 года обучения детей 6 – 7 лет
Октябрь
Тема | Программное содержание |
1. «Штриховка». | Сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования, уметь ориентироваться на листе бумаги. |
2. «Назови лишний предмет». | Развивать аналитическое мышление |
3. «На что похоже?». | Упражнять в назывании предметов, изображенных на картинке. |
4. «Считай дальше». | Закреплять умение считать до 10. |
Ноябрь.
Тема | Программное содержание |
1. «Пройди по лабиринту». | Развивать зрительную ориентировку. |
2. «Водяной – шутник» | Учить осуществлять обследование предметов поочерёдно при помощи зрения и осязания, сопоставлять и комментировать полученные результаты. |
3. «Расколдуй изображение». | Учить находить изображение цифр в заколдованном рисунке. |
4. «Рисуем бусы». | Называть цвета и показывать соответствующий карандаш |
Декабрь.
Тема | Программное содержание |
1. «Внимательные художники». | Развитие зрительного восприятия. |
2. «Логическое домино». | Развивать зрительное восприятие, пространственное мышление. Классифицировать и сравнивать предметы по цвету или форме. |
3. «Сбежавшие числа» | Развивать внимательность и зоркость к знаково – символическим обозначениям. |
4. «Нарисуй по памяти» | Учить детей воспроизводить по памяти содержание рисунка. |
Январь.
Тема | Программное содержание |
1. «Назови соседей». | Закреплять у детей навык называть последующее и предыдущее число названному |
2. «Большие и маленькие фигуры». | Учить называть все геометрические фигуры. Соединить фигуры с подходящей к ней маленькой. |
3.«Найди отличия» | Развивать внимание, наблюдательность, умение находить сходство и различие |
4. «Роботы». | Закрепить геометрические фигуры |
Февраль.
Тема | Программное содержание |
1. «Лабиринт» | Развивать зрительную ориентировку. |
2. «Где моё место?» | Учить детей устанавливать закономерность, вычеркивать лишнюю фигуру, правильно располагать предметы, развивать логическое мышление. |
3. «Указываем направление». | Умение слышать словесное указание и выполнять задание в тетради. |
4. «Кораблик Плюх – Плюх» | Учить решать задачи на сообразительность, способствовать освоению пространственных отношений; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук. |
Март
Тема | Программное содержание |
1. «Чудо – крестики» | Совершенствовать процессы логического мышления, внимания, пространственного мышления. |
2.«Найди и обведи». | Развитие мелкой моторики рук. |
3. «Рисуем кошку» | Продолжать учить ориентироваться в тетради в клетку. |
4. «Колумбово яйцо» | Развивать геометрическое представление, наблюдательность. |
Апрель.
Тема | Программное содержание |
1. «Торопись, да не ошибись» | Закрепить знания состава числа первого десятка. |
2. «Будь внимателен!» | Учить обводить фрагмент изображения в каждой строке |
3. Моделирование из геометрических фигур. | Упражнять в знании геометрических фигур, определять многоугольники, учить правильно отвечать на вопрос: сколько? |
4. «Соедини точки по образцу» | Учить детей быть внимательными, ориентироваться в пространстве. |
Май.
Тема | Программное содержание |
1. Логоформочки. «Крестики – нолики». | Научить детей Логоформочки |
Математический праздник | Закрепить пройденный материал. |