Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Синицкая основная общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
основное общее образование
8-9 класс
УМК Еремин В.В
учитель биологии и химии
первой квалификационной категории
Синицкая Е.В.
П.Кидюга, 2020 год
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
При изучении химии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
1. В ценностно-ориентационной сфере: воспитание чувства гордости за российскую химическую науку, гуманизма, позитивного отношения к труду, целеустремленности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; формирование экологического мышления: умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
2. В трудовой сфере: воспитание готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории.
3. В познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере: формирование умения управлять своей познавательной деятельностью; развитие собственного целостного мировоззрения, потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности; использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; использование различных источников для получения химической информации.
Предметные:
1. В познавательной сфере: знание определений изученных понятий: умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты, используя для этого родной язык и язык химии; умение различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции, описывать их; умение классифицировать изученные объекты и явления; способность делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; умение структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников; умение моделировать строение атомов элементов 1-3 периодов, строение простых молекул;
2. В ценностно-ориентационной сфере: умение анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
3. В трудовой сфере: формирование навыков проводить химический эксперимент;
4. В сфере безопасности жизнедеятельности: умение различать опасные и безопасные вещества; умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Предмет химия 8 класс
Глава | Виды деятельности |
Введение. 2ч. | Анализ предмета изучения естественных наук. Анализ различий между понятиями «вещество» и «тело» |
Первоначальные химические понятия | Наблюдение за свойствами веществ и их изменением в ходе химических реакций. Изучение строения пламени |
Выявление различий между индивидуальным веществом и смесью |
Разделение смесей |
Анализ различий между физическими и химическими явлениями |
Анализ различий между понятиями «атом» и «химический элемент» |
Анализ различий между понятиями «атом» и «молекула». Формулирование основных положений атомно-молекулярного учения |
Формулирование закона постоянства состава веществ молекулярного строения |
Составление формул веществ и описание состава вещества по его формуле, моделирование шаростержневых моделей простейших молекул |
Расчет относительных молекулярных масс веществ |
Расчет массовой доли химического элемента в соединении |
Составление простейших химических реакций с помощью химических уравнений |
Анализ типов химических реакций |
Кислород. Водород. Вода. Растворы. | Анализ различий между понятиями «простое вещество» и «химический элемент» |
Исследование свойств изучаемых веществ, наблюдение за химическими превращения ми изучаемых веществ, их описание. Изучение методов собирания газов вытеснением воды и воздуха |
Описание проведенных экспериментов, формулирование выводов |
Составление формул бинарных соединений по известной валентности атомов |
Изучение состава воздуха |
Анализ различий между горением и медленным окислением. Знакомство со способами тушения пламени |
Изучение применения кислорода в связи с его свойствами |
Сравнение распространенности кислорода и водорода в земной коре и во Вселенной |
Наблюдение и описание химических реакций водорода |
Исследование свойств изучаемых веществ, формулирование выводов из результатов проведенных экспериментов |
Сопоставление свойств водорода с областями его применения |
Исследование свойств изучаемых веществ |
Составление формул солей по валентности |
Понимание генетической связи между кислотным оксидом и кислотой |
Характеристика изученных веществ по составу и свойствам |
Сравнение веществ по растворимости в воде с использованием таблицы растворимости |
Расчет массовой доли растворенного вещества |
Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества, умение делать выводы из результатов проведенных экспериментов |
Наблюдение и описание химических реакций воды |
Классификация веществ по составу и свойствам, составление формул оснований по валентности |
Основные классы неорганических соединений. | Классификация изучаемых веществ по составу |
Наблюдение, описание и анализ превращения веществ |
Формулирование свойств оксидов в соответствии с их классификацией |
Формулирование условий протекания реакций обмена в водных растворах |
Наблюдение и описание химических реакций, классификация веществ по составу и свойствам |
Наблюдение и описание химических реакций, классификация веществ по составу и свойствам, сопоставление свойств кислот и оснований |
Наблюдение и описание химических реакций, классификация веществ по составу и свойствам |
Анализ химических свойств различных классов неорганических веществ в их взаимосвязи |
Анализ химических свойств различных классов неорганических веществ в их взаимосвязи |
Формулирование выводов исходя из результатов проведенных экспериментов |
Периодический закон Д.И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь. Строение веществ в твердом, жидком и газообразном состояниях. | Анализ свойств веществ, поиск веществ со сходными свойствами |
Классификация веществ |
Классификация изученных химических элементов и их соединений |
Определение расположения периодов, главных и побочных подгрупп в таблице Д. И. Менделеева |
Сравнение свойств веществ, принадлежащих к разным классам химических элементов разных групп |
Моделирование строения атома, определения понятий «химический элемент», «порядковый номер», «массовое число», «изотоп», «Периодическая система химических элементов» |
Определения понятий «электронная оболочка», «электронный слой». Формулирование двойственности природы электрона |
Описание и характеристика структуры Периодической таблицы. Составление электронных конфигураций элементов |
Прогнозирование характера изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер |
Объяснение электростатического характера химической связи |
Конкретизация понятия «ковалентная связь» |
Обобщение и сопоставление понятий «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь» |
Сопоставление понятий «валентность» и «степень окисления» |
Обобщение понятия «кристаллическая решетка». Классификация кристаллических решеток по типам |
Раздел 2. Содержание учебного предмета
8 класс (2ч в неделю, всего 68 ч)
Введение. Место химии среди естественных наук. Предмет химии (2 часа)
ТЕМА 1. Первоначальные химические понятия (15 часов)
Вещество. Чистые вещества и смеси. Методы разделения смесей (фильтрование, отстаивание, выпаривание, перегонка).
Атомно-молекулярное учение. Значение работ М. В. Ломоносова и Дж. Дальтона для формирования атомистического мировоззрения.
Химический элемент как вид атомов. Символы элементов. Распространенность элементов на Земле и в космосе.
Молекула как мельчайшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ, имеющих молекулярное строение. Химические формулы.
Массы атомов и молекул. Понятие об относительной атомной и молекулярной массе.
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Органические и неорганические вещества.
Изменения, происходящие с веществами. Физические явления и химические реакции. Признаки химических реакций. Химические процессы в окружающем нас мире.
Закон сохранения массы веществ. Уравнение химической реакции. Основные типы химических реакций: разложение, соединение, замещение, обмен.
Демонстрационные опыты. Образцы индивидуальных веществ (металлы, неметаллы, сложные вещества) и смесей (растворы, гранит). Горение магния. Кипение спирта. Горение спирта. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ. Образование аммиака при растирании смеси гашеной извести с хлоридом аммония. Опыты, демонстрирующие появление окраски при смешении двух растворов (таннина и сульфата железа (II), сульфата меди (II) и аммиака, желтой кровяной соли и хлорида железа (III), нитрата свинца (II) и иодида калия, фенолфталеина и щелочи). Разделение смеси медного купороса и серы растворением.
Лабораторные опыты
Знакомство с образцами простых и сложных веществ.
Разделение смесей.
Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой, разложение сахара при нагревании).
Разложение малахита.
Практические работы
Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности при работе в химической лаборатории.
Очистка загрязненной поваренной соли.
ТЕМА 2. Кислород. Водород. Вода. Растворы. (22 часа)
Кислород – распространенность в природе, физические и химические свойства, получение в лаборатории и применение.
Оксиды металлов и неметаллов.
Валентность. Составление формул по валентности.
Воздух – смесь газов. Выделение кислорода из воздуха. Понятие об инертных газах.
Горение сложных веществ в кислороде. Строение пламени, температура воспламенения. Плазма. Тушение пожаров. Огнетушитель. Медленное окисление.
Водород – распространенность в природе, физические и химические свойства, получение в лаборатории и применение.
Кислоты и соли. Составление формул солей. Соли, используемые в быту.
Вода – физические свойства. Получение дистиллированной воды. Круговорот воды в природе.
Растворы. Растворимость веществ в воде. Зависимость растворимости от температуры и давления. Массовая доля растворенного вещества. Кристаллогидраты.
Химические свойства воды. Получение кислот при взаимодействии оксидов неметаллов с водой. Понятие об основаниях. Получение щелочей при взаимодействии с водой активных металлов или их оксидов. Представление о кислотно-основных индикаторах.
Демонстрационные опыты. Горение угля, серы, фосфора и железа в кислороде. Приемы тушения пламени. Получение водорода в аппарате Киппа, горение водорода на воздухе. Восстановление оксида металла водородом. Взрыв гремучего газа. Взаимодействие оксида фосфора (V) с водой. Перегонка воды. Увеличение объема воды при замерзании. Зависимость растворимости соли от температуры. Выпадение кристаллов при охлаждении насыщенного раствора (нитрата калия, алюмокалиевых квасцов, иодида свинца). Меры безопасности при работе с кислотами. Взаимодействие натрия с водой. Взаимодействие водяного пара с железом. Гашение извести. Разложение воды электрическим током.
Лабораторные опыты. 6. Получение кислорода при разложении кислородсодержащих соединений. 7. Получение водорода и изучение его свойств. 8. Дегидратация медного купороса. 9. Растворимость твердых веществ в воде и ее зависимость от температуры. 10. Распознавание растворов кислот и оснований с помощью индикаторов.
Практические работы. 3. Получение кислорода разложением перманганата калия и изучение свойств кислорода. 4. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
ТЕМА 3. Основные классы неорганических соединений. (11 часов)
Оксиды, классификация, взаимодействие с водой, кислотами и щелочами. Взаимодействие между кислотными и основными оксидами.
Кислоты – классификация, взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями и солями. Понятие о ряде напряжений металлов.
Основания – классификация, взаимодействие щелочей с кислотными оксидами, кислотами и солями. Разложение нерастворимых в воде оснований при нагревании.
Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Реакция нейтрализации. Кислотно-основные индикаторы.
Соли – реакции с кислотами, щелочами и другими солями. Понятие о кислых и основных солях.
Условия, при которых реакция обмена протекает до конца.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрационные опыты. Знакомство с образцами оксидов. Химические свойства растворов кислот, солей и щелочей. Реакция нейтрализации. Взаимодействие оксида меди с серной кислотой. Взаимодействие карбоната магния с серной кислотой. Осаждение и растворение осадков солей и нерастворимых гидроксидов.
Лабораторные опыты. 11. Химические свойства основных и кислотных оксидов. 12. Условия необратимого протекания реакций обмена. 13. Химические свойства кислот и оснований. 14. Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств. 15. Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств. 16. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии фенолфталеина.
Практические работы. 5. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений (выполнение цепочки химических превращений).
ТЕМА 4. Периодический закон Д.И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь. Строение веществ в твердом, жидком и газообразном состояниях. (19 часов)
Первые попытки классификации химических элементов. Группы элементов со сходными свойствами. Периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева. Структура периодической системы химических элементов: малые и большие периоды, группы и подгруппы.
Научный подвиг Менделеева. Предсказание свойств еще не открытых элементов.
Планетарная модель строения атома. Атомное ядро. Изотопы.
Ядерные реакции. Происхождение химических элементов. Синтез искусственных радионуклидов и их применение.
Порядковый номер химического элемента — заряд ядра его атома. Современная формулировка Периодического закона. Распределение электронов в электронных слоях атомов химических элементов 1–3-го периодов. Характеристика химических элементов № 1–20 на основании их положения в периодической системе и строения атомов.
Металлы и неметаллы в Периодической системе Электроотрицательность.
Ковалентная связь. Механизм образования, полярная и неполярная связь. Направленность и насыщенность ковалентной связи. Свойства ковалентных соединений.
Ионная связь. Координационное число.
Межмолекулярное взаимодействие.
Строение твердых веществ. Кристаллические и аморфные вещества. Атомные и молекулярные кристаллы. Ионные кристаллы.
Жидкости. Давление пара.
Жидкие кристаллы.
Газы. Уравнение состояния идеального газа.
Демонстрационные опыты. Показ образцов щелочных металлов и галогенов. Получение оксидов некоторых элементов 3-го периода из простых веществ, растворение их в воде и испытание растворов индикаторами. Возгонка иода. Образцы ионных и ковалентных соединений. Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление летучести различных жидкостей и твердых тел. Сжижение сернистого газа или знакомство с образцом сжиженного газа.
Лабораторные опыты. 17. Знакомство с образцами металлов и неметаллов. 18. Знакомство со свойствами ковалентных и ионных соединений. 19. Амфотерные свойства гидроксида цинка.
Раздел 3. Тематическое планирование
8 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 68 ч)
№ п/п | Тема | Количество часов |
Введение. (2ч). |
1 | Предмет химии | 1 |
2 | Вещества | 1 |
Глава 1. Первоначальные химические понятия (14часов) |
3 | Практическая работа № 1 «Правила безопасности при работе в химической лаборатории. Знакомство с лабораторным оборудованием» | 1 |
4 | Индивидуальные вещества и смеси | 1 |
5 | Практическая работа № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли» | 1 |
6 | Физические и химические явления | 1 |
7 | Атомы. Химические элементы | 1 |
8 | Молекулы. Атомно-молекулярная теория | 1 |
9 | Закон постоянства состава веществ молекулярного строения | 1 |
10 | Классификация веществ. Простые и сложные вещества | 1 |
11 | Относительная атомная и молекулярная массы | 1 |
12 | Массовая доля химического элемента | 1 |
13 | Закон сохранения массы веществ | 1 |
14 | Типы химических реакций | 1 |
15 | Обобщающий урок по теме «Первоначальные химические понятия» | 1 |
16 | Контрольная работа № 1 | 1 |
Глава 2. Кислород. Водород. Вода. Растворы. (22 часа) |
17 | Кислород как химический элемент и простое вещество | 1 |
18 | Получение и химические свойства кислорода | 1 |
19 | Практическая работа № 3 «Получение кислорода» | 1 |
20 | Валентность | 1 |
21 | Воздух | 1 |
22 | Горение веществ на воздухе | 1 |
23 | Применение кислорода | 1 |
24 | Водород | 1 |
25 | Получение водорода | 1 |
26 | Химические свойства водорода | 1 |
27 | Применение водорода | 1 |
28 | Кислоты | 1 |
29 | Соли | 1 |
30 | Кислотные оксиды | 1 |
31 | Вода | 1 |
32 | Растворы | 1 |
33 | Массовая доля растворенного вещества | 1 |
34 | Практическая работа №4. «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества» | 1 |
35 | Химические свойства воды | 1 |
36 | Основания | 1 |
37 | Обобщающий урок | 1 |
38 | Контрольная работа № 2 | 1 |
Глава 3. Основные классы неорганических соединений. (11 часов) |
39 | Оксиды | 1 |
40 | Реакция нейтрализации | 1 |
41 | Взаимодействие оксидов с кислотами, основаниями и друг с другом | 1 |
42 | Условия протекания реакций обмена в водных растворах | 1 |
43 | Свойства кислот | 1 |
44 | Свойства оснований | 1 |
45 | Свойства солей | 1 |
46 | Генетическая связь | 1 |
47 | Решение задач по теме «Генетическая связь» | 1 |
48 | Практическая работа №5 | 1 |
49 | Контрольная работа № 3 | 1 |
Глава 4. Периодический закон Д.И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь. Строение веществ в твердом, жидком и газообразном состояниях. (19 часов) |
50 | Первые попытки классификации элементов | 1 |
51 | Амфотерность | 1 |
52 | Периодический закон Д. И. Менделеева | 1 |
53 | Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | 1 |
54 | Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева | 1 |
55 | Ядро атома. Изотопы | 1 |
56 | Строение электронных оболочек атомов | 1 |
57 | Электронные конфигурации элементов | 1 |
58 | Изменение свойств в группах и периодах. Электроотрицательность | 1 |
59 | Химическая связь | 1 |
60 | Ковалентная связь и ее свойства | 1 |
61 | Ионная связь | 1 |
62 | Валентность и степень окисления | 1 |
63 | Твердые вещества | 1 |
64 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа | 1 |
65 | Повторение. Решение задач | 1 |
66 | Подготовка к итоговой контрольной работе | 1 |
67 | Подготовка к итоговой контрольной работе | 1 |
68 | Итоговая контрольная работа | 1 |
9 класс
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Раздел | Виды деятельности |
Стехиометрия. Количественные отношения в химии | Описание веществ с помощью формул, а реакций — с помощью уравнений |
Определение различий между понятиями «масса» и «количество вещества» |
Понимание взаимосвязи между массой и количеством вещества |
Проведение стехиометрических расчетов по уравнению реакции |
Проведение стехиометрических расчетов по уравнению реакции |
Осознание универсальности закона Авогадро применительно к любому (идеальному) газу |
Проведение расчетов с использованием величины молярного объема газа при н. у. |
Проведение стехиометрических расчетов |
Раскрытие смысла основного закона стехиометрии, проведение стехиометрических расчетов по уравнению реакции |
Химическая реакция | Классификация веществ, определения понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация» |
Наблюдение за поведением веществ в растворах, конкретизация понятий «ион», «катион», «анион» |
Обобщение понятия «ион», классификация электролитов по степени диссоциации |
Исследование свойств растворов электролитов |
Характеристика условий течения реакций ионного обмена до конца |
Исследование свойств растворов электролитов |
Характеристика свойств основных классов неорганических соединений с позиций теории электролитической диссоциации |
Исследование свойств растворов электролитов |
Понимание диалектической связи понятий «окисление» и «восстановление», конкретизация понятий «окислитель» и «восстановитель» |
Характеристика окислительно-восстановительных реакций как процесса переноса электронов от восстановителя к окислителю |
Сопоставление металлов по химической активности |
Характеристика процессов, протекающих при электролизе расплавов |
Описание и анализ окислительно-восстановительных реакций |
Классификация реакций по тепловому эффекту |
Определение способов увеличения (уменьшения) скорости реакции |
Классификация реакций по различным признакам |
Химия неметаллов | Характеристика химических элементов-неметаллов малых периодов по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева |
Наблюдение демонстрируемых и самостоятельно проводимых опытов |
Наблюдение химических реакций и описание их с помощью русского языка и языка химии |
Обобщение знаний, формулирование выводов о закономерностях изменений свойств неметаллов в группах Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева |
Описание свойств изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями |
Различение кислотных и окислительных свойств |
Исследование и описание свойств изучаемых веществ |
Различение восстановительных и основных свойств |
Описание свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями |
Характеристика окислительных свойств азотной кислоты |
Сопоставление свойств элементов одной подгруппы |
Изучение свойств кислот и их солей |
Сравнение строения, физических и химических свойств алмаза и графита |
Изучение принципа действия угольного фильтра |
Анализ и сравнение свойств угарного и углекислого газов |
Описание свойств изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями |
Описание свойств солей угольной кислоты |
Понимание закономерностей круговорота элементов в природе на примере углерода |
Сопоставление свойств углекислого газа и кварца, угольной и кремниевой кислот |
Наблюдение и описание химических реакций с помощью русского языка и языка химии |
Обобщение знаний и умение делать выводы о закономерностях изменения свойств неметаллов в подгруппах и малых периодах |
Химия металлов | Обобщение знаний и умение делать выводы о закономерностях изменения свойств неметаллов в подгруппах и малых периодах |
Сопоставление и анализ свойств различных металлов |
Сопоставление различных методов получения металлов |
Сопоставление свойств металлов с применением их в технике |
Обобщение знаний и умение делать выводы о закономерностях изменения свойств щелочных металлов в подгруппе |
Наблюдение демонстрируемых и самостоятельно проводимых опытов |
Объяснение понятия «амфотерность» как возможность проявления противоположных свойств (кислотных и основных) |
Наблюдение и описание химических реакций железа и его соединений |
Описание свойств изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями |
Обобщение знаний и умение делать выводы о закономерностях изменения свойств металлов в подгруппах и малых периодах |
Обобщение сведений об элементах и неорганических веществах | Прогнозирование свойств неизученных элементов и их соединений на основе знаний о Периодическом законе |
Обобщение и формулирование выводов о закономерностях изменения свойств элементов и простых веществ в главных подгруппах и малых периодах |
Обобщение и формулирование выводов о закономерностях изменения свойств сложных соединений элементов — высших оксидов и гидроксидов, летучих водородных соединений. |
Содержание учебного предмета
9 класс (2ч в неделю, 68 часов в год)
Введение (1 ч.)
Тема 1. Стехиометрия. Количественные отношения в химии (10 ч)
Расчеты по химическим формулам — нахождение массовой доли элемента в соединении. Вывод формулы соединения. Моль — единица количества вещества.
Закон Авогадро. Молярный объем идеального газа. Абсолютная и относительная плотность газов.
Расчеты по уравнениям реакций. Вычисление массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из реагентов или продуктов. Расчеты объемных отношений газов в реакциях.
Расчеты по уравнениям реакций в случае, когда одно из веществ находится в недостатке. Вычисление массы одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
Выход химической реакции. Определение выхода.
Демонстрационные опыты. Показ некоторых соединений количеством вещества 1 моль. Демонстрация молярного объема идеального газа.
Тема 2. Химическая реакция (17 ч)
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Диссоциация кислот, солей и оснований. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. Ион гидроксония. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи. Реакции ионного обмена и условия их протекания. Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Процессы окисления-восстановления. Составление электронного баланса. Типичные окислители и восстановители.
Принцип действия химических источников тока. Электролиз. Тепловой эффект химической реакции. Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы.
Классификация химических реакций по различным признакам: изменению степени окисления химических элементов, поглощению или выделению энергии, наличию или отсутствию катализатора.
Демонстрационные опыты. Электропроводность воды и водных растворов различных соединений. Разложение дихромата аммония. Экзотермические и эндотермические реакции. Влияние различных факторов (температура, концентрация, степень измельчения твердого вещества) на скорость взаимодействия цинка с соляной кислотой.
Лабораторные опыты. 20. Проведение реакций обмена в растворах электролитов. 21. Определение кислотности среды растворов различных веществ. 22. Каталитическое разложение пероксида водорода.
Практические работы. 6. Экспериментальное решение задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Тема 3. Химия неметаллов (22 ч)
Элементы-неметаллы. Особенности электронного строения, общие свойства. Галогены — элементы главной подгруппы VII группы. Общая характеристика подгруппы. Возможные степени окисления.
Особенности фтора. Хлор, его распространенность в природе, получение, физические и химические свойства, применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Качественная реакция на хлорид-ион. Определение иода крахмалом. Порядок вытеснения одного галогена другим из растворов галогенидов.
Сера, ее нахождение в природе, аллотропия, физические и химические свойства. Сероводород. Сульфиды. Сернистый газ. Оксид серы (VI) (серный ангидрид) и серная кислота. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Получение и применение серной кислоты (без технологической схемы).
Качественная реакция на сульфат-ион.
Азот, его нахождение в природе, валентные возможности атома азота. Азот как простое вещество. Физические и химические свойства, получение, применение. Проблема связывания атмосферного азота. Представление о минеральных удобрениях.
Аммиак. Строение молекулы, физические и химические свойства, получение (без технологической схемы) и применение.
Соли аммония. Качественная реакция на ион аммония.
Оксиды азота. Азотная кислота. Получение, физические и химические свойства, реакция с металлами. Применение азотной кислоты. Нитраты. Круговорот азота.
Фосфор. Белый фосфор. Получение и применение красного фосфора. Оксид фосфора (V) (фосфорный ангидрид) и фосфорная кислота.
Алмаз и графит — аллотропные модификации углерода. Адсорбция. Угарный газ, его свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода. Парниковый эффект и его последствия.
Кремний. Оксид кремния (IV), кремниевая кислота и силикаты. Стекло. Керамика. Цемент и бетон. Стекло — пример аморфного материала.
Химическое загрязнение окружающей среды оксидами серы и азота.
Демонстрационные опыты. Получение хлора и изучение свойств хлорной воды. Качественная реакция на хлорид-ионы. Реакция соединения серы и железа. Действие концентрированной серной кислоты на медь и сахарозу. Обугливание лучинки концентрированной серной кислотой. Горение сероводорода.
Осаждение сульфидов металлов. Получение сернистого газа. Качественная реакция на сернистый газ. Растворение аммиака в воде. Аммиачный фонтан. Получение аммиака из хлорида аммония и его взаимодействие с хлороводородом. Взаимодействие меди с разбавленной и концентрированной азотной кислотой.
Взаимодействие фосфорного ангидрида с водой. Поглощение активированным углем газов и веществ, растворенных в воде. Знакомство с кристаллическими решетками графита и алмаза.
Лабораторные опыты.
23. Изучение свойств соляной кислоты.
24. Знакомство с образцами серы и сульфидов металлов.
25. Качественная реакция на серную кислоту и ее соли.
26. Распознавание сульфитов.
27. Разложение хлорида аммония.
28. Свойства ортофосфорной кислоты и ее солей.
29. Знакомство с образцами минеральных удобрений.
30. Ознакомление со свойствами карбонатов и гидрокарбонатов. Качественная реакция на карбонат-ион.
31. Свойства кремниевой кислоты и растворов силикатов.
32. Ознакомление с образцами природных силикатов, строительных материалов, мелом, известняком, мрамором, кварцем, глиной, полевым шпатом.
Практические работы.
7. Экспериментальное решение задач по теме «Неметаллы».
8. Получение аммиака и опыты с ним.
9. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Тема 4. Химия металлов (10 ч)
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов металлов. Понятие о металлической связи. Общие свойства металлов. Способы получения металлов. Понятие о металлургии. Ряд напряжений металлов. Вытеснение одного металла другим из раствора соли. Значение металлов в народном хозяйстве.
Щелочные металлы. Общая характеристика подгруппы. Натрий, его физические свойства, взаимодействие с неметаллами и водой. Хлорид натрия — поваренная соль. Карбонат и гидрокарбонат натрия, их применение и свойства. Окрашивание пламени солями натрия.
Кальций — представитель семейства щелочноземельных металлов. Физические свойства, взаимодействие с неметаллами и водой. Соединения кальция. Мрамор. Гипс. Известь. Строительные материалы. Окрашивание пламени солями кальция. Алюминий. Физические и химические свойства, применение. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Дуралюмин как основа современной авиации.
Железо. Физические и химические свойства (взаимодействие с кислородом, кислотами, хлором). Соединения железа (II) и железа (III). Качественная реакция на ион железа (III). Чугун и сталь — важнейшие сплавы железа. Закаленная и отпущенная сталь. Коррозия железа.
Демонстрационные опыты. Взаимодействие натрия и кальция с водой. Горение натрия в хлоре. Окрашивание пламени солями натрия и кальция. Взаимодействие алюминия с водой, растворами кислот и щелочей. Восстановление оксида железа (III) алюминием. «Сатурново дерево» (взаимодействие цинка с раствором нитрата свинца). Получение железного купороса растворением железа в серной кислоте. Окисление гидроксида железа (II) на воздухе. Коррозия железа.
Лабораторные опыты.
33. Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).
34. Растворение магния, железа и цинка в соляной кислоте.
35. Вытеснение одного металла другим из раствора соли.
36. Осаждение и растворение гидроксида алюминия.
37. Определение соединений железа (III) в растворе при помощи роданида калия.
Тема 5. Обобщение сведений об элементах и неорганических веществах (9 ч)
Закономерности изменения свойств элементов и простых веществ в главных подгруппах и в малых периодах. Закономерности изменения свойств сложных соединений элементов – высших оксидов и гидроксидов, летучих водородных соединений.
Демонстрационные опыты. Образцы простых веществ-металлов и неметаллов 2_го и 3_го периодов.
Лабораторные работы.
38. Испытание индикатором водных растворов водородных соединений азота, кислорода, серы и хлора.
Тематическое планирование
9 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 68 ч)
№ п/п | Тема | Количество часов |
Глава 1. Стехиометрия. Количественные отношения в химии (10 ч) |
1 | Повторение и обобщение пройденного материала | 1 |
2 | Моль — единица количества вещества | 1 |
3 | Молярная масса | 1 |
4 | Расчеты по уравнениям реакций | 1 |
5 | Решение расчетных задач | 1 |
6 | Закон Авогадро. Молярный объем газов | 1 |
7 | Расчеты по уравнениям реакций с участием газов | 1 |
8 | Решение задач | 1 |
9 | Обобщающий урок | 1 |
10 | Контрольная работа № 1 | 1 |
Глава 2. Химическая реакция (17 ч) |
11 | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация | 1 |
12 | Диссоциация кислот, оснований и солей | 1 |
13 | Сильные и слабые электролиты | 1 |
14 | Кислотность среды. Водородный показатель | 1 |
15 | Реакции ионного обмена и условия их протекания | 1 |
16 | Решение задач на составление ионных уравнений реакций | 1 |
17 | Свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации | 1 |
18 | Практическая работа № 1 | 1 |
19 | Окисление и восстановление | 1 |
20 | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций | 1 |
21 | Химические источники тока. Электрохимический ряд напряжений металлов | 1 |
22 | Электролиз | 1 |
23 | Обобщающий урок по теме «Окислительно-восстановительные реакции» | 1 |
24 | Тепловые эффекты химических реакций | 1 |
25 | Скорость химических реакций | 1 |
26 | Классификация химических реакций | 1 |
27 | Контрольная работа № 2 | 1 |
Глава 3. Химия неметаллов (22 ч) |
28 | Общая характеристика неметаллов | 1 |
29 | Хлор | 1 |
30 | Хлороводород и соляная кислота | 1 |
31 | Галогены | 1 |
32 | Сера и ее соединения | 1 |
33 | Серная кислота | 1 |
34 | Азот | 1 |
35 | Аммиак | 1 |
36 | Практическая работа №2 | 1 |
37 | Азотная кислота | 1 |
38 | Фосфор | 1 |
39 | Фосфорная кислота | 1 |
40 | Углерод | 1 |
41 | Уголь | 1 |
42 | Угарный и углекислый газы | 1 |
43 | Практическая работа № 3 | 1 |
44 | Угольная кислота и ее соли | 1 |
45 | Круговорот углерода в природе | 1 |
46 | Кремний и его соединения | 1 |
47 | Практическая работа №4 | 1 |
48 | Обобщающий урок | 1 |
49 | Контрольная работа № 3 | 1 |
Глава 4. Химия металлов (10 ч) |
50 | Общая характеристика элементов-металлов | 1 |
51 | Простые вещества-металлы | 1 |
52 | Получение металлов | 1 |
53 | Применение металлов в технике | 1 |
54 | Щелочные металлы | 1 |
55 | Кальций | 1 |
56 | Алюминий | 1 |
57 | Железо | 1 |
58 | Практическая работа №5 | 1 |
59 | Обобщающий урок по теме «Металлы» | 1 |
Глава 5. Обобщение сведений об элементах и неорганических веществах (9 ч) |
60 | Обобщающий урок по теме «Строение атома. Периодический закон» | 1 |
61 | Закономерности изменения свойств элементов и простых веществ в главных подгруппах и малых периодах | 1 |
62 | Закономерности изменения свойств сложных соединений элементов — высших оксидов и гидроксидов, летучих водородных соединений | 1 |
63 | Обобщающий урок | 1 |
64 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа | 1 |
65 | Обобщение пройденного материала за 1 полугодие | 1 |
66 | Обобщение пройденного материала за 2 полугодие | 1 |
67 | Подготовка к итоговой контрольной работе | 1 |
68 | Итоговая контрольная работа за курс 9 класса | 1 |
22