СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии для 8-9 классов

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по химии для 8-9 классов составлена на основе УМК Еремина В.В., Кузьменко Н.Е. и др.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии для 8-9 классов»

Негосударственная общеобразовательная автономная

некоммерческая организация

«ПАВЛОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ»


УТВЕРЖДЕНО

Приказ № ____ – АДМ

от __ августа 2020 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ХИМИИ

учителя химии Веселовой Л.А.

для 8-9 классов







«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО


Протокол №1 от ____.08. 2020 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора АНО «Павловская гимназия»


_______________ /Е.Ю. Васюкова /

____ августа 2020 г.














2020 г.

Пояснительная записка

В 2020-2022 учебных годах представленная программа реализуется в 8-9 классах.

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12. 2014, с изм. от 02.05. 2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 5. 07. 2017);

Основной образовательной программы основного общего образования АНО «Павловская гимназия»;

Авторской программы Еремина В.В.

Линия УМК Лунина В.В. «Вертикаль» изд. Дрофа для 8-9 класса

Учебного плана АНО «Павловская гимназия» на 2020-2021 учебный год;

Устава АНО «Павловская гимназия».

Место учебного предмета в учебном плане

Особенности содержания курса «Химия» являются главной причиной того, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду естественнонаучных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. В образовательной программе по химии на изучение химии в 8 и 9 классах отводится 136 часов (2 часа в неделю, 68 часов в год). Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологи. Срок реализации программы – 2 года.

Условия реализации

Обучение производится в специально оборудованных аудиториях и лабораториях, что позволяет полноценно проводить процесс обучения, в т.ч. химический эксперимент. Имеются кабинет для занятий с классом, оснащенный вытяжным шкафом для проведения демонстрационных экспериментов, и два кабинета-лаборатории для групповых занятий. Кабинеты оснащены проекционным техническим оборудованием, компьютерами, средствами наглядности и необходимым химическим оборудованием.

АНО «Павловская гимназия» является школой полного дня, что даёт возможность повысить эффективность освоения образовательной программы и достичь планируемых результатов.

Цели изучения

Изучение химии на второй ступени общего образования должно обеспечить:

• формирование системы химических знаний как части естественнонаучной картины мироздания;

• развитие личности учащихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование гуманистических отношений, воспитание бережного отношения к природе;

• понимание потребности общества в развитии химии и возможности выбора химии в качестве будущей специальности;

• приобретение навыка безопасной работы с веществами, включая те, с которыми учащиеся встречаются в повседневной жизни (средства бытовой химии, лекарства, удобрения).

Общая характеристика курса химии 8-9 класса

В течение первого года обучения (8 класс) главное внимание уделяется формированию у учащихся элементарных химических навыков, химического языка и химического мышления, в первую очередь на объектах, знакомых им из повседневной жизни (кислород, воздух, вода).

На втором году обучения (9 класс) рассматриваются основы стехиометрии, изучаются теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных превращений. На их основе подробно изучают свойства неорганических веществ: металлов, неметаллов и их соединений. В специальном разделе кратко рассматриваются элементы органической химии и биохимии.

В центре внимания химии находятся вещества, их свойства и превращения, а также вытекающее из свойств применение. Поэтому изучение химии имеет как фундаментальные

цели построения единой естественнонаучной картины мироздания, так и сугубо практические, связанные с применением конкретных веществ в технике, промышленности, сельском хозяйстве и быту.

Важнейшими содержательными линиями школьного курса химии могут быть условно названы «вещество», «химическая реакция», «применение веществ» и «язык химии». Блок «Вещество» включает знания о веществах: составе, строении и свойствах (физических и химических), в том числе анализ биологической активности и токсичности. Блок «Химическая реакция» предусматривает знакомство с условиями и закономерностями протекания химических реакций, системой классификации химических реакций и способами управления реакциями. Особенно следует выделить реакции, осуществляемые в промышленности. Блок «Применение веществ» несет в себе информацию об областях применения соединений, логически вытекающую из анализа свойств веществ (блок «Вещество»), так как именно свойства веществ определяют их применение. Блок «Язык химии» включает в себя важнейшие понятия и термины химии, а также химическую номенклатуру. В этот блок также входят и важнейшие теории и концепции — атомно-молекулярное учение, закон сохранения массы, Периодический закон Д. И. Менделеева.

Два блока («Вещество» и «Применение веществ») включают в себя описательную часть — знакомство с конкретными веществами и областями их применения. Два других блока («Химическая реакция» и «Язык химии») содержат основные термины, теории и учения современной химии. Именно они служат основой формирования теоретических представлений о химии как науке, указывают на место химии в ряду естественнонаучных дисциплин.

Обучение методам познания, реализованное в предлагаемом курсе, можно рассматривать как направление формирования у школьников субъективного познавательного опыта. Этот опыт характеризуется способностью к познанию сущности явлений, скрытой от непосредственного восприятия. В связи с этим у них формируется важное представление о том, что результат познания может быть не окончательным, он находится в постоянном развитии. Представление о незавершенности познания также является важным результатом обучения.

В изучении дисциплины «Химия» значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, описанию результатов ученического эксперимента, соблюдению норм и правил безопасной работы в химической лаборатории.

Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты

Обучающийся научится:

• описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

• раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;

• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях;

• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли – по составу;

• описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ – кислорода и водорода;

• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами; осознать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

• Классифицировать многообразие химических реакций

• Изучит свойства металлов, неметаллов и их соединений

Обучающийся получит возможность:

• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

• использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • уметь оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • уметь оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • основам проектно-исследовательской деятельности;

  • давать определение понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничения понятия;

  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • учитывать мнения и интересы и уметь обосновывать собственную позицию;

  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • уметь брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

  • ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

  • делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

  • умениям самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

  • умениям соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения цели;

  • принимать решения в проблемной ситуации;

  • при планировании достижения целей самостоятельно учитывать средства их достижения;

  • овладению основами саморегуляции эмоциональных состояний;

  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Личностные результаты

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей;

  • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;

  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  • уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

  • уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

  • потребность в соблюдении здорового образа жизни;

  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

  • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении сверстников в школе;

  • устойчивый познавательный интерес.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интересов учения;

  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;

  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам другим, выражающегося в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Планируемые предметные результаты оцениваются в ходе тематического контроля по завершении раздела или темы. Промежуточный контроль позволяет осуществлять формирующее оценивание и корректировать работу по достижению обучающимися планируемых результатов. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения. Формы контроля в 8-ом и 9-ом классе: тестирование, проверочная работа, практическая и контрольная работа.

Оценка метапредметных и личностных результатов осуществляется в ходе наблюдения за деятельностью учеников при выполнении групповой работы, проектных работ, презентации результатов своей работы или работы группы в рамках урочной деятельности и участии в школьных мероприятиях.


Учебно-тематический план

Название темы (раздела)

Количество часов

общее

теория

Пр раб.

8 класс

1.

Первоначальные химические понятия

16

14

2

2.

Количественные отношения в химии. Стехиометрия

9

9

-

3.

Кислород. Оксиды. Валентность

7

6

1

4.

Водород. Кислоты. Соли

6

6

-

5.

Вода. Растворы. Основания

8

7

1

6.

Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений

10

9

1

7.

Периодический закон и Периодическая система

химических элементов Д. И. Менделеева

5

5

-

8.

Строение атома. Современная формулировка Периодического закона

5

5

-


Резерв

2

2

-

Итого:

68

63

5


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ХИМИИ VIII класс

(2 в неделю; всего 68 из них 2 резервное время)

Тема 1. Первоначальные химические понятия (16 час)

Место химии среди естественных наук. Предмет химии. Тело и вещество. Физические свойства веществ. Агрегатные состояния вещества. Индивидуальные (чистые) вещества и смеси. Методы разделения смесей (фильтрование, отстаивание, выпаривание, перегонка). Физические и химические явления. Изменения, происходящие с веществами. Химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Химические свойства. Химические процессы в окружающем нас мире. Работа в химической лаборатории. Газовые горелки (горелка Бунзена и Теклю), спиртовки. Пламя и его строение. Электрические плитки. Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Атомы. Химический элемент как вид атомов. Символы (знаки) химических элементов. Распространенность элементов на Земле и в космосе. Атомно-молекулярное учение. Значение работ Дж. Дальтона и М. В. Ломоносова для формирования атомистического мировоззрения. Молекула как мельчайшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами. Химические формулы. Индексы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ, имеющих молекулярное строение. Классификация веществ. Простые и сложные вещества. Понятие об аллотропии и аллотропных модификациях. Металлы и неметаллы. Органические и неорганические вещества. Массы атомов и молекул. Понятие об относительной атомной и молекулярной массе. Качественный и количественный состав вещества. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Массовая доля химического элемента в химическом соединении и ее вычисление по формуле соединения. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова. Уравнение химической реакции. Коэффициенты. Типы химических реакций: соединение, разложение, замещение, обмен.

Демонстрации. Образцы индивидуальных веществ (металлы, неметаллы, сложные вещества) и смесей (растворы, гранит). Разделение смеси медного купороса и серы растворением. Горение магния. Кипение спирта. Горение спирта. Образование аммиака при растирании смеси гашеной извести с хлоридом аммония. Опыты, демонстрирующие появление окраски при смешении двух растворов (таннина и сульфата железа (II), сульфата меди (II) и аммиака, желтой кровяной соли и хлорида железа (III), нитрата свинца (II) и иодида калия, фенолфталеина и щелочи). Модели некоторых простых молекул (вода, углекислый газ, кислород, водород). Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.

Лабораторные опыты. 1. Изучение свойств веществ. 2. Разделение смеси. 3. Физические явления и химические реакции. 4. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. 5. Окисление медной пластинки (проволоки). 6. Разложение малахита. 7. Взаимодействие железа с раствором медного купороса.

Практические работы. 1. Правила безопасности при работе в химической лаборатории. Знакомство с лабораторным оборудованием. 2. Очистка загрязненной поваренной соли.

Типы расчетных задач. 1. Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения. 2. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.

Выпускник научится:

— характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

— давать название 20 химическим элементам по их символу; простым веществам, оксидам, сульфидам, хлоридам по их химическим формулам;

    • составлять формулы веществ изученных классов по валентности атомов химических элементов; уравнения изученных химических реакций, если формулы исходных веществ и продуктов реакции учащимся известны;

    • определять признаки чистого вещества и смеси; условия и признаки протекания изучаемых реакций; качественный и количественный составы веществ по их формулам, валентность атомов химических элементов по формулам (в бинарных соединениях); явления, сущность которых может быть объяснена с позиции атомно-молекулярной теории; различие между фактом и умозаключением; реакции разложения и соединения;описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

— раскрывать смысл основных химических понятий: «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

— раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;

— различать химические и физические явления;

— называть химические элементы;

— определять состав веществ по их формулам;

— определять валентность атома элемента в соединениях;

— определять тип химических реакций;

— называть признаки и условия протекания химических реакций;

— выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта.

Выпускник получит возможность:

  • пояснять различие между фактом и умозаключением; истинность изученных химических законов и теоретических представлений на основании знаний о результатах экспериментов.

    • проводить экспериментально нагревание, отстаивание, фильтрование и выпаривание; очистку растворимого в воде вещества от содержащихся в нем не-растворимых в воде примесей; растворение веществ;

    • соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами, лабораторной посудой и оборудованием.


Тема 2. Количественные отношения в химии. Стехиометрия (9 час)

Моль — единица количества вещества. Число Авогадро. Молярная масса. Вывод формулы соединения. Простейшая (эмпирическая) и молекулярная формулы. Закон Авогадро. Молярный объем газа. Нормальные и стандартные условия. Абсолютная и относительная плотность газов. Расчеты по уравнениям реакций. Вычисление массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из реагентов или продуктов. Расчеты объемных отношений газов в химических реакциях. Вычисление количества молекул по известному количеству вещества. Расчеты по уравнениям реакций в случае, когда одно из веществ находится в недостатке. Вычисление массы одного из продуктов реакции по массе раствора, содержащего определенную долю исходного вещества. Выход продукта химической реакции, его расчет.

Демонстрации. Показ некоторых соединений количеством вещества 1 моль. Демонстрация молярного объема идеального газа.

Типы расчетных задач. 1. Расчет молярной массы вещества. 2. Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.

Выпускник научится:

— вычислять количество, объем или массу вещества по

количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

— раскрывать смысл понятий: «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;

Выпускник получит возможность научиться:

    • проводить расчеты: массовой доли химического элемента в веществе по результатам химической реакции, а также по химической формуле вещества, относительную молекулярную массу, молярную массу вещества по его химической формуле; количества вещества, зная массу или объем (газа) и наоборот; количества реагирующего вещества или продукта реакции по уравнению реакции.

Выпускник получит возможность научиться:

— вычислять количество молекул по известному количеству вещества;

— проводить стехиометрические расчеты по уравнению реакции в случае, когда одно из веществ находится в недостатке.


Тема 3. Кислород. Оксиды. Валентность (7 час)

Кислород — химический элемент и простое вещество. Озон — аллотропная модификация кислорода. Кислород, его распространенность в природе. Физические свойства кислорода. Химические свойства кислорода: взаимодействие с серой, фосфором, углем, водородом, натрием, алюминием, железом, метаном, сероводородом. История открытия кислорода. Получение кислорода в лаборатории (разложением бертолетовой соли, пероксида водорода и перманганата калия) и в промышленности. Качественная реакция на газообразный кислород. Применение кислорода. Понятие о катализе и катализаторах. Валентность. Составление формул по валентности. Структурные формулы. Оксиды металлов и неметаллов. Воздух — смесь газов. Состав воздуха. Выделение кислорода из воздуха. Понятие о благородных (инертных) газах. Токсичные вещества в воздухе. Горение веществ на воздухе. Горючие вещества. Температура воспламенения. Медленное окисление. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Бытовая химическая грамотность. Тушение пожаров. Огнетушитель.

Демонстрации. Наполнение газометра кислородом. Модели молекул воды, углекислого газа, водорода, кислорода, метана, аммиака. Горение угля, серы, фосфора и железа в кислороде. Приемы тушения пламени.

Лабораторные опыты. 8. Получение кислорода разложением пероксида водорода.

Практические работы. 3. Получение и свойства кислорода.

Типы расчетных задач. 1. Вычисление относительной плотности одного газа по другому газу. 2. Вычисление количества молекул по известному количеству вещества.

Выпускник научится:

— составлять формулы бинарных соединений;

— составлять уравнения химических реакций;

— соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

— пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

— вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

— вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения.

Выпускник получит возможность научиться:

— выводить простейшую (эмпирическую) формулу соединения;

— вычислять относительную плотность одного газа по другому газу.


Тема 4. Водород. Кислоты. Соли (6 час)

Водород — химический элемент и простое вещество. Распространенность водорода в природе. Физические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории. Водород — взрывоопасное вещество. Качественная реакция на газообразный водород. История открытия водорода. Химические свойства водорода: взаимодействие с кислородом, серой, хлором, оксидами меди и свинца. Меры безопасности при работе с водородом. Получение водорода в промышленности. Применение водорода. Понятие о ряде активности металлов. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Неорганические и органические кислоты. Бескислородные и кислородсодержащие кислоты. Кислотный остаток. Основность кислот. Одно-, двух- и трехосновные кислоты. Физические свойства кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с активными металлами. Представление о кислотно-осно́вных индикаторах. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли (средние). Составление формул солей. Номенклатура. Физические свойства солей. Кристаллогидраты. Химические свойства солей: взаимодействие с металлами. Применение солей. Кислотные оксиды или ангидриды кислот. Взаимодействие кислотных оксидов с водой.

Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, горение водорода на воздухе. Восстановление оксида металла водородом. Взрыв гремучего газа. Образцы неорганических и органических кислот. Действие кислот на индикаторы. Меры безопасности при работе с кислотами. Образцы различных солей. Обезвоживание медного купороса. Взаимодействие оксида фосфора (V) с водой.

Лабораторные опыты. 9. Взаимодействие кислот с металлами. 10. Получение водорода и изучение его свойств. 11. Восстановление оксида меди (II) водородом. 12. Ознакомление со свойствами соляной и серной кислот.

Практические работы.

Выпускник научится:

— характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;

— получать, собирать кислород и водород;

— распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;

— раскрывать смысл закона Авогадро.

Выпускник получит возможность научиться:

— выводить простейшую (эмпирическую) формулу соединения;

— вычислять относительную плотность одного газа по другому газу.


Тема 5. Вода. Растворы. Основания (8 час)

Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические свойства воды. Гигроскопичность. Минеральные воды. Перегонка (дистилляция) воды. Дистиллированная и деионизованная вода. Очистка воды. Сточные воды. Растворы. Вода как растворитель. Растворимость веществ

(твердых, жидких и газообразных) в воде. Классификация веществ по растворимости. Зависимость растворимости от температуры и давления. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества. Приготовление растворов. Химические свойства воды: реакции с натрием, железом, оксидом кальция, оксидом углерода (IV), оксидом фосфора (V). Электролиз воды. Получение кислот при взаимодействии оксидов неметаллов с водой. Понятие об основаниях. Получение щелочей при взаимодействии с водой активных металлов или их оксидов. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Щелочи и нерастворимые в воде основания. Получение оснований. Разложение нерастворимых в воде оснований при нагревании. Применение оснований. Правила безопасной работы с щелочами.

Демонстрации. Перегонка воды. Увеличение объема воды при замерзании. Растворение окрашенной соли (медного купороса, хлорида никеля, перманганата калия) в воде. Зависимость растворимости соли от температуры. Выпадение кристаллов при охлаждении насыщенного раствора (нитрата калия, алюмокалиевых квасцов, иодида свинца (II) («Золотой дождь»)). Растворимость спирта, ацетона, серной кислоты, бензина и четыреххлористого углерода в воде. Взаимодействие натрия с водой. Взаимодействие водяного пара с железом. Гашение извести. Разложение воды (раствора сульфата натрия) электрическим током. Меры безопасности при работе с щелочами.

Лабораторные опыты. 13. Растворимость твердых веществ в воде. 14. Зависимость растворимости газов от температуры. 15. Ознакомление со свойствами щелочей. 16. Дегидратация гидроксида меди (II).

Практические работы. 4. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

Типы расчетных задач. 1. Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе. 2. Расчеты по уравнениям реакций в случае, когда одно из веществ находится в недостатке. 3. Вычисление массы одного из продуктов реакции по массе раствора, содержащего определенную долю исходного вещества.

Выпускник научится:

— характеризовать физические и химические свойства воды;

— раскрывать смысл понятия «раствор»;

— вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

— приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества.

Выпускник получит возможность научиться:

— вычислять массу одного из продуктов реакции по массе раствора, содержащего определенную долю исходного вещества;

    • давать классификацию веществ по различным признакам; типологию химических реакций по составу исходных веществ и продуктов.

    • соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами, лабораторной посудой и оборудованием;

    • уметь оказывать помощь пострадавшим от неумелого обращения с изученными веществами.


Тема 6. Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений

(10 час)

Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов: взаимодействие с водой, кислотами и основаниями, взаимодействие между кислотными и осно́вными оксидами. Получение и применение оксидов. Кислоты. Химические свойства кислот: взаимодействие с осно́вными оксидами, основаниями и солями. Получение

и применение кислот. Основания. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотными оксидами, кислотами и солями. Реакция нейтрализации. Соли. Классификация. Номенклатура. Получение солей. Химические свойства солей: реакции с кислотами, щелочами и другими солями. Понятие о кислых и осно́вных солях. Условия протекания реакций обмена в водных растворах. Генетическая связь между важнейшими классами неорганических соединений. Классификация неорганических веществ. Понятие о металлоидах, гидридах, карбидах, силицидах, нитридах, пероксидах.

Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов. Химические свойства растворов кислот, солей и щелочей. Реакция нейтрализации. Взаимодействие оксида меди с серной кислотой. Взаимодействие карбоната магния с серной кислотой. Осаждение и растворение осадков солей и нерастворимых гидроксидов.

Лабораторные опыты. 17. Ознакомление с образцами оксидов. 18. Реакция нейтрализации. 19. Взаимодействие осно́вных оксидов с кислотами. 20. Реакции обмена в водных растворах.

Практические работы. 5. Экспериментальное решение задач по теме «Генетические связи между классами неорганических соединений».

Типы расчетных задач.

1. Расчет выхода продукта химической реакции.

Выпускник научится:

— называть соединения изученных классов неорганических веществ;

— характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

— определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

— составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

— проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

— распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

— характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений.

Выпускник получит возможность:

— рассчитывать выход продукта химической реакции;

— выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

— характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества.


Тема 7. Периодический закон и Периодическая система

химических элементов Д. И. Менделеева (5 час)

Первые попытки классификации химических элементов. Группы элементов со сходными свойствами: щелочные металлы, щелочноземельные металлы, галогены, халькогены, благородные (инертные) газы. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Основы классификации химических элементов Д. И. Менделеева. Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева как естественнонаучная классификация химических элементов. Порядковый номер элемента. Структура Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева: периоды (малые и большие), группы и подгруппы (главные и побочные). Короткий и длинный варианты Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Лантаноиды и актиноиды.

Научный подвиг Д. И. Менделеева. Предсказание свойств еще не открытых элементов. Значение Периодического закона Д. И. Менделеева. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

Демонстрации. Коллекция галогенов, халькогенов, щелочных и щелочноземельных металлов. Получение гидроксидов цинка и меди, их отношение к кислотам и основаниям. Получение оксидов некоторых элементов 3-го периода из простых веществ, растворение их в воде и испытание растворов индикаторами.

Лабораторные опыты. 21. Получение гидроксида цинка и изучение его свойств.

Выпускник научится:

— раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева;

— объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д. И. Менделеева;

— объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

— характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

  • классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;

  • характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

  • описывать основные предпосылки открытия Д.И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов и многообразную научную деятельность ученого;

  • характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева;

  • осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.

Выпускник получит возможность:

  • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

  • описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

  • применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ.


Тема 8. Строение атома. Современная формулировка Периодического закона (5 час)

Ядро атома. Элементарные частицы: протоны, нейтроны и электроны. Планетарная модель строения атома. Изотопы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Современная формулировка Периодического закона. Радиоактивные изотопы (радионуклиды). Природа электрона: свойства частицы и волны. Атомная орбиталь и электронное облако. s-, p-, d-, f-орбитали. Форма s- и p-орбиталей. Энергетический уровень. Максимальное число электронов на энергетических уровнях (емкость энергетического уровня).

Распределение электронов в электронных слоях атомов химических элементов 1—3-го периодов. Характеристика первых двадцати химических элементов на основании их положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения их атомов. Валентные электроны. Металлы и неметаллы в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Понятие об ионе (катионе, анионе). Закономерности изменения свойств атомов химических элементов на основе положения в Периодической системе Д. И. Менделеева и строения атома. Электроотрицательность атомов химических элементов. Изменение радиуса атома, электроотрицательности, металлических свойств в периодах и главных подгруппах.

Выпускник научится:

  • раскрывать смысл периодического закона Д.И. Менделеева;

  • описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

  • характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

— составлять схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д. И. Менделеева.

Выпускник получит возможность:

  • развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, ее основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.


Примерное тематическое планирование в 8 классе

п/п

Наименование раздела и тем урока

Кол-во

часов


Тема 1. Первоначальные химические понятия

16

Предмет химии

1

Вещества. Агрегатные состояния

вещества

1

Практическая работа № 1. «Правила безопасности при работе в хим. лаборатории. Знакомство с лаб. оборудованием»

1

Индивидуальные вещества и смеси веществ. Разделение смесей

1

Практическая работа № 2. «Очистка загрязненной поваренной соли»

1

Физические и химические явления

1

Атомы. Химические элементы

1

Молекулы. Атомно-молекулярная теория

1

Закон постоянства состава веществ молекулярного строения

1

Классификация веществ. Простые и сложные вещества

1

Относительная атомная и молекулярная массы. Качественный и количественный состав вещества

1

Решение задач по теме «Массовая доля химического элемента»

1

Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций

1

Типы химических реакций

1

Обобщающее повторение по теме «Первоначальные химические

понятия»

1

Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные химические понятия»

1


Тема 2. Количественные отношения в химии. Стехиометрия

9

Моль — единица количества вещества. Молярная масса

1

Вычисление массы вещества по известному количеству вещества

1

Вывод простейшей формулы вещества. Решение задач

1

Закон Авогадро. Молярный объем газов. Нахождение объема газов по известному количеству вещества

1

Относительная плотность газов

1

Решение расчетных задач с использованием уравнений реакций

1

Расчеты по уравнениям реакций

1

Расчеты по уравнениям реакций с участием газов

1

Обобщающее повторение по теме «Количественные отношения в химии. Стехиометрия.»

1


Тема 3. Кислород. Оксиды. Валентность

7

Кислород — химический элемент и простое вещество. Озон — аллотропная модификация кислорода. Кислород, его распространенность в природе. Физические свойства кислорода

1

Получение кислорода в лаборатории. Химические свойства кислорода

1

Практическая работа № 3. «Получение и свойства кислорода»

1

Валентность. Составление формул оксидов

1

Воздух — смесь газов. Состав воздуха. Выделение кислорода из воздуха. Понятие о благородных (инертных) газах. Токсичные вещества в воздухе. Горение веществ на воздухе

1

Получение кислорода в промышленности, его применение

1

Обобщающее повторение по теме «Кислород. Оксиды. Валентность»

1


Тема 4. Водород. Кислоты. Соли

6

Водород — химический элемент и простое вещество. Распространенность водорода в природе. Физические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории

1

Химические свойства водорода. Применение водорода. Получение водорода в промышленности

1

Кислоты: номенклатура, классификация, физ и хим. свойства, действие на индикаторы

1

Соли: номенклатура, физ. и хим. свойства, применение.

1

Кислотные оксиды

1

Обобщающее повторение по теме «Водород. Кислоты. Соли»

1


Тема 5. Вода. Растворы. Основания

8

Вода. Растворы. Растворимость твердых веществ в воде. Растворимость газов и жидкостей в воде

1

Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества

1

Практическая работа № 4. «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества»

1

Решение задач по теме «Приготовление растворов»

1

Химические свойства воды

1

Основания: номенклатура, классификация, физ. и хим. свойства, получение, разложение нерастворимых и применение

1

Обобщающее повторение по темам «Кислород. Оксиды. Валентность», «Водород. Кислоты. Соли», «Вода. Растворы. Основания»

1

Контрольная работа № 3 по темам 3, 4, .5

1


Тема 6. Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений

10

Взаимодействие веществ, обладающих кислотными и осно́вными свойствами. Реакция нейтрализации

1

Общая характеристика оксидов. Физ и хим свойства Взаимодействие оксидов с кислотами и основаниями. Взаимодействие оксидов между собой

1

Реакции обмена в водных растворах Свойства кислот

1

Свойства оснований

1

Свойства солей

1

Генетическая связь между важнейшими классами неорганических веществ

1

Решение задач по теме «Генетическая связь между важнейшими

классами неорганических веществ»

1

Практическая работа № 5 «Экспериментальное решение задач по теме «Генетические связи между классами неорганических соединений»

1

Обобщающее повторение по теме «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений»

1

Контрольная работа № 4

1


Тема 7. Периодический закон и Периодическая система

химических элементов Д. И. Менделеева

5

Первые попытки классификации химических элементов

1

Амфотерные оксиды и гидроксиды

1

Решение задач по теме «Амфотерные оксиды и гидроксиды»

1

Периодический закон. Периоды Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Группы

1

Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе

1


Тема 8. Строение атома. Современная формулировка Периодического закона

5

Ядро атома. Порядковый номер элемента. Изотопы. Электроны в

атоме. Орбитали

1

Строение электронных оболочек атомов Решение задач на составление электронных конфигураций атомов

1

Изменение свойств элементов в периодах и главных подгруппах.

Электроотрицательность

1

Обобщающее повторение за курс химии 8 класса

1

Итоговая Контрольная работа № 5 за курс химии 8 класса

1

Резерв

1

Резерв

1


Учебно-тематический план

Название темы (раздела)

Количество часов

общее

теория

Пр. раб.

9 класс

1.

Повторение курса химии 8 класса

2

2

-

2.

Химическая связь

8

8

-

3.

Химическая реакция

17

16

1

4.

Неметаллы

21

18

3

5.

Металлы

10

9

1

6.

Обобщение сведений об элементах и неорганических веществах

4

4

-

7.

Начальные сведения об органических соединениях

4

4

-


Резерв

2

2

-

Итого:

68

63

5


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ХИМИИ IХ класса

(2 часа в неделю; всего 68 часов, из них 2 часа - резервное время)

Тема 1. Химическая связь

Химическая связь. Энергия химической связи. Условия возникновения химической связи по Льюису. Ковалентная связь. Одинарная, двойная и тройная химическая связь. Механизмы образования ковалентной связи: обменный и донорно-акцепторный. Полярная и неполярная ковалентная связь. Полярность молекулы. Понятие о диполе. Длина химической связи. Направленность ковалентной связи. Валентный угол. Геометрия молекул. Электронные пары химической связи, неподеленные электронные пары. Ионная связь. Координационное число. Свойства веществ с ионной связью. Отличие ионной и ковалентной связи. Металлическая связь. Свойства металлов, обусловленные металлической связью. Валентность и степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях. Строение твердых веществ. Кристаллические и аморфные вещества. Понятие о кристаллической решетке. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.

Демонстрации. Модели молекул (воды, углекислого и сернистого газов, пентахлорида фосфора, гексафторида серы). Образцы ионных и ковалентных соединений. Кристаллическая решетка хлорида натрия и хлорида цезия. Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.

Лабораторные опыты. 22. Составление моделей молекул. 23. Возгонка иода.

Выпускник научится:

— раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;

— характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

— определять вид химической связи в неорганических соединениях;

— изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;

—различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

—изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

—выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решетки (ионной, атомной, молекулярной, металлической).

Выпускник получит возможность научиться:

  • определять возможный тип химической связи между атомами на основании на основании состава вещества; тип кристаллической решетки на основании физических свойств вещества


Тема 2. Химическая реакция

Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Понятие о гидратированном ионе. Кристаллогидраты. Энергия кристаллической решетки. Диссоциация кислот, солей и оснований. Определение кислот, оснований и солей с точки зрения теории электролитической диссоциации. Ион гидроксония, его образование.

Особенности диссоциации многоосновных кислот. Диссоциация кислых солей. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. Кислотность среды. Водородный показатель. Определение кислотности среды с помощью индикаторов и pH-метров. Реакции ионного обмена и условия их протекания. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации. Гидролиз солей. Гидролиз солей, образованных слабым основанием и сильной кислотой, слабой кислотой и сильным основанием, слабой кислотой и слабым основанием. Реакция среды водных растворов солей. Обратимый и необратимый гидролиз солей. Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Окислитель. Восстановитель. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Расстановка коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Химические источники тока. Гальванический элемент. Электроды (катод и анод) в гальваническом элементе. Электрохимический ряд напряжений металлов. Электролиз. Процессы, протекающие на катоде и аноде при электролизе. Применение электролиза в промышленности. Тепловой эффект химической реакции. Понятие о термо-

химии. Термохимическое уравнение. Экзо- и эндотермические реакции. Расчеты по термохимическому уравнению: расчет количества теплоты по массе, количеству вещества или объему исходного вещества. Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Катализатор и ингибитор. Понятие о каталитических реакциях.

Понятие об обратимых реакциях. Химическое равновесие. Факторы, влияющие на химическое равновесие. Принцип Ле Шателье. Смещение химического равновесия. Классификация химических реакций по различным признакам: по числу и составу исходных и образующихся

веществ; по изменению степени окисления атомов химических элементов; по тепловому эффекту, по признаку обратимости, по наличию или отсутствию катализатора.

Демонстрации. Электропроводность воды и водных растворов различных соединений. Определение кислотности среды при помощи универсального индикатора и pH-метра. Разложение дихромата аммония («вулкан»). Медно-цинковый гальванический элемент. Электролиз водного раствора бромида меди (II). Экзотермические и эндотермические реакции

(горение магния, разложение малахита). Влияние различных факторов (температура, концентрация, степень измельчения твердого вещества) на скорость взаимодействия цинка с соляной кислотой. Влияние катализатора на скорость реакции разложения пероксида водорода. Влияние температуры на смещение равновесия реакции димеризации диоксида азота.

Лабораторные опыты. 24(1)1. Изучение электропроводности растворов и движения ионов в электрическом поле. 25(2). Сравнение окраски индикаторов в разных средах. Определение кислотности среды. 26(3). Реакции обмена в растворах электролитов. 27(4). Гидролиз солей. 28(5). Окислительно-восстановительные реакции.

Практические работы: 1 (6). Экспериментальное решение задач по теме «Электролитическая диссоциация».

Выпускник научится:

— раскрывать смысл понятий: «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления», «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

— определять степень окисления атома элемента в соединении;

— раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;

— составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

— объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;

— составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;

— определять возможность протекания реакций ионного обмена;

— проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

— определять окислитель и восстановитель;

— составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

— называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

— классифицировать химические реакции по различным признакам;

Выпускник получит возможность научиться:

— составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;

— составлять уравнения гидролиза солей и записывать их ионными уравнениями;

— определять реакцию среды водных растворов солей;

— прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

— составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

— выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

— называть факторы, влияющие на химическое равновесие.

    • формулировать принцип Ле Шателье;

— определять, в сторону прямой или обратной реакции будет смещено равновесие под действием данного фактора;

— определять способы смещения химического равновесия в сторону продуктов реакции или в сторону исходных веществ;

— выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на смещение химического равновесия;


Тема 3. Неметаллы

Положение неметаллов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Особенности электронного строения неметаллов. Общие свойства неметаллов. Галогены — элементы главной подгруппы VII группы. Общая характеристика подгруппы. Возможные степени окисления. Физические и химические свойства галогенов. Особенности фтора. Плавиковая кислота и ее соли. Хлор, его распространенность в природе, получение (в промышленности и в лаборатории), физические и химические свойства, применение. Хлороводород, получение, свойства. Соляная кислота и ее соли. Применение соляной кислоты и ее солей. Качественная реакция на хлорид-ион. Определение иода крахмалом. Порядок вытеснения одного галогена другим из растворов галогенидов. Сера, ее нахождение в природе, аллотропия, физические и химические свойства. Сероводород. Сероводородная кислота. Сульфиды. Оксид серы (IV) (сернистый газ), сернистая кислота, сульфиты. Оксид серы (VI) (серный ангидрид). Серная кислота. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сульфаты. Получение и применение серной кислоты (без технологической схемы). Качественная реакция на сульфат-ион. Химическое загрязнение окружающей среды оксидами серы. Кислотные дожди. Азот, его нахождение в природе, валентные возможности атома азота. Азот как простое вещество. Физические и химические свойства азота, получение, применение. Проблема связывания атмосферного азота. Представление о минеральных удобрениях. Круговорот азота. Аммиак. Строение молекулы, физические и химические свойства, получение (без технологической схемы) и применение. Соли аммония. Качественная реакция на ион аммония. Оксиды азота. Азотная кислота: получение, физические и химические свойства. Применение азотной кислоты. Нитраты. Фосфор. Белый и красный фосфор. Физические и химические свойства фосфора. Получение и применение фосфора. Оксид фосфора (V) (фосфорный ангидрид). Фосфорная кислота и ее соли. Фосфорные удобрения.

Углерод. Алмаз и графит — аллотропные модификации углерода. Физические и химические свойства углерода. Аморфный углерод. Активированный уголь. Адсорбция. Древесный уголь. Сажа. Каменный и бурый уголь. Угарный газ (оксид углерода (II)), его свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ (оксид углерода (IV)), его получение, свойства и применение. Парниковый эффект и его последствия. Угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе. Кремний. Оксид кремния (IV), кремниевая кислота и силикаты. Стекло. Керамика. Стекло — пример аморфного материала.

Демонстрации. Образцы простых веществ неметаллов. Получение хлора и изучение свойств хлорной воды. Горение фосфора и сурьмы в хлоре. Качественная реакция на хлорид-ионы. Реакция соединения серы и железа. Получение сероводорода и его горение на воздухе. Осаждение сульфидов металлов. Получение сернистого газа. Качественная реакция на сернистый газ. Действие концентрированной серной кислоты на медь и сахарозу. Обугливание лучинки концентрированной серной кислотой. Растворение аммиака в воде («Аммиачный фонтан»). Получение аммиака из хлорида аммония и его взаимодействие с хлороводородом («Дым без огня»). Взаимодействие меди с разбавленной и концентрированной азотной кислотой. Взаимодействие фосфорного ангидрида с водой. Знакомство с кристаллическими решетками графита и алмаза. Поглощение активированным углем газов и веществ, растворенных в воде. Осаждение кремниевой кислоты из раствора силиката.

Лабораторные опыты. 29(6). Качественные реакции на соляную кислоту. 30(7). Вытеснение галогенов друг другом из растворов солей. 31(8). Изучение свойств серной кислоты. 32(9). Изучение свойств водного раствора аммиака. 33(10). Изучение свойств раствора карбоната натрия.

Практические работы: 2 (7). Получение аммиака и изучение его свойств. 3 (8). Получение углекислого газа и изучение его свойств. 4 (9). Экспериментальное решение задач по теме «Неметаллы».

Выпускник научится:

— характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

— проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

— распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак.

    • давать название изученным соединениям элементов IV-VII групп А;

    • составлять: уравнения изученных реакций в молекулярной форме; уравнения изученных реакций ионного обмена в молекулярной, полной и краткой ионных формах; уравнения изученных окислительно-восстановительных реакций;

    • давать характеристику форм нахождения изученных элементов в природе и их распространенности; изученным химическим элементам по положению в периодической системе; физическим и химическим свойствам простых веществ, оксидов, кислот и солей элементов IV-VII А групп.

    • определять: степень окисления изученных химических элементов в веществах; среди изученных химических реакций - окислительно-восстановительные реакции, а также окислитель и восстановитель и процесс окисления и восстановления.

    • объяснять причину изменения свойств химических элементов групп IV-VII А групп и веществ ими образованных; возможность протекания изученных реакций ионного обмена; возможность протекания изученных окислительно-восстановительных реакций; причину применения изученных веществ; необходимость внесения в почву азотных и фосфорных удобрений;

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить расчеты по формулам изученных веществ и уравнениям изученных реакций;

  • вычислять массы полученного вещества при известном выходе реакции;

  • проводить экспериментально ряд изученных химических реакций;

  • соблюдать правила работы с растворами кислот и щелочей.


Тема 4. Металлы

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов металлов. Общие свойства металлов. Распространенность металлов в природе. Химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд активностей металлов (электрохимический ряд напряжений металлов). Способы получения металлов. Понятие о металлургии. Значение металлов в современном обществе. Щелочные металлы. Общая характеристика подгруппы. Натрий: нахождение в природе, физические свойства, взаимодействие с неметаллами и водой. Окрашивание пламени солями натрия. Гидроксид натрия, его свойства, получение и применение. Правила безопасной работы с гидроксидом натрия. Кальций — представитель семейства щелочноземельных металлов. Нахождение кальция в природе. Мел, мрамор, известняк и гипс. Физические свойства, взаимодействие с неметаллами и водой. Соединения кальция. Оксид и гидроксид кальция. Известь. Строительные материалы: цемент и бетон. Окрашивание пламени солями кальция.

Алюминий. Распространенность алюминия в природе. Физические и химические свойства. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Применение алюминия. Дуралюмин как основа современной авиации. Железо. Минералы железа. Физические и химические свойства (взаимодействие с кислородом, кислотами, хлором). Соединения железа (II) и железа (III) и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли. Качественная реакция на ион железа (III). Чугун и сталь — важнейшие сплавы железа. Закаленная и отпущенная сталь. Коррозия железа.

Демонстрации. Коллекция простых веществ — металлов. «Сатурново дерево» (взаимодействие цинка с раствором нитрата свинца). Коллекция важнейших минералов метал-

лов. Восстановление оксида железа (III) алюминием. Взаимодействие натрия и кальция с водой. Горение натрия в хлоре. Окрашивание пламени солями натрия и кальция. Коллекция «Алюминий и его сплавы». Взаимодействие алюминия с водой, растворами кислот и щелочей. Коллекция «Железо и его сплавы». Получение железного купороса растворением железа в серной кислоте. Окисление гидроксида железа (II) на воздухе. Коррозия железа.

Лабораторные опыты. 34(11). Физические свойства металлов. 35(12). Свойства гидроксида натрия.

Практические работы: 5 (10). Экспериментальное решение задач по теме «Металлы».

Выпускник научится:

— характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

  • давать название изученным соединениям элементов I-II групп А, алюминия и железа.

  • составлять уравнения изученных реакций в молекулярной форме; уравнения изученных реакций ионного обмена в молекулярной, полной и краткой ионных формах; уравнения изученных окислительно-восстановительных реакций;

  • давать характеристику форм нахождения металлов в природе и их распространенности; изученным химическим элементам по положению в периодической системе; физическим и химическим свойствам простых веществ, оксидов, оснований и солей элементов I-II групп, алюминия, и железа.

  • определять степень окисления изученных химических элементов в веществах; среди изученных химических реакций - окислительно-восстановительные реакции, а также окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления.

Выпускник получит возможность научиться:

  • объяснять причину окрашивания пламени солями щелочных и щелочноземельных метал-лов; причину изменения свойств химических элементов групп I и II А и веществ ими образованных; возможность протекания изученных реакций ионного обмена; возможность протекания изученных окислительно-восстановительных реакций; причину применения металлов и сплавов; необходимость внесения в почву калийных удобрений;

  • проводить расчеты по формулам изученных веществ и уравнениям изученных реакций; массы полученного вещества, если известно содержание примеси в исходном веществе.

  • проводить экспериментально ряд изученных химических реакций.

  • соблюдать правила работы с растворами кислот и щелочей.


Тема 5. Обобщение сведений об элементах и неорганических веществах

Закономерности изменения свойств элементов и простых веществ в главных подгруппах и в малых периодах. Закономерности изменения свойств сложных соединений элементов — высших оксидов и гидроксидов, летучих водородных соединений.

Демонстрации. Образцы простых веществ — металлов и неметаллов 2-го и 3-го периодов.

Лабораторные опыты. 36(13). Сравнение кислотно-осно́вных свойств водородных соединений неметаллов.

Выпускник научится:

— оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

— грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

— определять возможность протекания химических реакций

Выпускник получит возможность научиться:

— использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

— использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания

веществ;

— объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

— критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

— осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

— создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

— понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.


Тема 6. Начальные сведения об органических соединениях

Понятие об органической химии. Причины многообразия органических веществ. Строение органических веществ. Изомерия. Классификация органических веществ. Углеводороды (метан, этан, пропан, бутан, этилен и ацетилен): свойства и применение. Природные источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Кислородсодержащие органические вещества. Спирты (метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин): свойства и применение. Карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая, олеиновая). Жиры. Углеводы (глюкоза, крахмал, целлюлоза). Аминокислоты (аминоуксусная кислота). Белки.

Лабораторные опыты. 37(14). Изучение свойств уксусной кислоты.

Выпускник научится:

— называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;

— определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.

Выпускник получит возможность научиться:

— оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

— грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.


Учебно-методическое обеспечение:

1. Еремин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 8 класс. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.

2. Еремин В. В., Кузъменко Н.Е., Дроздов, А. А. Лунин В. В. Программа. Тематическое и поурочное планирование с методическими рекомендациями. Химия. 8 класс. — М.: «ОНИКС 21 век» 2016г.

3. Еремин В. В. Химия. 8 кл. Методическое пособие / В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, А.А. Дроздов, В.В. Лунин. – М.: Дрофа, 2013.

4. Кузьменко Н. Е., Еремин В. В. 2500 задач по химии с решениями. – М.: Оникс, 2006.

5. Глинка Н.Л. Общая химия: учебное пособие / Н.Л. Глинка. – Изд. стер. – М.: Кнорус, 2016.

6. Глинка Н. Л., Рабинович В. А., Рубина Х. М. Задачи и упражнения по общей химии. – 2002.

















Занимательные опыты по химии

1. Сатурново дерево.

2. Человек в оловянной шубе.

3. Огненный шар.

4. Взрывающиеся мыльные пузыри.

5. Золотой дождь.

6. Иней на деревьях.

7. Узоры на стекле.

8. Выращивание кристаллов.

9. Весенний пейзаж.

10. Несгораемая бумага.

11. Пишем серной кислотой.

12. Вспышка оксида меди и алюминия.

13. Анализируем мед.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!