Программа работы с учащимися начальной школы
«Мой Донской край»
Цель: создание среды для духовно-нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка через формирование основ краеведческой культуры.
Задачи программы:
Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы Донского края.
Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношения к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы.
Формирование активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:
в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;
в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры.
в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников.
В реализации данной дополнительной общеобразовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 7-10 лет.
Краеведческая направленность данной программы имеет долгосрочный характер и рассчитана на все четыре года обучения: 135 часов (33 часа в 1 классе и по 34 часа во 2-4 классах в год).
Методы и приемы:
метод словесного обучения;
метод проблемного обучения;
метод погружения;
метод наблюдения;
метод творческого самовыражения.
Формы проведения
Игры – путешествия
Занятия - исследования
Экскурсии
Аукционы знаний
Практические занятия
Праздники, связанные с народными традициями
Поисковая работа
Встречи с интересными людьми, с участниками исторических событий
Ожидаемые результаты реализации программы:
Выпускник начальной школы, знающий и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы).
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры осуществляется через блок диагностических методик, наблюдений за воспитанниками (дневник наблюдений).
Критерии результативности
Участие в общешкольных и районных мероприятиях (тематические конкурсы);
Участие в социально-значимых проектах;
Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалях ученических проектов.
Ценностные ориентиры содержания программы:
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные и метапредметные результаты:
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы Донского края;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
- развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;
- формирование адекватной и позитивной самооценки;
- ориентирование на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- формировать познавательные мотивы и интерес к новому.
Метапредметными результатами является формирование следующих умений:
Регулятивных УУД:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;
- волевая саморегуляция как способность к волевому усилию;
- моделировать различные ситуации поведения;
- умение включаться в работу;
- умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном;
- умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном.
Познавательных УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием наблюдений и проведения опытов;
- формирование умения структурировать знания, выбор оснований и критериев для сравнения, классификация объектов;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием доступных детям источников информации;
- умение самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство;
- умение делать анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, выводы на основании полученных результатов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- подведение под понятие – распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативных УУД:
- умение слушать и вступать в диалог, строить понятные для партнера высказывания, строить монологические высказывания;
- формирование потребность в общении с взрослыми и сверстниками;
- умение слушать и вступать в диалог;
- участие в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками;
- формирование собственное мнение и позицию, умение договариваться и приходить к общему решению;
- умение работать в паре, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество;
- умение слушать собеседника;
- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- осуществление взаимоконтроля и взаимопомощи по ходу выполнения задания.
Академик Д. Лихачёв, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, отмечал, что «чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную осёдлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле».
Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на внеклассных занятиях и в проектной деятельности.
Учебно-тематический план программы
Первый год обучения
№ | Разделы и темы | Кол-во часов | Теоретич. часть | Практич. часть |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Дом, в котором я живу | 2 | 1 | 1 |
3 | О чём говорят имена: имя человека, имя улицы, имя села | 4 | 3 | 1 |
4 | Осенние изменения в природе нашего края | 2 | 1 | 1 |
5 | Сказки Тихого Дона | 2 | 2 | - |
6 | Птицы области в Красной книге | 2 | 2 | - |
7 | Зима на Дону | 2 | 1 | 1 |
8 | Природа Донского края | 2 | 1 | 1 |
9 | Животные Красной книги Ростовской области – береги и охраняй! | 2 | 2 | - |
10 | Масленица на Дону | 2 | 1 | 1 |
11 | Весна – красна, приходи в гости к нам | 2 | 1 | 1 |
12 | Растения Красной книги Ростовской области – береги и охраняй! | 2 | 1 | 1 |
13 | Зеленая аптека донских просторов | 2 | 1 | 1 |
14 | Лето – чудесная пора | 2 | 1 | 1 |
15 | Историко-краеведческий музей села Куйбышево | 2 | 1 | 1 |
16 | Знаешь ли ты родной край | 1 | 1 | - |
| Итого: | 33 | 21 | 12 |
Содержание программы 1 года обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. Экскурсия.
Тема 2. Дом, в котором я живу.
Семейные праздники и традиции. Экскурсия.
Тема 3. О чём говорят имена: имя человека, имя улицы, имя села.
О чём говорят имена: имя человека, имя улицы, имя села. Экскурсия в парк.
Тема 4. Осенние изменения в природе нашего края.
Осенние изменения в природе нашего края. Экскурсия в осенний лес.
Тема 5. Сказки Тихого Дона.
Знакомство со сказками Тихого Дона. Конкурс рисунков по сказкам.
Тема 6. Птицы области в Красной книге.
Знакомство с Красной книгой РО, с птицами, которые в неё внесены.
Тема 7. Зима на Дону.
Зимние изменения в природе. Экскурсия в зимний лес.
Тема 8. Природа Донского края.
Знакомство с природой Донского края. Экскурсия в природу.
Тема 9. Животные Красной книги Ростовской области – береги и охраняй!
Знакомство с Красной книгой РО, с животными, которые в неё внесены.
Тема 10. Масленица на Дону.
Праздник Масленица. История праздника. Сжигание масленичной куклы. Праздничное представление.
Тема 11. Весна – красна, приходи в гости к нам.
Весенние изменения в природе нашего края. Экскурсия весенний лес.
Тема 12. Растения Красной книги Ростовской области – береги и охраняй!
Знакомство с Красной книгой РО, с растениями, которые в неё внесены. Экскурсия в природу.
Тема 13. Зеленая аптека донских проторов.
Показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли. Изготовление справочника лекарственных трав. Экскурсия в природу.
Тема 14. Лето – чудесная пора.
Летние месяца и сезонные изменения в природе. Экскурсия в природу.
Тема 15. Историко-краеведческий музей.
История создания музея в селе Куйбышево. Экскурсия в музей.
Тема 16. Знаешь ли ты родной край.
Викторина по изученным темам. Диагностические тесты.
В конце года дети должны знать:
Основы краеведения;
Сезонные изменения природы нашего края;
Растения, животные, птицы красной книги РО;
Виды и свойства лекарственных растений Дона;
Донские праздники;
Историю создания районного музея;
Родственные связи в семье.
Должны уметь:
Узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
Различать растения, животных и птиц Красной книги РО;
Владеть практическими навыками исследовательской работы.
Учебно-тематический план программы
Второй год обучения
№ | Тема | Кол-во часов | Теоретич. часть | Практич. часть |
1 | Правила поведения в природе | 2 | 1 | 1 |
2 | Мой Донской край | 2 | 1 | 1 |
3 | Золотая осень на Дону | 2 | 1 | 1 |
4 | Тайны Донской земли | 3 | 2 | 1 |
5 | Зимующие птицы нашей области | 2 | 1 | 1 |
6 | Пословицы и поговорки донских казаков | 1 | 1 | - |
7 | Моя история семьи | 3 | 2 | 1 |
8 | Поэты земли Миусской | 2 | 2 | - |
9 | Обряды на Дону | 2 | 1 | 1 |
10 | Кто работает на Донской земле | 2 | 1 | 1 |
11 | Природная лечебница донской земли | 1 | 1 | - |
12 | Мои земляки – герои и участники ВОВ | 2 | 1 | 1 |
13 | Наш донской край весной | 2 | 1 | 1 |
14 | День рождения села Русского | 2 | 1 | 1 |
15 | Чистота родного села | 1 | - | 1 |
16 | Обычаи, летние обряды и праздники на Дону | 2 | 1 | 1 |
17 | Рядом с домом лес и луг, озеро и речка Миус | 2 | 1 | 1 |
18 | Юные знатоки Дона | 1 | 1 | - |
| Итого: | 34 | 20 | 14 |
Содержание программы 2 года обучения
Тема 1. Правила поведения в природе.
Основы туризма и правила поведения в природе. Экскурсия в природу.
Тема 2. Мой Донской край
Знакомство с сельским хозяйством Ростовской области и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в сельском хозяйстве. Встреча с известными людьми.
Тема 3. Золотая осень на Дону.
Отличительные признаки сезонных изменений, систематические наблюдения за погодой. Особенностями времен года в Ростовской области. Экскурсия в природу.
Тема 4. Тайны Донской земли.
Знакомство с героическими битвами славян против воинственных кочевых племен (печенегов, половцев, монголо-татар). Исторические и литературные памятники тех времён. Путешествие в Танаис. Рисование картин прошлого Дона.
Тема 5. Зимующие птицы нашей области.
Знакомство с видами птиц, зимующих в Ростовской области. Изготовление кормушек.
Тема 6. Пословицы и поговорки донских казаков.
Знакомство с пословицами и поговорками донских казаков. Экскурсия в районную библиотеку. Подготовка и защита проекта «Пословицы донских казаков»
Тема 7. Моя история семьи.
Летопись семьи. Семейные праздники. Фамилии моих предков.
Тема 8. Поэты земли Миусской.
Знакомство с поэтами земли Миусской, встреча с поэтами.
Тема 9. Обряды на Дону.
Знакомство с обрядами на Дону. Праздничное представление совместно с родителями.
Тема 10. Кто работает на Донской земле.
Занятия и профессии людей Донского края. Профессия хлебороб. Встреча с известными людьми, которые имеют государственные награды
Тема 11. Природная лечебница донской земли.
Показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли (подорожник, мята, чабрец, шиповник). Изготовление справочника лекарственных трав.
Тема 12. Мои земляки – герои и участники ВОВ.
Изучение биографии М.Н.Алексеева, героя Великой Отечественной войны, именем которого названа наша школа Экскурсия в музей села.
Тема 13. Наш донской край весной.
Весенние изменения в природе нашего края. Экскурсия в природу.
Тема 14. День рождение села Русского
Праздник села. История создания села. Интересные факты из жизни села. Составление альбома о родном селе. Экскурсия к памятнику..
Тема 15. Чистота родного села.
Основные причины и последствия загрязнения воздуха и воды реки Миус. Меры по охране их чистоты. Экскурсия в природу.
Тема 16. Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.
Знакомство с летними обрядами на Дону. Праздник Ивана Купала. Праздничное представление.
Тема 17. Рядом с домом лес и луг, озеро и речка.
Дать общие представления о природных сообществах РО: водоем, луг, поле. Систематизировать знания о взаимосвязях между растениями и животными в сообществе; показать влияние (положительное и отрицательное) человека на сообщество. Экскурсия в лес.
Тема 18. Юные знатоки Дона.
Викторина по изученным темам. Диагностические тесты.
В конце года дети должны знать:
Основы туризма и правила поведения в природе;
Сезонные изменения природы нашего края;
Исторические и литературные памятники Дона;
Пословицы и поговорки донских казаков;
Семейные праздники;
Донские обряды;
Профессии людей донской земли;
Земляков – ветеранов ВОВ;
Виды и свойства лекарственных растений Дона;
Причины загрязнения воды и воздуха;
Историю создания села.
Должны уметь:
Узнавать наиболее распространённые лекарственные растения донской земли;
Изготовлять кормушки;
Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного села;
Приводить примеры профессий людей сельского хозяйства РО;
Владеть практическими навыками исследовательской работы.
Учебно-тематический план и содержание программы
Третий год обучения
№ | Тема | Кол-во часов | Теоретич. часть | Практич. часть |
1 | Мой край на карте Родины | 2 | 1 | 1 |
2 | Яркие страницы истории земли Донской | 3 | 2 | 1 |
3 | Покрова Пресвятой Богородицы | 2 | 1 | 1 |
4 | Явления природы Ростовской области | 2 | 1 | 1 |
5 | Главная река нашего донского края | 1 | 1 | - |
6 | Герб, флаг, гимн Ростовской области | 3 | 3 | - |
7 | Зимние обряды на Дону | 2 | 1 | 1 |
8 | Жизнь и быт казаков | 2 | 1 | 1 |
9 | Города Ростовской области | 3 | 2 | 1 |
10 | Новочеркасск - столица казачьего Дона | 2 | 1 | 1 |
11 | Волгодонск – город молодости | 1 | 1 | - |
12 | Мои земляки – участники боевых действий в Афганистане | 2 | 1 | 1 |
13 | Весенние обряды и праздники на Дону | 2 | 1 | 1 |
14 | Азбука туризма и охраны природы | 3 | 2 | 1 |
15 | Из недр Донской земли | 3 | 2 | 1 |
16 | Перелистываем страницы | 1 | 1 | - |
| Итого: | 34 | 22 | 12 |
Содержание программы 3 года обучения
Тема 1. Мой край на карте Родины.
Дать представления о Ростовской области как административной единице. Работа с картой (исторической, географической и контурной), находить территорию РО на карте страны. Экскурсия.
Тема 2. Яркие страницы истории земли Донской.
Познакомить с яркими страницами истории земли Донской. Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков. Экскурсия в краеведческий музей города Таганрога
Тема 3. Покрова Пресвятой Богородицы.
Праздник Покрова пресвятой Богородицы. История праздника. Экскурсия в Свято- Никольскую церковь.
Тема 4. Явления природы Ростовской области.
Общее представление о 3-4 явлениях. Особенности времён года на Дону (на основе наблюдений). Экскурсия в природу.
Тема 5. Главная река нашего края.
Знакомство с рекой Дон. Изучение живой природы реки. Экологические проблемы.
Тема 6. Герб, флаг, гимн Ростовской области.
Мы – жители Донского края, граждане Российской Федерации. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Знакомство с символами.
Тема 7. Зимние обряды на Дону.
Знакомство с зимними обрядами на Дону. Праздничное представление совместно с родителямим.
Тема 8. Жизнь и быт казаков.
Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье. Экскурсия в музей города Азова
Тема 9. Города Ростовской области.
Знакомство с наиболее крупными городами Ростовской области, с их архитектурой, достопримечательностями и значением. Экскурсия в город Таганрог.
Тема 10. Новочеркасск - столица казачьего Дона.
Знакомство с г. Новочеркасском главной столицей казачьего Дона. История, архитектура, достопримечательности и значение. Составление летописи города Новочеркасска. Виртуальная экскурсия.
Тема 11. Волгодонск – город молодости.
Знакомство с г. Волгодонском, строительство Цимлянского водохранилища. История города Волгодонска. Виртуальная экскурсия по г. Волгодонску. Составление летописи города Волгодонска.
Тема 12. Мои земляки –участники боевых действий в Афганистане.
Война в Афганистане. Встреча с земляками – участниками боевых действий в Афганистане.
Тема 13. Весенние обряды и праздники на Дону.
Сретение. . История праздника. Праздничное представление совместно с родителями.
Тема 14. Азбука туризма и охраны природы.
Основы туризма для младших школьников и охрана природы. Поход к памятнику погибших моряков.
Тема 15. Из недр Донской земли.
Знакомство с полезными ископаемыми РО: уголь, известняк, песок, глина. Бережное использование подземных богатств края. Свойства полезных ископаемых, их значение для человека, проживающего в Ростовской области. Экскурсия.
Тема 16. Перелистываем страницы.
Викторина по изученным темам. Диагностические тесты.
В конце года дети должны знать:
Страницы истории земли Донской;
Явления природы РО;
Особенности времен года ;
Главную реку нашего донского края;
Символы РО;
Особенности быта казаков;
Города РО и их достопримечательности;
Земляков – участников боевых действий в Афганистане;
Донские праздники;
Основы туризма;
Полезные ископаемые РО;
Должны уметь:
Работать с картой;
Находить на карте страны территорию РО;
Различать явления в природе;
Различать символы Донского края;
Различать полезные ископаемые РО;
Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного села;
Владеть практическими навыками исследовательской работы.
Учебно-тематический план и содержание программы
Четвертый год обучения
№ | Тема | Кол-во часов | Теоретич. часть | Практич. часть |
1 | Донской край – казачий край | 2 | 2 | - |
2 | Моё генеалогическое древо | 3 | 2 | 1 |
3 | Я не знаю земли лучше той, что меня растила! | 2 | 1 | 1 |
4 | Их нужно беречь | 2 | 1 | 1 |
5 | Главные объекты района | 4 | 2 | 2 |
6 | Церковь Пресвятой Богородицы | 2 | 1 | 1 |
7 | Казачьи посиделки | 2 | 1 | 1 |
8 | Памятники Дона – хранители истории | 4 | 4 | - |
9 | Донской казак хват, силой, удалью богат | 2 | 1 | 1 |
10 | Цвети мой край донской! | 3 | 2 | 1 |
11 | Что дает наша область стране? | 1 | 1 | - |
12 | Памятник «Прорыв» | 2 | 1 | 1 |
13 | Мои земляки – герои . | 2 | 1 | 1 |
14 | Вместе весело шагать | 2 | 1 | 1 |
15 | Я – гражданин Ростовской области | 1 | 1 | - |
| Итого: | 34 | 22 | 12 |
Содержание программы 4 года обучения
Тема 1. Донской край – казачий край.
Знакомство с историей появления первых казачьих городков; казачьими поселеньями и хозяйством казаков. Почему село Куйбышево называли раньше Голодаевка? Кто такой Мартынов?
Тема 2. Моё генеалогическое древо.
Знакомство с понятием родства кровного и духовного, и с другими родственными наименованиями. Составление генеалогического древа. Семейные посиделки. Защита проекта: «Моя родословная»
Тема 3. Я не знаю земли лучше той, что меня растила!
Углубить понятия о живой и неживой природе донской земли. Познакомить с природными условиями, процессами и явлениями характерными для РО (гололед, ливневые дожди, грозы, туманы). Экскурсия.
Тема 4. Их нужно беречь.
Составление Красной книги Ростовской области. Защита и охрана. Правила поведения в природе. Экскурсия в природу: «Почему мелеет река Миус?»
Тема 5. Главные объекты района.
Знакомство с главными объектами, их значение для района. Экскурсия на объекты.
Тема 6. Церковь Святого Николая.
История создания церкви Святого Николая. Разрушение и восстановление заново. Экскурсия в церковь села Куйбышево.
Тема 7. Казачьи посиделки.
Казачьи посиделки. Традиции и обычаи казаков. Праздничное представление «Песни Тихого Дона»
Тема 8. Памятники Дона – хранители истории.
Знакомство с главными памятниками Дона (г. Ростова-на-Дону, г. Таганрога, г. Азова, г. Шахты). Охрана памятников.
Тема 9. Донской казак хват, силой, удалью богат.
Идея казачьей вольности. Знакомство с историей казачьих походов, значение службы Отчизне, Родине, краю. Экскурсия в казачий музей станицы Голодаевской.
Тема 10. Цвети мой край родной!.
Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4 вида: клён, тополь, берёза, акация; шиповник, барбарис, боярышник; полынь, одуванчик, шалфей, крапива и др.) Экскурсия в лес.
Тема 11. Что дает наш край стране?
Главное значение хозяйства донского края для страны. Сельское хозяйство на Дону: животноводство и земледелие. Донская житница для всей России.
Тема 12. Памятник «Прорыв».
История Памятника «Прорыв». Открытие в 2015 году. Экскурсия в музей.
Тема 13. Мои земляки – герои.
Маршал Советского Союза, дважды герой Советского Союза А.А.Гречко. Родился и вырос на миусской земле. Его имя носит Куйбышевская школа. Изучение биографии земляка, посещение музея Куйбышевской школы.
Тема 14. Вместе весело шагать.
Изучение основ туризма, укрепление здоровья и повышение уровня экологической культуры. Поход.
Тема 15. Я – гражданин Ростовской области.
Викторина по изученным темам. Диагностические тесты.
В конце года дети должны знать:
Историю появления первых казачьих городков;
Генеалогическое древо своей семьи;
Объекты неживой и живой природы Ростовской области;
Главные объекты района;
Донские праздники;
Памятники Дона;
Историю казачьих походов;
Виды деревьев, кустарников и трав родного края;
Главное значение хозяйства нашего края для страны;
Знаменитых земляков, которых вырастила наша донская земля;
Основы туризма
Должны уметь:
Составлять генеалогическое древо;
различать объекты живой и неживой природы донского края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
Различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
Различать сельское хозяйство на Дону;
Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного донского края;
Владеть практическими навыками исследовательской работы.