Привитие навыков беглого, выразительного и осознанного чтения
Чтение – это труд, и труд тяжёлый. Сделать его более производительным, продуктивным – задача современного учителя. Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста? Почему читают медленно? Их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно? Почему они с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задания при неоднократном чтении, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте? Вот вопросы, над которыми стоит задуматься, поработать и найти оптимальное решение.
Комплекс умений и навыков, который в школьном обиходе для «Краткости и удобства именуют» навыком чтения, может быть представлен в общем, виде такой схемой
Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, т.е. осуществляется без напряжения, полуавтоматически или автоматически.
Все компоненты «навыка чтения» важны. Но если ребёнок будет читать выразительно, то и слушать его приятно, и сам читающий понимает смысл прочитанного.
Выразительное чтение как высший тип чтения – это умение использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью всё это до слушателя или аудитории, сделать приятной для них то намерение, с которым читающий взялся за чтение и которое он пытается раскрыть посредством своего чтения.
Выразительность чтения в первом значении мы вправе требовать от ученика во всех случаях, когда ему приходится читать текст любой жанровой принадлежности – то ли это условие математической задачи в учебнике «Математики», то ли грамматико-орфографическое правило или упражнение в учебнике «Русского языка», то ли параграф учебника «Природоведение» и т.п. Во всех этих случаях ученик должен уметь осознанно использовать важнейшие средства выразительности – темп, интонацию, паузы, логические ударения – естественного для выявления содержания, смысла читаемого. В самом простейшем виде – это умение вовремя распознать в тексте стоящий впереди знак препинания и настроиться на интонацию, предсказываемую им этим знаком.
Чтобы дети читали осознанно, выразительно, прежде всего надо, чтобы ребята любили читать. И естественно, уроки чтения должны проходить интересно. Хочется рассказать о нескольких видах упражнений, которые делают мои уроки интересными, увлекательными, незабываемыми.
Использую на всех уроках «Весёлый словарь фразеологизмов». Каждый фразеологический оборот обыгрывается в шутливой стихотворной форме, что позволяет яснее понять его в контексте речи и легче запомнить. Многие дети не понимают фразеологических оборотов; это и немудрено: большинство таких оборотов воплощают в себе приметы жизни и быта давних времён. Этот словарь помогает ребёнку ощутить родную речь (да в чём-то родную историю) как живое, развивающееся явление. Словарь способствует развитию чувства юмора у детей и взрослых, развивает умение фантазировать и сочинять.
Работа с фразеологическим оборотом идёт по следующему плану:
Значение «Бежать без оглядки» - быстро, не оглядываясь бежать, спасаясь от опасности.
Стихотворение:
Ты чего ревёшь, Евсей?
Я ходил дразнить гусят,
А они мне в ответ
Исщипали пятки;
Думал, что спасенья нет,
Бежал без оглядки!
Говорят дети: Бежать без оглядки – это очень быстро бежать, не смотря по сторонам, не оглядываясь.
Задание: Посмотри, бедный зайчишка без оглядки бежит, спасаясь от охотника. Помоги серому малышу найти дорогу, которая приведёт его к маме зайчихе.
Интересно проходит игра «Собери пословицу».
На столе лежат половинки пословиц, надо по смыслу найти вторую половинку. Ни для кого не секрет, что пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой, образной.
«Чтение лучшее учение».
«Книга для ума – что тёплый дождик для всходов».
«Книга помогает в труде, выручит в беде».
«Кто много читает, тот много знает».
«Грамоте учиться – всегда пригодится».
На уроке стараемся к каждому рассказу или стихотворению подобрать пословицу. Также ребятам нравится игра «По двум словам отгадай пословицу».
Коса – камень: «Нашла коса на камень».
Дело – мастер: «Дело мастера боится».
Труд – лень: «Труд человека кормит, а лень портит».
Язык – дело: «Не спеши языком, торопись делом».
Лес –дрова: «Чем дальше в лес, тем больше дров».
Игра «Семь и один». Назовите пословицы, в которых употреблены числа 7 и 1.
«Семеро одного не ждут».
«Семь раз отмерь, один раз отрежь».
«Семь бед – один ответ».
«Семеро с ложкой, один с сошкой».
В начале урока стараюсь проводить минутки–чистоговорки. Слоговые цепочки и рифмированные строчки способствуют развитию слухового внимания, речевого слуха, памяти. Эти ритмичные строчки создают положительный эмоциональный настрой, легко запоминаются, и дети часто повторяют их вне занятий. Речевой материал берётся по принципу классификации звуков в порядке возрастания их сложности: свистящие звуки (с, з, ц), шипящие звуки (ш, ж, ч, щ), соноры л-л, р-р.
Дом из песка
Сок – сок – сок – во дворе у нас песок.
Сок – сок – сок – мы несём песок.
Ска – ска – ска – дом мы строим из песка.
Ске – ске – ске – мои рисунки в песке.
Какое слово спряталось в слове песок? (Сок).
Овца
Ца – ца – ца – вот овца.
Це – це – це – много шерсти на овце.
Цы – цы – цы – шерсть стригут с овцы.
Ец – ец – ец – пастух пасёт овец.
Ец – ец – ец – Саня молодец.
Цу – цу – цу – он загнал в сарай овцу.
Су – су – су – он насыпал овсу.
При выполнении заданий «Отгадай загадку», «Подскажи словечко» найденное слово может быть использовано для упражнений в нахождении места звука в слове, для обучения ребёнка делению слов на слоги, либо для звукового анализа.
На дне реки усатый сом
Сладко спит и видит ... (сон).
На осину Костя влез.
С высоты он видит ... (лес).
Густо на грядке,
Сидим по порядку.
Кочаны зелёные
Не сорвать без хруста.
Вы узнали меня?
Я ... (капуста).
После этих упражнений переходим к отработке звука в потешках и скороговорках.
Заучивать скороговорки нужно в замедленном темпе, при этом взрослый должен чётко произносить звуки в словах.
Роль скороговорок как речевого материала велика, и справедлива мысль о том, что «скороговорки – это удивительный жанр фольклора создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразущего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка».
Косила, косила сено коса,
И всё это сено съела коза.
В сад залезли козы,
Потоптали розы.
Я себе под ушко
Положу подушку.
Копает картошку Катюшка.
Рвёт укроп и петрушку Танюшка.
Ребята делали книжки – малышки по темам «Животный мир родного края», «Растительный мир родного края», «Моя Родина», где собирали загадки и стихи. Ученики с удовольствием готовили рефераты, где описывали жизнь животных, их особенности; составляли Красную книгу малой Родины, куда вошли животный и растительный мир нашего района.
Интересно проходит игра «Занимательная грамматика».
На этой осе в сентябре позолота. (Осина)
А это растёт на лугу у болота. (Осока)
А эта на солнце худеет и тает. (Сосулька)
А с этою спит в колыбели малыш. (Соска)
А эта по классу крадётся, как мышь. (Подсказка)
Задача учителя – воспитать талантливого читателя, а не просто научить читать с высокой скоростью. Чтение без мышления – это не чтение. Ученик должен чувствовать удовлетворение от чтения. Осознавать, что чтение – это «приятное» действие.
Существует три режима чтения. Как их лучше распределить по звеньям нашей системы образования?
I звено (1 – 2 классы). Учебно–аналитический режим. Это главное звено, в котором развивается правильное (безошибочное) чтение вслух, закладываются основы оптимального чтения. Задача учителя в первом классе – научить читать плавно, без ошибок, с соблюдением интонации. Во втором классе особое внимание обратить на приёмы, обучающие скорости чтения. Скорость чтения к концу 2 класса довести до 70 – 80 слов в минуту вслух.
II звено (3 – 8 классы). Комфортный режим. В третьем классе – задача учителя научить читать вдумчиво, сознательно. Этот режим – школа гуманизма, нравственности. Здесь отрабатывается умение воспринимать и анализировать содержание текста, умение воспроизвести прочитанное в различной форме (подробно, выборочно, кратко, выделить главную мысль и т.д.). чтение вслух к концу 4 класса довести до 120 – 180 слов в минуту.
III звено (9 – 11 классы). Режим ускоренный. Последний режим особенно важен, т.е. является базой для многих видов динамического чтения (поискового, обзорного, ознакомительного).
Авторы методик динамического чтения Посталовские, Ромм, Семёнов, Федоренко, Пальченко и другие отмечают, что в своей практике не встретили ни одного случая, чтобы человек был не в состоянии усвоить курс динамического чтения.
А в раннем возрасте, т.е. в начальных классах овладение навыками скорочтения происходит легче и эффективнее. Вот почему особое внимание следует уделить методике обучения чтению в начальных классах, учителю овладеть комплексом упражнений, которые помогут в развитии навыка чтения ученика.
Группы упражнений
Постановка дыхания – важное условие хорошего чтения.
Чтение на одном дыхании как можно большего количества слов (звуков).
Вдох – «Закружилась листва золотая
В розовой воде на пруду,
Выдох – Словно бабочек стая
С замираньем летит на звезду».
Чтение скороговорок. Вздохни, набери побольше воздуха и говори до тех пор, пока хватит воздуха.
«Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:
Раз Егорка,
Два Егорка,
Три Егорка...»
Соревнуйся с товарищами: кто сможет дольше считать, не делая вдоха.
Чтение смыслового блока из двух – трёх предложений ( с установкой, где взять дыхание, как сделать вдох). Подходят четверостишья С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | В | Д | З | Р | Ш |
2 | Р | В | П | Т | С |
3 | Т | Х | Р | М | П |
4 | Б | З | С | К | Т |
5 | Г | Р | В | М | К |
6 | Т | Ж | Л | М | Н |
Установки:
Читаем столбик 1, чётко проговариваем звуки. Соблюдаем установку на дыхании.
Читаем столбик 5, с добавлением гласной а (ша, са, па, та и т.д.)
Добавляем гласную до и после столбика (ата, аха, ара и т.д.)
Гласная до столбика 1 и после столбика 2 (авда, арва, атха и т.д.).
Развитие артикуляции, тренировка речевого аппарата.
Упражнение для губ.
Вытягивание губ вперёд трубочкой.
Чередование положений губ в улыбке и трубочкой.
упражнения для языка.
Язык широкий
Язык узкий
Вкусное варение
«Маятник»
«Лошадка»
Здесь приведены несколько приёмов и методов того большого количества, что можно использовать на уроках чтения для того, чтобы наши ученики любили читать, а когда они читают, их было бы приятно слушать.