СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 8 классе по теме "Долг и совесть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 8 классе по теме "Долг и совесть"»

Предмет, класс

Обществознание, 8 класс

Тема

Долг и совесть.

Цель

Создать условия для углубления понимания сути морали, посредством понятий «долг» и «совесть».

Задачи

Образовательные:

  1. Продолжить работу с основными категориями этики;

  2. Раскрыть суть понятий «долг» и «совесть».

Развивающие:

  1. Развивать креативное мышление обучающихся, с помощью приемов критического мышления;

аналитические способности учащихся, умение выделять главное и обобщать, делать аргументированные выводы;

2. Развивать умение работать с текстом, находить ошибки, способствовать развитию познавательного интереса и мыслительной деятельности учеников;

Воспитательные задачи:

  1. Формировать умение оценивать поступки людей с позиций нравственности.

Основные понятия

долг, совесть.

Ресурсы

учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. Обществознание. 8 кл. М., Просвещение, 2016 г.; Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Л.Н. Боголюбов - М.: Просвещение, 2015.; компьютер, мультимидийная презентация.

Формы урока

Комбинированный урок с элементами творческой самостоятельной работы.

Технология

индивидуальная, фронтальная, критического мышления

План

  1. Сущность и две стороны понятия «долг».

  2. Совесть – самоконтроль человека.

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Организационный момент

Позитивный настрой ( 3 мин)


Приветствие.

Приветствие.


Предлагаю вам сейчас позитивный настрой, во время которого вам нужно расположиться удобно, спину держать прямо. Руки, ноги не скрещивайте. Можете положить руки на колени или на стол. Постарайтесь расслабиться.

Представьте себе , что солнечный свет пронизывает вашу голову и медленно спускается к середине груди. В середине груди располагается еще нераспустившийся цветок. И вот под лучами солнечного света цветок начинает распускаться медленно-медленно. И в вашем сердце постепенно распускается красивый цветок.

Свет продолжает распространяться по всему телу. Он делается ярче и сильнее. Мысленно направьте свет вниз по рукам. Ваши руки наполнены светом. Они будут делать только добрые, хорошие действия, будут помогать всем. Свет опускается вниз по вашим ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Они будут вести вас только к добрым делам.

Свет делается ярче и покидает ваше тело. Отправьте Свет дорогим близким людям: родным, учителям, друзья, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас возникли непонимание или конфликты. Пусть светом наполнятся их сердца. Побудьте некоторое время в этом состоянии Света, Любви, Покоя и Добра…

Теперь поместите вновь Свет Любви и Покоя себе в сердце. Вся Вселенная наполненная Светом , находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной.

Потихоньку открывайте глаза. Мы с вами в классе, на уроке самопознания.


Актуализация знания

5 мин.

Отвечают


Добро

Ответственность

Любовь

Героизм



Словарный диктант


Качество, противоположное злу

Качество, необходимое для выполнения любого поручения

Величайшее чувство доступное человеку

Отвага, решительность, самопожертвование в критической обстановке



Формулирование проблемного вопроса


  • Говорят свое мнение.

  • Работа со словарем

  • Долг – это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм

О чувстве совести.




В чем тайна совести? Что такое долг?

Что такое долг?

Где мы можем посмотреть значение слова?





(Приложение 1) - притча


О чем мы поговорим на нашем уроке?


Откройте, пожалуйста, стр. 46 учебника. Читает «Ситуацию» ….

Исходя из ситуаций, сформулируйте проблемный вопрос урока.



Учащиеся перечисляют главные ценности.








Рассказывание подготовленным учеником

Однажды предрассветною порой

Три мудреца склонились надо мной,

И я спросила их, поднявши веки:

-Что главное, скажите в человеке?

-Конечно, разум- первый мне ответил. (прикрепляю карточку, слайд)

С ним каждый путь и правилен и светел.

-Благодарю, что просветил меня.

Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил: - Воля на пути, (прикрепляю карточку, слайд)

Который нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу.

Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, заволновался третий.

Послушайте, что строго он ответил: (пауза)


(Учащиеся записывают на стикерах самое главное в человеке (по их мнению) и прикрепляют к доске вокруг контура человека).


(коллективная работа в течение 5 мин )






Да нет, не то, заволновался третий.

Послушайте, что строго он ответил:

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека - совесть!


- На наших уроках мы с вами ведем разговор о ценностях жизни. Вспомните их.

- Представьте себе, что у нас есть все то, что мы назвали : мы живы, здоровы, у нас есть семья, есть Родина, царит мир на земле.


- Все для человека. И тогда появляются вопросы: человек - каким должен быть, чтобы не потерять ценности, чтобы их сохранить ? Что же остается самым главным в человеке? (контур в виде человека) Сегодня на уроке мы постараемся найти ответы на эти вопросы.



























Как вы думаете, что назвал главным в человеке третий мудрец?




5. Свертывание информации

- Читаем записанные слова, которые посчитали главными в человеке.

Свёртывание информации: убираем карточки-стикеры с одинаковыми ответами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом на доске остается 5-6 слов, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца.


(прикрепляю карточку, слайд)





- Скажите, какая тема урока? Запись в тетради



Изучение нового материала


20 мин

Записывают тему. Слушают рассказ учителя.

На данном уроке в центре внимания будут два понятия, выражающие самую суть морали, - долг и совесть. Благодаря осознанию своего долга перед окружающими и голосу внутреннего самоконтроля – совести человек познает самого себя и свою неразрывную связь с другими людьми, свою ответственность перед ними.

В человеке как давно замечают мыслители, борются две разнонаправленные силы – эгоизм и альтруизм. Между этими силами идет вечная борьба. Полем битвы служит душа человека. И уровень душевного развития показывает, насколько человек преодолел в себе эгоистическое начало и придвинулся к духовному. А мера продвинутости находит свое выражение в наличии совести и нравственности поведения. Поэтому и говорят, что мораль это анатомия души.

Самостоятельная работа. САМОКОНТРОЛЬ И САМООЦЕНКА (усвоения) + ПЕРЕЖИВАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА




  1. Религиозный

  2. Биологический

  3. Атеистический.


Отвечают.

Долг определяется как внутренняя черта личности, как чувство необходимости поступать только так, как требуют нормы морали.

Работа с текстом, прием «инсерт»

Пометки:

«галочка» - отмечается, то что уже известно ученику;

«плюс» - отмечается новое знание, новая информация;

«минус» - отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе;

«вопрос» - отмечается то ,что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.






Записывают.







Записывают.





Составление паутинки из вариантов ответов


Работа в малых группах: составление слов, используя только буквы слова «совесть». Ученики составляют слова, записывают их и определяют ассоциативные связи.

Например: совет - совесть - это то, что находится внутри нас и дает нам советы;

весть - совесть - это то, что дает нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно; сеть - то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки; есть - совесть - это то, что есть у всех; свет =совесть -это свет внутри человека; вес - совесть - это то, что имеет значимость: сос (sos) - то, что подает сигнал ; вето - то, что накладывает запрет на плохие поступки; и т. д.


Ответить на этот вопрос сложно, скорее всего, этот поступок был совершен из-за любви к детям.

Отвечают.


Откройте стр. 45, прочитайте 1 абзац, выделите: какие существуют взгляды появления морального долга? (запишите)



Напомните, что такое долг?





Поработайте с разделами «Что такое долг?» и «Долг общественный и долг моральный» по плану:

  1. Охарактеризовать основные черты долга;

  2. Объяснить, что означают слова «объективный характер долга»;

  3. Объяснить, каковы могут быть последствия нарушения долга.


Приведите примеры.



В философии существует множество других определений понятия «долг», так как оно является чрезвычайно широким, универсальным.

В этике принято выделять две стороны понятия долг – общественный и моральный. Они неразрывно взаимосвязаны. Но вместе с тем каждая из сторон имеет свои характерные особенности.







Выделите данные особенности?



Вы, наверное, уже заметили, что в наших рассуждениях о долге упущен один важный момент: мы не выяснили, кто же контролирует, оценивает исполнение долга.

Существует двойной контроль – внешний (общественное мнение) и внутренний – самоконтроль человека, т.е. совесть. Выпишите из словаря определение «совести».


Как вы понимаете, что такое совесть?


- Чтобы лучше разобраться, что же такое совесть, давайте , найдем слова, которые живут в этом слове.

(все ответы набраны на карточках и предъявляются по ходу ответов, либо слайды). Затем учитель добавляет свои.





















Откройте стр. 68 учебника рубрика «Факты», прочитает …

Ответим на вопросы: стр. 68 первый абзац.

Скажите, какой долг выполнял Я. Корчак?

Скажите, а каждый может пойти на такой поступок?



Обобщение Прием ПОПС –формула


(5 мин)

Позиция: «Я считаю, что совесть…»

Обоснование: «Потому что…»

Подтверждение: « Я могу это подтвердить…»

Следствие : «Следовательно совесть…» Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чем- то повторить.

Высказывания учащихся.



- Таким образом, совесть – это своеобразный барометр мыслей, слов и поступков, внутренне сознание добра и зла.


Закрепление нового материала


3 мин

Игра «Вопрос- ответ» ( 5 мин)

Учащиеся встают со своих мест и отвечают на вопросы.




















Отвечают.


Поиграем в вопросы и ответы: (МЯЧ)


- «Если меня толкают, то я чувствую…».

- «Если меня обзывают, то я чувствую…».

- «Если я смотрю фильм ужасов, то я чувствую…».

- «Если я обманываю, то я чувствую…».

- «Если я улыбаюсь, то я чувствую…».

- «Если я встречаю друзей, то я чувствую…».

- «Если я вижу маму, то я чувствую…».

- «Если я получаю пятерку, то я чувствую…».

В каких из предложенных ситуациях человек нарушает голос совести?


- Да, с совестью жить трудно, порой даже больно, но в то же время и легко , и свободно, ведь не нужно стыдиться самого себя . Каждый человек – и взрослый, и маленький, – всегда должен жить, прислушиваясь к своему голосу совести. И тогда на планете Земля всем ее жителям обязательно будет хорошо, светло, тепло и мирно.

Твори добро на всей земле,

Твори добро другим на радость!


Дополнительное задание

Конечно, совесть, сознание долга не всегда проявляются на уровне рассудка, рационального знания. Очень часто это глубокое личное чувство. Когда внутренний самоконтроль говорит человеку, что он поступает, правильно и выступает на стороне добра, совесть человека чиста, спокойна. И важно, чтоб такое чувство – чувство совести было у каждого.

Выполните задание 3 рубрики «В классе и дома».

д/з

1 мин

Записывают д/з в дневник

Объявляет д/з: пар. 8, вопросы рубрики «Проверь себя»; стр. 59 №2 письменно.

Рефлексия


(Синквейн)


5 мин


Составляют синквейн с понятиями «долг и совесть»

Представляют


Подведем итог, составив синквейны со словами «долг и совесть» (по рядам)


Что нового узнали на уроке?

Чему научились?

Что было самым трудным, непонятным на уроке?

























(Приложение 1)

«Прости меня…»
Однажды человек пришел к Будде, который занимался с учеником, и плюнул ему в лицо. Будда вытер лицо и спросил: - Это все или ты хочешь чего-нибудь еще? Ученик Ананда все видел и, естественно, пришел в ярость. Он вскочил и, кипя злостью, воскликнул:
- Учитель, только позволь мне, и я покажу ему! Его нужно наказать!
- Ананда, - ответил Будда. Этот бедняга и так слишком много страдал. Ты только посмотри на его лицо, на его глаза, налитые кровью! Наверняка он не спал всю ночь и терзался, прежде чем решиться на такой поступок. Плевок в меня – это исход этого безумия. Это может стать освобождением! Будь сострадательным к нему. Ты можешь убить его и стать таким же безумным, как и он! Человек слышал весь диалог. Он был смущен и озадачен. Реакция Будды была полной неожиданностью для него. Он хотел унизить, оскорбить Будду, но, потерпев неудачу, почувствовал себя униженным. Это было так неожиданно – любовь и сострадание, проявленные Буддой!
Будда сказал ему:
- Пойди домой и отдохни. Ты плохо выглядишь. Ты уже достаточно наказал себя. Забудь об этом происшествии; оно не причинило мне вреда. Это тело состоит из пыли. Рано или поздно оно превратится в пыль, и по нему будут ходить люди. Они будут плевать на него; с ним произойдет множество превращений. Человек заплакал, устало поднялся и ушел. Вечером он пришел обратно, припал к ногам Будды и сказал:
- Прости меня! Будда произнес:
- Нет вопроса о том, чтобы я прощал тебя, потому что я не был рассержен. Я тебя не осудил. Но я счастлив, безмерно счастлив видеть, что ты пришел в себя и что прекратился тот ад, в котором ты пребывал. Иди с миром и никогда больше не погружайся в такое состояние!

(Приложение 1) «Прости меня…»
Однажды человек пришел к Будде, который занимался с учеником, и плюнул ему в лицо. Будда вытер лицо и спросил: - Это все или ты хочешь чего-нибудь еще? Ученик Ананда все видел и, естественно, пришел в ярость. Он вскочил и, кипя злостью, воскликнул:
- Учитель, только позволь мне, и я покажу ему! Его нужно наказать!
- Ананда, - ответил Будда. Этот бедняга и так слишком много страдал. Ты только посмотри на его лицо, на его глаза, налитые кровью! Наверняка он не спал всю ночь и терзался, прежде чем решиться на такой поступок. Плевок в меня – это исход этого безумия. Это может стать освобождением! Будь сострадательным к нему. Ты можешь убить его и стать таким же безумным, как и он! Человек слышал весь диалог. Он был смущен и озадачен. Реакция Будды была полной неожиданностью для него. Он хотел унизить, оскорбить Будду, но, потерпев неудачу, почувствовал себя униженным. Это было так неожиданно – любовь и сострадание, проявленные Буддой!
Будда сказал ему:
- Пойди домой и отдохни. Ты плохо выглядишь. Ты уже достаточно наказал себя. Забудь об этом происшествии; оно не причинило мне вреда. Это тело состоит из пыли. Рано или поздно оно превратится в пыль, и по нему будут ходить люди. Они будут плевать на него; с ним произойдет множество превращений. Человек заплакал, устало поднялся и ушел. Вечером он пришел обратно, припал к ногам Будды и сказал:
- Прости меня! Будда произнес: - Нет вопроса о том, чтобы я прощал тебя, потому что я не был рассержен. Я тебя не осудил. Но я счастлив, безмерно счастлив видеть, что ты пришел в себя и что прекратился тот ад, в котором ты пребывал. Иди с миром и никогда больше не погружайся в такое состояние!

Задание по группам

1 группа

Фразеологические обороты

«Cделано на совесть»

«Без зазрения совести»

«Будет на моей совести»

«Жить по совести»

2 группа

АФОРИЗМЫ

«Делающий постыдное должен прежде всего стыдиться самого себя.» автор: Демокрит

«Без совести и при большом уме не проживешь.» автор: Максим Горький

3 группа

ПОСЛОВИЦЫ
Совесть без зубов, а загрызет.

Виноватый винится, а правый ничего не боится.

Как ни мудри, а совесть не перемудришь.



Разум воля

совесть



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!