Просмотр содержимого документа
«Обучение сравнению на уроках математики»
Обучение сравнению на уроках математики
Выполнила:
Журавлева Евгения Леонидовна,
учитель математики
Сравнение как мыслительная операция предполагает выявление сходства или различия признаков объектов , предметов ,явлений.
Условия:
2) находить , выбирать основания для сравнения .
Основание для сравнения – тоже признак, но более высокого ранга.
Основания для сравнений ученики могут:
1) получить готовыми;
2) выбрать из предложенных;
3) найти самостоятельно.
5
1
3
2
4
6
Разделите треугольники на группы. Попробуйте дать название каждой группе
Самостоятельный выбор основания:
Пример задания. Перед вами три геометрические фигуры.
Выберите две из них и назовите, в чем их сходство и чем они
различаются. Сформулируйте свой ответ в форме сложносочиненного предложения.
Попробуем сформулировать ответы.
- У квадрата и ромба все стороны равны и попарно параллельны, но у квадрата все углы прямые.
- У квадрата и ромба все стороны попарно равны и попарно параллельны, но у квадрата все углы равны, а у ромба – противолежащие равны.
- У квадрата и прямоугольника стороны попарно параллельны, но у квадрата все стороны равны.
- У квадрата и прямоугольника все углы прямые, но у квадрата еще и все стороны равны.
- У ромба и прямоугольника … .
- Безусловно, их число и выделенные основания будут различаться
у разных детей в зависимости от уровня подготовки, интересов и
прочее, но они будут выделены всеми учениками – вот, что важно.
Если работа в этом направлении продолжается – умение развивается.
- Если работа по выявлению признаков объектов , предметов ,
явлений и оснований для их сравнений носит систематический
характер, можно использовать игровой прием – задавать число
признаков, которое следует назвать ученикам. Это оказывает на
учащихся хороший стимулирующий эффект.
Признаки, определяющие уровень сложности задания на сравнение. Это может быть:
- количество оснований для сравнения;
- уровень сложности , доступности текста или другого источника информации;
Подведем итоги
- систематически предлагать ученикам задания на сравнение, начиная с определения сходства и различия по одному- двум признакам, но в форме сложносочиненного предложения .
- систематически предлагать ученикам задания на поиск возможных оснований сравнения, предполагающими более целенаправленный выбор таких оснований.
- Можно переходить к более объемным работам – сравнению по значительному числу оснований.
Спасибо за внимание!