Исследовательский проект
Тема: "Образы несчастных женщин в литературе XIX века"
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №14" Класс: 11 А Автор: Ярикова Елизавета Предмет, по которому выполнен проект: литература Научный руководитель: Муранова Елена Николаевна, учитель высшей квалификационной категории русского языка и литературы МБОУ «СОШ №14» города Сергиева Посада
Цель работы:
- Поиск общих черт, объединяющих судьбу несчастных героинь литературы XIX столетия
- Исследование теории о возникновении образа несчастной женщины
- Создание авторского материала для подготовки к ЕГЭ по литературе
Гипотеза: последователи Н.М. Карамзина руководствовались образом бедной Лизы для создания свих героинь
Практическая значимость проекта: женские образы во все времена интересовали читателей. Героини отличаются особой эмоциональностью и чувствительностью и находятся в поисках счастья, а потому традиционно занимают весьма значительное место в творчестве русских классиков. Именно через изображение различных типов женщин писатели старались передать внутренние переживания героев романа, их отношение к происходящим событиям, а также те нравственные проблемы, которые поднимались в произведениях.
Метод проведения исследования:
- Выбор произведений русской литературы XIX века, содержащих
- образы несчастных женщин; Анализ, сопоставление и описание изученного материала;
- Систематизация сведений, создание исследования в области
- литературы
- Проведение социального опроса, анализ мнения респондентов
- Подготовка к публичной защите проекта (подготовка презентации,
- автореферата и текста выступления).
- Публичная презентация итогов работы
I. Катерина Кабанова
Главная героиня драмы А. Н. Островского "Гроза"
II. Настасья Филипповна Барашкова
Главная героиня романа Ф.М.Достоевского "Идиот"
III. Соня Мармеладова
Одна из центральных героинь знаменитого романа "Преступление и наказание"
IV. Лариса Огудалова
Главная героиня пьесы "Бесприданница"
“ Бедная Лиза” - именно тот корень, из которого выросло древо русской классической прозы. (В.Н. Топоров)
О.А. Кипренский
Поэтический образ Лизы нарисован как воплощение трудолюбия, скромности, бескорыстной, бесхитростной доверчивости и самоотверженности. Она преданная дочь, нежно заботящаяся о матери. Это первая в русской литературе героиня, которая, забыв о долге и рассудке, пошла навстречу своему чувству
Настасья Филипповна
- Имеет вспыльчивый и непокорный характер
- Красива и грациозна
- Образованная и умная девушка
- Имеет благородное сердце
- Гордая
- Трагичная судьба
Соня Мармеладова
- Обладает благородной и чистой душой
- Умеет прощать и считает, что каждый может искупить свои грехи
- Набожная
- Честна и трудолюбива
- Добрая, робкая, доверчивая
- Малообразованная
- Самопожертвование во имя других
Катерина Кабанова
- Искренняя и ранимая душа
- Глубоко религиозна
- Романтичная личность
- Свободолюбивая
- Несчастна из-за деспотичной семьи, в которой оказалась
- Мечтательница
Лариса Огудалова
- Гордая
- Девушка из бедной семьи (бесприданница)
- Красивая и образованная девушка
- Имеет много поклонников
- Чувствительна и открыта
- Несчастна в любви
Критерии сравнения:
- Писатели акцентируют внимание на чувствах героинь;
- Остаются несчастными, им предначертана трагическая судьба;
- Идут навстречу своему чувству;
- Спокойный, скромный характер;
- Привлекательная внешность;
- Окружение - хитрые, коварные люди;
Какие качества в большей степени соответствуют Лизе из повести Н.М. Карамзина?
Число респондентов: 37 человек
Возраст: 16-17 лет
Род занятий: учащиеся
Место проведения: Сергиев Посад
Время проведения: март 2021 г.
Какие качества в большей степени соответствуют Настасье Филипповне из романа "Идиот"?
Какие качества в большей степени соответствуют Ларисе Огудаловой?
Какие качества в большей степени соответствуют Соне Мармеладовой?
Какие качества в большей степени соответствуют Катерине Кабановой?
Что, по Вашему мнению, может стать спасением для несчастного человека?
На основе проведённого социального опроса можно сделать некоторые выводы .
Многие респонденты считают, что:
1. Лизе из повести Н.М. Карамзина в большей степени соответствует
многострадальность;
2. Настасье Филипповне из романа “Идиот” попадает в окружение
хитрых и коварных людей;
3. Лариса Огудалова идёт навстречу своему чувству;
4. Соня Мармеладова обладает честностью;
5. Катерина Кабанова идёт навстречу своему чувству;
6. Спасением для несчастного человека может стать любовь.
Итог работы:
Поставленные цели и задачи проекта достигнуты. Выполнив анализ несчастных женских образов, рассмотрев несколько наиболее известных героинь, сравнив качества, присущие им, проведя исследование в виде социального опроса и углубившись в тему несчастных женских образов в литературе XIX века, можно сделать вывод, что некоторые писатели действительно руководствовались образом Лизы из повести Н.М. Карамзина, следовательно, гипотеза подтвердилась. Настасья Филипповна, Соня Мармеладова, Катерина Кабанова, Лариса Огудалова и Лиза имеют ряд общих черт, однако есть и различия. Причиной этого может быть как влияние литературного направления произведений (“Бедная Лиза” относится к сентиментализму, остальные - к реализму), так и желание писателей создать нечто особенное, своеобразное. Так или иначе, многострадальные героини во все времена служили не только средством для раскрытия нравственных проблем, поднимавшихся в произведении, но и примером, заставляющим многих читателей задуматься о том или ином жизненном вопросе.
Список литературы: 1. Кочеткова, Н.Д. Русский сентиментализм/Н.Д. Кочеткова - М.: Наука, 1978
2. Савельева, Л.И. Античность в поэзии классицизма и сентиментализма: Карамзин, Дмитриев/Л. И Савельева - Казань: Татарское книжное издательство,1980.
3. Н.М. Вершины: Книга о выдающихся произведениях в русской литературе / Под ред. В.И. Кулешова - М.: Детская литература, 1995.
4. Сахаров В.И. Карамзин М.Н.: «И крестьянки любить умеют…»/В.И. Сахаров - М.: Русское слово, 1997.
5. Лебедева О.Б. Эстетика и поэтика повествовательной прозы Н.М. Карамзина (1766 - 1826)/О.Б. Лебедева - М.: Просвещение, 1999.
6. Лотман Ю.М. Об одном читательском восприятии «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина/Ю.М. Лотман - М:Русское слово, 1966.
7. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Собрание сочинений в 20 томах. Т.т. 5, 6. Издательство «ТЕРРА», М., 1998.
8. Абельтин Э.А., Литвинова В.И. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в контексте современного изучения классики. Абакан, 1999.
9. Ермакова М.Я. Романы Достоевского и творческие искания в русской литературе ХХ века. Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1973.
10. История русской литературы XIX века. Вторая половина. Под редакцией проф. Н.Н. Скатова. Издательство «Просвещение», М., 1987.
11. Погребная Достоевский-публицист о женской эмансипации и женском творчестве.-/http://archive.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Dtr_sk/2010_1/files/SC110_42.pdf/
12. Попова А.В. Женский вопрос в романном пятикнижии Достоевского, М., 1993.- 349с.
13. Вайль П., Генис А. Мещанская трагедия. Островский / Родная речь. Уроки изящной словесности. М., 1991. С. 102-109.
14. Костелянц Б.О. «Бесприданница» А.Н. Островского. - Л., 1982.
15. Островский А.Н. «Бесприданница» - М., 1990.
16. Островский А.Н. «Гроза» - М., 1989.
17. А.Н. Островский “Бесприданница”
Электронные ресурсы:
1. Критика о повести "Бедная Лиза" Карамзина: отзывы о произведении.-https://www.literaturus.ru/2016/09/kritika-bednaja-liza-karamzinotzyvy.html
2. В Древней Греции выделяли 7 типов любви: https://1way-to-english.livejournal.com/626407.html