СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа: Лексические, синтаксические особенности языка в рассказах Л.С.Петрушевской «Страна» и И.Полянской «Мама»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

МБОУ СОШ д.Биксяново Ишимбайского района РБ

 

 

Научно-исследовательская работа:

Лексические, синтаксические особенности языка в рассказах Л.С.Петрушевской «Страна»

 и И.Полянской «Мама»

 

 

 

 

 

 

 

                                     Руковолитель: Мурзагалина Забида  Минирахмановна

 

                                     Выполнила:     Мурзагалина Альбина Азатовна

 

 

 

 

 

 

                                                                     2014 год.

 

 

Содержание

 

Введение.

 

Глава I.  Тема материнства в произведениях искусства, устном народном творчестве, песнях.

 

Глава II. Образ матери в русской литературе последнего десятилетия – это отражение современной действительности.

 

Глава III.  Лексические, синтаксические особенности языка в рассказах Л.С.Петрушевской «Страна» и И.Полянской «Мама».

 

Заключение .

 

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Тема и проблема — явления исторически зависимые. Разные эпохи диктуют художникам разные темы и проблемы. Например, автора древнерусской поэмы XII века «Слово о полку Игореве» волновала тема княжеских междоусобиц, и он задавался вопросами: как же заставить русских князей перестать заботиться только о личной выгоде и враждовать друг с другом, как объединить разрозненные силы слабеющего киевского государства?

       XVIII век предложил Тредиаковскому, Ломоносову и Державину задуматься о научных и культурных преобразованиях в государстве, о том, каким должен быть идеальный правитель, поставил в литературе проблемы гражданского долга и равенства всех граждан без исключения перед законом. Писатели-романтики интересовались тайнами жизни и смерти, проникали в темные закоулки человеческой души, решали проблемы зависимости человека от судьбы и неразгаданных демонических сил, взаимодействия человека талантливого и неординарного с бездушным и приземленным обществом обывателей.

    XIX век с его ориентацией на литературу критического реализма обратил художников к новым темам и заставил размышлять над новыми проблемами: в литературу усилиями Пушкина и Гоголя вошел «маленький» человек, и возник вопрос о его месте в обществе и взаимоотношениях с «большими» людьми; важнейшей стала женская тема, а вместе с ней и так называемый общественный «женский вопрос». Много внимания этой теме уделяли А. Островский и Л. Толстой; тема дома и семьи обрела новое звучание, и Л. Толстой изучал природу связи воспитания и способности человека быть счастливым; неудачная крестьянская реформа и дальнейшие общественные потрясения пробудили пристальный интерес к крестьянству, и тема крестьянской жизни и судьбы, открытая Некрасовым, стала ведущей в литературе, а вместе с ней и вопрос: как сложится судьба русского крестьянства и всей великой России?

    Современная жизнь так же не похожа на жизнь прошлых веков и даже десятилетий, как современная мода. Нынешние дети и взрослые во многом отличаются от своих предшественников. Сегодня у них все другое: взгляда, ценности, убеждения. «Традиционные нормы и ценности культуры отходят на второй план, уступая место идеологии прогматизма: от культуры берется только то, что может в дальнейшем обеспечить жизненный успех, необходимые уровни материального положения и социального статуса».

       Все изменения, происходящие в жизни общества и современной семьи, закономерно отражается в литературе. На рубеже веков современная русская проза вновь заговорила о семье, об алкоголизме, отношениях между поколениями, о ребенке, о становлении характера. Произведения современных писателей о семье помогают читателю задуматься над проблемами современной жизни, увидеть истоки зарождения зла на земле. Писатели остро реагируют на все негативные изменения, происходящие в нашей сегодняшней действительности, обращаются к самому наболевшему, к самому трагическому – разладу в семье, разладу в душе.

      

Глава I.  Тема материнства в произведениях искусства, устном народном творчестве, песнях

     1.Материнство как мадонна. 1515-1519 гг. Картинная галерея. Дрезден.

...О вера наших матерей, Вовек не знающая меры. Святая, трепетная вера В нас, подрастающих детей. Ее, как свет в березняке, Не вытравит ничто на свете: Ни единицы в дневнике, Ни злые жалобы соседей. Уж матери - такой народ -Вздохнут, нас долгим взглядом смеря : «Пусть перебесятся. Пройдет», -И снова верят, верят, верят. Как верят матери одни, Взыскательно и терпеливо. И - не крикливые – они Не почитают это дивом. А просто нипочем года Их вере, трепетной и нежной. Вот только мы-то не всегда Оправдываем их надежды.  Виктор Коротаев

3.Пословицы о матери * При солнце тепло, а при матери добро. *Нет такого дружка, как родная матушка. *Мать кормит детей, как земля людей. *Мать праведна – ограда каменна *Без отца – полсироты, а без матери – и вся сирота.

4.Тема материнства в музыке : «Ах, мамочка!» Флярковский А., Дербенев Л. «Целуйте руки матерям» «Оренбургский пуховый платок» Пономаренко Г., Боков В. «Мама» Молчанов О., Славоросов А. «За окошком свету мало» Колмановский Э., Ваншенкин К. «Мама» Гарнизов А., Гарин Ю. «А я по лугу…» Шуточная народная песня. «Ты знаешь, мама» Крутой И., Муравьев Е. «Мама» («Жёлтая луна спит за облаками…») Народная. «Сегодня к маме я приехала домой» Ковалевская О.

 

  Глава II. Образ матери в рассказе «Страна» Л.Петрушевской и «Мама» И.Полянской.  

В русской литературе очень мало произведений, детально раскрывающих взаимоотношения матери и дочери. Отчасти это объясняется тем, что литературный процесс у нас был большей частью «мужского рода», а отношения мать-дочь остаются вне поля зрения мужчины. В то же время образ матери занимает весьма значительное место в женской дневниковой прозе начала XIX века. Тема материнства является основной темой в творчестве Л.Петрушевской и И.Полянской.

Людмила Петрушевская, прозаик, драматург, яркий представитель постмодернизма,  родилась в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детдоме под Уфой. После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета. Проза Петрушевской интересна для меня тем, что ее произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости. Петрушевская полагает, что задача писателя – честно ставить вопросы, даже не самые приятные, чтобы побудить людей, задуматься о себе, о своей нравственной, человеческой состоятельности.

Ирина Николаевна Полянская входила в группу молодых писательниц «Новые амазонки», в конце 80-х причисленную критикой к идейно-эстетическому течению «новой женской прозы» в современной русской литературе.

Полянская умела жестко и определенно говорить о страшном, строго судить своих героев, напоминать о трагичности нашего бытия. Но в целом её проза была просветлённой и одухотворённой надеждой.

 

Глава III.  Лексические, синтаксические особенности языка в рассказах Л.С.Петрушевской «Страна» и И.Полянской «Мама» 

Изучив жизнь и творчество современных писательниц  Л.Петрушевской и И.Полянской, нашла сходства и различия рассказов, их лексические и синтаксические особенности. В обоих рассказах речь идет о матерях, о том, как они общаются со своими дочерями.

В рассказе Л.Петрушевской «Страна» уже в первом предложении заявлена характеристика героини: «…тихая пьющая женщина…», далее читаем: «Она сама со следами былой красоты на лице…» - это портрет, внешняя характеристика.  Находим примеры внутренней характеристики, а это, как правило, поступки : «Как она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром всё было под рукой» и «Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи, а потом всё опростилось, всё пошло само собой, потому что не всё ли равно девочке, чай ли пьёт мать, или лекарство. Женщина опускается всё ниже. Раньше было стыдно пить при дочери, а теперь нет. Совесть её постепенно засыпает. В рассказе «Страна» автор обращает внимание на абсолютно «безголосое», «безречевое» общение матери и  дочери: « Дочь обычно тихо играла на   полу, пока мать пьёт за столом или лёжа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чём не  бывало и бегут по морозу, в темноте в детский сад».

 В рассказе  И.Полянской чувствуется глубокая духовная связь между маленькой    девочкой, матерью и бабушкой. Все эти люди не просто переживают     друг за друга – они ответственны за судьбы друг друга, понимают  значимость собственных поступков, знают, что ребёнок только         тогда счастлив, когда чувствует не физическую заботу, но и  духовную, в совместной игре, разговоре, чтении, прогулках. В ее рассказе совершенно другой образ матери:  «Когда она родилась и её впервые принесли ко мне покормить, я восторженно взяла её на руки и вдруг встретилась с её взглядом, это было так удивительно, точно заиграла удивительная музыка» и «Я должна была бодрствовать и во имя всех поколений держать её жизнь в руке.» Хотя внешняя характеристика не дана, но  нам мысленно «построить» её внешний и внутренний облик помогают её поступки и речь: она счастлива своим     материнством, она чувствует свою ответственность за ребёнка, а  потому мы представляем её красивым внешне человеком.   Рассмотрев этих двух рассказов с лексической и синтаксической точки зрения, сделала для себя следующие выводы: у Л.Петрушевской неслучайно много стилистически сниженной         лексики, например, пьющая женщина, блондин ходил у ней в мужьях,         бежит в гастроном за очередной бутылкой, пьёт за столом или лёжа         на тахте и т.д. Эта лексика помогает понять мир чувств и интересов         старшей героини.         В рассказе И.Полянской, наоборот, много книжной лексики, есть слова         и словосочетания высокой эмоциональной окраски: пучина отчаяния,         крепила единство, темнота вибрировала под веками, заклинающим         жестом простёрла руку. Этот лексический выбор говорит о том, что         перед нами искренние, верящие в добро люди, умеющие сострадать.

В рассказе «Страна» очень много отрицательных местоимений, оборотов с частицами не и ни, отрицательных наречий: «Как бы ни была пьяной», «как ни в чём небывало», «никому не         видимая», «пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было и речи»,         «никто не знает», «не надо ничего», «никогда не просыпаться». Это говорит о пустоте жизни, существования,         ненужности, несчастье, отсутствии смысла жизни и т.д.

В рассказе «Мама» много существительных собирательного характера, эмоционально-окрашенных наречий, причастий : родные, поколение, единство, предки, восторженно,         удивительно, посвятивший, ушедшие. Автор помогает нам осознать         духовную суть героинь. Их наполненную смыслом жизнь.

В обоих рассказах героини безымянны. Так подчёркивается типичность ситуации: таких семей (и счастливых, и несчастных) – огромное количество.) Можно ли утверждать, что в одном из  рассказов речь о счастливых людях, а в другом – о несчастных и почему? В конце         рассказов ясно слышится авторская позиция. Л.Петрушевская в  последнем предложении пишет:

 «… никто не знает, как они касаются   головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну,  которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по тёмной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы  никогда не просыпаться».Эти  слова помогают понять, что их      счастливая жизнь – во сне, а явь – это однообразие и пустота  

Идея семейного счастья и несчастья выражается и в композиции произведений. Рассказ  Л.Петрушевской  в         большей степени расчленён на абзацы – это не только         расчленённость, это раздробленность жизни героинь, их разбитый на         куски день до детского садика и после, их беззащитность и         беспомощность.

В рассказе И.Полянской плотность текста более         высокая, три крупных абзаца подчинены раскрытию трёх микротем:

                        1) женской линии, роду;

                        2) истории болезни маленькой девочки;

                        3) единению матери и дочери.

 

Заключение

Литература  нашего времени сложна и многообразна, она вызывает много споров и сомнений. Но можно заметить в ней два направления: позитивное, основанное на традициях русской классической литературы, и направление, впитавшее в себя бесприютность и сиротство сегодняшнего дня. Сегодня мы попытались с вами пронаблюдать это на примере рассказов «Мама» и «Страна».

 

Список литературы

 Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.  Людмила Петрушевская. Рассказы. Москва Ирина Полянская. Рассказы

 

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа: Лексические, синтаксические особенности языка в рассказах Л.С.Петрушевской «Страна» и И.Полянской «Мама»»



МБОУ СОШ д.Биксяново Ишимбайского района РБ





Научно-исследовательская работа:

Лексические, синтаксические особенности языка в рассказах Л.С.Петрушевской «Страна»

и И.Полянской «Мама»















Руковолитель: Мурзагалина Забида Минирахмановна



Выполнила: Мурзагалина Альбина Азатовна













2014 год.





Содержание



Введение.



Глава I. Тема материнства в произведениях искусства, устном народном творчестве, песнях.



Глава II. Образ матери в русской литературе последнего десятилетия – это отражение современной действительности.



Глава III. Лексические, синтаксические особенности языка в рассказах Л.С.Петрушевской «Страна» и И.Полянской «Мама».



Заключение .



Список литературы.



















Введение

Тема и проблема — явления исторически зависимые. Разные эпохи диктуют художникам разные темы и проблемы. Например, автора древнерусской поэмы XII века «Слово о полку Игореве» волновала тема княжеских междоусобиц, и он задавался вопросами: как же заставить русских князей перестать заботиться только о личной выгоде и враждовать друг с другом, как объединить разрозненные силы слабеющего киевского государства?

XVIII век предложил Тредиаковскому, Ломоносову и Державину задуматься о научных и культурных преобразованиях в государстве, о том, каким должен быть идеальный правитель, поставил в литературе проблемы гражданского долга и равенства всех граждан без исключения перед законом. Писатели-романтики интересовались тайнами жизни и смерти, проникали в темные закоулки человеческой души, решали проблемы зависимости человека от судьбы и неразгаданных демонических сил, взаимодействия человека талантливого и неординарного с бездушным и приземленным обществом обывателей.

XIX век с его ориентацией на литературу критического реализма обратил художников к новым темам и заставил размышлять над новыми проблемами: в литературу усилиями Пушкина и Гоголя вошел «маленький» человек, и возник вопрос о его месте в обществе и взаимоотношениях с «большими» людьми; важнейшей стала женская тема, а вместе с ней и так называемый общественный «женский вопрос». Много внимания этой теме уделяли А. Островский и Л. Толстой; тема дома и семьи обрела новое звучание, и Л. Толстой изучал природу связи воспитания и способности человека быть счастливым; неудачная крестьянская реформа и дальнейшие общественные потрясения пробудили пристальный интерес к крестьянству, и тема крестьянской жизни и судьбы, открытая Некрасовым, стала ведущей в литературе, а вместе с ней и вопрос: как сложится судьба русского крестьянства и всей великой России?

Современная жизнь так же не похожа на жизнь прошлых веков и даже десятилетий, как современная мода. Нынешние дети и взрослые во многом отличаются от своих предшественников. Сегодня у них все другое: взгляда, ценности, убеждения. «Традиционные нормы и ценности культуры отходят на второй план, уступая место идеологии прогматизма: от культуры берется только то, что может в дальнейшем обеспечить жизненный успех, необходимые уровни материального положения и социального статуса».

Все изменения, происходящие в жизни общества и современной семьи, закономерно отражается в литературе. На рубеже веков современная русская проза вновь заговорила о семье, об алкоголизме, отношениях между поколениями, о ребенке, о становлении характера. Произведения современных писателей о семье помогают читателю задуматься над проблемами современной жизни, увидеть истоки зарождения зла на земле. Писатели остро реагируют на все негативные изменения, происходящие в нашей сегодняшней действительности, обращаются к самому наболевшему, к самому трагическому – разладу в семье, разладу в душе.

Глава I. Тема материнства в произведениях искусства, устном народном творчестве, песнях

1.Материнство как мадонна. 1515-1519 гг. Картинная галерея. Дрезден.

  1. ...О вера наших матерей, Вовек не знающая меры. Святая, трепетная вера В нас, подрастающих детей. Ее, как свет в березняке, Не вытравит ничто на свете: Ни единицы в дневнике, Ни злые жалобы соседей. Уж матери - такой народ -Вздохнут, нас долгим взглядом смеря : «Пусть перебесятся. Пройдет», -И снова верят, верят, верят. Как верят матери одни, Взыскательно и терпеливо. И - не крикливые – они Не почитают это дивом. А просто нипочем года Их вере, трепетной и нежной. Вот только мы-то не всегда Оправдываем их надежды. Виктор Коротаев

3.Пословицы о матери

* При солнце тепло, а при матери добро.
*Нет такого дружка, как родная матушка.
*Мать кормит детей, как земля людей.
*Мать праведна – ограда каменна
*Без отца – полсироты, а без матери – и вся сирота.

4.Тема материнства в музыке : «Ах, мамочка!» Флярковский А., Дербенев Л. «Целуйте руки матерям» «Оренбургский пуховый платок» Пономаренко Г., Боков В. «Мама» Молчанов О., Славоросов А. «За окошком свету мало» Колмановский Э., Ваншенкин К. «Мама» Гарнизов А., Гарин Ю. «А я по лугу…» Шуточная народная песня. «Ты знаешь, мама» Крутой И., Муравьев Е. «Мама» («Жёлтая луна спит за облаками…») Народная. «Сегодня к маме я приехала домой» Ковалевская О.



Глава II. Образ матери в рассказе «Страна» Л.Петрушевской и «Мама» И.Полянской.


В русской литературе очень мало произведений, детально раскрывающих взаимоотношения матери и дочери. Отчасти это объясняется тем, что литературный процесс у нас был большей частью «мужского рода», а отношения мать-дочь остаются вне поля зрения мужчины. В то же время образ матери занимает весьма значительное место в женской дневниковой прозе начала XIX века. Тема материнства является основной темой в творчестве Л.Петрушевской и И.Полянской.

Людмила Петрушевская, прозаик, драматург, яркий представитель постмодернизма, родилась в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детдоме под Уфой. После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета. Проза Петрушевской интересна для меня тем, что ее произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости. Петрушевская полагает, что задача писателя – честно ставить вопросы, даже не самые приятные, чтобы побудить людей, задуматься о себе, о своей нравственной, человеческой состоятельности.

Ирина Николаевна Полянская входила в группу молодых писательниц «Новые амазонки», в конце 80-х причисленную критикой к идейно-эстетическому течению «новой женской прозы» в современной русской литературе.

Полянская умела жестко и определенно говорить о страшном, строго судить своих героев, напоминать о трагичности нашего бытия. Но в целом её проза была просветлённой и одухотворённой надеждой.



Глава III.  Лексические, синтаксические особенности языка в рассказах Л.С.Петрушевской «Страна» и И.Полянской «Мама» 

Изучив жизнь и творчество современных писательниц Л.Петрушевской и И.Полянской, нашла сходства и различия рассказов, их лексические и синтаксические особенности. В обоих рассказах речь идет о матерях, о том, как они общаются со своими дочерями.

В рассказе Л.Петрушевской «Страна» уже в первом предложении заявлена характеристика героини: «…тихая пьющая женщина…», далее читаем: «Она сама со следами былой красоты на лице…» - это портрет, внешняя характеристика. Находим примеры внутренней характеристики, а это, как правило, поступки : «Как она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром всё было под рукой» и «Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи, а потом всё опростилось, всё пошло само собой, потому что не всё ли равно девочке, чай ли пьёт мать, или лекарство. Женщина опускается всё ниже. Раньше было стыдно пить при дочери, а теперь нет. Совесть её постепенно засыпает. В рассказе «Страна» автор обращает внимание на абсолютно «безголосое», «безречевое» общение матери и дочери: « Дочь обычно тихо играла на полу, пока мать пьёт за столом или лёжа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чём не бывало и бегут по морозу, в темноте в детский сад».

В рассказе И.Полянской чувствуется глубокая духовная связь между маленькой девочкой, матерью и бабушкой. Все эти люди не просто переживают друг за друга – они ответственны за судьбы друг друга, понимают значимость собственных поступков, знают, что ребёнок только тогда счастлив, когда чувствует не физическую заботу, но и духовную, в совместной игре, разговоре, чтении, прогулках. В ее рассказе совершенно другой образ матери: «Когда она родилась и её впервые принесли ко мне покормить, я восторженно взяла её на руки и вдруг встретилась с её взглядом, это было так удивительно, точно заиграла удивительная музыка» и «Я должна была бодрствовать и во имя всех поколений держать её жизнь в руке.» Хотя внешняя характеристика не дана, но нам мысленно «построить» её внешний и внутренний облик помогают её поступки и речь: она счастлива своим материнством, она чувствует свою ответственность за ребёнка, а потому мы представляем её красивым внешне человеком.
Рассмотрев этих двух рассказов с лексической и синтаксической точки зрения, сделала для себя следующие выводы: у Л.Петрушевской неслучайно много стилистически сниженной лексики, например, пьющая женщина, блондин ходил у ней в мужьях, бежит в гастроном за очередной бутылкой, пьёт за столом или лёжа на тахте и т.д. Эта лексика помогает понять мир чувств и интересов старшей героини.
В рассказе И.Полянской, наоборот, много книжной лексики, есть слова и словосочетания высокой эмоциональной окраски: пучина отчаяния, крепила единство, темнота вибрировала под веками, заклинающим жестом простёрла руку. Этот лексический выбор говорит о том, что перед нами искренние, верящие в добро люди, умеющие сострадать.

В рассказе «Страна» очень много отрицательных местоимений, оборотов с частицами не и ни, отрицательных наречий: «Как бы ни была пьяной», «как ни в чём небывало», «никому не видимая», «пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было и речи», «никто не знает», «не надо ничего», «никогда не просыпаться». Это говорит о пустоте жизни, существования, ненужности, несчастье, отсутствии смысла жизни и т.д.

В рассказе «Мама» много существительных собирательного характера, эмоционально-окрашенных наречий, причастий : родные, поколение, единство, предки, восторженно, удивительно, посвятивший, ушедшие. Автор помогает нам осознать духовную суть героинь. Их наполненную смыслом жизнь.

В обоих рассказах героини безымянны. Так подчёркивается типичность ситуации: таких семей (и счастливых, и несчастных) – огромное количество.)
Можно ли утверждать, что в одном из рассказов речь о счастливых людях, а в другом – о несчастных и почему? В конце рассказов ясно слышится авторская позиция. Л.Петрушевская в последнем предложении пишет:

«… никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по тёмной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться».Эти слова помогают понять, что их счастливая жизнь – во сне, а явь – это однообразие и пустота


Идея семейного счастья и несчастья выражается и в композиции произведений. Рассказ Л.Петрушевской в большей степени расчленён на абзацы – это не только расчленённость, это раздробленность жизни героинь, их разбитый на куски день до детского садика и после, их беззащитность и беспомощность.

В рассказе И.Полянской плотность текста более высокая, три крупных абзаца подчинены раскрытию трёх микротем:

1) женской линии, роду;

2) истории болезни маленькой девочки;

3) единению матери и дочери.



Заключение

Литература нашего времени сложна и многообразна, она вызывает много споров и сомнений. Но можно заметить в ней два направления: позитивное, основанное на традициях русской классической литературы, и направление, впитавшее в себя бесприютность и сиротство сегодняшнего дня. Сегодня мы попытались с вами пронаблюдать это на примере рассказов «Мама» и «Страна».



Список литературы

  1. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

  2. Людмила Петрушевская. Рассказы. Москва

  3. Ирина Полянская. Рассказы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!