§16 Тема: Культура, её многообразие и основные формы стр. 46-49
Понятие культуры
Культура – всё что создано человеком (в широком смысле слова)
Культура – совокупность достижений человечества в социально-экономической, политической и духовной жизни: уровень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (например, правовая культура).
Культура – используется для характеристики отдельных исторических эпох, этносов, или наций.
Культура – говорят также о культуре (культурности) как уровне развития человека как члена общества
Культура – человеческая деятельность, во всех её проявлениях, направленная на изменение природы.
Виды культуры
Культуру можно условно разделить на два больших пласт в зависимости от потребностей и ценностей человека, а также всего общества в целом.
Материальная – представленная материальными предметами, то есть теми, которые можно потрогать руками (орудия труда, здания, транспортные средства, предметы обихода и культуры)
Духовную – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству и применению.
Основные компоненты: наука, религия, мораль, философия, искусство, образование, СМИ.
В основу культуры лежит – творческая деятельность человека, направленная на преобразование окружающего мира и себя самого. В результате создаются предметы материальной и произведения духовной культуры, человек одновременно изменяет себя: совершенствует умения, развивает способности, воображения и т.п. Все эти приобретаемые качества человека тоже становятся достижениями культуры.
Развитие культуры имеет два пути:
Преемственность
Новаторство – культура пополняется благодаря изобретениям, открытием, теориям и т.д.
Культурное наследие – продукт культуры, передающийся из поколения в поколение, ставший частью общества.
Воплощение культуры происходит в результате практической деятельности людей. Однако не всё созданное человеком, становится достоянием культуры. Культура содержит в себе несколько основных элементов.
Основные элементы:
- Язык – с его помощью осуществляется передача информации, вследствие чего происходит взаимопонимание в обществе. Язык используется для обмена, передачи и сохранения знаний.
- Ценности – нормы морали, жизненные цели человека и способы их достижения.
- Нормы – определённые устоявшиеся правила, характерные для данного социума.
Функции культуры
Социальная – культур способствует деятельности человека в обществе.
Нормативная – культура устанавливает ограничения согласно нормам, традициям и морали.
Регулятивная – культура воздействует на поведение человека, выдвигая систему предписаний, норм и правил.
Ценностная – культура как система ценностей формирует определённые потребности и ориентации человека.
Ретранслирующая – культура передаёт накопленный опыт потомкам.
Креативная – культура содействует развитию творческого начала человека.
Образовательная (воспитательная) – культура способствует усвоению индивидом знаний, языка, символов, ценностей, норм и обычаев, тем самым способствуя развитию личности.
Объединяющая (интегративная) – культура обеспечивает единство общества.
Формы культуры
Народная культура – культура, основная с учётом преемственности и традиций. Подчёркивает особенности и своеобразие определённого народа. Сочетает в себе материальные и духовные ценности. Часто наследие народной культуры передаётся из поколения в поколение устно.
Пример: фольклор, народные праздники, обряды, сказки, анекдоты, поговорки, пляски, легенды, народные песни
Массовая культура (Поп-культура) – культура, рассчитанная большинство населения, ориентированная на средний уровень развития людей. Быстро меняет в угоду запросам потребителей. Общедоступна, легко усваивается, не требует подготовки для восприятия.
Признаки:
- общедоступность
- занимательность
- серийность
- пассивность восприятия
- коммерческий характер
Пример: поп-музыка, комиксы, блокбастеры всё что на хайпе
Элитарная – культура, сложная для понимания большинством населения, рассчитана на узкий круг лиц. Для её восприятия необходима предварительная подготовка
Пример: опера, академическая музыка, балет, живопись и т.д.
Субкультура – отражает систему ценностей группы людей, объединённых по каким-либо признакам: возраст, профессия, место жительства
Пример: Хакеры, анимешники, эмо, готы, гигачады и т.д.
Контркультура – противоположность массовой культуре, противопоставление обществу и его ценностям. Её представители бросают вызов устоявшейся культуре.
Пример: криминальные элементы, панки, хиппи, скинхеды, анархисты
Домашнее задание
Выписать конспект в тетрадях
Выполнить «Мои исследования общества» стр. 49
Ответить на вопрос №2, 5