Программа кружка «Любители русской словесности» для учащихся 5-8 классов
Учитель : Смирнова Татьяна Афанасьевна
Язык есть исповедь народа:
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной.
П. А. Вяземский
Пояснительная записка
В современном обществе востребованы люди, способные грамотно, логично и точно излагать свои мысли. Но грамотная речь – это прежде всего внимательное отношение к слову, в котором отражен духовный опыт русского народа, его культурные традиции. Программа кружка предоставляет возможность научить детей видеть и слышать слово, расширить их словарный запас, употреблять слова с учётом семантики и сочетаемости.
Содержание занятий кружка предполагает изучение лексического состава языка, этимологии слов, обращение к историческому комментарию слова, изучение основ стихосложения и выразительных средств языка. Основой занятий должна стать работа со словарями различных типов и с лучшими образцами художественного слова. Участники кружка постепенно должны прийти к осознанию того, что слово – это материал, которым пользуются писатели для создания своих произведений. Поэтому, идя от слова к смыслу, можно научиться понимать художественное произведение как явление искусства слова, как единство содержания и формы. А следствием такого понимания станет способность учащихся к собственному речетворчеству и к самостоятельному восприятию литературных произведений.
Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год.
Количество часов: в неделю – 1 час;
за год – 34 часа.
Участники кружка – учащиеся 5-8 классов.
Основные формы кружковой работы : семинары, лекции, практические занятия, защита проектов, работа со словарями, выразительное чтение художественных произведений, сценические выступления, занятия-КВНы.
Цели кружка:
- повысить культуру речи учащихся;
- расширить представление о возможностях русского языка;
- научить понимать содержание художественного произведения через его словесную форму;
- совершенствовать умение создавать собственные тексты с использованием разнообразных выразительных средств родного языка.
Предполагаемые умения и навыки учащихся
Ученик должен изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства; своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и жанров.
Должен овладеть умением самостоятельно постигать смысл прочитанного, идя от слова к идее.
Должен научиться использовать полученные знания о словесности для создания собственных речевых васказываний.
Содержание курса.
Что такое словесность.
Словесность как искусство слова. Разговорный язык и литературный. Язык художественной словесности. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Обогащение разговорного языка учащихся. Диалог и монолог.
Богатство лексики русского языка.
Лексическое значение слова и способы его определения. Омонимы и их роль в художественных произведениях. Роль синонимов в художественных произведениях. Антонимы и их роль в художественных произведениях. Понятие антитезы. Фразеологизмы, их культурологическая основа. Устаревшие слова и их роль в художественных произведениях. Работа с толковыми словарями.
Текст.
Текст как законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль текста. Способы связи предложений в тексте. Создание собственного текста на предложенную тему.
Стихотворная и прозаическая формы словесности.
Особенности стихотворной формы. Ритм стихотворения, виды рифм, стихотворные размеры. Обучение выразительному чтению. Проба пера.
Произведения устной народной поэзии.
Виды народной словесности. Сопоставление русских пословиц с иноязычными. Обучение выразительному чтению былин, рассказыванию преданий и легенд.
Эпическое произведение, его особенности.
Создание образа литературного героя средствами языка. Различение героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение эпических произведений и художественный пересказ.
Лирическое произведение и его особенности.
Двусложные и трехсложные размеры стиха. Аллитерация и ассонанс в стихотворном тексте. Выразительное чтение лирического произведения. Проба пера.
Драматическое произведение и его особенности.
Диалог и монолог. Реплика. Ремарка. Выразительное чтение по ролям. Мини-инсценировки.
Средства художественной изобразительности.
Знание и распознавание в тексте средств фонетики, лексики, синтаксиса. Употребление выразительных средств в собственных сочинениях. Выразительное чтение текстов, в которых имеются средства изобразительности.
Стилистика.
Функциональные стили языка. Стиль писателя. Выражение авторской индивидуальности.
Учебно-тематическое планирование занятий кружка «Любители русской словесности»
№ | дата | Тема занятия | Виды деятельности |
1 | | Вводное занятие. Понятие о словесности. | Составление тезисов лекции |
2 | | Разговорный и книжный язык. | Работа с текстами. |
3 | | Лексическое значение слова и способы его определения. | Работа со словарем |
4 | | Омонимы. | Работа с текстом |
5 | | Синонимы | Работа с текстом |
6 | | Антонимы | Работа с текстом |
7 | | Фразеологизмы, их культурологическая основа. | Работа со словарем |
8 | | Устаревшие слова, их роль в художественном тексте. | Работа с текстом |
9 | | Защита мини-проектов «Жизнь слова» | |
10 | | Текст. Способы связи предложений в тексте. | Работа с текстом |
11 | | Создание собственных мини-текстов на заданную тему. | Редактирование текстов |
12 | | Стихотворная форма словесности. Виды рифм. | Анализ стихотворений |
13 | | Стихотворные размеры | Анализ стихотворений |
14 | | Игра «Поэтический ринг» | Проба пера |
15 | | Устная народная поэзия: былины, песни | Выразительное чтение |
16 | | Пословицы как сокровищница народной мудрости | Сравнительный анализ русских и иноязычных пословиц |
17 | | Эпическое произведение. Жанры. Терминология. | Запись тезисов |
18 | | Понятие о литературном герое. Средства создания образа литературного героя. | Анализ произведений |
19 | | Особенности лирического произведения. | Выразительное чтение |
20 | | Автор и лирический герой. | Анализ стихотворений |
21 | | Особенности драматического произведения. Терминология. | Запись тезисов |
22 | | Сюжет драматического произведения | Чтение по ролям |
23 | | Коллективное составление сценария по пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль» | |
24 | | Сценическое выступление. Эпизод «экзаменовки» Митрофанушки. | Коллективное обсуждение |
25 | | Фонетические выразительные средства: ассонанс, аллитерация. | Анализ текстов |
26 | | Лексические средства выразительности: метафора, олицетворение, эпитет | Работа с текстами |
27 | | Синтаксические средства выразительности | Работа с текстами |
28 | | Лингвопоэтический анализ текста | |
29 | | Составление собственных высказываний с использованием выразительных средств | |
30 | | Функциональные стили языка | Работа с опорной схемой |
31 | | Стиль писателя | Анализ текстов |
32 | | Художественный образ и действительность | Анализ текстов |
33 | | Составление заметок в школьную газету | |
34 | | Литературный калейдоскоп. Игра. | |