СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная развивающая программа "Культура речи: учимся говорить и писать правильно" (кружок "Юные любители русской словесности")

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель курса «Культура речи: учимся говорить и писать правильно» – повысить  речевую культуру восьмиклассников: учить детей грамотной связной речи (устной и письменной) на лучших образцах художественного слова, побудить их к размышлению над собственной речью, привить навыки культуры речи. 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная развивающая программа "Культура речи: учимся говорить и писать правильно" (кружок "Юные любители русской словесности")»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Северо-Западный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Москвы

«Школа № 1747»



Утверждаю:


Директор ГБОУ Школа №1747

_______________ /Сотникова М.Н./

приказ № ____________________

от «___» ______________ 20____г.






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

"Культура речи: учимся говорить и писать правильно"

(кружок "Юные любители русской словесности")


Направленность _______Русская словесность_________________________

Уровень ___базовый________________________________________





Возраст обучающихся: ___14 лет____________

Срок реализации: ______1 год______________

Адрес: ул. Барышиха, д.32__________________

Автор: Михеева Г.И.

__учитель русского языка и литературы______

(Ф.И.О., должность)






г. Москва, 2016 г.

Пояснительная записка

Курс «Культура речи: учимся говорить и писать правильно» имеет предметно-ориентационный характер. Программа предназначена для учащихся 8-х, предпрофильных, классов, выбирающих в дальнейшем обучение в старшей школе. Курс в полной мере соответствует современным требованиям развития языковой личности человека.

Общеизвестно, что при помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Не случайно язык называют одним из удивительнейших орудий в руках человека. Но служить человеку он будет лишь тогда, когда тот сможет им пользоваться умело, узнает его секреты, овладеет им как мастер. Чем больше мы осознаём богатство и величие русского языка, тем требовательнее становимся к своей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его порче, наконец, глубже изучать этот язык, чтоб проникнуть в его тайны, лучше познать его природу. Поэтому и необходимо привлекать учащихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, так как родной язык - не только предмет изучения в школе, но и главное средство обучения основам всех других наук.

К сожалению, в нашей современной жизни довлеет разговорно-бытовая речь. Это опасный перекос. И чтобы исправить его, не допустить дальнейшего разрушения нормального человеческого общения, нужен противовес — надо учить современных детей грамотной связной литературной (нормированной!) речи, и в том числе — обязательно письменной. Необходимо, чтобы дети понимали роль и значение слова – языка – речи в их жизни, потому что «каков язык — такова и жизнь, каков язык — таков и человек». Этот вопрос обсуждается в настоящее время и на государственном уровне: в марте 2016 года по поручению Президента в России создано Общество русской словесности, которое возглавил Святейший Патриарх Кирилл, а сохранение русского языка и литературы названо государственной задачей, одним из важнейших условий сохранения государственного суверенитета нашей страны. Это знаковое событие в современном обществе.

Предлагаемый для изучения курс способствует решению обозначенных проблем. Цель курса «Культура речи: учимся говорить и писать правильно» – повысить речевую культуру восьмиклассников: учить детей грамотной связной речи (устной и письменной) на лучших образцах художественного слова, побудить их к размышлению над собственной речью, привить навыки культуры речи. Владение грамотной связной речью является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в настоящее время в жизни школы, в будущем - в профессиональной и общественной жизни. Кроме того, содержание данного курса направлено на создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора гуманитарного профиля обучения в старшей школе.

Курс «Культура речи: учимся говорить и писать правильно» предполагает решение следующих задач:

  • открыть учащимся новые аспекты в изучении родной речи; расширить их знания в области русского языка;

  • учить детей читать художественное произведение неспешно и внимательно, «лингвистически вооруженным глазом» (Н.М.Шанский);

  • помочь ученикам сделать их собственную речь богаче и выразительнее, научив умело выбирать языковые средства;

  • доказать необходимость дальнейшего постоянного совершенствования своей устной и письменной речи.

Курс рассчитан на 68 часов (2 раза в неделю) и состоит из 2 модулей: «Стилистика и нормы речи» и «Учимся у мастеров: слово и художественный текст». Занятия включают теоретическую и практическую часть. Заканчивается курс защитой творческой работы - создания собственного художественного текста, который в дальнейшем может быть представлен на конкурсах различного уровня.

Программа легко адаптируется к уровню обученности школьников, допускает увеличение или уменьшение количества часов. Для достижения согласованности с уроками русского языка и литературы в 8 классе оставляем за собой право при необходимости менять порядок следования занятий.

Динамика интереса к курсу фиксируется с помощью анкетирования на первом и последнем занятии, собеседований в процессе работы и после выполнения каждого вида творческих работ.

Степень усвоения материала легко контролируется, поскольку предусмотрено достаточное количество творческих заданий, работа в группах, рецензирование предложенных учителем текстов.

Изучение курса начинается с входной диагностики, завершается творческой работой.


Содержание программы

  1. Введение. Значение культуры речи в жизни общества. (1 час).

Вводное занятие. Объяснение целей и задач курса. Что делает нашу речь грамотной и выразительной?

Входная диагностика.

Модуль I. Стилистика и нормы речи.

  1. Информационная насыщенность речи (1час).

Определение функций языка.

  1. Многословие и пустословие. Плеоназм (1 час).

Плеоназм. Работа по исправлению предложенных текстов.

  1. Лексические повторы. Речь пространная и лаконичная (1 час).

Средства связи в предложении. Лаконичная речь.

  1. Практикум по стилистике (1 час).

Работа с текстами. Совершенствование написанного (на примерах работ других учащихся).

  1. Логичность речи (1 час).

Логические ошибки, их нахождение в текстах.

  1. Точность, ясность и простота речи (1час).

Причины неясности высказывания. Редактирование текста.

  1. Стилистические ресурсы русского языка (1 час).

Секреты художественного мастерства писателей. Культура устной речи – одна из составляющих ораторского искусства.

  1. Научный стиль в художественной литературе (1час).

Научный стиль, его стилевые черты. Работа с текстами.

  1. Публицистический стиль в художественной литературе. Особенности публицистики (1 час).

Публицистический стиль, его стилевые черты. Работа с текстами.

  1. Художественный стиль (1 час).

Художественный стиль, его стилевые черты. Работа с текстами.

  1. Официально-деловой стиль в художественной литературе (1 час).

Официально-деловой стиль, его стилевые черты. Использование канцеляризмов в художественных текстах.

13-14. Язык Интернета как новое явление в жизни общества (2 часа).

Работа с материалами сайтов.

15. Практикум по стилистике (1 час).

Работа с текстами. Выделение характерных для данного стиля и типа речи черт.

16. Понятие о языковой норме. Как складывались нормы языка. Изменение литературных норм во времени.

17. Орфоэпические нормы. Правильная постановка словесного ударения. Практикум

18-19. Лексические нормы – 2ч.

Разнообразные нарушения нормы. Редактирование текста.

  1. Смешение в употреблении близких по значению слов

Стилистическое использование синонимов, контекстные синонимы. Семантические и стилистические синонимы. Использование лексических синонимов – одна из сложнейших проблем стилистики («муки слова»).

  1. Паронимы (1 час).

Знакомство и работа со словарем паронимов. Паронимы – неисчерпаемость выразительных возможностей родного языка.

  1. Практикум. (1 час).

Работа с текстами. Синонимы, антонимы, паронимы.

  1. Употребление слова в несвойственном ему значении и без учёта стилистической окраски

Работа с текстами.

24-25. Неправильное использование фразеологических оборотов и крылатых слов и выражений

Сочинение-рассуждение «Удается ли вам не засорять свою речь?»

26. Морфологические нормы

27-28. Слова…Слова…Слова… (2 часа).

«Я пишу длинно, потому что у меня нет времени написать коротко» (Паскаль). Многословие. Плеоназм – излишество. Тавтология в детских сочинениях. Тавтология как средство усиления выразительности в поэтической речи.

Экономное, точное выражение мысли – важнейшее требование стилистики.

29-30. Слово под пером писателей (2часа).

Тропы. Достижение образности речи, благодаря употреблению слов в переносном значении. Речевые штампы, штампованные «образы» - зло в ученических сочинениях. Секреты образного словоупотребления великих мастеров (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А. Фет, С. Есенин).

31-32. Стилистические фигуры (2 часа).

Стилистические фигуры – обороты речи как отступления от некой языковой нормы в целях эмоционального воздействия на читателя.

Образные и необразные перифразы. Эстетическая функция образных перифраз. Увлечение перифразами таит в себе опасность многословия.

Анафора. Эпифора. Инверсия. Речевая недостаточность и эллипсис. Риторический вопрос.

33. Многообразие синтаксических конструкций (1 час). Синтаксические нормы

Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

34. Двусоставные предложения, их стилистические возможности (1 час).

Работа с микротекстами.

35. Односоставные предложения, их стилистические возможности (1 час).

Работа с микротекстами.

36. «Можно ли оплатить за проезд». Стилистически грамотное построение предложений (1 час).

Творческая работа в группах.

37-38 «Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела калоша». Стилистически грамотное использование причастных и деепричастных оборотов (2 часа).

Написание рецензии на работы, предложенные учителем, с указанием речевых и стилистических ошибок.

39. Практикум по работе с синтаксическими конструкциями (1 час).

Работа с предложениями. Тесты.

40-41 Особенности построения простых предложений. Формы управления (2часа).

Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование определения и приложения.

42. Стилистический анализ текста. Работа с планом полного и частичного стилистического анализа текста. (1 час).


Модуль 2.

Учимся у мастеров: слово и художественный текст


43-44. Работа с текстом А.С.Пушкина.

Выразительное чтение отрывков из произведения, стилистический анализ текста.


45-46. Работа с текстом М.Ю.Лермонтова.

Выразительное чтение отрывков из произведения, стилистический анализ текста.


47-48. Работа с текстом И.С.Тургенева.

Выразительное чтение отрывков из произведения, стилистический анализ текста.


49-50. Работа с текстом А.П.Чехова.

Выразительное чтение отрывков из произведения, стилистический анализ текста.


51-52. Работа с текстом К.Паустовского.

Выразительное чтение отрывков из произведения, стилистический анализ текста.


53-54. Работа с текстом В.Астафьева.

Выразительное чтение отрывков из книги «Затеси», стилистический анализ текста.


55-56. Работа с текстом В.Распутина.

Выразительное чтение отрывков из произведения, стилистический анализ текста.


57-58. Работа с текстом А.И.Солженицына.

Выразительное чтение отрывков из книги «Крохотки», стилистический анализ текста.


59-60 Практикум. Стилистический анализ художественного текста (2 часа)

61-65 Творческие работы (создание собственного художественного текста)

66-68. Конференция: защита творческих работ (3 часа).


Список литературы

Учебные пособия для учащихся

  • Голуб И.Б, Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., «Просвещение», 2010.

  • В.В.Одинцов. Лингвистические парадоксы. М., Просвещение, 2008.

  • С.И.Львова, В.В.Львов. Русский язык. 8 класс. – М.: 2009.



Методические пособия для учителя

  • Белякова Л.Ф. Русский язык и культура речи. – М., «Просвещение», 2012.

  • Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., «Просвещение», 2010.

  • Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М., «Просвещение», 2002.

  • Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М., «Просвещение», 2003.

  • Обернихина Г.А., Потёмкина Т.В. Хоть и заглядывал я встарь в Академический словарь. Программа элективного курса. – М., «Просвещение», 2004.

  • Прутченков А.С. Учим и учимся, играя.- М., МПА, 2002.

  • Сочинение: секреты успеха, сост. М.Н. Мещерякова. – М., Мегатон, 2008.

  • Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 2004.

  • Л.Н.Сёмушкина. Культура русской речи. Словарь-справочник.М., Айрис Пресс, 2007.

  • Н.М.Шанский. Занимательный русский язык. – М., Дрофа, 2010.

  • Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс».

  • Интернет-ресурсы: infourok.ru
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!