Тема урока | Клеточное строение организмов |
Тип урока | урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний. |
Цель урока | Создание условий для формирования представлений о единстве органического мира, проявляющемся в клеточном строении организмов; познакомить со строением и функциями клеточных органоидов |
Задачи урока (планируемый результат) | Предметные умения | УУД |
Планируемые предметные результаты: обучающийся будет знать основные признаки организма человека, научится узнавать основные структурные компоненты клетки, тканей на таблицах и микропрепаратах, устанавливать и объяснять связь между строением и функциями клеток, тканей, органов и их систем Личностные результаты: будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук, любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; доброжелательное отношение к мнению другого человека, коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности | Личностные: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения биологических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм. Регулятивные: научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопрос; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные: научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информацию, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные: научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии. |
Организация пространства |
Формы работы | Ресурсы |
фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы обучения: словесные (беседа, диалог); наглядные(работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные(анализ, применение знаний, обобщение) | компьютер, презентация; учебник биологии. |
Понятия и термины: клетка, органоиды, включения, клеточная оболочка, ядро, митохондрии, пластиды, ЭПС, рибосомы, ядрышко, комплекс Гольджи | |
Мотивационно – целевой этап |
Этапы урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Мотивация и стимулирование деятельности учащихся Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность, вызвать интерес. |
Добрый день, ребята! Посмотрите на изображение и скажите какие ассоциации у вас вызывает данное изображение. | | Личностные: Нравственно – этическая ориентация Коммуникативные: Умение работы в паре Личностные: Самоопределение Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднения в выполнении учебного действия. | Прежде чем приступить к изучению новой темы хочу восхититься вашими безупречными знаниями. (опрос домашнего параграфа) А теперь взгляните на следующее изображение и скажите, что можно сказать, глядя на него? Что общего между всеми живыми организмами, населяющими планету Земля? А какое строение имеет клетка и какие функции выполняют органоиды клетки? | | Познавательные: Осознание готовности решения проблемы через мыслительные операции и учебные навыки, повторение изученного, структурирование знаний, контроль и оценка результатов деятельности Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества |
Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднений Сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижений урока | Сформулируйте тему урока и ее цель - Клеточное строение организма Цель……. | Формулируют тему урока Предлагают план для достижения цели. | Общеучебные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи |
|
Открытие новых знаний. Реализация построенного проекта. Апробация способа действия, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование. | Наше тело, как и организм животных, состоит из клеток. Организм человека состоит из огромного количества клеток. При этом они различаются размерами и формой . Сегодня мы более подробно рассмотрим клеточное строение организма человека, выявим особенности строения клеток и узнаем, почему в организме человека встречаются клетки разные по форме и размерам. Итак что же такое клетка? Клетка – элементарная живая система, основная структурная и функциональная единица организма, способная к самообновлению, саморегуляции и самовоспроизведению. Какими свойствами обладают клетки? 1.Обмен веществ — совокупность реакций, включающих поступление в клетку питательных веществ и выделение продуктов обмена; реакции биосинтеза сложных соединений и реакции распада веществ. 2. Биосинтез — способность живых клеток синтезировать определенные вещества из поступающих в нее компонентов. Большинство реакций ферментативные. 3. Дыхание — окисление и распад питательных веществ с выделением заключенной в них энергии, которая запасается в форме молекул АТФ и расходуется на внутриклеточные нужды при необходимости. 4. Рост — увеличение размеров клетки, количества цитоплазмы и органоидов в процессе активного биосинтеза веществ. 5. Раздражимость — способность клеток реагировать на изменение факторов окружающей среды изменением своей жизнедеятельности. 6. Деление — воспроизведение дочерних клеток из материнской. Лежит в основе регенерации тканей и органов, а также размножения и развития организмов. Рассмотрим строение животной клетки, заполняя таблицу | | Познавательные: Уметь находить информацию Коммуникативные: Понимать задаваемые вопросы; Уметь выражать свои мысли Регулятивные: Выполнять учебные действия |
Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи. Организовать решение учащимися практико – ориентированных заданий с целью выявления границ применимости нового знания. | | | Познавательные: Воспринимать смысл небольшого текста Коммуникативные: Понимать задаваемые вопросы Регулятивные: Осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия. |
Повторение, включение новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Повторение и закрепление раннее изученного при выполнении заданий практико – ориентированного, познавательного и компетентностного характера. | Какой можно сделать вывод из изученного материала? | | Познавательные: Коммуникативные: Регулятивные: Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале |
Рефлексивно – оценочный этап |
Информация о домашнем задании Организовывать обсуждение и запись доиашнего задания. Обеспечение понимание детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Домашняя работа Базовый уровень Повышенный уровень – то же + | Записывают домашнее задание | Познавательные: Коммуникативные: Регулятивные: |
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности Зафиксировать новое, изученное на уроке, соотнести с поставленной целью и способствовать самооценке своей деятельности. | Учитель предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели? | | Познавательные: Оценка процессов результатов деятельности Коммуникативные: Оценивание качества своей учебной деятельности Регулятивные: Осознание того, что уже освоено и подлежит усвоению |