СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока биологии в 6 классе по теме: "Клеточное строение живых организмов. Строение растительной клетки".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока биологии в 6 классе

 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока биологии в 6 классе по теме: "Клеточное строение живых организмов. Строение растительной клетки".»


Малощетинковые черви. Среда обитания, внешнее

и внутреннее строение дождевого червя.

8 класс


Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • рассмотреть особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группой животных;

  • расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека;

  1. Развивающие:

  • продолжить формирование умений делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать;

  • формирование критического мышления;

  1. Воспитательная:

  • воспитывать бережное отношение к природе;

  • ответственное отношение к выполнению порученных заданий.


Ход урока

Организационный этап (отсутствующие, готовность к уроку)


I. Актуализация знаний. Введение в тему.

- Ребята, мы с вами в 8 кл. изучаем животный мир, как называется наука, изучающая животных? (зоология).

-какие Типы червей мы уже с вами изучали? (тип Плоские черви (классы: Ресничные (планария), Сосальщики (печеночный сосальщик), Ленточные (бычий цепень) и тип Круглые черви (аскарида человеческая, острица).


На уроке мы познакомимся еще с одной группой червей. Тип Кольчатые черви.

Для рыбаков они - наживка для ужения рыбы; а для обычного человека это просто организмы.


(Записываем дату и тему урока)

II. Изучение нового материала

1. Классификация.

 - Мы должны познакомиться с систематическим положением изучаемого объекта.

(схема на доске) К типу Кольчатые черви относятся классы:

Многощетинковые и Малощетинковые черви и Пиявки.



Демонстрация таблицы «Дождевой червь»

-Многие ли из вас видели их в природе?

-Где они обитают?

-Правильно, познакомимся с Кольчатыми червями на примере Дождевого червя.


Цель урока: 1) изучить внешнее и внутреннее строение дождевого червя;

2) рассмотреть основные характеристики представителя класса малощетинковых червей.


- прочитайте эпиграф к уроку. Можно ли подтвердить или опровергнуть слова Ч.Дарвина (На доске эпиграф).


Нет сомнения, что вряд ли есть еще другие животные, 
которые сыграли бы столь важную роль в истории мира, 
как эти низкоорганизованные существа.
Дарвин Ч.(1881)


  1. Изучение материала по Плану: (пар.39 с. 39) – работа с текстом учебника, 5 мин. для изучения по рядам.


(на доске)

1.Внешнее строение:

2.Внутреннее строение:

3.Пищеварительная система:

4.Дыхательная и кровеносная системы:

5.Выделительная система:

6.Нервная система:



Среда обитания (совместно)

Почва как среда обитания имеет все необходимые условия для жизни организмов. Назовите, какие это условия? (Ответы учеников).

- Дождевые черви - живут скрытно во влажных богатых перегноем почвах, ведут подвижный, роющий образ жизни, в теплое время держатся у поверхности, зимой на глубине до 2 метров в норках. Дождевой червь может заглатывать землю и пропускать ее через кишечник, как бы проедая себе ход, усваивая при этом питательные частицы, содержащиеся в почве.


1.Внешнее строение

Мы выяснили образ жизни дождевого червя, а теперь обратим внимание на его строение

Демонстрационный опыт «Наблюдение за движением и реакциями на раздражение дождевого червя»

Знакомство учеников с техникой безопасности и ходом работы(п. 4 стр. 4 Лаб.тетр.)

(Рассматриваем внешнее строение)

- Перечислите особенности внешнего строения дождевого червя?

(Ответы учеников.)


Запись в тетрадь: вытянутое округлое тело, 10-16см., разделено на сегменты, покрыто кутикулой, имеются щетинки, поясок.


(ученики вместе с учителем разбирают каждую систему органов)


2. Внутреннее строение

Запись в тетрадь: кожно-мускульный мешок (кутикула-слизь +кольцевые и продольные мышцы), полость тела с перегородками, способность к регенерации.

3.Пищеварительная система:

-Питаются дождевые черви гниющими растительными остатками, в том числе и опавшими листьями, которые затаскивают в свои норки


Запись в тетрадь: передний отдел (ротовое отверстие, глотка, пищевод, зоб), средний (желудок, средняя кишка) и задний (задняя кишка, анальное отверстие).

Таким образом, у кольчатых червей впервые наблюдается дифференциация переднего отдела кишечника.



Физкультминутка (Пусть миру будет хорошо от того что мы ЕСТЬ!)


4.Дыхательная система:

Запись в тетрадь: отсутствует, газообмен - поверхностью тела, кожа покрыта слизью и обеспечивает газообмен.

Кровеносная система: 

Запись в тетрадь: впервые появляется замкнутая кровеносная система (спинной и брюшной кровеносные сосуды, кольцевые сосуды – "сердца").

В отличие от всех рассмотренных ранее животных у дождевого червя есть кровеносная система, состоящая из кровеносных сосудов, по которым движется кровь. Кровь у червей красная, в ней есть пигменты, активно связывающие кислород и способствующие газообмену.


5. Выделительная система:  вредные вещества поступают в целомическую жидкость и оттуда удаляются через метанефридии. В каждом сегменте их пара.

Запись в тетрадь: метанефридиями выводится на поверхность тела.


6. Нервная система:

Запись в тетрадь: узловая, 4 ганглия, брюшная нервная цепочка, есть чувствительные клетки в коже.


Размножение и оплодотворение изучим на следующем уроке.


- Вернемся к эпиграфу урока. 

- Изучив внутреннее строение дождевого червя, можно ли назвать их низкоорганизованными. Прав ли Ч. Дарвин?

Обсуждение. Ответы учеников.


- Что такое регенерация? Какое значение она играет в жизни дождевого червя? (Восстанавливает утраченные или поврежденные части тела, защитное значение, размножение.)

-Почему это возможно? (Системы органов равномерно расположены в каждом членике полости тела дождевого червя, поэтому при перерезке тела пополам он не погибнет, так как в каждой половинке сохраняются почти все жизненно важные органы (сегментация мышц, органы выделения, нервные узлы).


Приходят к выводу: у кольчатых червей в процессе эволюции появились прогрессивные изменения и среди различных червей кольчатые – наиболее высокоорганизованные.


(При наличии времени)

- Какую роль играют дождевые черви в природе? ответы учеников  

- Ученые многих стран уделяют пристальное внимание изучению, разведению дождевых червей. Знания об особенностях строения дождевых червей необходимы для их разведения и выведения новых видов.

-В последние годы во многих странах мира наблюдается настоящий бум, связанный с технологией вермикультивирования. Повышенный интерес к дождевым червям обусловлен уникальными свойствами этих представителей природы.

  1. Переработка органических отходов и получение высокоэффективных органических удобрений с их помощью;

  2. По набору биологически активных компонентов, по своей доступности дождевые черви не имеют равных в мире природы. Комплекс биологически активных веществ для сельского хозяйства, ветеринарии, фармацевтики, косметологии и ряда биотехнологических отраслей – вот причина всеобщего внимания.


IIIЗакрепление 

Стр. 42 Вывод в учебнике.

Вопросы (при наличии времени):

1.Известно, что если попробовать вытаскивать дождевого червя, заползающего в свою норку, то его скорее можно разорвать, чем вытащить. Почему?

Дождевой червь имеет на поверхности тела много упругих щетинок, которыми он цепляется за частички почвы. Именно эти щетинки плотно держат червя в своей норке.

2. Какие выводы можно сделать из следующих фактов:

а) дождевые черви избегают сухой почвы и всегда держатся во влажной? б) на поверхность почвы черви выползают ночью или днём после дождя?

А. Дождевые черви живут в почвах с высокой влажностью, сухие почвы для их обитания не годятся.

Б. Дождь заполняет водой всё пространство в почве, а т.к. червь дышит всей поверхностью тела, находиться внутри почвы он не может и выползает наружу.


Подведение итога урока. Общий вывод.

-Таким образом, сегодня на уроке мы познакомились с особенностями класса малощетинковых червей, рассмотрели на примере дождевого червя.


Рефлексия

Продолжить предложения:

Что узнал….

Я понял….

Что понравилось…

Было сложно….


Домашнее задание: пар. 9, дем. опыт оформить.


-Урок закончен, спасибо за внимание.

7



Скачать

© 2021 488 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!