СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМ для итоговой аттестации по обществознанию в 8 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

КИМ по обществознанию для проведения итоговой аттестации в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«КИМ для итоговой аттестации по обществознанию в 8 классе»

Вариант 1 8 класс


1. Пре­об­ра­зо­ва­ния су­ще­ствен­ных сто­рон об­ще­ствен­ной жизни, осу­ществ­ля­е­мые вла­стью, на­зы­ва­ют­ся

1) ре­во­лю­ци­ей 2) про­грес­сом 3) эво­лю­ци­ей 4) ре­фор­ма­ми


2. Со­ци­аль­ной сущ­но­стью че­ло­ве­ка обу­слов­ле­на его по­треб­ность в

1) са­мо­ре­а­ли­за­ции 2) са­мо­со­хра­не­нии 3) ды­ха­нии 4) пи­та­нии


3. Стра­на А ока­за­ла гу­ма­ни­тар­ную по­мощь стра­не Z, по­стра­дав­шей во время на­вод­не­ния. Вза­и­мо­дей­ствие каких сфер об­ще­ства ил­лю­стри­ру­ет дан­ный при­мер?

1) по­ли­ти­че­ской и эко­но­ми­че­ской 2) эко­но­ми­че­ской и со­ци­аль­ной

3) эко­но­ми­че­ской и ду­хов­ной 4) по­ли­ти­че­ской и со­ци­аль­ной


4. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о лич­но­сти и об­ще­стве?

А. Об­ще­ство и со­ци­аль­ная среда спо­соб­ны вли­ять на лич­ность в обоих на­прав­ле­ни­ях — по­дав­ляя и раз­ви­вая ее.

Б. Между раз­ви­ти­ем лич­но­сти и об­ще­ства су­ще­ству­ет пря­мая за­ви­си­мость.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны


5 . Фирма Z за­ни­ма­ет­ся охра­ной част­ных лиц и пред­при­я­тий. К труду как фак­то­ру про­из­вод­ства фирмы от­но­сят­ся(-ится)...

1) сред­ства связи 2) кли­ен­ты фирмы 3) зда­ние фирмы 4) штат со­труд­ни­ков


6 . Эко­но­ми­че­ская сфера об­ще­ства по­ми­мо про­из­вод­ства, об­ме­на, по­треб­ле­ния ма­те­ри­аль­ных благ вклю­ча­ет

1) со­зда­ние ду­хов­ных цен­но­стей 2) обмен куль­тур­ны­ми до­сти­же­ни­я­ми

3) рас­пре­де­ле­ние ма­те­ри­аль­ных благ 4) со­хра­не­ние тра­ди­ций и обы­ча­ев


7. В стра­не М. все сти­раль­ные по­рош­ки про­из­во­дят­ся на трех пред­при­я­ти­ях-ги­ган­тах. Круп­ные пред­при­я­тия по­гло­ща­ют мел­кие и в дру­гих сфе­рах про­из­вод­ства. В этом про­яв­ля­ет­ся про­цесс

 1) при­ва­ти­за­ции 2) на­ци­о­на­ли­за­ции 3) мо­но­по­ли­за­ции 4) стан­дар­ти­за­ции


8. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об эко­но­ми­че­ском вы­бо­ре?

А. В ос­но­ве эко­но­ми­че­ско­го вы­бо­ра чаще всего лежит же­ла­ние субъ­ек­та как можно пол­нее удо­вле­тво­рить име­ю­щи­е­ся по­треб­но­сти.

Б. Про­бле­ма эко­но­ми­че­ско­го вы­бо­ра обу­слов­ле­на огра­ни­чен­но­стью эко­но­ми­че­ских ре­сур­сов.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны


9. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об эт­но­сах?

А. Пле­ме­на, на­род­но­сти, нации — это виды эт­но­сов.

Б. Чле­нов любой эт­ни­че­ской общ­но­сти объ­еди­ня­ет един­ство языка, ве­ро­ва­ний и граж­дан­ства.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны


10. Ксения живёт с родителями и сестрой. Она учится в 5 классе. Сравните две малые группы: семью и школьный класс. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

 

1) наличие особых норм поведения

2) личные контакты членов группы

3) отношения родства

4) общий быт

Черт сходства

Черты отличия




11. Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

 

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

А) отдых и сон

Б) общение с друзьями

В) реализация своих потребностей в деятельности

Г) самосохранение

Д) карьерный рост

 

1) биологические

2) социальные

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


12. Про­чи­тай­те при­ведённый текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но бук­вой.


 (А) Несправедливо платить одинаковую зарплату людям, работающим с разной производительностью. (Б) На некоторых фирмах сохраняется уравнительный подход к оплате труда. (В) При установлении зарплаты и премиальных выплат работодателю полезно было бы учитывать старательность работников, их отношение к делу.

 Определите, какие положения текста:

 1) отражают факты

2) выражают мнения

 Запишите в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих положений.

А

Б

В

 

 

 


13. Со­цио­ло­ги про­ве­ли опрос со­вер­шен­но­лет­них граж­дан го­ро­да Z. Им за­да­ва­ли во­прос: «Какой из спо­со­бов раз­ре­ше­ния со­ци­аль­ных кон­флик­тов наи­бо­лее эф­фек­тив­ный? ». Ре­зуль­та­ты опро­са пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.

 Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) При­мер­но по­ло­ви­на ре­спон­ден­тов счи­та­ет, что по­сред­ни­че­ство го­су­дар­ства наи­бо­лее эф­фек­тив­но для раз­ре­ше­ния кон­флик­та.

2) Аб­со­лют­ное боль­шин­ство - 97% не счи­та­ют уступ­ку эф­фек­тив­ным сред­ством раз­ре­ше­ния кон­флик­тов.

3) Отказ всех кон­флик­ту­ю­щих сто­рон от вза­им­ных пре­тен­зий счи­та­ют менее эф­фек­тив­ным, чем дли­тель­ное про­ти­во­бор­ство в кон­флик­те.

4) Толь­ко 3% ре­спон­ден­тов верят в то, что уступ­ки одной из сто­рон могут по­мочь в раз­ре­ше­нии со­ци­аль­но­го кон­флик­та.

5) Самым эф­фек­тив­ным спо­со­бом раз­ре­ше­ния со­ци­аль­ных кон­флик­тов опро­шен­ные счи­та­ют отказ от вза­им­ных пре­тен­зий.

 

14. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.


За­дат­ки и спо­соб­но­сти

Ре­бе­нок рож­да­ет­ся не с го­то­вы­ми спо­соб­но­стя­ми, а с за­дат­ка­ми, т.е. та­ки­ми осо­бен­но­стя­ми стро­е­ния мозга и ор­га­нов чувств, ко­то­рые вы­сту­па­ют в ка­че­стве при­род­ных пред­по­сы­лок раз­ви­тия спо­соб­но­стей. За­дат­ки мно­го­знач­ны, т.е. на базе одних и тех же за­дат­ков могут воз­ник­нуть раз­лич­ные спо­соб­но­сти в за­ви­си­мо­сти от тре­бо­ва­ний со­от­вет­ству­ю­щей де­я­тель­но­сти. Так, ост­рая на­блю­да­тель­ность и хо­ро­шая зри­тель­ная па­мять могут войти в струк­ту­ру спо­соб­но­стей ху­дож­ни­ка, сле­до­ва­те­ля, гео­ло­га.

Разо­вьют­ся ли за­дат­ки в спо­соб­но­сти, за­ви­сит не толь­ко от ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей лич­но­сти, но и от ис­то­ри­че­ских усло­вий, от по­треб­но­стей об­ще­ства. Те или иные спо­соб­но­сти раз­ви­ва­ют­ся тогда, когда в них по­яв­ля­ет­ся об­ще­ствен­ная не­об­хо­ди­мость.

Рас­смот­рим с этой точки зре­ния такую во­об­ра­жа­е­мую си­ту­а­цию. Где-то на да­ле­ком ост­ро­ве в Тихом оке­а­не ро­дил­ся маль­чик с вы­да­ю­щи­ми­ся му­зы­каль­ны­ми за­дат­ка­ми. Кем может он стать, если учесть, что люди его пле­ме­ни не знают ни­ка­кой иной му­зы­ки, кроме од­но­го­лос­но­го пения, и ни­ка­ко­го дру­го­го му­зы­каль­но­го ин­стру­мен­та, кроме ба­ра­ба­на? В луч­шем слу­чае этот маль­чик вой­дет в ис­то­рию ост­ро­ва как самый за­ме­ча­тель­ный ба­ра­бан­щик. Иными сло­ва­ми, он до­стиг­нет та­ко­го уров­ня раз­ви­тия сво­е­го му­зы­каль­но­го та­лан­та, ко­то­рый воз­мо­жен в опре­де­лен­ных со­ци­аль­ных усло­ви­ях. Со­всем иначе сло­жи­лась бы его судь­ба, если бы он ока­зал­ся в стра­не с вы­со­ко­раз­ви­той му­зы­каль­ной куль­ту­рой и попал там к хо­ро­шим пе­да­го­гам.


1. Как автор опре­де­ля­ет при­род­ные за­дат­ки че­ло­ве­ка? При­ве­ди­те два при­ме­ра при­род­ных за­дат­ков.

2. Какие три усло­вия автор вы­де­ля­ет в ка­че­стве не­об­хо­ди­мых для раз­ви­тия за­дат­ков в спо­соб­но­сти?

3. Автор пишет о том, что судь­ба мальчика сложилась бы по - другому, если бы он ока­зал­ся в стра­не с вы­со­ко­раз­ви­той му­зы­каль­ной куль­ту­рой и попал там к хо­ро­шим пе­да­го­гам. Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой мысли.

4. Ан­дрей Ф., че­ты­рех лет, об­ла­да­ет хо­ро­шей му­зы­каль­ной па­мя­тью и спо­со­бен точно вос­про­из­ве­сти слож­ную по­ли­фо­ни­че­скую ме­ло­дию после од­но­го про­слу­ши­ва­ния. На­зо­ви­те три сферы де­я­тель­но­сти, в ко­то­рых он может до­стичь мак­си­маль­но­го рас­кры­тия своих спо­соб­но­стей.

Ука­жи­те любое со­ци­аль­ное усло­вие, ко­то­рое по­мо­жет Андрею раз­вить свои за­дат­ки.

















Вариант 2 8 класс


Часть 1.

1. Отличительной тенденцией развития современного общества является

1) механизация

3) модернизация

2) индустриализация

4) глобализация

2. Анна Петровна активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своем дворе. Это характеризует ее как

1) личность

3) интеллигентного человека

2) администратора

4) профессионала

3. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

А. Экономическая сфера регулирует организацию государственной власти.

Б. Экономическая сфера обеспечивает удовлетворение материальных потребностей общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. В рыночной экономике, в отличие от командной

  1. свободно продаются и покупаются ресурсы производства

  2. устанавливается твердый курс официальной валюты

  3. ведущие позиции занимает государственная собственность

  4. складываются хозяйственные пропорции

5. К косвенным налогам относится

1) налог на прибыль

3) подоходный налог

2) акциз

4) налог на имущество

6. В 1992 г. доходы федерального бюджета составили 350 млрд рублей,

а расходы 357 млрд рублей. Эти данные свидетельствуют о

1) сохранении плановых начал в экономике

3) дефиците государственного бюджета

2) увеличении налоговых поступлений

4) падении курса рубля

7. Верны ли следующие суждения о частной собственности?

А. Передача государственной собственности в частные руки называется национализацией.

Б. Частная собственность является основой командной экономики.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. В начале прошлого века 75% трудоспособного населения России были крестьянами, 10% трудились рабочими в обрабатывающей промышленности, менее 1% были заняты на государственной службе. Эти данные характеризуют:

1) социально-классовую структуру

3) сословный строй

2) государственное устройство

4) социально-территориальную структуру

9. Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?

А. Семейное положение человека является важной характеристикой его социального статуса.

Б. Человек в семье выполняет различные роли.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


10. В приведенном списке указаны черты сходства и отличия человека и животного . Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

  1. Приспособление к окружающему миру

  2. Способность к чувственному познанию

  3. Целенаправленная, творческая деятельность

  4. Потребность в пище и еде

Черт сходства

Черты отличия



11. Установите соответствие между типами социальных структур и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ТИПЫ СИСТЕМ

А) права и обязанности членов социальной группы закреплены юридически

1) классовая

Б) отдельные группы имеют подкрепленные законом привилегии

2) сословная

В) принадлежность к группе не передается по наследству



Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В





12. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)Рекордная цена – 58,28 доллара за баррель нефти – была зафиксирована на торгах в Нью-Йорке 4 апреля. (2)Цены всё еще высоки, но их снижение можно считать тенденцией. (3)Причины снижения изучаются аналитиками разных стран. (4)Можно предположить, что снижение цен на нефть окажет оздоравливающее влияние на отечественную экономику.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4






13. В стра­не Z в ходе со­цио­ло­ги­че­ских опро­сов (2006 и 2012 гг.) ре­спон­ден­там пред­ла­га­лось от­ве­тить на во­прос: «При­хо­ди­лось ли Вам, Вашей семье от­ка­зы­вать­ся от ле­че­ния, вос­ста­нов­ле­ния здо­ро­вья из-за не­хват­ки денег?». По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты пред­став­ле­ны в таб­ли­це.

Ва­ри­ан­ты от­ве­та

% от числа опро­шен­ных

2006 г.

2012 г.

По­сто­ян­но

20

30

Время от вре­ме­ни

33

40

Очень редко

24

12

Ни­ко­гда

23

18

 В сред­ствах мас­со­вой ин­фор­ма­ции были пред­став­ле­ны раз­лич­ные ин­тер­пре­та­ции дан­ных опро­са. Ниже при­ве­де­ны не­ко­то­рые мне­ния. Какая из жур­на­лист­ских оце­нок ре­аль­но (фак­ти­че­ски) со­от­вет­ству­ет ин­фор­ма­ции, со­дер­жа­щей­ся в таб­ли­це?

1) Боль­шин­ство опро­шен­ных пред­по­чи­та­ют не об­ра­щать­ся в ме­ди­цин­ские учре­жде­ния.
2) Опро­шен­ные не уде­ля­ют долж­но­го вни­ма­ния сво­е­му здо­ро­вью.
3) Можно пред­по­ло­жить, что ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние опро­шен­ных ухуд­ши­лось.
4) В стра­не Z серьёзно на­ру­ша­ют­ся права че­ло­ве­ка.



14.Прочитайте текст и выполните задания 1-3.


Со­ци­аль­ная струк­ту­ра

В со­вре­мен­ном за­пад­ном об­ще­стве раз­ли­ча­ют выс­ший, сред­ний и низ­ший клас­сы. Ряд со­цио­ло­гов вы­де­ля­ет как от­дель­ную груп­пу ра­бо­чий класс. Одним из кри­те­ри­ев их раз­ли­че­ния вы­сту­па­ют бо­гат­ство и доход.

Бо­гат­ство — это все до­сто­я­ние, при­над­ле­жа­щее че­ло­ве­ку. Оно вклю­ча­ет в первую оче­редь дом, землю, то есть не­дви­жи­мость. К нему от­но­сят­ся также сбе­ре­же­ния, акции. Доход со­сто­ит из за за­ра­бот­ной платы за труд, а также до­хо­дов, по­лу­ча­е­мых от ка­пи­та­ло­вло­же­ний (про­цен­ты или ди­ви­ден­ды).

Выс­ший класс чис­лен­но не­ве­лик — всего не­сколь­ко про­цен­тов от общей чис­лен­но­сти на­се­ле­ния, но ему при­над­ле­жит зна­чи­тель­ная доля бо­гат­ства. Вме­сте с тем ко­ли­че­ство людей, вла­де­ю­щих ак­ци­я­ми, воз­рас­та­ет. Так, в Ан­глии в 1979 г. таких было всего 5%%, а в конце 80-х годов — уже более 20%% на­се­ле­ния были дер­жа­те­ля­ми акций.

Сред­ний класс об­ра­зу­ют пред­ста­ви­те­ли мел­ко­го и сред­не­го биз­не­са, а также спе­ци­а­ли­сты вы­со­ко­го клас­са, слу­жа­щие раз­лич­ных ка­те­го­рий. Ра­бо­чий класс со­сто­ит из так на­зы­ва­е­мых синих во­рот­нич­ков — людей, за­ня­тых фи­зи­че­ским тру­дом. Низ­ший класс об­ра­зу­ют, среди про­чих, люди, по­дол­гу оста­ю­щи­е­ся без ра­бо­ты.

Не­ко­то­рые со­цио­ло­ги счи­та­ют, что клас­со­вые раз­ли­чия в эко­но­ми­че­ски раз­ви­тых стра­нах утра­чи­ва­ют свое зна­че­ние. На­ло­ги, на­прав­лен­ные про­тив бо­га­тых, в со­че­та­нии с по­со­би­я­ми для не­иму­щих и не­тру­до­спо­соб­ных сгла­жи­ва­ют раз­ли­чие между вер­ха­ми и ни­за­ми.


1. Что, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, вклю­ча­ет бо­гат­ство? Ука­жи­те три ос­нов­ные со­став­ля­ю­щие.

2. Какие со­ци­аль­ные груп­пы, об­ра­зу­ю­щие сред­ний класс, при­ве­де­ны в тек­сте? На­зо­ви­те любые три груп­пы.

3. Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, ука­жи­те два дру­гих по­ка­за­те­ля, по­ми­мо бо­гат­ства и до­хо­да, ко­то­рые опре­де­ля­ют со­ци­аль­ное по­ло­же­ние че­ло­ве­ка в об­ще­стве. При­ве­ди­те при­мер пред­ста­ви­те­лей двух про­фес­си­о­наль­ных групп, ко­то­рые близ­ки по до­хо­дам, но от­ли­ча­ют­ся по дру­гим по­ка­за­те­лям.






































Вариант 3 8 класс


Часть 1.

1. Какая сфера об­ще­ствен­ной жизни ре­гу­ли­ру­ет от­но­ше­ния вла­сти, ор­га­ни­за­цию управ­ле­ния об­ще­ством?

1) ду­хов­ная 2) по­ли­ти­че­ская 3) эко­но­ми­че­ская 4) со­ци­аль­ная


2. Био­ло­ги­че­ской сущ­но­стью че­ло­ве­ка обу­слов­ле­на его по­треб­ность в

1) са­мо­ре­а­ли­за­ции 2) пище 3) твор­че­стве 4) об­ще­нии


3. Иван Петров ак­тив­ный и твор­че­ский че­ло­век. Он вы­сту­пи­л ини­ци­а­то­ром про­ве­де­ния концерта к Дню матери.. Это ха­рак­те­ри­зу­ет его как

1) лич­ность 2) ад­ми­ни­стра­то­ра 3) ин­тел­ли­гент­но­го че­ло­ве­ка 4) про­фес­си­о­на­ла


4. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об об­ще­стве?

А. По­ня­тие «об­ще­ство» при­ме­ни­мо к любой ис­то­ри­че­ской эпохе.

Б. Об­ще­ство воз­ник­ло рань­ше, чем по­яви­лось го­су­дар­ство.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны


5. Эко­но­ми­че­ская наука изу­ча­ет

1) формы го­су­дар­ствен­но­го прав­ле­ния 2) со­ци­аль­ную стра­ти­фи­ка­цию

3) типы семьи в со­вре­мен­ном об­ще­стве 4) спо­со­бы хо­зяй­ство­ва­ния людей


6. На­ло­ги в виде над­ба­вок к цене то­ва­ров и услуг на­зы­ва­ют­ся

1) кос­вен­ны­ми 2) пря­мы­ми 3) по­до­ход­ны­ми 4) по­иму­ще­ствен­ны­ми


7. В каком из пе­ре­чис­лен­ных слу­ча­ев идёт речь о про­из­вод­стве го­су­дар­ством об­ще­ствен­ных благ?

 1) со­дер­жа­ние во­оружённых сил 2) по­вы­ше­ние вы­плат мно­го­дет­ным се­мьям

3) вве­де­ние новых тех­ни­че­ских стан­дар­тов 4) осу­ществ­ле­ние де­неж­ной эмис­сии


9. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о без­ра­бо­ти­це?

А. По­ня­тие «пол­ная за­ня­тость на­се­ле­ния» озна­ча­ет пол­ное от­сут­ствие без­ра­бо­ти­цы.

Б. Без­ра­бо­ти­ца яв­ля­ет­ся ха­рак­тер­ной чер­той ры­ноч­ной эко­но­ми­ки.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны


10. В приведенном списке указаны черты сходства и отличия роли государства в условиях рынка и в условиях командной экономики. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

 

1) осуществляет сбор налогов 2) устанавливает цены на основные виды сырья

3) осуществляет перераспределение средств через государственный бюджет

4) создает правовую базу для развития конкуренции

 



Черты сходства

Черты отличия







11. Установите соответствие между примерами и видами экономического продукта: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

 

ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

А) стрижка волос в салоне красоты

Б) стиральная машинка

В) организация туристической поездки

Г) гоночный автомобиль

Д) пара обуви

 

1) товар

2) услуга

 Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


12. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

 

(А) Учёные-социологи провели среди горожан опрос: «Как Вы и Ваша семья участвуете в сохранении природной среды?». (Б) Для многих людей сохранение природной среды связано с озеленением своего населённого пункта и очисткой парков от мусора. (В) К сожалению, лишь немногие горожане используют экономичные бытовые электроприборы и сортируют бытовые отходы.

 Определите, какие положения текста:

 1) отражают факты

2) выражают мнения

 Запишите в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих положений.

А

Б

В

 

 

 


13. Ста­ти­сти­че­ские служ­бы стра­ны Z изу­чи­ли ди­на­ми­ку про­даж бы­то­вой тех­ни­ки в пе­ри­од с 2002 по 2012 г. Ре­зуль­та­ты изу­че­ния (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.

 

Ре­зуль­та­ты ис­сле­до­ва­ния, отражённые в диа­грам­ме, были опуб­ли­ко­ва­ны и про­ком­мен­ти­ро­ва­ны в СМИ. Какие из при­ведённых ниже вы­во­дов не­по­сред­ствен­но вы­те­ка­ют из по­лу­чен­ной в ходе ис­сле­до­ва­ния ин­фор­ма­ции? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Пред­при­я­тия по про­из­вод­ству бы­то­вой тех­ни­ки в стра­не Z ак­тив­но осва­и­ва­ют вы­пуск новых мо­де­лей.

2) Спрос на бы­то­вые то­ва­ры в стра­не Z со­кра­тил­ся.

3) Про­тек­ци­о­нист­ская по­ли­ти­ка пра­ви­тель­ства стра­ны Z спо­соб­ство­ва­ла пе­ре­ори­ен­ти­ро­ва­нию по­тре­би­тель­ско­го спро­са с то­ва­ров ино­стран­но­го про­из­вод­ства на то­ва­ры про­из­вод­ства стра­ны Z.

4) За­фик­си­ро­ван рост про­даж новой ино­стран­ной бы­то­вой тех­ни­ки.

5) Бы­то­вая тех­ни­ка про­из­вод­ства стра­ны Z мень­ше вос­тре­бо­ва­на на рынке, чем тех­ни­ка ино­стран­ных про­из­во­ди­те­лей.



14.Прочитайте текст и выполните задания 1-3.


Под угрозой сейчас находится большинство оставшихся высших видов растений и животных. Те из них, которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью — производить для него как можно больше пищи и сырья. На них уже более не распространяется дарвиновский закон естественного отбора, который обеспечивает генетическую эволюцию и приспособляемость диких видов. Впрочем, и те виды, которым человек не смог найти непосредственное применение, тоже обречены. Их естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целеустремлённом продвижении человечества вперёд. Не менее печальная участь ждёт и нетронутую дикую природу, которая всё ещё нужна как естественная среда обитания самого человека для его физической и духовной жизни. Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую ёмкость планеты, человек таким путём может в конце концов сам расправиться со своим собственным видом не хуже атомной бомбы.

И это не единственное, в чём новая благоприобретённая мощь человека отразилась на его собственном положении. Современный человек стал дольше жить, что привело к демографическому взрыву. Он научился производить больше, чем когда бы то ни было, всевозможных вещей, и к тому же в значительно более короткие сроки. Уподобившись Гаргантюа, он развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя всё больше и больше, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца.

Родилось явление, которое стали называть промышленной, научной, а чаще научно-технической революцией. Последняя началась тогда, когда человек понял, что может эффективно и в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем мире. Этот процесс идёт сейчас полным ходом и всё набирает и набирает скорость.

 

(По А. Печчеи)


1.Как автор оценивает состояние различных компонентов природной среды? (Приведите три авторские оценки.)

2.Предположите, почему постоянный рост производства и потребления угрожает будущему человечества. Выскажите два предположения.

3.В какой момент, по мнению автора, началась научно-техническая революция? Используя факты общественной жизни, назовите любые два крупнейших научно-технических достижения человечества в XX веке и кратко поясните свой выбор.























Вариант 4 8 класс


1. Учёные-об­ще­ство­ве­ды опре­де­ля­ют об­ще­ство как:

1) весь мир в мно­го­об­ра­зии его форм и про­яв­ле­ний 2) не­отъ­ем­ле­мую часть при­ро­ды

3) един­ство живой и не­жи­вой при­ро­ды 4) обосо­бив­шу­ю­ся от при­ро­ды часть мира

2. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в

 1) самореализации 2) самосохранении 3) дыхании 4) питании

3. Ольга – сту­дент­ка кол­ле­джа. В сво­бод­ное от учёбы время она ак­тив­но участ­ву­ет в де­я­тель­но­сти мо­ло­деж­но­го пар­ла­мен­та. Это ха­рак­те­ри­зу­ет её как

1) ин­ди­ви­да 2) пред­ста­ви­те­ля молодёжи 3) лич­ность 4) то­ва­ри­ща

4. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка?

А. Изу­че­ние школь­но­го курса фи­зи­ки яв­ля­ет­ся при­ме­ром по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти.

Б. Де­я­тель­ность пред­по­ла­га­ет со­зна­тель­ную ак­тив­ность че­ло­ве­ка.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

5. К ду­хов­ной сфере об­ще­ства от­но­сят­ся от­но­ше­ния между

1) ре­жис­се­ром ки­но­филь­ма и ак­те­ра­ми 2) зри­те­лем ки­но­те­ат­ра и кас­си­ром в кассе ки­но­те­ат­ра

3) зри­те­лем ки­но­те­ат­ра и охран­ни­ком ки­но­за­ла

4) ди­рек­то­ром ки­но­за­ла и ре­монт­ной бри­га­дой, про­во­див­шей в нем ре­монт

6. Все ис­поль­зу­е­мые в про­из­вод­ствен­ном про­цес­се при­род­ные ре­сур­сы на­зы­ва­ют

1) про­из­вод­ствен­ный ка­пи­тал 2) труд 3) ин­фор­ма­ция 4) земля

7. В ко­манд­ной эко­но­ми­ке, в от­ли­чие от ры­ноч­ной

1) су­ще­ству­ет кон­ку­рен­ция про­из­во­ди­те­лей 2) труд яв­ля­ет­ся то­ва­ром

3) ре­сур­сы рас­пре­де­ля­ют­ся цен­тра­ли­зо­ван­но 4) уста­нов­лен налог на при­быль

8. В стра­не Z пред­при­я­тия са­мо­сто­я­тель­но ре­ша­ют, что и сколь­ко про­из­во­дить, ори­ен­ти­ру­ясь на по­ве­де­ние и при­стра­стия по­тре­би­те­лей. К ка­ко­му типу хо­зяй­ствен­ных си­стем можно от­не­сти эко­но­ми­ку стра­ны Z?

1) ко­манд­но­му 2) ры­ноч­но­му 3) пла­но­во­му 4) тра­ди­ци­он­но­му

9. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о на­ло­гах?

А. Пря­мые на­ло­ги су­ще­ству­ют в виде над­ба­вок к цене опре­делённых то­ва­ров.

Б. К пря­мым на­ло­гам от­но­сят налог на иму­ще­ство.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

10. В при­ве­ден­ном спис­ке ука­за­ны черты сход­ства и от­ли­чия роли го­су­дар­ства в усло­ви­ях рынка и в усло­ви­ях ко­манд­ной эко­но­ми­ки. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:

1) осу­ществ­ля­ет сбор на­ло­гов; 2) уста­нав­ли­ва­ет цены на ос­нов­ные виды сырья;

3) осу­ществ­ля­ет пе­ре­рас­пре­де­ле­ние средств через го­су­дар­ствен­ный бюд­жет;

4) со­зда­ет пра­во­вую базу для раз­ви­тия кон­ку­рен­ции.

 Черты сход­ства

Черты раз­ли­чия





11. Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

 

КРИТЕРИИ

А) башкиры

Б) петербуржцы

В) удмурты

Г) мусульмане

Д) буддисты

 

1) этносоциальный

2) религиозный

3) территориальный

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


12. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо зна­че­но со­от­вет­ству­ю­щей бук­вой.

 (А) Закон «Об об­ра­зо­ва­нии» был при­нят в нашей стра­не в на­ча­ле 90-х годов. (Б) Преду­смот­рен­ное им мно­го­об­ра­зие типов школ спо­соб­ству­ет более пол­но­му учету ин­те­ре­сов уча­щих­ся. (В) Вме­сте с тем раз­ре­шен­ное обу­че­ние на дому не все­гда обес­пе­чи­ва­ет пол­но­цен­ное об­ра­зо­ва­ние.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста:1) от­ра­жа­ют факты; 2) вы­ра­жа­ют мне­ния.

диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

13. Со­цио­ло­ги­че­ские служ­бы стра­ны Z про­ве­ли опрос об­ще­ствен­но­го мне­ния. Граж­да­нам, участ­ву­ю­щим в опро­се, был задан во­прос: «Какой метод сти­му­ли­ро­ва­ния тру­до­вой ак­тив­но­сти ра­бот­ни­ков Вы счи­та­е­те наи­бо­лее эф­фек­тив­ным?»

Ре­зуль­та­ты опро­са (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в таб­ли­це.

 Наи­бо­лее эф­фек­тив­ные ме­то­ды сти­му­ли­ро­ва­ния

тру­до­вой ак­тив­но­сти ра­бот­ни­ков

Муж­чи­ны

Жен­щи­ны

Пре­ми­ро­ва­ние ра­бот­ни­ков по ито­гам ме­ся­ца, года

35%

50%

Ор­га­ни­за­ция со­рев­но­ва­ния ра­бот­ни­ков

25%

15%

Пе­ре­вод ра­бот­ни­ков на сдель­ную за­ра­бот­ную плату

10%

10%

Воз­мож­но­сти про­фес­си­о­наль­но­го

со­вер­шен­ство­ва­ния и ка­рьер­но­го роста

20%

5%

Со­зда­ние ком­форт­ных усло­вий труда

10%

20%

Ре­зуль­та­ты опро­са, отражённые в таб­ли­це, были опуб­ли­ко­ва­ны и про­ком­мен­ти­ро­ва­ны в СМИ. Какие из при­ведённых ниже вы­во­дов не­по­сред­ствен­но вы­те­ка­ют из по­лу­чен­ной в ходе опро­са ин­фор­ма­ции? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 1) «Дух со­рев­но­ва­ния» более явно вы­ра­жен у муж­чин, чем у жен­щин.

2) Ма­те­ри­аль­ные ме­то­ды сти­му­ли­ро­ва­ния труда яв­ля­ют­ся ве­ду­щи­ми для ра­бот­ни­ков.

3) Ра­бот­ни­ки от­ка­зы­ва­ют­ся тру­дить­ся в не­ком­форт­ных усло­ви­ях.

4) Жен­щи­ны редко ис­поль­зу­ют воз­мож­но­сти сво­е­го про­фес­си­о­наль­но­го и ка­рьер­но­го роста.

5) Муж­чи­ны более склон­ны участ­во­вать во внут­рен­них кор­по­ра­тив­ных ме­ро­при­я­ти­ях.


14. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Люди, говорящие на одном и том же языке, чувствуют себя более близкими, чем люди, говорящие на разных языках. Проявление этого мы можем наблюдать всюду. В городах, где живут разноязычные люди, русский тянется к русскому, немец — к немцу и т. д. Человек, попавший в чужую страну и не знающий её языка, рад встретить лицо, говорящее на своём языке. То же мы видим и в пределах населения одного государства.

Легко видеть, что языковое расслоение проходит по линиям, иным, чем линии государственного и расового расслоения. Население одного государства, например России, состоит из множества языковых групп. И обратно, одна и та же языковая группа по государственной принадлежности часто относится к двум или трём государствам. Не совпадает языковая группировка и с расовой. Люди одной расы, например белые, говорят на разных языках, и обратно, люди разных рас могут иметь один язык.

Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования. Таковы занятия врача, инженера, земледельца, фабричного рабочего и т. д. В современном обществе профессий множество. Число их достигает нескольких тысяч. Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы. Сходство людей по профессии вызывает сходство их интересов, вкусов, привычек; делает однопрофессиональных лиц солидарными друг с другом. В настоящее время трудно найти профессию, члены которой не были бы объединены в целях совместной защиты своих интересов в профессиональные группы.

Расслоение по степени имущества или богатства, деление населения на богатых и бедных с давних пор было и остаётся одним из самых важных расслоений.

 

(По П. А. Сорокину)


1.Какие пять видов расслоения общества названы в тексте?

2. Что автор называет профессией? Как, по мнению автора, профессия влияет на духовный мир человека?

3. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, подтвердите примерами следующие суждения автора: а) «Население одного государства, например, России, состоит из множества языковых групп»; б) «люди одной расы, например белые, говорят на разных языках»; в) «люди разных рас могут иметь один язык».

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!