Вариант 1 8 класс
1. Преобразования существенных сторон общественной жизни, осуществляемые властью, называются
1) революцией 2) прогрессом 3) эволюцией 4) реформами
2. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
1) самореализации 2) самосохранении 3) дыхании 4) питании
3. Страна А оказала гуманитарную помощь стране Z, пострадавшей во время наводнения. Взаимодействие каких сфер общества иллюстрирует данный пример?
1) политической и экономической 2) экономической и социальной
3) экономической и духовной 4) политической и социальной
4. Верны ли следующие суждения о личности и обществе?
А. Общество и социальная среда способны влиять на личность в обоих направлениях — подавляя и развивая ее.
Б. Между развитием личности и общества существует прямая зависимость.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5 . Фирма Z занимается охраной частных лиц и предприятий. К труду как фактору производства фирмы относятся(-ится)...
1) средства связи 2) клиенты фирмы 3) здание фирмы 4) штат сотрудников
6 . Экономическая сфера общества помимо производства, обмена, потребления материальных благ включает
1) создание духовных ценностей 2) обмен культурными достижениями
3) распределение материальных благ 4) сохранение традиций и обычаев
7. В стране М. все стиральные порошки производятся на трех предприятиях-гигантах. Крупные предприятия поглощают мелкие и в других сферах производства. В этом проявляется процесс
1) приватизации 2) национализации 3) монополизации 4) стандартизации
8. Верны ли следующие суждения об экономическом выборе?
А. В основе экономического выбора чаще всего лежит желание субъекта как можно полнее удовлетворить имеющиеся потребности.
Б. Проблема экономического выбора обусловлена ограниченностью экономических ресурсов.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения об этносах?
А. Племена, народности, нации — это виды этносов.
Б. Членов любой этнической общности объединяет единство языка, верований и гражданства.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. Ксения живёт с родителями и сестрой. Она учится в 5 классе. Сравните две малые группы: семью и школьный класс. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) наличие особых норм поведения
2) личные контакты членов группы
3) отношения родства
4) общий быт
Черт сходства | Черты отличия |
| |
11. Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | | ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ |
А) отдых и сон Б) общение с друзьями В) реализация своих потребностей в деятельности Г) самосохранение Д) карьерный рост | | 1) биологические 2) социальные |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
12. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Несправедливо платить одинаковую зарплату людям, работающим с разной производительностью. (Б) На некоторых фирмах сохраняется уравнительный подход к оплате труда. (В) При установлении зарплаты и премиальных выплат работодателю полезно было бы учитывать старательность работников, их отношение к делу.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
13. Социологи провели опрос совершеннолетних граждан города Z. Им задавали вопрос: «Какой из способов разрешения социальных конфликтов наиболее эффективный? ». Результаты опроса представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Примерно половина респондентов считает, что посредничество государства наиболее эффективно для разрешения конфликта.
2) Абсолютное большинство - 97% не считают уступку эффективным средством разрешения конфликтов.
3) Отказ всех конфликтующих сторон от взаимных претензий считают менее эффективным, чем длительное противоборство в конфликте.
4) Только 3% респондентов верят в то, что уступки одной из сторон могут помочь в разрешении социального конфликта.
5) Самым эффективным способом разрешения социальных конфликтов опрошенные считают отказ от взаимных претензий.
14. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Задатки и способности
Ребенок рождается не с готовыми способностями, а с задатками, т.е. такими особенностями строения мозга и органов чувств, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки многозначны, т.е. на базе одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от требований соответствующей деятельности. Так, острая наблюдательность и хорошая зрительная память могут войти в структуру способностей художника, следователя, геолога.
Разовьются ли задатки в способности, зависит не только от индивидуальных особенностей личности, но и от исторических условий, от потребностей общества. Те или иные способности развиваются тогда, когда в них появляется общественная необходимость.
Рассмотрим с этой точки зрения такую воображаемую ситуацию. Где-то на далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем может он стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой иной музыки, кроме одноголосного пения, и никакого другого музыкального инструмента, кроме барабана? В лучшем случае этот мальчик войдет в историю острова как самый замечательный барабанщик. Иными словами, он достигнет такого уровня развития своего музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях. Совсем иначе сложилась бы его судьба, если бы он оказался в стране с высокоразвитой музыкальной культурой и попал там к хорошим педагогам.
1. Как автор определяет природные задатки человека? Приведите два примера природных задатков.
2. Какие три условия автор выделяет в качестве необходимых для развития задатков в способности?
3. Автор пишет о том, что судьба мальчика сложилась бы по - другому, если бы он оказался в стране с высокоразвитой музыкальной культурой и попал там к хорошим педагогам. Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой мысли.
4. Андрей Ф., четырех лет, обладает хорошей музыкальной памятью и способен точно воспроизвести сложную полифоническую мелодию после одного прослушивания. Назовите три сферы деятельности, в которых он может достичь максимального раскрытия своих способностей.
Укажите любое социальное условие, которое поможет Андрею развить свои задатки.
Вариант 2 8 класс
Часть 1.
1. Отличительной тенденцией развития современного общества является
1) механизация | 3) модернизация |
2) индустриализация | 4) глобализация |
2. Анна Петровна активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своем дворе. Это характеризует ее как
1) личность | 3) интеллигентного человека |
2) администратора | 4) профессионала |
3. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Экономическая сфера регулирует организацию государственной власти.
Б. Экономическая сфера обеспечивает удовлетворение материальных потребностей общества.
1) верно только А | 2) верно только Б | 3) верны оба суждения | 4) оба суждения неверны |
4. В рыночной экономике, в отличие от командной
свободно продаются и покупаются ресурсы производства
устанавливается твердый курс официальной валюты
ведущие позиции занимает государственная собственность
складываются хозяйственные пропорции
5. К косвенным налогам относится
1) налог на прибыль | 3) подоходный налог |
2) акциз | 4) налог на имущество |
6. В 1992 г. доходы федерального бюджета составили 350 млрд рублей,
а расходы 357 млрд рублей. Эти данные свидетельствуют о
1) сохранении плановых начал в экономике | 3) дефиците государственного бюджета |
2) увеличении налоговых поступлений | 4) падении курса рубля |
7. Верны ли следующие суждения о частной собственности?
А. Передача государственной собственности в частные руки называется национализацией.
Б. Частная собственность является основой командной экономики.
1) верно только А | 2) верно только Б | 3) верны оба суждения | 4) оба суждения неверны |
8. В начале прошлого века 75% трудоспособного населения России были крестьянами, 10% трудились рабочими в обрабатывающей промышленности, менее 1% были заняты на государственной службе. Эти данные характеризуют:
1) социально-классовую структуру | 3) сословный строй |
2) государственное устройство | 4) социально-территориальную структуру |
9. Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?
А. Семейное положение человека является важной характеристикой его социального статуса.
Б. Человек в семье выполняет различные роли.
1) верно только А | 2) верно только Б | 3) верны оба суждения | 4) оба суждения неверны |
10. В приведенном списке указаны черты сходства и отличия человека и животного . Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
Приспособление к окружающему миру
Способность к чувственному познанию
Целенаправленная, творческая деятельность
Потребность в пище и еде
Черт сходства | Черты отличия |
| |
11. Установите соответствие между типами социальных структур и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ТИПЫ СИСТЕМ |
А) права и обязанности членов социальной группы закреплены юридически | 1) классовая |
Б) отдельные группы имеют подкрепленные законом привилегии | 2) сословная |
В) принадлежность к группе не передается по наследству | |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
12. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)Рекордная цена – 58,28 доллара за баррель нефти – была зафиксирована на торгах в Нью-Йорке 4 апреля. (2)Цены всё еще высоки, но их снижение можно считать тенденцией. (3)Причины снижения изучаются аналитиками разных стран. (4)Можно предположить, что снижение цен на нефть окажет оздоравливающее влияние на отечественную экономику. |
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
13. В стране Z в ходе социологических опросов (2006 и 2012 гг.) респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Приходилось ли Вам, Вашей семье отказываться от лечения, восстановления здоровья из-за нехватки денег?». Полученные результаты представлены в таблице.
Варианты ответа | % от числа опрошенных |
2006 г. | 2012 г. |
Постоянно | 20 | 30 |
Время от времени | 33 | 40 |
Очень редко | 24 | 12 |
Никогда | 23 | 18 |
В средствах массовой информации были представлены различные интерпретации данных опроса. Ниже приведены некоторые мнения. Какая из журналистских оценок реально (фактически) соответствует информации, содержащейся в таблице?
1) Большинство опрошенных предпочитают не обращаться в медицинские учреждения.
2) Опрошенные не уделяют должного внимания своему здоровью.
3) Можно предположить, что материальное положение опрошенных ухудшилось.
4) В стране Z серьёзно нарушаются права человека.
14.Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Социальная структура
В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.
Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает в первую очередь дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из за заработной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).
Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%%, а в конце 80-х годов — уже более 20%% населения были держателями акций.
Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют, среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.
Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.
1. Что, по мнению автора текста, включает богатство? Укажите три основные составляющие.
2. Какие социальные группы, образующие средний класс, приведены в тексте? Назовите любые три группы.
3. Опираясь на обществоведческие знания, укажите два других показателя, помимо богатства и дохода, которые определяют социальное положение человека в обществе. Приведите пример представителей двух профессиональных групп, которые близки по доходам, но отличаются по другим показателям.
Вариант 3 8 класс
Часть 1.
1. Какая сфера общественной жизни регулирует отношения власти, организацию управления обществом?
1) духовная 2) политическая 3) экономическая 4) социальная
2. Биологической сущностью человека обусловлена его потребность в
1) самореализации 2) пище 3) творчестве 4) общении
3. Иван Петров активный и творческий человек. Он выступил инициатором проведения концерта к Дню матери.. Это характеризует его как
1) личность 2) администратора 3) интеллигентного человека 4) профессионала
4. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе.
Б. Общество возникло раньше, чем появилось государство.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Экономическая наука изучает
1) формы государственного правления 2) социальную стратификацию
3) типы семьи в современном обществе 4) способы хозяйствования людей
6. Налоги в виде надбавок к цене товаров и услуг называются
1) косвенными 2) прямыми 3) подоходными 4) поимущественными
7. В каком из перечисленных случаев идёт речь о производстве государством общественных благ?
1) содержание вооружённых сил 2) повышение выплат многодетным семьям
3) введение новых технических стандартов 4) осуществление денежной эмиссии
9. Верны ли следующие суждения о безработице?
А. Понятие «полная занятость населения» означает полное отсутствие безработицы.
Б. Безработица является характерной чертой рыночной экономики.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. В приведенном списке указаны черты сходства и отличия роли государства в условиях рынка и в условиях командной экономики. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) осуществляет сбор налогов 2) устанавливает цены на основные виды сырья
3) осуществляет перераспределение средств через государственный бюджет
4) создает правовую базу для развития конкуренции
| |
Черты сходства | Черты отличия |
| |
| |
11. Установите соответствие между примерами и видами экономического продукта: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | | ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОДУКТА |
А) стрижка волос в салоне красоты Б) стиральная машинка В) организация туристической поездки Г) гоночный автомобиль Д) пара обуви | | 1) товар 2) услуга |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
12. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Учёные-социологи провели среди горожан опрос: «Как Вы и Ваша семья участвуете в сохранении природной среды?». (Б) Для многих людей сохранение природной среды связано с озеленением своего населённого пункта и очисткой парков от мусора. (В) К сожалению, лишь немногие горожане используют экономичные бытовые электроприборы и сортируют бытовые отходы.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
13. Статистические службы страны Z изучили динамику продаж бытовой техники в период с 2002 по 2012 г. Результаты изучения (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Результаты исследования, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе исследования информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Предприятия по производству бытовой техники в стране Z активно осваивают выпуск новых моделей.
2) Спрос на бытовые товары в стране Z сократился.
3) Протекционистская политика правительства страны Z способствовала переориентированию потребительского спроса с товаров иностранного производства на товары производства страны Z.
4) Зафиксирован рост продаж новой иностранной бытовой техники.
5) Бытовая техника производства страны Z меньше востребована на рынке, чем техника иностранных производителей.
14.Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Под угрозой сейчас находится большинство оставшихся высших видов растений и животных. Те из них, которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью — производить для него как можно больше пищи и сырья. На них уже более не распространяется дарвиновский закон естественного отбора, который обеспечивает генетическую эволюцию и приспособляемость диких видов. Впрочем, и те виды, которым человек не смог найти непосредственное применение, тоже обречены. Их естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целеустремлённом продвижении человечества вперёд. Не менее печальная участь ждёт и нетронутую дикую природу, которая всё ещё нужна как естественная среда обитания самого человека для его физической и духовной жизни. Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую ёмкость планеты, человек таким путём может в конце концов сам расправиться со своим собственным видом не хуже атомной бомбы.
И это не единственное, в чём новая благоприобретённая мощь человека отразилась на его собственном положении. Современный человек стал дольше жить, что привело к демографическому взрыву. Он научился производить больше, чем когда бы то ни было, всевозможных вещей, и к тому же в значительно более короткие сроки. Уподобившись Гаргантюа, он развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя всё больше и больше, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца.
Родилось явление, которое стали называть промышленной, научной, а чаще научно-технической революцией. Последняя началась тогда, когда человек понял, что может эффективно и в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем мире. Этот процесс идёт сейчас полным ходом и всё набирает и набирает скорость.
(По А. Печчеи)
1.Как автор оценивает состояние различных компонентов природной среды? (Приведите три авторские оценки.)
2.Предположите, почему постоянный рост производства и потребления угрожает будущему человечества. Выскажите два предположения.
3.В какой момент, по мнению автора, началась научно-техническая революция? Используя факты общественной жизни, назовите любые два крупнейших научно-технических достижения человечества в XX веке и кратко поясните свой выбор.
Вариант 4 8 класс
1. Учёные-обществоведы определяют общество как:
1) весь мир в многообразии его форм и проявлений 2) неотъемлемую часть природы
3) единство живой и неживой природы 4) обособившуюся от природы часть мира
2. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
1) самореализации 2) самосохранении 3) дыхании 4) питании
3. Ольга – студентка колледжа. В свободное от учёбы время она активно участвует в деятельности молодежного парламента. Это характеризует её как
1) индивида 2) представителя молодёжи 3) личность 4) товарища
4. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?
А. Изучение школьного курса физики является примером познавательной деятельности.
Б. Деятельность предполагает сознательную активность человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. К духовной сфере общества относятся отношения между
1) режиссером кинофильма и актерами 2) зрителем кинотеатра и кассиром в кассе кинотеатра
3) зрителем кинотеатра и охранником кинозала
4) директором кинозала и ремонтной бригадой, проводившей в нем ремонт
6. Все используемые в производственном процессе природные ресурсы называют
1) производственный капитал 2) труд 3) информация 4) земля
7. В командной экономике, в отличие от рыночной
1) существует конкуренция производителей 2) труд является товаром
3) ресурсы распределяются централизованно 4) установлен налог на прибыль
8. В стране Z предприятия самостоятельно решают, что и сколько производить, ориентируясь на поведение и пристрастия потребителей. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?
1) командному 2) рыночному 3) плановому 4) традиционному
9. Верны ли следующие суждения о налогах?
А. Прямые налоги существуют в виде надбавок к цене определённых товаров.
Б. К прямым налогам относят налог на имущество.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. В приведенном списке указаны черты сходства и отличия роли государства в условиях рынка и в условиях командной экономики. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) осуществляет сбор налогов; 2) устанавливает цены на основные виды сырья;
3) осуществляет перераспределение средств через государственный бюджет;
4) создает правовую базу для развития конкуренции.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
11. Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ | | КРИТЕРИИ |
А) башкиры Б) петербуржцы В) удмурты Г) мусульмане Д) буддисты | | 1) этносоциальный 2) религиозный 3) территориальный |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
12. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обо значено соответствующей буквой.
(А) Закон «Об образовании» был принят в нашей стране в начале 90-х годов. (Б) Предусмотренное им многообразие типов школ способствует более полному учету интересов учащихся. (В) Вместе с тем разрешенное обучение на дому не всегда обеспечивает полноценное образование.
Определите, какие положения текста:1) отражают факты; 2) выражают мнения.
диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
13. Социологические службы страны Z провели опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой метод стимулирования трудовой активности работников Вы считаете наиболее эффективным?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.
Наиболее эффективные методы стимулирования трудовой активности работников | Мужчины | Женщины |
Премирование работников по итогам месяца, года | 35% | 50% |
Организация соревнования работников | 25% | 15% |
Перевод работников на сдельную заработную плату | 10% | 10% |
Возможности профессионального совершенствования и карьерного роста | 20% | 5% |
Создание комфортных условий труда | 10% | 20% |
Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) «Дух соревнования» более явно выражен у мужчин, чем у женщин.
2) Материальные методы стимулирования труда являются ведущими для работников.
3) Работники отказываются трудиться в некомфортных условиях.
4) Женщины редко используют возможности своего профессионального и карьерного роста.
5) Мужчины более склонны участвовать во внутренних корпоративных мероприятиях.
14. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Люди, говорящие на одном и том же языке, чувствуют себя более близкими, чем люди, говорящие на разных языках. Проявление этого мы можем наблюдать всюду. В городах, где живут разноязычные люди, русский тянется к русскому, немец — к немцу и т. д. Человек, попавший в чужую страну и не знающий её языка, рад встретить лицо, говорящее на своём языке. То же мы видим и в пределах населения одного государства.
Легко видеть, что языковое расслоение проходит по линиям, иным, чем линии государственного и расового расслоения. Население одного государства, например России, состоит из множества языковых групп. И обратно, одна и та же языковая группа по государственной принадлежности часто относится к двум или трём государствам. Не совпадает языковая группировка и с расовой. Люди одной расы, например белые, говорят на разных языках, и обратно, люди разных рас могут иметь один язык.
Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования. Таковы занятия врача, инженера, земледельца, фабричного рабочего и т. д. В современном обществе профессий множество. Число их достигает нескольких тысяч. Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы. Сходство людей по профессии вызывает сходство их интересов, вкусов, привычек; делает однопрофессиональных лиц солидарными друг с другом. В настоящее время трудно найти профессию, члены которой не были бы объединены в целях совместной защиты своих интересов в профессиональные группы.
Расслоение по степени имущества или богатства, деление населения на богатых и бедных с давних пор было и остаётся одним из самых важных расслоений.
(По П. А. Сорокину)
1.Какие пять видов расслоения общества названы в тексте?
2. Что автор называет профессией? Как, по мнению автора, профессия влияет на духовный мир человека?
3. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, подтвердите примерами следующие суждения автора: а) «Население одного государства, например, России, состоит из множества языковых групп»; б) «люди одной расы, например белые, говорят на разных языках»; в) «люди разных рас могут иметь один язык».