Урок по русскому языку
для 6 класса
«Этимология- «Душа слова»
-помощница орфографии»
Подготовил:
учитель русского языка
МКОУ Озёрская СОШ
им. Сергея Аникина
Е.Ю. Смирнова
= 2020 =
Предмет: русский язык.
Класс: 6
Тема: Этимология- «Душа слова»- помощница орфографии.
Цель урока: познакомить с понятием «этимология слова», со спецификой этимологического словаря; учить пользоваться данными этиологии при объяснении современных лингвистических тем.
Задачи урока:
познакомить школьников с понятием «этимологический словарь», показать его отличие от толкового словаря, учить применять сведения из этимологии при объяснении фактов лексики, словообразования, орфографии;
формировать навыки работы с этимологическим словарём;
воспитывать интерес к русскому языку, уважение к историческому прошлому своей Родины.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, словари.
Ход урока.
I. Оргмомент.
Постановка перед школьниками учебной задачи. Раскрытие цели урока.
- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «этимология», «этимологический словарь», научимся работать со словарями, познакомимся с трудами ведущего специалиста в этимологии О.Н. Трубачёва.
II. Проверка домашнего задания.
III. Объяснение нового материала. Слово учителя.
- Слово… Как много таится в этом удивительном создании человечества! Трудно себе представить жизнь без слов, без языка. Душа слова… Как вы думаете, что это значит: душа слова?
- Да, это то, что вложил каждый человек, мастер слова, поэт или писатель, сочинитель в свое творение.
- Я хочу познакомить вас с мастером слова, выдающимся учёным, лингвистом Олегом Николаевичем Трубачёвым.
Олег Николаевич Трубачёв родился 23 октября 1930 года в Сталинграде, в семье врача. В 1942 г. ему довелось пережить страшные дни бомбардировок Сталинграда, откуда семья едва выбралась. Первое время жили в Горьком, в 1944году после освобождения Украины поселились в Днепропетровске. Здесь мальчик окончил школу и в 1947г. поступил в университет.
Он рано обратил на себя внимание преподавателей и сокурсников способностями к языкам и редким среди студентов интересом к славянской этимологии. Выпускником университета он знал уже более десятка языков.
Продолжать образование приехал в Москву в 1952, где вначале работал корреспондентом иностранного отдела “Комсомольской правды” и параллельно учился в аспирантуре Института славяноведения. Уже год спустя он перешел на очное обучение.
В 1957 г. защитил кандидатскую диссертацию и стал сотрудником Академии наук. В 1961 г. по приглашению академика В.В.Виноградова, директора Института русского языка, О.Н.Трубачёв создал и возглавил в этом институте сектор этимологии, которым руководил в течение 40 лет– до конца жизни.
В 1974 году вышел первый том “Этимологического словаря”, а сегодня на полках специалистов стоят уже 30 выпусков словаря. Вплоть до 13 тома всю составительскую работу вёл один Олег Николаевич, лишь позднее к нему присоединились уже набравшие опыт сотрудники его сектора.
- «…Язык –это глыба, это океан, и он имеет огромные глубины…Русский язык глубок и многослоен…»- сказал Олег Николаевич Трубачёв. Согласны ли вы с его высказыванием?
- Так что же такое этимология? Над чем же работал Трубачёв? Ребята, вы задумывались когда-нибудь над тем, откуда произошло то или иное слово, почему какой-то предмет действительности назван именно так, а не иначе?
- Иногда нашего жизненного и лингвистического опыта бывает недостаточно, чтобы правильно определить происхождение любого слова, тогда нам в помощь приходит этимологический словарь. В чём же особенность словаря?
- Существует специальная наука – этимология. Она возникла ещё в античной Греции. Её цель – выявить происхождение слова. Решение этой проблемы мы можем найти в этимологических словарях, содержащих слова с объяснением их происхождения. Из этимологических словарей мы узнаём, как образовалось слово, как оно попало в русский язык, если было заимствовано из других языков.
- Сможете ли вы ответить, откуда произошло слово дорога?
Доро́га. Человек неопытный в этимологии может заподозрить, что слово «дорога» связано с прилагательным «дорого́й». На деле же оно одного корня с «дергать», «драть». Буквально слово это некогда значило «овраг», «углубление в почве», «лощина»; такое значение сохранилось за ним и поныне в других славянских языках. Можно думать, что в древности пути прокладывались по таким долинкам; может быть, в лесистых местах их вели по «до́рам» — лесным просекам и расчисткам. А возможно, дело в том, что на открытых местах любая древняя колея или тропа быстро превращалась в размытые водами лощины — «дороги».
Задание.
Сравните словарные статьи в этимологическом словаре и толковом словаре. В чём их различие?
Хандра
Хандра (По Ожегову)
, -ы, ж. Мрачное, тоскливое настроение, томительная скука. Впасть в хандру. X. напала (накатила) на кого-н.
ХАНДРА.(По Шанскому) Искон. Сокращение ипохондрия, заимств. из лат. яз., «живот» (буквально — «то, что под грудинным хрящем), производного от chondros «хрящ», ср. медиц. хондрит «воспаление хряща».
Вывод: в статьях толкового словаря объясняется современное значение слова. В статьях этимологического словаря даётся объяснение происхождения слова.
- У этимологического словаря есть свои особенности.
Особенности этимологического словаря:
1. Отражение истории языка и культуры народа, носителя этого языка.
2. Множество толкований слова, наличие нескольких версий.
3. Большая роль автора, составителя словаря.
IV. Закрепление изученного материала.
-Как же может нам пригодиться этимологический словарь в школьной практике? Чем может помочь?
Определяя происхождение слова, мы обычно ищем причину, почему предмет, получивший наименование, был назван так, а не иначе. Таким образом, мы выявляем образ, положенный в основу слова. Связь названий и предметов, явлений окружающего мира раньше хорошо осознавалась. Сейчас она вскрывается лишь путём реставрирования первоначальных значений.
Задание. С помощью этимологического словаря выявить образы, положенные в основу слов: кольчуга, черепок, дотла, насекомое, бояре, дремучий.
- Как мы уже знаем, существует лексика исконная и заимствованная. Этимология помогает выявить образ, первоначальное значение, которое было положено в основу заимствованного слова. Чтобы убедиться в том, слова первого столбика заимствованы русским языком из других языков, при помощи этимологического словаря найдём иностранные слова, послужившие образованию заимствованного слова.
Заимствованное слово | От какого иностранного слова оно образовано | Что означает заимствованное слово в русском языке (По Ожегову) |
Комплимент | От французского compliment -«приветствие» | Любезные, приятные слова, лестные отзывы. |
Ангина | От латинского angina «удушье, горловая жаба» | Инфекционное заболевание- воспаление нёбных миндалин. |
Огурец | От греческого agouros - «несозревший» | Огородное растение с продолговатым зелёным плодом. |
Президент | От французского глагола praesidēre «сидеть впереди» | Глава государства. |
Вывод: первичный образ, положенный в основу слова и выявленный с помощью этимологии, помогает лучше понять современное значение слова.
- Обратите внимание на слово «коварный». Какую орфограмму вы в нём видите? Обратимся к происхождению слова, чтобы узнать, какую букву писать в корне.
Прилагательное коварный образовано от слова коварь, что означало «кузнец». Славяне считали кузнецов колдунами, потому что кузнец связан с огнём, умеет управляться с металлами. Возможно, именно поэтому у прилагательного, образованного от слова кузнец, и появилось такое значение. Таким образом, исторически родственными словами к прилагательному коварный являются слова коварь, подкова, ковка. В корне этих слов под ударением о. Коварный - ковка, подкова, коварь. В слове коварный в корне пишем о.
Слово печаль. Орфограмма «Непроверяемый безударный гласный в корне слова». С помощью этимологии выявляем, что слово печаль происходит от древнего слова печа – «забота» и буквально означало «то, что жжёт». Печаль – печа. В корне пишем е.
Вывод: этимология даёт нам возможность не только узнать происхождение слова, но и во многих случаях понять, почему слово пишется так, а не иначе.
V. Итог урока.
-Какая наука изучает происхождение слова?
-Почему так важно знать историю слова, его происхождение?
-Сделайте вывод: что значит «этимология – душа слова?
Закончить урок хочется словами О.Н.Трубачева из статьи «Меняющийся мир и вечные слова»: «Хочется верить, что душа слов не погибнет в обыденной, повседневной жизни. Как бы ни менялся мир – над людьми всегда будет светить Солнце, они всегда будут с Надеждой ждать нового Дня, радоваться Свету и ходить по такой родной и милой Земле».
VI. Домашнее задание.