Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №10» г.о.Шуя Духовно-нравственное воспитание учащихся
Учитель русского языка и литературы,
классный руководитель
Ставровская Т.А.
Учитель русского языка и литературы,
классный руководитель
Ставровская Т.А.
В человеке, которого мы воспитываем, должны сочетаться нравственная чистота, духовное богатство, физическое совершенство.
В. А. Сухомлинский
Духовно-нравственное воспитание
Современная школа проблему духовно-нравственного воспитания будущего поколения ставит особенно остро, так как в связи с гуманистическим кризисом в обществе увеличивается потребность в личности, являющейся носителем общечеловеческих, традиционных духовных ценностей, обладающей прочной нравственной позицией и способной к самостоятельному и осознанному выбору истинных целей жизни.
Педагогическая сущность и взаимосвязь понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание»
Духовность понимается как обращенность человека к высшим ценностям – к идеалу, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу.
Нравственность (или мораль) – представляет собой одну из наиболее универсальных форм общественного и личного миропонимания, является совокупностью общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
Цель духовно-нравственного воспитания – духовное обновление ребенка.
Главная задача для педагога:
научить ребенка любить окружающих и себя.
Традиционный идеал воспитанности Качества души ребенка, которые определяют его поступки:
- благодарность;
- целомудрие;
- личная ответственность;
- стремление и навыки оказания помощи;
- послушание;
- сострадание;
- умение просить прощение и прощать;
- благожелательность ко всем людям;
- патриотизм - любовь к Родине.
Обобщением вышеперечисленных качеств, является
проявление любви .
Качество души:
личная ответственность.
Н.П. Богданов-Бельский.
У дверей школы.
Качество души:
сострадание.
Н.П. Богданов-Бельский. Горе.
Качество души: сострадание;
благожелательность.
Н.П. Богданов-Бельский.
У больного учителя.
Качество души:
благожелательность.
Н.П. Богданов-Бельский. Виртуоз.
Н.П. Богданов-
Бельский.
В церкви.
Качество души: благодарность; личная ответственность; целомудрие;
благожелательность ко всем людям. …
Педагогические механизмы в моей воспитательной системе по духовно-нравственному воспитанию учащихся
Работа с детским коллективом в урочное время.
- Проведение классных часов по духовно-нравственному воспитанию детей («Часы нравственности»); чтений и дискуссий по нравственной тематике и т.д.
Организация внеурочной деятельности
- Планирование мероприятий совместно с учащимися.
- Часы общения, праздники, игры, экскурсии по духовно-культурным историческим центрам страны, края, города.
- Шефская работа школьников.
- Уход за могилами предков.
Работа с родителями учащихся.
- Изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное становление детей.
- Родительские собрания, консультации, беседы.
- Организация и проведение совместного досуга детей и родителей.
Целью воспитательного процесса является воспитание свободной, творческой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности, которая достигается через формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям, через формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования учащихся, а также культуры сохранения собственного здоровья.
Функции и содержание моей работы:
- аналитическая (изучение учащихся, коллектива, анализ семейного воспитания, уровня воспитанности, анализ и оценка диагностики здоровья);
- организационно-координирующая (организация разнообразной деятельности детей, установление связи школы и семьи);
- коммуникативная (регулирование межличностных отношений между детьми; установление оптимальных взаимоотношений учитель-ученик; создание благоприятного психологического климата в коллективе, атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки).
В процессе работы я стараюсь создавать условия для:
- проявления самостоятельности;
- проявления активной общественной, гражданской позиции;
- саморазвития и самореализации;
- социализации личности в современных условиях.
Система правил, которых придерживаюсь при общении со своими воспитанниками:
- при контакте с детьми дарю как можно чаще приветливые взгляды и ласковые прикосновения;
- при общении с детьми чаще использую просьбу и поощрение, чем приказ и наказание;
- стараюсь быть предусмотрительной и справедливой в оценке поступков учеников;
- учу детей радоваться своим успехам и успехам своих товарищей;
- создаю воспитательные ситуации, которые позволяют ребятам чаще проявлять положительные эмоции, чем отрицательные.
Стиль отношений с детьми
- Не запрещать, а направлять;
- Не управлять, а соуправлять;
- Не принуждать, а убеждать;
- Не командовать, а организовывать;
- Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
В своей работе я опираюсь на простые постулаты:
- если ребенка подбадривать, он учится верить в себя;
- если ребенка хвалить, он учится быть благодарным;
- если ребенка поддерживать, он учится ценить себя;
- если ребенка окружить дружелюбием, он учится находить любовь в этом мире.
В сочетании духовность и нравственность составляют основу личности, где духовность - ценностная характеристика сознания, вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития),что является основой нравственности.
Важным условием духовно-нравственного развития ребёнка я считаю самовоспитание
Опыт педагогики прошлых лет
«Учатся у тех, кого любят». Гёте Иоганн Вольфганг Чтобы изменять других их надо любить.