СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лесная промышленность. Самостоятельная работа. 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельная работа по теме "Лесная промышленность". 9 класс. Учебник В.П.Дронова, В.Я.Рома. География. Население и хозяйство

Просмотр содержимого документа
«Лесная промышленность. Самостоятельная работа. 9 класс»

Лесная промышленность 9 кл.

Промышленные леса России

45% земель в России покрыты лесом. В основном – это тайга (хвойные леса).

Лиственничники- ¾ запасов спелого леса, т.е. пригодного для рубки леса. Древесина лиственницы пропитана смолой. Смола сохраняет лиственницу от гниения даже под водой, поэтому лиственницу используют для сооружений свай, фундаментов домов. Н-р, фундамент многих домов города Венеции простоял в воде 150 лет, и недавно вновь лиственница России была привезена в Венецию для замены фундамента. Древесина лиственницы плотная, тяжелая, тонет в воде. Транспортировать по рекам ее невозможно, а дорог в Сибири почти нет.

Очень ценится древесина сосны, которая тоже пропитана смолой. Благодаря смоле постройки из сосны долговечны. Смола сосны – живица используется в книгопечатании (ее добавляют в типографскую краску, чтобы буквы не опадали со страниц). Добавляют живицу и в пасту наших ручек. Из древесины сосны делают шпалы, мебель, крепежные стойки, применяемые в шахтах. Используют древесину и в кораблестроении.

Кедр имеет красивую розово-желтого цвета древесину и приятный запах. Древесина кедра очень прочная и мягкая, ее легко обрабатывать. В шкафах из кедра не заводится моль, а в посуде кедровой долго не скисает молоко. Древесина кедра используется для изготовления музыкальных инструментов, т.к. она усиливает звук.

Для изготовления музыкальных инструментов также используется и ель, из нее делают пианино, рояли, струнные инструменты. Ель – сырье для производства бумаги, искусственного шелка (вискозы).

А вот древесина пихты очень быстро гниет. Поэтом пихта не используется в строительстве, а идет только на производство бумаги. В парфюмерной промышленности используют в качестве сырья хвою, которая содержит ароматические вещества.

Древесина березы используется для производства мебели, фанеры, льна. Особенно ценится древесина карельской березы – плотная с мраморном рисунком на срезе (мраморная береза).

Из древесины мягкой и легкой осины производят спички, тару. Осиновыми дощечками (лемех) покрывали купола церквей. Осину предпочитают и при строительстве бань в деревнях и садовых участках.

Древесина липы очень красива: белая с розовым оттенком, к тому же не коробится при сушке и не трескается. Изготавливают из нее посуду, фанеру, чертежные доски.

Твердая древесина дуба идет на производство отличной (дорогой) мебели, паркета, бочек. Самый ценный «мореный» дуб. Это древесина дуба, которая долгое время находилась в воде. Она приобретает темно-коричневый цвет. Из него делают мебель.

  1. Используя вышеприведенный текст, заполните таблицу:

Табл.«Использование древесины различных пород деревьев»

Название дерева

Применение древесины

  1. Леса делятся на 3 группы:

    • 1 группа – природоохранные леса, их доля составляет 22% - это заповедные, водо- и полезащитные, рекреационные, зеленые зоны вокруг городов - здесь возможна только санитарная рубка и рубки ухода

    • 2 группа – защитные леса - рубка может вестись в небольшом объеме годичного прироста (8%)

    • 3 группа –леса эксплуатационные - возможна промышленная (сплошная) рубка леса (70%)

Для определения группы леса пользуются коэффициентом лесистости

Л = S площадь занятая лесом / S площадь региона 100%, если Л 50%, то леса относят к 3 группе, где возможна промышленная рубка (Формулу запишите)

Сопоставив карты атласа «Лесной комплекс» и Политико-административную карту(+рис.1) , определите лесоизбыточные районы и назовите соответствующие им регионы (респ., обл., края и т.д.),

Табл. «Лесоизбыточные районы/ регионы» (по§27 и А стр.15, рис.1)

Экономический район (ЭР)

Субъекты РФ (регионы)

  1. Используя текст учебника и карту «Лесной комплекс», заполните таблицу

Табл. «Факторы размещения»

Производство

Фактор размещения

Районы, центры

Лесозаготовка



Лесопиление



Мебельное производство



Целлюлозно-бумажная отрасль


? э/район и субъект РФ- Кондопога, Сегежа;

? э/район и субъект РФ - Корпряжма, Соликамск

? э/район и субъект РФ - Красноярск, Усть-Илимск, Братск, Байкальск, Амурск;

  1. Выпишите фразы, вставив название соответствующего района (используйте текст параграфа):

    • Для наращивания производства в …………районе необходимо строить ж.д.

    • В ……. районе значительны запасы древесины на С-В.

    • В …….. районе развитие сдерживает экологический фактор.

    • ……….. район - самый перспективный.



Лесная промышленность подготовка к ГИА 9 кл..

В-1

  1. Почему в г. Усть-Илимске Иркутской обл. было построено предприятие целлюлозно-бумажной промышленности? Одна из причин – близость к сырьевой базе. Укажите еще не менее двух причин.

  2. Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы определить местоположение г.Усть-Илимск?

  1. Западной Сибири

  2. Дальнего Востока

  3. Восточной Сибири

  4. Урала

В-2

  1. Какие особенности природно-ресурсной базы обусловили размещение на территории Карелии целлюлозно-бумажных комбинатов? Укажите две особенности.

  2. Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы определить местоположение Карелии?

  1. Северо-Западного

  1. Европейского Севера

  1. Поволжского

  2. Уральского

В-3

  1. Какие особенности природно-ресурсной базы обусловили создание в городе Сясьстрой Волховского района Ленинградской области целлюлозно-бумажного комбината? Укажите две особенности.

  2. Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы определить местоположение Карелии?

  1. Центрального

  2. Северного

  3. Северо-Западного

  4. Центрально-Черноземного


Источники:


  • Учебник. География. Население и хозяйство. 9 кл. В.П.Дронов, В.Я.Ром. М. Дрофа. 2010

  • ФИПИ. Банк заданий

  • Текст про промышленные леса. Источник ???



Примечание:

Можно и в сокращенном варианте, используя только §27. Ниже раздаточный лист (на 2-х обучающихся)
































Лесная промышленность (§27)

Леса делятся на 3 группы:

    • 1 группа – природоохранные леса, их доля составляет 22% - это заповедные, водо- и полезащитные, рекреационные, зеленые зоны вокруг городов - здесь возможна только санитарная рубка и рубки ухода

    • 2 группа – защитные леса - рубка может вестись в небольшом объеме годичного прироста (8%)

    • 3 группа –леса эксплуатационные - возможна промышленная (сплошная) рубка леса (70%)

Для определения группы леса пользуются коэффициентом лесистости

Л = S площадь занятая лесом / S площадь региона 100%, если Л 50%, то леса относят к 3 группе, где возможна промышленная рубка (Формулу запишите)

Сопоставив карты атласа «Лесной комплекс» и Политико-административную карту(+рис.1), определите лесоизбыточные районы и назовите соответствующие им регионы (респ., обл., края и т.д.),

Таблица 2 «Лесоизбыточные районы/ регионы» (по§27 и А стр.15, рис.1)

Экономический район (ЭР)

Субъекты РФ (регионы)

  1. Используя текст учебника и карту «Лесной комплекс», заполните таблицу

Таблица 3 «Факторы размещения» (по§27 и А стр.15, рис.1)

Производство

Фактор размещения

Районы, центры

Лесозаготовка



Лесопиление



Мебельное производство



Целлюлозно-бумажная отрасль


? э/район и субъект РФ- Кондопога, Сегежа;

? э/район и субъект РФ - Корпряжма, Соликамск

? э/район и субъект РФ - Красноярск, Усть-Илимск, Братск, Байкальск, Амурск;

  1. Выпишите фразы, вставив название соответствующего района (используйте текст параграфа):

    • Для наращивания производства в …………районе необходимо строить ж.д.

    • В ……. районе значительны запасы древесины на С-В.

    • В …….. районе развитие сдерживает экологический фактор.

    • ……….. район - самый перспективный.



Лесная промышленность (§27)

Леса делятся на 3 группы:

    • 1 группа – природоохранные леса, их доля составляет 22% - это заповедные, водо- и полезащитные, рекреационные, зеленые зоны вокруг городов - здесь возможна только санитарная рубка и рубки ухода

    • 2 группа – защитные леса - рубка может вестись в небольшом объеме годичного прироста (8%)

    • 3 группа –леса эксплуатационные - возможна промышленная (сплошная) рубка леса (70%)

Для определения группы леса пользуются коэффициентом лесистости

Л = S площадь занятая лесом / S площадь региона 100%, если Л 50%, то леса относят к 3 группе, где возможна промышленная рубка (Формулу запишите)

Сопоставив карты атласа «Лесной комплекс» и Политико-административную карту(+рис.1), определите лесоизбыточные районы и назовите соответствующие им регионы (респ., обл., края и т.д.),

Таблица 2 «Лесоизбыточные районы/ регионы» (по§27 и А стр.15, рис.1)

Экономический район (ЭР)

Субъекты РФ (регионы)

  1. Используя текст учебника и карту «Лесной комплекс», заполните таблицу

Таблица 3 «Факторы размещения» (по§27 и А стр.15, рис.1)

Производство

Фактор размещения

Районы, центры

Лесозаготовка



Лесопиление



Мебельное производство



Целлюлозно-бумажная отрасль


? э/район и субъект РФ- Кондопога, Сегежа;

? э/район и субъект РФ - Корпряжма, Соликамск

? э/район и субъект РФ - Красноярск, Усть-Илимск, Братск, Байкальск, Амурск;

  1. Выпишите фразы, вставив название соответствующего района (используйте текст параграфа):

    • Для наращивания производства в …………районе необходимо строить ж.д.

    • В ……. районе значительны запасы древесины на С-В.

    • В …….. районе развитие сдерживает экологический фактор.

    • ……….. район - самый перспективный.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!