СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция "Нормы питания"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследования показали, что, чем тяжелее выполняемая работа, тем интенсивнее обмен веществ. Например, при легкой работе и работе средней тяжести человек тратит от 9211 до 13 816 кДж в сутки. Увеличение расхода энергии объясняется интенсивным сокращением мускулатуры, усилением сердечной деятельности и учащением дыхательных движений. Интенсивность обмена веществ зависит не только от вида деятельности организма, но и от многих других причин. На него влияют эмоциональные и другие состояния, климат, время года.

Просмотр содержимого документа
«Лекция "Нормы питания"»

Урок. Нормы питания

1. Суточная потребность организма в энергии

Как вы уже знаете, процессы обмена веществ в организме сопровождаются освобождением энергии. Большая часть ее превращается в тепло. Поэтому оценка расхода энергии при разных состояниях организма производится по тому, сколько тепла отдает наше тело в окружающую среду.

Исследования показали, что, чем тяжелее выполняемая работа, тем интенсивнее обмен веществ. Например, при легкой работе и работе средней тяжести человек тратит от 9211 до 13 816 кДж в сутки. Увеличение расхода энергии объясняется интенсивным сокращением мускулатуры, усилением сердечной деятельности и учащением дыхательных движений. Интенсивность обмена веществ зависит не только от вида деятельности организма, но и от многих других причин. На него влияют эмоциональные и другие состояния, климат, время года.

Затраты энергии у мужчин разных профессий колеблются в пределах от 12 600 до 21 000 кДж. У женщин эти показатели несколько ниже. По энергетическим затратам представители разных профессий разделяются на несколько групп. Величина расхода энергии зависит от тренированности человека к определенному виду деятельности. Под влиянием тренировки расход энергии при выполняемой работе падает.

Для выполнения определенного вида работы организм должен покрывать затраты энергии за счет соответствующего количества пищи. В этом случае для правильного установления нормы питания, а значит, и для сохранения здоровья и работоспособности необходимо определение суточного расхода энергии у людей разных профессий.
















Определение норм питания. В обосновании рационального питания одним из главных показателей является состав и количество пищевых продуктов, которые могут удовлетворять потребности организма. Поэтому необходимое количество пищи устанавливается, с одной стороны, на основании сведений, характеризующих суточный расход энергии, с другой — на основании числа килоджоулей энергии, освобождающейся при распаде данных пищевых веществ.


























Специальные исследования показали, что при распаде 1 г белков или углеводов освобождается около 17,6 кДж. Энергетическая ценность 1 г жиров составляет 38,9 кДж. Теперь легко рассчитать необходимое количество белков, жиров и углеводов для представителей каждой из четырех рассмотренных групп профессий.

Установлено, что в суточном рационе в зависимости от выполняемой работы белки должны составлять 13—15%, жиры — 17—20%, остальное — углеводы. Особенно важно, чтобы в рационе было достаточно белков. Они являются основным строительным материалом клетки. Но в белках растительного происхождения часто отсутствуют некоторые незаменимые аминокислоты, а животные белки по аминокислотному составу такие же, как и белки человеческого организма. Поэтому около 60% белков должно быть животного происхождения.

Основные энергетические затраты организма покрываются за счет углеводов, суточная потребность которых составляет обычно 400—600 г. Необходимость в них возрастает при мышечной деятельности.

Потребность в пище у детей и подростков относительно выше, чем у взрослых, так как, кроме покрытия энергетических затрат, растущему организму необходимы питательные вещества для роста тела. Считается, что в возрасте от 3 до 15 лет на 1 кг массы тела ребенок должен получать ежедневно не менее 2,5 г белков.

Следует также помнить, что не вся съеденная пища усваивается в организме, т. е. расщепляется и всасывается в пищеварительном канале. Часть ее выбрасывается из кишечника. Усваиваемость растительной пищи равна в среднем 80%, животной — 95%, смешанной — 82—90%

Наиболее полезен режим трех- или четырехразового питания. Чрезмерное питание при условии, если организм справляется с процессом переваривания и усвоения пищевых веществ, ведет к отложению жира. У тучных людей при необходимости добиться похудания снижают рацион до половины суточной нормы. Конечно, все изменения рациона проводятся только по рекомендации и под контролем врача.

Вопрос об энергетических тратах и их восполнении составляет лишь часть проблемы питания. Знание норм питания дает возможность подобрать такой качественный и количественный состав пищи, при котором достигается наибольшая работоспособность и наилучшее состояние здоровья. Эти вопросы особенно важны в связи с освоением Мирового океана и космического пространства. Ведь космонавты уже сейчас совершают многомесячные орбитальные полеты, а впереди еще более длительные межпланетные путешествия.

.

Основные термины и понятия:

Энергетические траты организма. Энергетическая ценность белков, жиров, углеводов. Количество белков, жиров и углеводов в суточном рационе. Усваиваемость пищи.

Вопросы к зачету:

На зачете будет предложено 10 вопросов, на которые нужно ответить одним полным предложением.

Или тестирование на компьютере, тестовое задание из 15 вопросов.


  1. Основная функция белков?

  2. Основная функция жиров?

  3. Основная функция углеводов?

  4. Какие взаимопревращения белков, жиров и углеводов возможны в организме человека?

  5. Конечные продукты распада белков, жиров и углеводов?

  6. Как называются организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических?

  7. Как называются организмы, которые могут синтезировать органику только из готовой органики?

  8. Как используются питательные вещества пищи в организме человека?

  9. Устно: «Что такое пластический обмен»?

  10. Устно: «Что такое энергетический обмен»?

  11. Где расположены центры, регулирующие обмен веществ?

  12. Какой обмен нарушается при нарушении функции поджелудочной железы?

  13. Какая железа регулирует интенсивность уровня обмена веществ?

  14. Почему витамины оказывают сильное и специфическое влияние на рост, развитие, обмен веществ?

  15. В каких продуктах питания содержится витамин С?

  16. Какое заболевание развивается при недостатке в пище витамина С?

  17. В каких продуктах питания содержится витамин А?

  18. Какие заболевания развивается при недостатке в пище витамина А?

  19. В каких продуктах питания содержатся витамины группы В?

  20. Какое заболевание развивается при недостатке в пище витамина В1?

  21. Какое заболевание развивается при недостатке в пище витамина В12?

  22. В каких продуктах питания содержится витамин D?

  23. Какое заболевание развивается при недостатке в пище витамина D?

  24. По каким показателям производится оценка расхода энергии при различных состояниях организма?

  25. В какой зависимости от степени тяжести работы находится обмен веществ?

  26. В каких пределах колеблются затраты энергии у землекопов и лесорубов?

  27. На основании каких данных устанавливается необходимое организму количество пищи?

  28. Почему человеку обязательно необходима пища животного происхождения?

  29. В чем состоит особенность питания растущего организма?

  30. Какие органические вещества покрывают основные энергетические затраты организма?

Если зачет не проводится:

Письменные карточки:

  1. Энергетические затраты людей различных профессий.

  2. Суточные потребности в белках, жирах и углеводах. Их значение.

  3. Почему человеку обязательно необходима пища животного происхождения? В чем состоит особенность питания растущего организма? Почему разнообразию пищи придают большое значение?

  4. Дайте определения или раскройте понятия: Энергетические траты организма. Энергетическая ценность белков, жиров, углеводов. Количество белков, жиров и углеводов в суточном рационе. Усваиваемость пищи

Компьютерное тестирование:

Тест 1. По каким показателям производится оценка расхода энергии при различных состояниях организма:

  1. По количеству съеденной пищи.

  2. По количеству энергии, запасенной в съеденной пище.

  3. По количеству тепла, которое отдает наше тело.

  4. По разнице между количеством энергии в съеденной пище и энергии, сохраненной в непереваренных остатках.

Тест 2. В какой зависимости от степени тяжести работы находится обмен веществ?

  1. Больше энергии теряют работники интеллектуального труда.

  2. Больше энергии теряют работники тяжелого физического труда.

  3. Больше энергии теряют тяжелого механизированного труда.

  4. Больше энергии теряют работники, выполняющие работу средней интенсивности.

Тест 3. В каких пределах колеблются затраты энергии у землекопов и лесорубов?

  1. До 12 600 кДж.

  2. От 14 700 до 16 800 кДж.

  3. От 18 900 и выше.

  4. От 24 500 и выше.

Тест 4. Какую роль в расходе энергии при мышечной деятельности играет тренировка?

  1. Тренированный человек расходует меньше энергии.

  2. Тренированный человек расходует больше энергии.

  3. Тренированный человек расходует столько же энергии.

**Тест 5. На основании каких данных устанавливается необходимое организму количество пищи?

  1. На основании сведений, характеризующих суточный расход энергии.

  2. На основании энергетической ценности продуктов питания.

  3. На основании аппетита.

  4. На основании расчета достаточного количества белков жиров и углеводов.

Тест 6. Почему человеку обязательно необходима пища животного происхождения?

  1. Потому что растительные углеводы не такие ценные, как животные.

  2. Потому что растительные жиры не такие ценные, как животные.

  3. Потому что растительные белки не такие ценные, как животные.

  4. Потому что растительные белки, жиры и углеводы не такие ценные, как животные.

Тест 7. В чем состоит особенность питания растущего организма?

  1. Таких особенностей нет.

  2. Реакции пластического обмена отстают от реакций энергетического обмена.

  3. Реакции пластического обмена опережают реакции энергетического обмена.

**Тест 8. Верные суждения:

  1. При окислении 1 г углеводов выделяется 17,6 кДж энергии.

  2. При окислении 1 г углеводов выделяется 38,9 кДж энергии.

  3. При окислении 1 г белков выделяется 17,6 кДж энергии.

  4. При окислении 1 г углеводов выделяется 38,9 кДж энергии.

  5. При окислении 1 г жиров выделяется 17,6 кДж энергии.

  6. При окислении 1 г жиров выделяется 38,9 кДж энергии.

**Тест 9. Верные суждения:

  1. Основные энергетические затраты организма покрываются за счет углеводов.

  2. Основные энергетические затраты организма покрываются за счет жиров.

  3. Основные энергетические затраты организма покрываются за счет белков.

  4. Белки основной строительный материал организма.

  5. Жиры – основной строительный материал организма.

  6. Углеводы – основной строительный материал организма

**Тест 10. Верные суждения:

  1. Суточная потребность в углеводах должна составлять около 500 г.

  2. Суточная потребность в углеводах должна составлять около 100 г.

  3. Суточная потребность в белках должна составлять около 500 г.

  4. Суточная потребность в белках должна составлять около 100 г.

  5. Суточная потребность в жирах должна составлять около 500 г.

  6. Суточная потребность в жирах должна составлять около 100 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!