СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личные качества и профессиональные компетенции, необходимые учителю для осуществления развивающей деятельности

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы развивающего обучения на уроках географии

Просмотр содержимого документа
«Личные качества и профессиональные компетенции, необходимые учителю для осуществления развивающей деятельности»

В  «Профессиональном стандарте педагогической деятельности» выделяют шесть компетенций анализа педагогической деятельности. На первом месте стоит  Компетентность в области личностных качеств. Компетентность в области личностных качеств отражает выраженность у педагога определенных характеристик, описывающих его как специалиста, способного эффективно справляться с педагогической  деятельностью.

Данный показатель оценивается по следующим параметрам:

«Любовь к детям» - социорефлексия

  • Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.

  • Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания.

  • Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе.

  • Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося

  • Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся.

Самоорганизованность

  • Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения всех намеченных целей урока

  • Рабочее пространство учителя хорошо организовано.

  • Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности.

  • Своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации.

  • Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой.

Общая культура

  • Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы.

  • Поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам.

  • Осведомлен об основных событиях и  изменениях в социальной жизни.

  • Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении.

  • Высказывания учителя построены грамотно и доступны для понимания, его отличает высокая культура речи.



Приёмы для осуществления развивающей деятельности на уроках географии.



1. Приёмы мотивации учащихся.



Методические приёмы

Содержание

Привлекательная цель

Перед учениками ставится простая и привлекательная цель, выполняя которую, он волей- неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

Удивляй!

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное!

Отсроченная отгадка

В начале урока учитель даёт загадку (или удивительный факт), отгадка которой будет открыта при работе над новым материалом.

Пример:

8 класс Тема « Восточно-Европейская равнина». Поспорили как-то Кавказ и Восточно-Европейская равнина, кто из них старше, Кавказ говорит: «Посмотри, я весь белый, а ты вся зелёная, молодая, значит я старше и мудрее», а равнина с ним не соглашается, утверждает, что она старше. Кто из них прав?

Фантастическая добавка

Реальная ситуация дополняется фантастической.

Пример.

6 класс. Тема «Оболочки Земли» Представьте себе, что вы инопланетяне, что вы можете увидеть, приближаясь к Земле?

Вопросы к теме

Учитель сообщает тему урока, ученики составляют вопросы, ответы на которые они хотели бы услышать или найти сами.





2. Приёмы развития логического мышления



Методические приёмы

Содержание

Терминологический диктант

Предлагается дать определение ранее изученным терминам.


Найди соответствие

В менее подготовленном классе можно дать понятия и их определение, нужно найти их соответствие.

Топографический диктант

В 6 классе – составляется маршрут путешествия по нему ученики составляют топографическую карту.

«Географические ляпы»

Раздаются рассказы «бывалого моряка», нужно найти географические ошибки.

«Белая ворона»

Найти лишний объект.

Пример. 8 класс. Тема «Природные зоны». Перечислены растения, определить лишнее, объяснить причину.

«Да – нет»

Учитель загадывает или географический объект или какое – либо событие или явление природы. Ученики задают вопросы, а учитель отвечает только «да» или «нет», или из дидактических соображений может отказаться от ответа. Эта игра учит систематизировать уже имеющуюся информацию, связывать разрозненные факты в единую картину, а так же слушать и слышать учеников





3. Подвижные географические игры

Цель географических игр прежде всего - учебная: закрепить навыки чтения карты, умения использовать полученные знания, разнообразную дополнительную информацию, вызвать интерес к предмету, желание ещё больше познать

Географическая разминка.

В течение одной- двух минут по заданию учителя или учащихся показывать географические объекты. Можно применять почти на каждом уроке для тренировки географической зоркости.




«Юные штурманы»

Работа с компасом на «местности» - игру можно провести привлекая учеников разных классов. Старшеклассники готовят задания для учащихся средних классов.

«Составь фигуру»

Ученики показывают «волну» не сходя со своих мест.(доказательство, что не происходит передвижение воды).

Изображают строение минералов.

Игра “Широта и долгота”


Участники игры (их должно быть не менее 4 человек) делятся на четыре группы. Первая - “ северные широты”, вторая - “южные широты”, третья - “восточные долготы”, четвёртая - “ западные долготы”. Игроки вперемежку выстраиваются в шеренгу. Ведущий называет любой географический объект, участники игры быстро вспоминают, где он находится. Те, которые представляют “широты” и “долготы” этого объекта, должны быстро присесть. Например, ведущий называет: остров Мадагаскар; приседают ребята, изображающие “южные широты” и восточные долготы”. Кто ошибся – получает штрафное очко, а при повторной ошибке выбывает из игры.









4. Деловые игры

В отличие от игровой деятельности, деловые игры требуют более тщательной подготовки от учеников, анализирование и изучение различных источников: дополнительной литературы, статистических данных, справочников, карт, а также уметь выдвигать свою точку зрения. Являясь хорошей формой для коллективного познания, деловые игры позволяют моделировать реальную «взрослую» деятельность.



Методические приёмы

Содержание

Работа со статистическим материалом

На уроках экономической географии : расчёт численности населения по демографическим показателям; оценка экономического потенциала различных регионов.

Конкурс «рекламных проспектов»

В 7 классе как обобщающий урок: ученики составляют туристическую рекламу стран Америки ( таким образом закрепляют знания о самых значимых природных объектах страны). Проявляются творческие способности (литературные, художественные).

Подготовка презентаций по странам Европы

Выполняется в 11 классе при изучении темы: Зарубежная Европа. Главной целью является развитие творческого стиля мышления, а так же ученики тренируют умение кратко и чётко выражать свои мысли, слушать и слышать друг друга.

УМШ - учебный мозговой штурм

С помощью УМШ организуется решение творческой задачи. Главной целью является развитие творческого стиля мышления, а так же ученики тренируют умение кратко и чётко выражать свои мысли, слушать и слышать друг друга.

Пример.

8 класс. Экономика. Задание: придумайте новый вид товара или услуги, который бы пользовался спросом покупателей, независимо от возраста и пола.

Интерактивные игры.

В их основе лежат моделирующие, дидактические и ролевые игры и практикумы. Больше применяются на уроках экономической географии, в процессе таких игр, когда ученики входят в приближённые к жизненным условиям правила игры, более прочно усваиваются термины, лучше понимаются сложные экономические механизмы. Примеры: «фермерское хозяйство» - учитывая природные условия составляется набор с\х культур; «логистика» -проложить оптимальный маршрут между пунктами.

















Выводы по развитию профкомпетентности в преподавании географии

Современная система образования предоставляет возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний.

Главными задачами развития познавательной деятельности на уроках географии являются:

-повышение мотивации образования через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и специальных компетенций обучающихся;

-выявление развития интеллектуального потенциала, интересов, склонностей обучающихся;

-формирование нравственных основ личности;

-создание моделей учебных занятий, направленных на развитие познавательной мыслительной деятельности на уроках географии.












































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!