Просмотр содержимого документа
«Личные качества и профессиональные компетенции, необходимые учителю для осуществления развивающей деятельности»
В «Профессиональном стандарте педагогической деятельности» выделяют шесть компетенций анализа педагогической деятельности. На первом месте стоит Компетентность в области личностных качеств. Компетентность в области личностных качеств отражает выраженность у педагога определенных характеристик, описывающих его как специалиста, способного эффективно справляться с педагогической деятельностью.
Данный показатель оценивается по следующим параметрам:
«Любовь к детям» - социорефлексия
Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания.
Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе.
Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося
Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся.
Самоорганизованность
Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения всех намеченных целей урока
Рабочее пространство учителя хорошо организовано.
Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности.
Своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации.
Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой.
Общая культура
Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы.
Поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам.
Осведомлен об основных событиях и изменениях в социальной жизни.
Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении.
Высказывания учителя построены грамотно и доступны для понимания, его отличает высокая культура речи.
Приёмы для осуществления развивающей деятельности на уроках географии.
1. Приёмы мотивации учащихся.
Методические приёмы | Содержание |
Привлекательная цель | Перед учениками ставится простая и привлекательная цель, выполняя которую, он волей- неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог. |
Удивляй! | Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное! |
Отсроченная отгадка | В начале урока учитель даёт загадку (или удивительный факт), отгадка которой будет открыта при работе над новым материалом. Пример: 8 класс Тема « Восточно-Европейская равнина». Поспорили как-то Кавказ и Восточно-Европейская равнина, кто из них старше, Кавказ говорит: «Посмотри, я весь белый, а ты вся зелёная, молодая, значит я старше и мудрее», а равнина с ним не соглашается, утверждает, что она старше. Кто из них прав? |
Фантастическая добавка | Реальная ситуация дополняется фантастической. Пример. 6 класс. Тема «Оболочки Земли» Представьте себе, что вы инопланетяне, что вы можете увидеть, приближаясь к Земле? |
Вопросы к теме | Учитель сообщает тему урока, ученики составляют вопросы, ответы на которые они хотели бы услышать или найти сами. |
2. Приёмы развития логического мышления
Методические приёмы | Содержание |
Терминологический диктант | Предлагается дать определение ранее изученным терминам. |
Найди соответствие | В менее подготовленном классе можно дать понятия и их определение, нужно найти их соответствие. |
Топографический диктант | В 6 классе – составляется маршрут путешествия по нему ученики составляют топографическую карту. |
«Географические ляпы» | Раздаются рассказы «бывалого моряка», нужно найти географические ошибки. |
«Белая ворона» | Найти лишний объект. Пример. 8 класс. Тема «Природные зоны». Перечислены растения, определить лишнее, объяснить причину. |
«Да – нет» | Учитель загадывает или географический объект или какое – либо событие или явление природы. Ученики задают вопросы, а учитель отвечает только «да» или «нет», или из дидактических соображений может отказаться от ответа. Эта игра учит систематизировать уже имеющуюся информацию, связывать разрозненные факты в единую картину, а так же слушать и слышать учеников |
| |
3. Подвижные географические игры
Цель географических игр прежде всего - учебная: закрепить навыки чтения карты, умения использовать полученные знания, разнообразную дополнительную информацию, вызвать интерес к предмету, желание ещё больше познать
Географическая разминка. | В течение одной- двух минут по заданию учителя или учащихся показывать географические объекты. Можно применять почти на каждом уроке для тренировки географической зоркости.
|
«Юные штурманы» | Работа с компасом на «местности» - игру можно провести привлекая учеников разных классов. Старшеклассники готовят задания для учащихся средних классов. |
«Составь фигуру» | Ученики показывают «волну» не сходя со своих мест.(доказательство, что не происходит передвижение воды). Изображают строение минералов. |
Игра “Широта и долгота” | Участники игры (их должно быть не менее 4 человек) делятся на четыре группы. Первая - “ северные широты”, вторая - “южные широты”, третья - “восточные долготы”, четвёртая - “ западные долготы”. Игроки вперемежку выстраиваются в шеренгу. Ведущий называет любой географический объект, участники игры быстро вспоминают, где он находится. Те, которые представляют “широты” и “долготы” этого объекта, должны быстро присесть. Например, ведущий называет: остров Мадагаскар; приседают ребята, изображающие “южные широты” и восточные долготы”. Кто ошибся – получает штрафное очко, а при повторной ошибке выбывает из игры. |
| |
4. Деловые игры
В отличие от игровой деятельности, деловые игры требуют более тщательной подготовки от учеников, анализирование и изучение различных источников: дополнительной литературы, статистических данных, справочников, карт, а также уметь выдвигать свою точку зрения. Являясь хорошей формой для коллективного познания, деловые игры позволяют моделировать реальную «взрослую» деятельность.
Методические приёмы | Содержание |
Работа со статистическим материалом | На уроках экономической географии : расчёт численности населения по демографическим показателям; оценка экономического потенциала различных регионов. |
Конкурс «рекламных проспектов» | В 7 классе как обобщающий урок: ученики составляют туристическую рекламу стран Америки ( таким образом закрепляют знания о самых значимых природных объектах страны). Проявляются творческие способности (литературные, художественные). |
Подготовка презентаций по странам Европы | Выполняется в 11 классе при изучении темы: Зарубежная Европа. Главной целью является развитие творческого стиля мышления, а так же ученики тренируют умение кратко и чётко выражать свои мысли, слушать и слышать друг друга. |
УМШ - учебный мозговой штурм | С помощью УМШ организуется решение творческой задачи. Главной целью является развитие творческого стиля мышления, а так же ученики тренируют умение кратко и чётко выражать свои мысли, слушать и слышать друг друга. Пример. 8 класс. Экономика. Задание: придумайте новый вид товара или услуги, который бы пользовался спросом покупателей, независимо от возраста и пола. |
Интерактивные игры. | В их основе лежат моделирующие, дидактические и ролевые игры и практикумы. Больше применяются на уроках экономической географии, в процессе таких игр, когда ученики входят в приближённые к жизненным условиям правила игры, более прочно усваиваются термины, лучше понимаются сложные экономические механизмы. Примеры: «фермерское хозяйство» - учитывая природные условия составляется набор с\х культур; «логистика» -проложить оптимальный маршрут между пунктами. |
Выводы по развитию профкомпетентности в преподавании географии
Современная система образования предоставляет возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний.
Главными задачами развития познавательной деятельности на уроках географии являются:
-повышение мотивации образования через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и специальных компетенций обучающихся;
-выявление развития интеллектуального потенциала, интересов, склонностей обучающихся;
-формирование нравственных основ личности;
-создание моделей учебных занятий, направленных на развитие познавательной мыслительной деятельности на уроках географии.