СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Леса России" Технологическая карта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Леса России" 4 класс

Просмотр содержимого документа
«"Леса России" Технологическая карта»

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Марыскина Ольга Васильевна

Класс: 4 в

УМК: Школа России

Предмет: Окружающий мир

Тема: Леса России

Тип урока: усвоение новых знаний

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная, коллективная, индивидуальная

Цель: Создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов; определения границ знания и «незнания»;

Способствовать формированию представлений о лесной зоне; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации;

Способствовать развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер; карта «Природные зоны России», рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира зоны лесов; запись голосов птиц, видеоролик «Леса России», презентация « Леса России».

Основные понятия: тайга, смешанный лес, широколиственный лес


Планируемые результаты


Предметные знания, предметные действия


УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Получат возможность научиться устанавливать взаимосвязи в природе, работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.


Ориентируются в учебнике, действуют по плану, контролируют процесс и результаты деятельности, вносят необходимые коррективы, адекватно оценивают свои достижения.

Извлекают информацию, описывают, сравнивают,

классифицируют природные объекты

Обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Имеют чувство сопричастности своей Родине, бережное отношение к природе, её богатствам. Положительно относятся к учению, к познавательной деятельности.



















Ход урока



Этап

Цель

ФОУД

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся


Результат взаимодействия учителя и учащихся

Примечания

1

Организационный (1мин)

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

Фронтальная

Приветствует детей, проверяет готовность к уроку

Начнём наш урок. Соберитесь. Работайте активно. Покажите свои знания. Я очень на вас надеюсь и буду вам во всём помогать. Желаю нам удачи.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Учитель говорит тихо по одной строчке

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

Психологическая поддержка.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места.







Повторяют слова учителя

Внимание организованно, дети настроены на работу


2

Актуализация опорных

знаний

(10 мин)


Проверка Д/З


Фронтальная










































Групповая

Организует актуализацию опорных знаний. Организует проверку домашнего задания по группам, индивидуально. Контролирует работу в группах. Прежде, чем отправимся путешествовать дальше по природным зонам, проверим, как усвоили тему прошлого урока.

– Разгадайте кроссворд

1. Природная зона, которая расположена севернее Арктики. (Тундра.)

2. Хищная птица тундры, у которой всегда белое оперение. (Белая сова.)

3. Небольшие зверушки тундры, роют норки в снегу. (Лемминг.)

4. Небольшой гусь, который занесен в Красную книгу России: краснозобая… (Казарка.)

5. Растениеядная птица тундры, меняет оперение в зависимости от времени года. (Белая куропатка.)

6. Невысокий тундровый кустарник с синеватыми ягодами. (Голубика.)

7. Растение тундры, ягоды которого похожи на малину. (Морошка.)

8. Хищник тундры, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. (Песец.)

9. Основное занятие населения тундры. (Оленеводство.)

10. Зубовато, серовато, по тундре рыщет, оленей ищет. (Волк.)

11. Олений мох. (Ягель.)

12. Редкая птица с длинной шеей. (Лебедь.)

13. Самое крупное травоядное животное тундры. (Олень.)

14. Вечнозеленое растение с красными ягодами. (Брусника.)

Ключевые слова: ТАЙМЫРСКИЙ ЗАПОВЕДНИК.

Задания:

1. Запишите 2–3 цепи питания, сложившиеся в тундре.

2. Перечислите экологические проблемы тундры.

Читают задания, вписывают слова в клетки кроссворда






















Повторяют правила работы в группе

Работают на карточках в группах.

Прослушивают ответы, дополняют при необходимости

Актуализация проведена.

Слайд 2

2.


















Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.(1 мин)




Обеспечить мотивацию

Фронтальная

Звучат в записи голоса птиц.

Читает стихотворение:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится –

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

(С. Погореловский.)

– В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока.
В какую природную зону мы сегодня отправимся?

Учащиеся прослушивают стихотворение, определяют тему урока, ставят цель












Мотивация получилась, дети готовы решать поставленные проблемы на уроке в группе и индивидуально

Аудиозапись «Голоса птиц»















Физминутка (1 мин)

Обеспечить отдых


Учитель произносит слова:

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали


Повторяют за учителем слова и движения физминутки

Дети отдохнули


3.

Изучение нового материала. (20мин.)

1.Первичное восприятие н.м



































2.Первичная проверка понимания
















Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала



























Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала









Фронтальная







































Групповая

Просмотрите видеоролик «Леса России»



- Скажите, какие бывают леса?

-Что значит хвойные? Приведите примеры хвойных деревьев.

- Что значит лиственные? Приведите примеры лиственных деревьев.

Работа с картой

– Теперь мы можем отправиться продолжить исследование лесной зоны РоссииНайдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

– Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

– В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?

– Какая поверхность у зоны лесов?

– Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.

– Между тундрой и зоной лесов есть промежуток, закрашенный темным цветом. Что это? Какую роль он выполняет?

– Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга – хвойный лес.

– Далее к югу растут смешанные и широколиственные леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла. В чём отличие хвойного леса от смешанного?

Предлагаю поработать в группах.

1 гр. – Тайга

2 гр. - Смешанные леса

3 гр. - Широколиственные леса. Работаете по плану Климат

  1. Растительный мир

  2. Животный мир



Контролирует, дополняет ответы детей

Просматривают видеоролик «Леса России»,

Отвечают на вопросы, приводят примеры











































Работая в группах, используя тексты учебников готовят сообщение по плану, данному на слайде.









Группы представляют работу у доски. Остальные учащиеся слушают, задают вопросы

Первичное восприятие получилось, осмысление и запоминание нового материала удалось







































Правильность и осознанность изученного материала установлено, проблемы выявлены, коррекция пробелов в осмыслении материала проведена

Видеоролик https://yandex.ru/video/preview/16458033536616311052













Слайд 3























Слайд 3



Слайд 5



Слайд 6





Слайд 7




4

Первичное закрепление.(8 мин)

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала

Индивидуальная















Работа в парах

1)

– Запишите схему «Леса России» и укажите в каждом столбике названия деревьев, которые растут в том или ином лесу.

2)

_ Используя иллюстрацию «Животный мир лесов»
в учебнике (с. 100–101), запишите 2–3 цепи питания, характерные для леса.

1. Растения → заяц-беляк → рысь;

2. Растения → мышь-полевка → соболь;

3. Растения → белка → сокол.

Заполняют схему в тетради, проверяют по образцу, дополняют записи













Составляют схемы питания, озвучивают

В ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала получилось





Слайд 8

5.

Итоги урока.

Рефлексия(3 мин)

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Выставление оценок

Фронтальная, индивидуальная

– С какой природной зоной познакомились?

– В каких лесах вы были?

– Что вам больше всего понравилось?

– Как вы оцениваете свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке?

Ребята, вы сегодня МОЛОДЦЫ, активно работали на уроке! Не забывайте, что природа – наш дом. Бережно обращайтесь с природой, и тогда она отблагодарит вас чистым воздухом, вкусными ягодами, грибами, песнями птиц. Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной!

читают вывод в учебнике (с. 105).

Отвечают
на вопросы

Рефлексия проведена успешно, самооценка детей адекватна

Слайд 9

6

Домашнее задание (1 ми6н)

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Фронтальная

Учебник, с. 98–105. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания на с. 105

Делают записи в дневники. Задают вопросы

Домашнее задание и его цели понятны учащимся

кроссворд

1. Природная зона, которая расположена севернее Арктики. (Тундра.)

2. Хищная птица тундры, у которой всегда белое оперение. (Белая сова.)

3. Небольшие зверушки тундры, роют норки в снегу. (Лемминг.)

4. Небольшой гусь, который занесен в Красную книгу России: краснозобая… (Казарка.)

5. Растениеядная птица тундры, меняет оперение в зависимости от времени года. (Белая куропатка.)

6. Невысокий тундровый кустарник с синеватыми ягодами. (Голубика.)

7. Растение тундры, ягоды которого похожи на малину. (Морошка.)

8. Хищник тундры, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. (Песец.)

9. Основное занятие населения тундры. (Оленеводство.)

10. Зубовато, серовато, по тундре рыщет, оленей ищет. (Волк.)

11. Олений мох. (Ягель.)

12. Редкая птица с длинной шеей. (Лебедь.)

13. Самое крупное травоядное животное тундры. (Олень.)

14. Вечнозеленое растение с красными ягодами. (Брусника.)

Ключевые слова: Таймырский заповедник.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!