Способствовать формированию представлений о лесной зоне; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации;
| Этап | Цель | ФОУД | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся | Результат взаимодействия учителя и учащихся | Примечания |
1 | Организационный (1мин) | Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания | Фронтальная | Приветствует детей, проверяет готовность к уроку Начнём наш урок. Соберитесь. Работайте активно. Покажите свои знания. Я очень на вас надеюсь и буду вам во всём помогать. Желаю нам удачи. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Учитель говорит тихо по одной строчке Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится! Психологическая поддержка. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места. Повторяют слова учителя | Внимание организованно, дети настроены на работу | |
2 | Актуализация опорных знаний (10 мин) | Проверка Д/З | Фронтальная Групповая | Организует актуализацию опорных знаний. Организует проверку домашнего задания по группам, индивидуально. Контролирует работу в группах. Прежде, чем отправимся путешествовать дальше по природным зонам, проверим, как усвоили тему прошлого урока. – Разгадайте кроссворд 1. Природная зона, которая расположена севернее Арктики. (Тундра.) 2. Хищная птица тундры, у которой всегда белое оперение. (Белая сова.) 3. Небольшие зверушки тундры, роют норки в снегу. (Лемминг.) 4. Небольшой гусь, который занесен в Красную книгу России: краснозобая… (Казарка.) 5. Растениеядная птица тундры, меняет оперение в зависимости от времени года. (Белая куропатка.) 6. Невысокий тундровый кустарник с синеватыми ягодами. (Голубика.) 7. Растение тундры, ягоды которого похожи на малину. (Морошка.) 8. Хищник тундры, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. (Песец.) 9. Основное занятие населения тундры. (Оленеводство.) 10. Зубовато, серовато, по тундре рыщет, оленей ищет. (Волк.) 11. Олений мох. (Ягель.) 12. Редкая птица с длинной шеей. (Лебедь.) 13. Самое крупное травоядное животное тундры. (Олень.) 14. Вечнозеленое растение с красными ягодами. (Брусника.) Ключевые слова: ТАЙМЫРСКИЙ ЗАПОВЕДНИК. Задания: 1. Запишите 2–3 цепи питания, сложившиеся в тундре. 2. Перечислите экологические проблемы тундры. | Читают задания, вписывают слова в клетки кроссворда Повторяют правила работы в группе Работают на карточках в группах. Прослушивают ответы, дополняют при необходимости | Актуализация проведена. | Слайд 2 |
2. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.(1 мин) | Обеспечить мотивацию | Фронтальная | Звучат в записи голоса птиц. Читает стихотворение: Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится – Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь – мы свои! (С. Погореловский.) – В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока. В какую природную зону мы сегодня отправимся? | Учащиеся прослушивают стихотворение, определяют тему урока, ставят цель | Мотивация получилась, дети готовы решать поставленные проблемы на уроке в группе и индивидуально | Аудиозапись «Голоса птиц» |
| Физминутка (1 мин) | Обеспечить отдых | | Учитель произносит слова: Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели, И их всех лучи согрели. Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Дружно хлопаем, Ногами топаем! Хорошо мы погуляли И нисколько не устали | Повторяют за учителем слова и движения физминутки | Дети отдохнули | |
3. | Изучение нового материала. (20мин.) 1.Первичное восприятие н.м 2.Первичная проверка понимания | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала | Фронтальная Групповая | Просмотрите видеоролик «Леса России» - Скажите, какие бывают леса? -Что значит хвойные? Приведите примеры хвойных деревьев. - Что значит лиственные? Приведите примеры лиственных деревьев. Работа с картой – Теперь мы можем отправиться продолжить исследование лесной зоны РоссииНайдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту? – Где находится зона лесов относительно зоны тундры? – В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса? – Какая поверхность у зоны лесов? – Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади. – Между тундрой и зоной лесов есть промежуток, закрашенный темным цветом. Что это? Какую роль он выполняет? – Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга – хвойный лес. – Далее к югу растут смешанные и широколиственные леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла. В чём отличие хвойного леса от смешанного? Предлагаю поработать в группах. 1 гр. – Тайга 2 гр. - Смешанные леса 3 гр. - Широколиственные леса. Работаете по плану Климат Растительный мир Животный мир Контролирует, дополняет ответы детей | Просматривают видеоролик «Леса России», Отвечают на вопросы, приводят примеры Работая в группах, используя тексты учебников готовят сообщение по плану, данному на слайде. Группы представляют работу у доски. Остальные учащиеся слушают, задают вопросы | Первичное восприятие получилось, осмысление и запоминание нового материала удалось Правильность и осознанность изученного материала установлено, проблемы выявлены, коррекция пробелов в осмыслении материала проведена | Видеоролик https://yandex.ru/video/preview/16458033536616311052 Слайд 3 Слайд 3 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 |
4 | Первичное закрепление.(8 мин) | Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала | Индивидуальная Работа в парах | 1) – Запишите схему «Леса России» и укажите в каждом столбике названия деревьев, которые растут в том или ином лесу. 2) _ Используя иллюстрацию «Животный мир лесов» в учебнике (с. 100–101), запишите 2–3 цепи питания, характерные для леса. 1. Растения → заяц-беляк → рысь; 2. Растения → мышь-полевка → соболь; 3. Растения → белка → сокол. | Заполняют схему в тетради, проверяют по образцу, дополняют записи Составляют схемы питания, озвучивают | В ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала получилось | Слайд 8 |
5. | Итоги урока. Рефлексия(3 мин) | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | Фронтальная, индивидуальная | – С какой природной зоной познакомились? – В каких лесах вы были? – Что вам больше всего понравилось? – Как вы оцениваете свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке? Ребята, вы сегодня МОЛОДЦЫ, активно работали на уроке! Не забывайте, что природа – наш дом. Бережно обращайтесь с природой, и тогда она отблагодарит вас чистым воздухом, вкусными ягодами, грибами, песнями птиц. Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной! | читают вывод в учебнике (с. 105). Отвечают на вопросы | Рефлексия проведена успешно, самооценка детей адекватна | Слайд 9 |
6 | Домашнее задание (1 ми6н) | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Фронтальная | Учебник, с. 98–105. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания на с. 105 | Делают записи в дневники. Задают вопросы | Домашнее задание и его цели понятны учащимся | |
1. Природная зона, которая расположена севернее Арктики. (Тундра.)
2. Хищная птица тундры, у которой всегда белое оперение. (Белая сова.)
3. Небольшие зверушки тундры, роют норки в снегу. (Лемминг.)
4. Небольшой гусь, который занесен в Красную книгу России: краснозобая… (Казарка.)
5. Растениеядная птица тундры, меняет оперение в зависимости от времени года. (Белая куропатка.)
6. Невысокий тундровый кустарник с синеватыми ягодами. (Голубика.)
7. Растение тундры, ягоды которого похожи на малину. (Морошка.)
8. Хищник тундры, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. (Песец.)
9. Основное занятие населения тундры. (Оленеводство.)
10. Зубовато, серовато, по тундре рыщет, оленей ищет. (Волк.)
11. Олений мох. (Ягель.)
12. Редкая птица с длинной шеей. (Лебедь.)
13. Самое крупное травоядное животное тундры. (Олень.)
14. Вечнозеленое растение с красными ягодами. (Брусника.)
Ключевые слова: Таймырский заповедник.