СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 7 по дисциплине "Менеджмент"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция предназначена для ознакомления обучающего контингента с дисциплиной "менеджмент".

Просмотр содержимого документа
«Лекция 7 по дисциплине "Менеджмент"»

ЛЕКЦИЯ 7. СИСТЕМНЫЙ И СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ

Системная концепция — подход к организации и управлению и комплекс методов системного анализа и синтеза, предлагаемых экономической кибернетикой.

Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются социотехническими системами, так как люди как социальные компоненты и техника вместе используются для выполнения работы.

Открытые и закрытые (условно ) системы - два основных типа систем. Закрытая система имеет жесткие границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Типичный пример такой системы — часы. Открытая система постоянно взаимодействует с внешней средой. Энергия, информация и материалы — это объекты обмена с внешней средой через границы системы. Такая система в гораздо большей степени зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Для своего функционирования она должна обладать способностью приспосабливаться к изменениям в среде. Все организации являются открытыми системами. Среда — важная переменная управления.

Подсистемы представляют собой части больших сложных систем, зачастую они сами являются системами. Подразделения организации, ее социальные и технические составляющие считаются подсистемами, которые, в свою очередь, могут состоять из более мелких подсистем.

Разные школы управления стремились сосредоточить внимание на одной из подсистем организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой, школы «научного управления» науки управления — главным образом, техническими подсистемами.

Модель организации как открытой системы. Открытая система получает от окружающей среды информацию, энергию, материалы, капитал, человеческие ресурсы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги, которые являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если организация работает эффективно, то в ходе преобразования образуется некоторая добавленная стоимость. В результате появляются другие выходы, такие, как прибыль, увеличение доли рынка и объема продаж, реализация социальной ответственности, удовлетворение работников, рост организации и др.

Системный подход на макроуровне и переменные. В рамках системного подхода разрабатывались синергетические концепции. Под синергичностью (от греч. synerqeilaсотрудничество, содружество) понимается однонаправленность действий, интеграция усилий в системе, которые приводят к возра­станию (умножению, мультипликации) конечного результата. Наука синергетика, изучает за­коны упорядоченности и самоорганизации частей системы из со­стояния хаоса Синергетическая теория утверждает, что в любой многоконтурной системе с множеством узлов всегда есть структура координации и управления. Процесс порождения чего-то сложного из простого предполагает как правило наличие целеполагания и управления. Из сложного получить простое – легко. Обратный процесс более сложен. Законы синергетики говорят, что если бифуркационный переход идет не с упрощением, а с усложнением системы, не с потерей качества, а с наращиванием оного, то такой процесс всегда управляем. Увидеть, понять и использовать закономерности внутреннего развития различных подсистем общества есть одна из главных задач высокопрофессионального управленца.

Теория систем обеспечила управление основой для интеграции различных концепций. На системной основе будут синтезироваться новые знания и теории, которые будут разрабатываться и появляться в будущем. Теория систем показывает руководителям, какие же именно элементы организации как системы особенно важны, но не определяет конкретно основные переменные, влияющие на функции управления. Определение переменных и их влияния на эффективность организации является основным вкладом ситуационного подхода.

Ситуационный подход. Ситуационный подход к процессу управления, как и системный, применим при управлении любой организацией. Ситуационный подход предполагает что, хотя общий процесс управления одинаков, специфические конкретные подходы и приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно различаться и зависят от конкретной ситуации,

Ситуационный подход нацелен на связь конкретных приемов и концепций с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Такой подход основывается на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. При его реализации необходимо определить, каковы значимые переменные ситуации, как они влияют на эффективность организации.

Этапы ситуационного подхода:

1. Руководитель должен освоить средства профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Он должен понимать процессы управления, системный анализ, методы планирования и контроля и количественные методы принятия решений.

2. Руководитель должен научиться предвидеть вероятные положительные и отрицательные последствия применения конкретной методики или концепции. Например, удвоив зарплату всему персоналу можно значительно повысить мотивацию, но при этом необходимо сравнивать прирост затрат с полученными выгодами, иначе это может привести к разорению организации,

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определять, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных,

4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и имели бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в сложившихся обстоятельствах.

Проблемы российского менеджмента. Истоки проблем несомненно следует искать в историческом развитии нашего государства. Обладая огромной территорией, богатейшими природными запасами, образованным и трудолюбивым население Россия за последние 100 лет неоднократно переживала кризисные состояния. На рубеже веков — в конце XIX и в начале XX в. — в России и Японии шла ускоренная индустриализация, происходило становление управления, подобно тому, как это происходило в развитых странах Европы и в США. Производство росло ускоренными темпами и по большинству экономических показателей Россия занимала лидирующие позиции в мире. Однако ситуация начала меняться примерно с 1905. Начались народные волнения, вызванные недовольством народа в отношении войны с Японией. Усугубило положение 1 революция (или вернее попытки революции) 1905 года. Еще больше ситуация осложнилась с началом 1 мировой войны (1914-1918). Война оторвала от мирного производства большое количество трудовых и материальных ресурсов. Однако самые катастрофические события обусловлены началом Гражданской войны. Правительства некоторых западных стран начали финансировать пораженческие настроения внутри России. На поддержку партии большевиков выделялись значительные финансовые и материальные ресурсы, печатались и затем переправлялись в Россию десятки миллионов газет и листовок, подрывающие основы российской государственности. Мощную финансовую и политическую поддержку большевики получали и от западных банкиров (Морган, Штифф, Ротшильды, Рокфеллеры), которые также не были заинтересованы в независимой России. В результате прихода к власти большевиков (Ленин, Троцкий (Л.Бронштейн), Я.Свердлов и т.д.) в России по разным оценкам было уничтожено от 10 до 20 миллионов человек. После смерти В.Ленина в стране началась небывалая борьба за власть в государстве, которая затронула практически все слои населения и привела к тотальной смене системы управления и закреплению властных полномочий за И.Сталиным.

В конце 20-х и начале 30-х годов XX в. управление народным хозяйством в Советском Союзе было полностью централизовано. Функции стратегического управления сосредоточились на уровне наркоматов (министерств), и на уровне высшего руководства страны. Предприятия и организации стали играть роль производственных подразделений. Новое потрясение Россия перенесла из-за вступлению во вторую мировую войну. По разным данным погибло от 20 до 30 миллионов человек и была разрушена экономическая инфраструктура. Однако управленческую инфраструктуру удалось, ценой огромных жертв, сохранить, что дало возможность восстановить народное хозяйство. Но предпринимательская инициатива была сильно скована. Кроме того, государство открыто проводило политику тотальной дискриминации частной собственности. Подобная ситуация наблюдалась до 1991 года. После ликвидации коммунистической системы и распада СССР была инициирована массовая приватизация главнейших предприятий России. Однако нормативно-правовая база для проведения приватизации отсутствовала, что привело к массовому злоупотреблению полномочий чиновниками, нарушению принципов здравого смысла и элементарной справедливости. В результате базовые предприятия государства, обеспечивающие энергетическую, информационную и военную безопасность оказались расчлененными, а некоторые даже перешли в собственность иностранных государств. Поиск путей оптимального развития народного хозяйства России продолжается и сегодня и представляет несомненный интерес для ученых в области, менеджмента, экономики, социологии и политологии.

Некоторые элементы систем управления на предприятиях в 20-х — начале 30-х годов были скопированы с аналогичных предприятий США и Германии. В качестве научной основы использовались труды Ф. Тейлора. Например, основоположником конвейерной сборки на заводах США был Г.Форд. После того как это внедрение доказало свою эффективность, было принято решение о внедрении конвейеров в СССР. Однако и западные страны старались перенять опыт СССР. Так например Дж.Кейнс, лауреат Нобелевской премии, в 1920-е годы жил в России, изучая опыт Госплана и даже написал книгу об этом.

Перечень рекомендуемой литературы

основная

  1. М.Мэскон, Ф.Хедоури и др. Основы менеджмента. Москва, Гардарика, 2018г

  2. Большаков А.С. Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. СПб. Питер. 2017.

  3. Виханский О.С., А.И. Наумов «Менеджмент» Москва, Гардарика, 2018г.

  4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2017

  5. Гибсон Дж., Иванцевич Дж.-м., Организации: поведение, структуры, процессы: Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2011

  6. Глухов В.В. «Основы менеджмента»: Учебник. Санкт-Петербург 1999г.

  7. Володин Д.Н. Основы менеджмента. Учебно-методическое пособие. Пятигорск, 2013

  8. Ильянова С.Д.; В.И. Кузнецов «Основы менеджмента» Москва 2011


дополнительная

  1. История менеджмента /под ред. Д.В.Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997.

  2. Калашников М. Третий проект: точка перехода. М. Астрель, 2009.

  3. Котлер Ф. «Маркетинг, менеджмент», Санкт-Петербург, 2017год.

  4. Переверзев М.П. и др. Менеджмент: Учебник. – М.: 2011

  5. Радугин А.А. «Основы менеджмента», Москва, 2011 год.

  6. Радченко А.И.Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов-на-Дону. 1997.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!