СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 5 по дисциплине "Менеджмент"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция предназначена для ознакомления обучающего контингента с дисциплиной "менеджмент".

Просмотр содержимого документа
«Лекция 5 по дисциплине "Менеджмент"»

ЛЕКЦИЯ 5. ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ, ОСНОВАННЫЙ НА ВЫДЕЛЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ

Условно хронологически выделяют следующие школы.

1. Школа «научного управления» (1885—1920). Эта школа связана с именами Ф. Тейлора, Фрэнка и Лилии Гилберт, Г. Гаитта.

Рационализация. Анализ содержания работы и ее основных элементов, замеры затрат времени на выполнение приемов труда рабочих движении, выявление непродуктивных движении, разработка рациональных приемов труда рассматривались в рамках школы как средство совершенствования производства. Также предлагались эффективные процедуры, инструменты и оборудование.

Человеческий фактор. Основоположниками школы предлагалось стимулирование с целью повышения заинтересованности работников в увеличении производительности и объема производства. Кроме того, предусматривалась необходимость отдыха и неизбежных перерывов в работе, чтобы время, выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным. Также устанавливались нормы выработки, за превышение которых нужно платить дополнительно. Признавалась важность отбора людей, которые соответствуют выполняемой ими работе, и необходимость обучения,

Управленческие функции выделялись школой научного управления в отдельную сферу профессиональной деятельности. Такой подход резко отличался от старой системы, при которой рабочие сами планировали свою работу.

2. Классическая (административная) школа управления (1920—1950). Представления школы развивали Анри Файоль, Линдал Урвик, Джеймс Муни, А. Рейли, Целью школы было создание универсальных принципов успешного управления работой организации в целом (о них в следующей лекции). Сторонники школы считали, что принцип, эффективный в управлении фабрикой мороженого, также действует и в банке, если его правильно применяют.

3. Школа человеческих отношений (19301950) и школа поведенческих наук (с 1950). В рамках школы человеческих отношений. М. Фоллетт определила менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. Э. Мэйо обнаружил, что силы взаимодействия между людьми зачастую превосходят усилия руководителя и материальные стимулы. А. Маслоу определил, что мотивы поступков людей — это различные потребности, которые можно свести в единую систему – «пирамиду». Особенностью пирамиды является то, что все потребности расположены в строго иерархическом порядке: физиологические, потребность в безопасности, общение, уважение, самовыражение и самоактуализация.

Вудкок и Френсис продолжали развивать мотивирующие теории А. Маслоу.

Подход Портера – Лоурела основывался на том, что удовлетворение ведет к достижению высоких результатов в труде.

Школа рекомендовала определенные приемы управления человеческими отношениями, включающие эффективные действия непосредственных начальников, предоставление работникам более широких возможностей общения на работе.

Поведенческие науки, такие, как психология и социология, сделали изучение поведения на рабочем месте строго научным. Влияние на большие массы людей, социальное взаимодействие, мотивации, характер власти и авторитет, организационная структура, коммуникации в организациях, лидерство, изменение содержания работы и качества трудовой жизни изучалось представителями школы поведенческих наук.


4. Школа «науки управления» — количественный подход (с 1950 , Марч Джеймс, Форрестер Джей Райт, Черчмен). Математика, кибернетика, статистика внесли вклад в теорию управления. Исследование операций и математические модели применительно к решению операционных проблем организации составляют суть подхода этой школы: Математические методы и модели позволяют объективно сравнить и описать различные факторы, переменные и отношения между ними.

Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и цифровыми значениями. Влияние науки управления или количественного подхода, сначала было небольшим. Однако в настоящее время положение быстро меняется, так как школы, колледжи и университеты предлагают курсы количественных методов и применение компьютеров.


Подход на основе представления управления как процесса.

Процесс управления — это четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

Планирование дает ответы на следующие вопросы:

1. Каково положение организации в настоящее время? Для этого нужно оценивать положение в области финансов, маркетинга, производства и других сферах.

2. Каковы должны быть цели организации? С помощью оценки возможностей и угроз в окружающей среде следует определить цели организации.

3. Как организация может достичь целей? В этом случае нужно решить, что делать персоналу для достижения целей.

Организация это создание структуры. Структурировать необходимо множество элементов — работу, конкретные задания всему предприятию и отдельным работникам. Руководитель подбирает людей, поручает им работу, делегирует отдельным людям полномочия или права использовать ресурсы организации. В конечном итоге создается структура предприятия в целом.

Мотивация. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с возложенными на них обязанностями и планом. До середины XX в. считалось, что мотивирование — это предложение соответствующих денежных вознаграждений в обмен на прилагаемые усилия. Ныне известно, что мотивация — создание внутреннего побуждения к действиям, — является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Для того чтобы мотивировать, руководителю следует определить, каковы на самом деле эти потребности, обеспечить работнику способ удовлетворения потребности с помощью хорошей работы.

Контроль — это процесс обеспечения действительного достижения организацией своих целей. Контроль позволяет получить информацию, необходимую для дальнейшего планирования. Условно выделяют три аспекта управленческого контроля:

1. Установление стандартов в процессе планирования, или это точное определение целей, которые должны быть достигнуты за определенный период.

2. Измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период.

3. Сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Контроль позволяет по мере необходимости предпринимать корректирующие действия по предотвращению отклонений или изменению целей.

Связующие процессы — это процесс разработки и принятия решений и коммуникация, т. е. обмен информацией, который необходим для всех функций управления,

Разработка и принятие решении. Для успешной работы организации руководитель должен постоянно делать правильный выбор из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив — это и есть решение. Принятие решения — выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Основным требованием для принятия эффективного решения является наличие адекватной и точной информации.

Коммуникация — это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Информация в процессе коммуникации передается для того, чтобы руководители могли принимать здравые решения, которые будут выполняться. Планы нельзя выполнить, если они не известны людям, которые должны их выполнять. До тех пор пока работники не будут понимать обоснованность планов, знать, какое вознаграждение им предложат за хорошо выполненную работу, они не будут хорошо работать.


Перечень рекомендуемой литературы

основная

  1. М.Мэскон, Ф.Хедоури и др. Основы менеджмента. Москва, Гардарика, 2018г

  2. Большаков А.С. Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. СПб. Питер. 2017.

  3. Виханский О.С., А.И. Наумов «Менеджмент» Москва, Гардарика, 2018г.

  4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2017

  5. Гибсон Дж., Иванцевич Дж.-м., Организации: поведение, структуры, процессы: Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2011

  6. Глухов В.В. «Основы менеджмента»: Учебник. Санкт-Петербург 1999г.

  7. Володин Д.Н. Основы менеджмента. Учебно-методическое пособие. Пятигорск, 2013

  8. Ильянова С.Д.; В.И. Кузнецов «Основы менеджмента» Москва 2011


дополнительная

  1. История менеджмента /под ред. Д.В.Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997.

  2. Калашников М. Третий проект: точка перехода. М. Астрель, 2009.

  3. Котлер Ф. «Маркетинг, менеджмент», Санкт-Петербург, 2017год.

  4. Переверзев М.П. и др. Менеджмент: Учебник. – М.: 2011

  5. Радугин А.А. «Основы менеджмента», Москва, 2011 год.

  6. Радченко А.И.Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов-на-Дону. 1997.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!