ЛЕКЦИЯ 6. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ А.ФАЙОЛЯ.
Изучая управление, требуется усвоить некоторые его принципы.
Принципы управления - основные правила, которые должны соблюдаться управленческими работниками при принятии различного рода решений в определенных условиях и на соответствующих уровнях.
Принципы менеджмента реализуются через сознание, интеллект, волю (напористость) и целеустремленность человека. Важно обеспечить такие условия труда, чтобы в максимальной степени использовать эти человеческие качества.
Освоение навыков правильного использования этих принципов поможет стать хорошим управляющим. Принципы это основополагающие начала, на основе которых обычно строятся дальнейшие рассуждения.
В качестве примера можно привести общие принципы администрирования, являющиеся кратким изложением административной доктрины А.Файоля (представитель административной школы), опубликованной в его брошюре «Учение об управлении» (1916 г.).
А.Файоль считал, что здоровое функционирование социального организма предприятия зависит от того, насколько принимается во внимание целый ряд принципов, из которых главными являются: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство руководства, подчинение личных интересов общим, вознаграждение труда, централизация, иерархия, порядок, справедливость, устойчивость персонала, инициатива, корпоративный дух.
1 Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Цель разделения труда - выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилие.
2 Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать' приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия - там возникает ответственность. Ответственность - необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт в своих действиях, поступках. Ответственность является необходимой принадлежностью власти.
3 Дисциплина. Дисциплина есть уважение к условностям, содержанием которых является «повиновение, прилежание, активность» и «внешнее выражение уважения». Она обязательна для высших руководящих лиц и для рядовых функционеров.
Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.
4 Единоначалие. В любой работе любой функционер должен получать распоряжения от одного непосредственного начальника.
Как только два начальника отдают распоряжения одинакового содержания одному и тому же человеку или одной и той же службе, тотчас же возникает разлад; если такое положение продолжает сохраняться, равновесие в организации нарушается еще больше и наблюдаются такие последствия: либо двойственность прекращается благодаря исчезновению или устранению одного из начальников и возрождается социальное здоровье организации, либо она продолжает вырождаться. Люди не выносят двойственности распоряжений.
5 Единство руководства. Этот принцип гласит: «Один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель». Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
6 Подчинение личных интересов общим. Этот принцип напоминает, что в предприятиях интерес одного работника или группы работников не должен преобладать над интересами предприятия в целом.
Тем не менее, при столкновении этих интересов принято их примирять. Уважение к общему интересу достигается твердостью и хорошим примером со стороны самого начальника, справедливыми условиями работы и внимательным наблюдением.
7 Вознаграждение труда. Вознаграждение есть цена за выполненную работу и услуги. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять персонал и предприятие, служащего и нанимателя. (Еще не найден способ оплаты, вполне отвечающий последнему условию).
8 Централизация. Централизация означает концентрацию властных полномочий на верхнем уровне руководства организацией. Цель централизации — увеличение синергии, улучшение координации, предотвращение ошибок на нижних уровнях управления. Негативные стороны централизации заключаются в снижении оперативности управления, уменьшении возможностей адаптации к новым условиям работы. Централизация является естественным порядком вещей. Она всегда существует в той или иной степени. Однако соответствующая степень централизации будет варьировать в зависимости от конкретных условий. Вопрос о централизации и децентрализации является простым вопросом меры, которая обеспечивает лучшие возможные результаты.
9 Иерархия. Иерархия представляет собой ряд руководящих должностей от высшей власти к низшим ее агентам. «Иерархическая лестница» есть тот путь, по которому следуют сообщения, проходя все ступени иерархии, идущие от высшей власти или адресованные ей. Этот путь диктуется одновременно необходимостью «обеспеченной передачи» и единоначалием, но он иногда очень долог.
Однако было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.
10 Порядок. Этот принцип означает: «Определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте; определенное место для всякой вещи и всякая вещь на своем месте».
11 Справедливость. Это сочетание благожелательности с правосудием, позволяющее умерять строгость распорядка, не исключая твердости, и стимулирующее преданность персонала и добрую волю функционеров.
12 Устойчивость персонала. Опыт доказал, что высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительнее, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место. На практике это вопрос меры.
13Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.
Чтобы развить инициативу, полезно предоставлять функционерам полную самостоятельность в исполнении обязанностей, связанных с их должностью, ограничиваясь надзором и направлением их работы, поощрением заслуг, даже ценой некоторых жертв со стороны собственного самолюбия.
14 Корпоративный дух. Союз - это сила. Она является результатом гармонии персонала.
На несколько других принципах делают акцент американские специалисты М.Мескон, М.Альберт и Ф.Хедоури (1996 г.). Менеджмент - это творчество, основанное на определенных принципах
1. Принцип единоначалия. Люди лучше реагируют на то, что им и руководит один начальник.
2. Принцип мотивации. Чем тщательнее менеджеры реализуют структуру поощрений и наказаний, тем эффективнее будет программа мотиваций.
3. Принцип лидерства. Люди склонны идти за теми, в ком они видят средство удовлетворения своих личных потребностей. Чем больше менеджеры осознают действие мотивирующих факторов и чем больше это отражается на выполнении управленческих функций, тем вероятнее, что они станут эффективными лидерами.
4. Принцип научности заключается в построении всей системы управления на новейших данных науки менеджмента.
5. Принцип ответственности. Необходимо иметь определенные инструкции, положения и систему материальной и другой ответственности
6. Принцип правильного подбора и расстановки кадров.
7. Принцип экономичности. Прибыль - это не только доход, но и разумные расходы на использование людских и материальных ресурсов.
8. Принцип обеспечения обратной связи означает получение информации о результатах работы, позволяющей сравнить фактическое состояние с заданным планом.
Перечень рекомендуемой литературы
основная
М.Мэскон, Ф.Хедоури и др. Основы менеджмента. Москва, Гардарика, 2018г
Большаков А.С. Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. СПб. Питер. 2017.
Виханский О.С., А.И. Наумов «Менеджмент» Москва, Гардарика, 2018г.
Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2017
Гибсон Дж., Иванцевич Дж.-м., Организации: поведение, структуры, процессы: Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2011
Глухов В.В. «Основы менеджмента»: Учебник. Санкт-Петербург 1999г.
Володин Д.Н. Основы менеджмента. Учебно-методическое пособие. Пятигорск, 2013
Ильянова С.Д.; В.И. Кузнецов «Основы менеджмента» Москва 2011
дополнительная
История менеджмента /под ред. Д.В.Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997.
Калашников М. Третий проект: точка перехода. М. Астрель, 2009.
Котлер Ф. «Маркетинг, менеджмент», Санкт-Петербург, 2017год.
Переверзев М.П. и др. Менеджмент: Учебник. – М.: 2011
Радугин А.А. «Основы менеджмента», Москва, 2011 год.
Радченко А.И.Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов-на-Дону. 1997.