СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 12 по дисциплине "Менеджмент"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция предназначена для ознакомления обучающего контингента с дисциплиной "менеджмент"

Просмотр содержимого документа
«Лекция 12 по дисциплине "Менеджмент"»

ЛЕКЦИЯ 12. ВНЕШНЯЯ СРЕДА КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

(«Технология» — это процессы, методы, технические средства осуществления любых производственных, обслуживающих, творческих видов деятельности на предприятии.)

1 Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность производства и реализа­ции продуктов, скорость устаревания продукта, на то, как соби­рают, хранят и распределяют информацию, на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.

Скорость изменения технологий быстро растет, и эта тенден­ция сохранится в дальнейшем. Одна из причин этого явления состо­ит в том, что в наше время на земле живет больше ученых, чем их было в мире за всю историю цивилизации и, кроме того, в мире появились возможности сверхконцентрации капитала и ресурсов. Некоторые недавние крупные нововведения, которые глубоко затронули организации и общество: компьютерная, лазерная, микроволновая, полупроводниковая технология, интегрированные линии связи, робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, получение синтетических топлив и продуктов питания, генная инженерия, всеобщая миниатюризация, нанотехнологии.

2 Состояние экономики. Руководство должно уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех ресурсов и способность потребителей покупать определенные това­ры и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличение запасов поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда с тем, чтобы сдержать рост издержек в ско­ром будущем. Оно может также решить увеличить займы, посколь­ку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично скомпенсированы потери от выплаты процентов.

Состояние экономики может значительно повлиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд. Это в основном обусловлено тем, что правительство часто пытается сгладить последствия ухудшения экономической обстановки, регулируя налоги, центральный банк регулирует денежную массу и ставку процента. Если ЦБ ужесточает условия получения кредита и повышает ставки процента, коммерческие банки должны сделать то же самое. В результате становится труднее получить займы и обходятся они организации дороже. Подобным образом, снижение налогов увеличивает массу денег, которые люди могут потратить на цели не первой необходимости, что расширяет сбыт товаров и услуг.

3 Социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, также влияют на организацию, Например, дача взятки для получения выгодного контракта или политических выгод, распространение порочащих конкурента слухов считаются действиями неэтичными и аморальными в одних странах, в других же странах подобная практика считается нормальной, и широко используется предприятиями. Исследования показывают, что установки, жизненные ценности и традиции людей со временем изменяются.

Изменение установок непосредственно влияет на то, что работ­ники считают положительным в деятельности организации. Это особенно важно для менеджеров применительно к их функции — мотивации людей с учетом целей организации. Социокультурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющиеся результа­том деятельности предприятия, поскольку они определяют вкусы

потребителей. Организации должны быть в состоянии прогнозиро­вать изменение ожиданий общества и удовлетворять их более эффективно, чем конкуренты.

4 Политические факторы имеют для руководителей особое значе­ние. Один из них — настроение органов власти и управления, су­дебных органов в отношении предпринимательства. Другой элемент политической обстановки — это группы интересов и лоббисты. Все учреждения государственной власти являются объектами внимания лоббистских групп, представляющих организации, на которых сказываются решения этих учреждений.

Большое значение для предприятий имеет фактор политической стабильности, поскольку политические изменения могут привести к ограничению прав собственности иностранцев и даже к национализации иностранной собственности, к установлению специальных по­шлин на импорт. Политика может измениться и в сторону, благоприятную для инвесторов, когда возникает потребность в притоке капитала из-за рубежа.

5 Отношения с местным населением. Для большинства организаций отношение местного населения имеет первостепенное значение как фактор среды косвенного воздействия. Некоторые города не жалеют усилий для создания стимулов, привлекающих промышленные пред­приятия в черту города. Другие, напротив, стремятся не допустить в город промышленные предприятия. В некоторых районах политический климат благоприятствует предпринимательству, составляюще­му основу притока средств местного бюджета. Многие организации прилагают целенаправленные усилия для поддержания хороших отношений с местным населением, в среде которого функционируют. Эти усилия могут выражаться в форме финансирования школ, благотворительной деятельности или поддержке молодых талантов.

МЕЖДУНАРОДНАЯ СРЕДА

Международная среда. Среда действия организаций на международном уровне наиболее сложна. Это обусловлено уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития в разных странах различны. При осуществлении функций управления руководители должны учитывать эти различия.

Когда организация начинает вести дела за пределами своей страны, соответствующие процедуры необходимо модифицировать с учетом конкретных факторов окружения. Анализ факторов международной среды представляет собой трудную задачу, одна­ко решать ее необходимо. Иногда руководители самоуверенно могут полагать, что им незачем менять свою деловую практику за границей. В большинстве случаев это приводит к неудачам.

Виды международной экономической деятельности. Предприятия могут по-разному участвовать в международных экономических отношениях.

Экспорт продукции — это самый простой путь проникновения на международные рынки. Хотя организация продолжает произво­дить нею продукцию в своей стране, она может для координации экспорта создать независимую торговую компанию или посредническую службу, которая будет облегчать заключение сделок с иностранными покупателями. С расширением экспорта организация может создать экспортный отдел с управляющим по экспорту, относящимся к среднему уровню в иерархии управления.

Лицензирование. Предприятие может продать лицензию на произ­водство продукции иностранной компании или государству. В этом случае предприятие предоставляет иностранной компании или государству право использовать патенты или технологию, производ­ственные секреты. Иностранная компания или государство, в свою очередь, возмещает затраты предприятия в форме лицензионные платежей и платы за услуги.

Совместные предприятия это предприятия, создаваемые двумя или большим числом предприятий или государств, которые вкладывают средства в производственные мощности. Участники являются равными партнерами в деле и получают прибыль в зависимости от доли пакета акций каждого в совместном пред­приятии.

Прямые капиталовложения. Наиболее решительный шаг в международный бизнес — это решение руководства выпускать продукцию своего предприятия за границей, создать там дочернее пред­приятие и сохранять полный контроль над производством, маркетингом, финансами и другими функциями.

Многонациональные компании владеют и управляют предприятиями в других странах. Формально управляют этими предприятиями местные предприниматели, но контрольный пакет акции и соответственно реальные рычаги управления остаются в руках международных капиталодержателей. Чрезмерное влияние международных корпораций на отечественном рынке может подрывать государственный суверенитет и увеличивать зависимость страны от воли иностранных предпринимателей.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!