III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое ЛЗ слова и каков алгоритм его определения | 1. - С чего же начать «открытие нового знания»? - Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд. (Слайд 6) - Какое слово получилось? - Что такое лексика? - Сколько слов в русском языке? - А конкретнее? - Почему же? - Например? - Какие ещё термины связаны с темой урока? Дайте их толкование, или лексическое значение . - Так что же такое ЛЗ слова? - Ребята, а для чего я предложила вам кроссворд? - Молодцы! 2. - Объясните разными способами ЛЗ слова, указанного на карточке. - Обменяйтесь и проанализи-руйте работу другой группы. - Верните работу своей группы и дополните её, если надо, сделайте вывод. Предоставляет слово для высказывания каждой группе. - Какими же способами можно объяснить ЛЗ слова? - Как оцените свою работу? - Давайте прочитаем о способах объяснения лексического значения слова в учебнике. (с.46-47) - Какая информация является новой для вас? ФИЗМИНУТКА под музыку 3. - Выполните упражнение №101. - Какие трудности возникли? - Что нужно сделать, чтобы добиться успеха при выполнении этого задания? (Где даётся ЛЗ многих слов языка?) Обращается к выставке толковых словарей (показ слайдов о словарях)(Слайды 7-9) - Посмотрите, какое количество толковых словарей существует. 4. - Послушайте стихотворение (Слайд10) - Сделайте вывод (Удалось ли мальчику придумать новое слово и почему?) | Игровой метод, работа в группах Устная фронталь-ная работа Работа по карточкам в группах. Поисковый метод. Лингвисти-ческая лаборато-рия Работа по учебнику Индивидуальная работа (межпред-метные связи) Иллюстра-тивный (ИКТ) Проблемно-поисковый | Дети в группе по 4 человека работают с кроссвордом. - Слово лексика. - Словарный состав языка. - Много. - Нельзя сказать. - Какие-то слова появляются, какие-то исчезают. Приводят примеры слов Лексикология, лексикон, лексикография. Проговаривают ЛЗ терминов. -То, что обозначает слово - Чтобы мы повторили то, что уже знаем. Работа в группах по 4 человека Анализ работ, выводы внутри группы. Анализируют работу другой группы. Выступают по 1члену из групп. Отвечают: «Наглядно (рис.); путём подбора синонимов, антонимов; однокоренных слов, описательно». Оценивают при помощи смайликов Читают статью в учебнике. - Лексическое значение можно объяснить с помощью антонимов. Работают в тетрадях. - Не всегда знаем значение слова. - Обратиться к толковому словарю. Подготовленный ученик проводит презентацию словарей. Слушают учителя - Нет: слово обязательно должно иметь смысл (ЛЗ) | Поиск и выделение информации; синтез как составле-ние целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Структурирование знаний (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) Формирование адекватной оценки, самооценки (Л), адекватного восприя-тия чужой оценки (Р) Умение делать обобщения (синтез). Формирование позитивной оценки, самоуважения и самопонимания (Л) Формирование осознания границ собственного знания и незнания (Л) Структурирование знаний (П) Фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситу-ации затруднения (Р) Выражение собственного мнения, аргументация. |