СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторные работы для курса по выбору "От клетки к ткани"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка лабораторных работ для курса по выбору "От клетки к ткани". 

Просмотр содержимого документа
«lr3 plazmoliz»

Лабораторная работа № 3


Тема: Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука


Цель: сформировать умение проводить опыт по получению плаз­молиза, закрепить умения работать с микроскопом, проводить наб­людение и объяснять полученные результаты.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.

Ход работы

      1. Приготовьте препарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.

      2. Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением поло­жения цитоплазмы.

      3. Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на- предметное стекло 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.

      4. Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы: куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли? Чем можно объяснить такое направление движения воды? Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясня­ется? Как вы думаете, что бы могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время? Можно ли ис­пользовать раствор соли для уничтожения сорняков?

Выводы:

Просмотр содержимого документа
«lr5 tkani»

Лабораторная работа №5

«Изучение эпителиальных и покровных тканей»

Цель:познакомиться с особенностями строения и классификацией эпителиальных тканей животных и покровных тканей растений.

Оборудование: готовые микропрепараты, микроскоп.

Ход работы:


  1. Рассмотреть под микроскопом микропрепараты тканей, зарисовать их в тетрадь.

  2. Заполнить таблицу:


Группа тканей

Вид ткани

Строение ткани

Местонахождение ткани

Функции

Эпителиальные

Плоский




Железистый




Мерцательный (реснитчатый)




Многослойный




Покровные






Вывод:


Просмотр содержимого документа
«lr1 mikroskop»

Лабораторная работа № 1

Тема «Устройство микроскопа»

Цель. Научиться правильному обращению с оптическими приборами (лупа, световой микроскоп); методике приготовления препарата.

Оборудование. Лупа, микроскоп, мякоть плодов (томата, яблока и др.).

Ход работы:

I. 1. Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их значение?

2. Рассмотрите невооруженным глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?

3. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?

II. 1. Изучите устройство микроскопа. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты. Выясните, какое значение имеет каждая часть (стр. 136 учебник). Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.

2. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом.

3. Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом:

А) Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола.

Б) В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет.

В) Поместите приготовленный препарат на предметным столике и закрепите предметное стекло зажимами.

Г) Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.

Д) Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус пока не появится четкое изображение предмета. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая другой.


Микроскоп - хрупкий и дорогой прибор. Работать с ним нужно очень аккуратно, строго следуя правилам.





Просмотр содержимого документа
«lr10 tkani»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №10

«Ткани растительного организма»

Цель: познакомиться проводящими тканями, особенностями их строения в связи с выполняемой функцией.

Оборудование: микропрепараты , микроскоп.

Ход работы:

  1. Рассмотрите проводящую ткань стебля под микроскопом, зарисуйте её в тетрадь.

Рис. 1. Проводящие ткани стебля: 1 – ситовидные трубки луба (проведение органических веществ от листьев ко всем органам); 2 – сосуды древесины (проведение минеральных веществ, растворенных в воде, от корня ко всем органам)
  1. Заполните таблицу:



Вид ткани

Место нахождения

Особенности строения

Функции

Проводящая

 

 

 

  1. Сделайте вывод о проводящей ткани, её строении и выполняемых функциях, и ответьте на вопросы:

– Как связано строение ткани с выполняемой функцией?



Просмотр содержимого документа
«lr2kletki»

Лабораторная работа №2

«Особенности строения клеток прокариот и эукариот»


Цель: закрепить умение работать с микроскопом, рассматривать готовые микропрепараты, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой

Оборудование: микроскоп, микропрепараты, рисунки и графическое изображение клеток растений, животных, грибов и бактерий

Ход работы

  1. Рассмотрите микропрепараты.

  2. Пользуясь графическими изображениями, рисунками определите, какие органоиды характерны для данных клеток. Для этого в соответствующих колонках поставьте знак «+» или «-».

  3. Сравните прокариотическую и эукариотическую клетку, заполните таблицу.

  4. Приготовьте отчёт по проделанной работе

Сравнение клеток растений, животных, грибов и бактерий

Органоиды

Животная клетка

Растительная клетка

Бактериальная клетка

Грибная

клетка

Клеточная стенка





Клеточная мембрана





Ядро





Цитоплазма





ЭПС





Рибосомы





Митохондрии





Пластиды





Сравнение эукариотической и прокариотической клеток

Клеточные структуры

Эукариотическая клетка

Прокариотическая клетка

Протопласт



Цитоплазматическая мембрана



Ядро



Генетический материал



ЭР, КГ, лизосомы, митохондрии, пластиды



Центриоли, микротрубочки, микрофиламенты



Жгутики



Клеточная стенка



Капсула или слизистый слой




Вывод: О чём свидетельствует сходство и различие в строении клеток различных организмов?



Просмотр содержимого документа
«lr4mitoz»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4

Тема: “Митоз в клетках корешка лука”.

Цель: изучить процесс митоза в клетках корешка лука.

Оборудование: световые микроскопы, микропрепараты “Митоз в клетках корешка лука”.

Ход работы

1. Рассмотрите готовый микропрепарат, по возможности найдите клетки на всех стадиях митоза. 
2. Сравните изображение под микроскопом с микрофотографией в презентации к уроку (слайд). 
3. Определите набор хромосом в каждой фазе митоза. 
4. Охарактеризуйте особенности каждой наблюдаемой стадии митоза. 
5. Сделайте вывод о роли митоза. 


Заполнить таблицу “Митотический цикл клетки”

Объяснить от чего зависит количество хромосом в ДНК на разных этапах митоза.

Митотический цикл клетки

Фазы

Процесс, происходящий в клетке

Количество хромосом (n)и содержание ДНК (c)

Интерфаза (фазы между делениями)

Пресинтетический период

 

 

Синтетический период

 

 

Постсинтетический период

 

?

Профаза (первая фаза митоза)

 

 

Метафаза (фаза скопления хромосом)

 

 

Анафаза (фаза расхождения хромосом)

 

 

Телофаза (фаза окончания деления)

 

 



Вывод:

Просмотр содержимого документа
«lr7 eritroziti»

Лабораторная работа

«Сравнение строения эритроцитов человека и лягушки»

Цель работы:

  1. Изучить строение крови человека и лягушки.

  2. Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты

Ход работы:

  1. Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците и наличие его в лейкоците.

  2. При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на величину, форму и количество эритроците лейкоцитов в препарате.

Отчетное задание:

  1. Найдите черты сходства в строении эритроцитов крови человека и лягушки.

  2. Найдите различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки.

  3. Зарисуйте в тетрадь эритроциты человека и лягушки.

  4. Заполните таблицу

Признаки

Общее для 2-х организмов

Характерные для человека

Характерные для лягушки

Наличие клеточной мембраны

 

 

 

Наличие в цитоплазме клетки гемоглобина

 

 

 

Наличие ядра

 

 

 

Форма вогнутого диска

 

 

 

Форма выпуклого диска

 

 

 

Функция-перенос кислорода

 

 

 

  1. Эритроциты чьей крови – человека или лягушки способны переносить больше кислорода. 
    Объясните почему.

Вывод: «Эволюция эритроцитов позвоночных животных шла в направлении 




Просмотр содержимого документа
«lr8 kraxmal»

Лабораторная работа №8

Определение содержания крахмала в клубнях картофеля


Цель работы: определить содержание крахмала в клубнях картофеля

Оборудование: весы, разновесы, мензурка, сводная таблица зависимости процентного содержания крахмала от плотности картофеля.


Ход работы:

Очистите картофель и взвесьте клубень. Налейте в мензурку воды и заметьте уровень воды, затем опустите в неё клубень и снова замерьте уровень воды. Вычислите плотность картофеля в г/см3 , а затем переведите в кг/м3 , по таблице определите процентное содержание крахмала в картофеле.

Таблица прилагается

Содержание крахмала A в зависимости от плотности картофеля ρ

Вопросы по данной теме:

  1. Как содержание крахмала влияет на пригодность картофеля к пище?

  2. Как связано процентное содержание крахмала с плотностью?

  3. Как зависит процентное содержание крахмала от времени хранения?

  4. Как в повседневной жизни можно использовать полученные знания?



Вывод:




Просмотр содержимого документа
«lr9 tkani»

Лабораторная работа №9

Изучение образовательной ткани


Цель: познакомиться образовательными тканями, особенностями их строения в связи с выполняемой функцией.

Оборудование: микропрепараты, микроскоп.

Ход работы:

1. Рассмотрите микропрепарат «Строение корня». Найдите образовательную ткань. Данные внесите в таблицу, сделайте рисунок.

Рис. 1. Внутреннее строение корня: 1 – корневой чехлик (покровная ткань) защищает зону делящихся клеток; 2 – зона делящихся клеток (образовательная ткань) осуществляет рост корня в длину

2. Рассмотрите корневой чехлик. Определите вид ткани, его образующей. Данные внесите в таблицу.

Таблица. Ткани растительного организма

Вид ткани

Место нахождения

Особенности строения

Функции

Образовательная

 

 

 

6. Сделайте вывод об образовательной ткани и ответьте на вопрос:

– Как связано строение ткани с выполняемой функцией?


Просмотр содержимого документа
«Правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ»

Правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ


• Все работы выполняются строго по инструкции, обязательно в присутствии учителя (руководителя кружка) или родителей.

• Разместите оборудование так, чтобы было удобно работать. Лишние предметы уберите.

• Во время выполнения лабораторных работ важно быть предельно аккуратным во всем — тут нет мелочей. Чтобы избежать несчастных случаев, строго соблюдайте указанные учителем меры предосторожности.

• При работе с оптическими приборами (микроскоп) помните об опасности ожога сетчатки глаза лучистой энергией. Ни в коем случае не смотрите сквозь линзы на солнце!

• Бережно обращайтесь с лабораторным оборудованием.

• Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.


Правила работы с микроскопом


• Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5— 10 см от края стола.

• В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет; добейтесь хорошего освещения поля зрения.

• Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.

• Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1—2мм от препарата; будьте осторожны, чтобы не раздавить очень тонкое и хрупкое покровное стекло.

• Глядя в окуляр одним глазом (не закрывая и не зажмуривая другой), при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.

• Помните, что любое ваше движение (а особенно перемещение по классу) может нарушить освещенность микроскопа соседей.

• Микроскоп — хрупкий и дорогой прибор, и поэтому обращаться с ним нужно аккуратно, строго следуя правилам.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!