СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс по выбору "От клетки к ткани"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса по выбору "От клетки к ткани". Для данной программы имеется подборка лабораторных работ в категории Практические и лабораторные работы

Просмотр содержимого документа
«курс по выбору»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Биология – курс по выбору

«От клетки к ткани»

предмет


Основное общее образование

уровень образования



Лузина Марина Геннадьевна, I квалификационная категория

Программа адаптирована учителем химии и биологии






















г.Черногорск, 2014г.

Пояснительная записка


Исходными документами для составления учебной программы явились:

  • - Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • - Закон Республики Хакасия от 05.07.2013г. №60 «Об образовании в Республике Хакасия»;

  • - Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (с изменениями, внесѐнными приказами Министерства образования и науки РФ от 03.06.2008 №164 и от 31.08.2009 №320);

  • - Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 09.03.2004 №13129 с последующими изменениями и дополнениями;

  • - Образовательная программа МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №9"

  • - Учебный план МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №9".

  • - Положение о рабочей программе по предметам учебного плана МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №9" г.Черногорска Республики Хакасия;

  • - Программа курса по выбору по биологии Клетки и ткани, автор Кользенова Г.Ш.

При подготовке к Государственной итоговой аттестации и конкурсным экзаменам с учащимся для ответа на вопросы по данному разделу необходимо использовать знания не только курса общей биологии, но и курсов ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека.. Однако большинство учащихся не могут спроецировать информацию, полученную в старшей школе, на те основы ботаники и зоологии, которые они изучали несколько лет назад. Курс по выбору «От клетки к тканям» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере строения и развития клеток и тканей различных организмов.

Цель курса:

углубление и систематизация знаний учащихся по разделу общей биологии «От клетки к тканям» на базе сформированных понятий об особенностях строение разных царств живой природы.

Задачи курса:

1. формирование системы теоретических знаний и практических умений в области биологии клетки;

2. создание условий для развития логического мышления, монологичной письменной и устной речи, самостоятельности мышления и принятия решений, творческих способностей;

3. ориентация воспитательного процесса на общечеловеческих ценностях, осознание роли природы в жизни человека и человека в дальнейшем существовании природы.


Общая характеристика учебного предмета, курса


Курс по выбору «От клетки к тканям» предназначен для учащихся 9 классов средних школ, для учащихся интересующихся биологией. В данном курсе рассматриваются основополагающие темы общей биологии, базирующиеся на повторении уже изученных ранее тем курса биологии.

Без знаний особенностей строения и функционирования клеток разных организмов, без четкого и ясного понимания особенностей строения и функционирования тканей организма невозможно полноценное понимание ни одной из биологических наук. Особую важность данные сведения имеют для понимания особенностей функционирования растительного, животного организмов, особенностей функционирования организма человека, при изучении обменных процессов в клетке и многого другого. Особую сложность для учащихся при подготовке к вступительным экзаменам представляет самостоятельное изучение разнообразия клеток различных организмов. Это связано с тем, что на изучение темы «Клетка», «Ткани» разных царств живой природы изучаются в разные годы и в разных курсах, что затрудняет восприятие общей картины мира. Все это приводит к поверхностному изучению многих важных вопросов той части курса общей биологии, которая посвящена клетке.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


Элективный курс рассчитан на 16 часов, 1 час в неделю в первом полугодии. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных работ, решение задач, проблем, проведение семинаров.


Результаты освоения учебного предмета


Учащиеся должны знать:

  • Устройство светового микроскопа;

  • Положения клеточной теории;

  • Особенности прокариотической и эукариотической клеток;

  • Сходство и различие растительной и животной клеток;

  • Основные компоненты и органоиды клеток: мембрану, цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;

  • Основные этапы биосинтеза белка в эукариотической клетке – транскрипцию и трансляцию;

  • Особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;

  • Реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;

  • Определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;

  • Строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;

  • Иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.

Учащиеся должны уметь:

  • Работать со световым микроскопом и препаратами;

  • Называть составные части клетки и “узнавать” их на схеме или фотографии;

  • Изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;

  • Определять тип ткани по фотографии;

  • Выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярного до организменного);

  • Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;

  • Работать с современной биологической и медицинской литературой;

  • Составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам и представлять их;

  • Использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.

Учебно-тематический план.


Тема

Количество

В том числе

часов

Практические работы

Проверочные работы

Контрольные

работы

1

Цитология – наука о клетке

6

4

1

-

2

Гистология – наука о тканях

9

6

1

-


Содержание предмета


Часть 1. Цитология – наука о клетке – 6ч

Тема 1. Введение в биологию клетки, эволюция клетки (1ч) Задачи современной цитологии. Клеточная теория – основной закон строения живых организмов. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории. Лабораторная работа. Устройство микроскопа. Первичные этапы биохимической эволюции на Земле. Теории эволюции про - и эукариотических клеток. Происхождение многоклеточных организмов. Теория происхождения эукариотических клеток.

Тема 2. Уровни организации клетки (1ч)

Прокариотические и эукариотические клетки. Сравнение растительной, животной и грибной клеток. Лабораторная работа. 1. Особенности строения клеток прокариот и эукариот.

Тема 3. Основные компоненты и органойды клеток (2ч)

Плазматическая мембрана: современные представления о строении. Цитоплазма, как внутренняя среда клетки. Органойды клеток: одномембранные и двумембранные. Цитоскелет клеток. Лабораторная работа. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.

Тема 4. Ядерный аппарат и размножение клеток (2ч)

Нуклеоид прокариот и ядро эукариот. Строение и значение ядра. Понятие о хроматине. Строение хромосом. Ядрышко, его строение и функции. Жизненный цикл клеток. Митоз, его биологическое значение. Лабораторная работа. Митоз в клетках корешков лука.


Часть 2. Гистология – наука о тканях – 9ч

Тема 5. Ткани многоклеточных организмов (1ч)

Определение ткани. Происхождение тканей в процессе эволюции. Классификация тканей растений и животных.

Тема 6. Эпителиальные ткани животных и покровные ткани растений (2ч)

Покровный и железистый эпителий, особенности их строения и функций. Практическая работа. Изучение эпителиальных и покровных тканей.

Тема 7. Мышечные ткани (1ч)

Поперечно-полосатые и гладкие мышцы. Особенности их строение в зависимости от функций. Сердечная поперечно-полосатая мышечная ткань. Практическая работа. Изучение мышечных тканей.

Тема 8. Соединительные ткани животных. Механическая и запасающая ткань (2ч)

Опорно-механические ткани: хрящевая, костная. Их строение и функции. Трофическо-защитные ткани: кровь, жировая ткань. Их строение и функции. Механическая и запасающая ткани растений. Лабораторная работа.1. Сравнение строения эритроцитов человека и лягушки. 2. Определение содержания крахмала в клубнях картофеля.

Тема 9. Нервная ткань (1ч)

Нейроны и глиальные клетки. Значение нервной ткани в поддержании единства организма.

Тема 11. Образовательная ткань (1ч)

Верхушечная образовательная ткань. Камбий. Их строение и функции. Расположение в растительном организме. Практическая работа. Изучение образовательной ткани.

Тема 12. Проводящая ткань (1ч)

Сосуды, ситовидные трубки, проводящие пучки. Их строение и выполняемые функции. Практическая работа. Изучение проводящих тканей.

Часть 3. Итоговое занятие – 1ч


Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся


№ урока

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Практические работы

Контроль


Цитология – наука о клетке – 6ч

Введение в биологию клетки, эволюция клетки

Задачи современной цитологии. Клеточная теория – основной закон строения живых организмов. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории.

Знать: задачи цитологии; основные положения клеточной теории, устройство микроскопа.

Л.Р.№1 Устройство микроскопа


Уровни организации клетки

Прокариотические и эукариотические клетки. Сравнение растительной, животной и грибной клеток.

Знать: отличия эукариотической клетки от прокариотической. Особенности строения и организации клеток разных царств природы.

Л.Р.№2 Особенности строения клеток прокариот и эукариот.


Основные компоненты и органойды клеток

Плазматическая мембрана: современные представления о строении. Цитоплазма, как внутренняя среда клетки. Органойды клеток: одномембранные и двумембранные. Цитоскелет клеток.

Знать: строение клетки, строение органойдов клетки и их функции.



Основные компоненты и органойды клеток

Л.Р.№3 Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.


Ядерный аппарат и размножение клеток

Нуклеоид прокариот и ядро эукариот. Строение и значение ядра. Понятие о хроматине. Строение хромосом. Ядрышко, его строение и функции. Жизненный цикл клеток. Митоз, его биологическое значение.

Знать: строение ядра, его значение. Строение ядрышка, его значение. Жизненный цикл клеток. Митоз, его фазы.



Ядерный аппарат и размножение клеток

Л.Р.№4 Митоз в клетках корешков лука.



Гистология – наука о тканях – 9ч

Ткани многоклеточных организмов

Определение ткани. Происхождение тканей в процессе эволюции. Классификация тканей растений и животных.

Знать: понятие ткани, классификацию тканей растительного и животного происхождения.



Эпителиальные ткани животных

Покровный и железистый эпителий, особенности их строения и функций.

Знать: особенности строения и функций эпителиальных тканей.



Покровные ткани растений

Знать: особенности строения и функций покровных тканей.

Л.Р.№5 Изучение эпителиальных и покровных тканей.


Мышечные ткани

Поперечно-полосатые и гладкие мышцы. Особенности их строение в зависимости от функций. Сердечная поперечно-полосатая мышечная ткань.

Знать: классификацию, особенности строения и функций мышечных тканей.

Л.Р.№6 Изучение мышечных тканей.


Соединительные ткани животных.

Опорно-механические ткани: хрящевая, костная. Их строение и функции. Трофическо-защитные ткани: кровь, жировая ткань. Их строение и функции. Механическая и запасающая ткани растений.

Знать: особенности строения и функций соединеительных тканей.

Л.Р.№7 Сравнение строения эритроцитов человека и лягушки.


Механическая и запасающая ткань растений.

Знать: особенности строения и функций механической и запасающей тканей.

Л.Р.№8 Определение содержания крахмала в клубнях картофеля.


Нервная ткань

Нейроны и глиальные клетки. Значение нервной ткани в поддержании единства организма.

Знать: особенности строения и функций нервной тканей.



Образовательная ткань

Верхушечная образовательная ткань. Камбий. Их строение и функции. Расположение в растительном организме.

Знать: особенности строения и функций образовательных тканей.

Л.Р.№9 . Изучение образовательной ткани.


Проводящая ткань

Сосуды, ситовидные трубки, проводящие пучки. Их строение и выполняемые функции.

Знать: особенности строения и функций проводящих тканей.

Л.Р.№10 Изучение проводящих тканей.


Проект «От клетки к тканям»







Материально-техническое обеспечение


Наименование объектов и средств

Материально-технического обеспечения

Необходимое количество


Примечания

Основная

Школа


2

3

4


1.БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)



Стандарт основного общего образования по биологии

Д


Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень)



Примерная программа основного общего образования по биологии

Д


Авторские рабочие программы по разделам биологии

Д


Общая методика преподавания биологии

Д


Книги для чтения по всем разделам курса биологии

Д


Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

Д


Определитель растений

П


Учебники по всем разделам (баз.)

Р


Энциклопедия «Животные»

Д


Энциклопедия «Растения»

Д



2.ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ




Таблицы


Анатомия, физиология и гигиена человека

Д


Органы растения

Д


Генетика

Д


Основы экологии

Д


Портреты ученых биологов

Д


Правила поведения в учебном кабинете

Д

ПЭ

Правила поведения на экскурсии

Д


Правила работы с цифровым микроскопом



Развитие животного и растительного мира

Д


Систематика животных

Д


Систематика растений

Д


Строение, размножение и разнообразие животных

Д


Строение, размножение и разнообразие растений

Д


Схема строения клеток живых организмов

Д



3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА



Мультимедийные обучающие программы (обучающие, треннинговые, контролирующие) по всем разделам курса биологии

Д\П


Электронные библиотеки по всем разделам курса биологии

Д\П



4.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ



Цифровой микроскоп или микрофотонасадка




5.МОДЕЛИ




Модели рельефные



Дезоксирибонуклеиновая кислота

Д


Набор моделей по строению беспозвоночных животных

Д


Набор моделей по анатомии растений

Д


Набор моделей по строению органов человека

Д


Набор моделей по строению позвоночных животных

Д



6.НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ



Гербарии,

иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп

Р



Микропрепараты



Набор микропрепаратов по ботанике (проф.)



Набор микропрепаратов по зоологии (проф.)



Набор микропрепаратов по общей биологии (базовый)

Р


Набор микропрепаратов по общей биологии (проф.)



Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии . Грибы. Лишайники» (базовый)

Р


Набор микропрепаратов по разделу «Человек» (базовый)

Р


Набор микропрепаратов по разделу »Животные» (базовый)

Р



8.СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ



Доска аудиторная с магнитной поверхностью и с приспособлениями для крепления таблиц, карт



Стол демонстрационный



Стол письменный для учителя (в лаборантской)



Стол препараторский ( в лаборантской)



Столы двухместные лабораторные ученические в комплекте со стульями



Стул для учителя



Стол компьютерный



Подставка для ТСО



Шкафы секционные для оборудования



Раковина –мойка



Сушилка для посуды



Стенды экспозиционные



Характеристика расчета количественных показателей материально-технического обеспечения

Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет с учетом средней наполняемости класса (25–30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для проведения демонстраций учителем или для постоянной экспозиции в кабинете природоведения.

  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса).

  • Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся), Данное оборудование используется при проведении фронтальных ученических работ.

  • П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.).


Литература для учителя:

  1. Заврзин А.А Основы частной цитологии и сравнительной гистологии многоклеточных животных. – Л.: Наука, 1986.

  1. Заварзин А.А. и др. Биология клетки: учебник. – Изд-во СпбГУ, 1992.

  1. Левитина Т.П., Ливитин М.Г. Общая биология словарь понятий и терминов.

  2. Мануилова Н.А. Гистология с основами эмбриологии. – Изд.Просвещение., М. 1964.

  3. Шубникова Е.А. Функциональная морфология тканей. – М.: Изд-во МГУ, 1981.


Литература для учащихся:

  1. Левитина Т.П., Ливитин М.Г. Общая биология словарь понятий и терминов.

  2. Левитина Т.П., Левитин М.Г. Общая биология: В помощь выпускнику школы и абитуриенту.

  3. Сонин Н.И. Общие закономерности Изд.Дрофа




Просмотр содержимого документа
«КТП От клетки к ткани»

Календарно-тематическое планирование курс по выбору «От клетки к ткани»

18 часов годовых (1 час в неделю, второе полугодие)

№ урока

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Практические работы

Контроль

Дата

план

факт


Цитология – наука о клетке – 7ч

Введение в биологию клетки, эволюция клетки

Задачи современной цитологии. Клеточная теория – основной закон строения живых организмов. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории.

Знать: задачи цитологии; основные положения клеточной теории, устройство микроскопа.

Л.Р.№1 Устройство микроскопа


16.01


Уровни организации клетки

Прокариотические и эукариотические клетки. Сравнение растительной, животной и грибной клеток.

Знать: отличия эукариотической клетки от прокариотической. Особенности строения и организации клеток разных царств природы.

Л.Р.№2 Особенности строения клеток прокариот и эукариот.


23.01


Уровни организации клетки



30.01


Основные компоненты и органойды клеток

Плазматическая мембрана: современные представления о строении. Цитоплазма, как внутренняя среда клетки. Органойды клеток: одномембранные и двумембранные. Цитоскелет клеток.

Знать: строение клетки, строение органойдов клетки и их функции.



6.02


Основные компоненты и органойды клеток

Л.Р.№3 Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.


13.02


Ядерный аппарат и размножение клеток

Нуклеоид прокариот и ядро эукариот. Строение и значение ядра. Понятие о хроматине. Строение хромосом. Ядрышко, его строение и функции. Жизненный цикл клеток. Митоз, его биологическое значение.

Знать: строение ядра, его значение. Строение ядрышка, его значение. Жизненный цикл клеток. Митоз, его фазы.



20.02


Ядерный аппарат и размножение клеток

Л.Р.№4 Митоз в клетках корешков лука.


27.02



Гистология – наука о тканях – 11ч

Ткани многоклеточных организмов

Определение ткани. Происхождение тканей в процессе эволюции. Классификация тканей растений и животных.

Знать: понятие ткани, классификацию тканей растительного и животного происхождения.


тест

5.03


Эпителиальные ткани животных

Покровный и железистый эпителий, особенности их строения и функций.

Знать: особенности строения и функций эпителиальных тканей.



12.03


Покровные ткани растений

Знать: особенности строения и функций покровных тканей.

Л.Р.№5 Изучение эпителиальных и покровных тканей.


19.03


Мышечные ткани

Поперечно-полосатые и гладкие мышцы. Особенности их строение в зависимости от функций. Сердечная поперечно-полосатая мышечная ткань.

Знать: классификацию, особенности строения и функций мышечных тканей.

Л.Р.№6 Изучение мышечных тканей.


2.04


Соединительные ткани животных.

Опорно-механические ткани: хрящевая, костная. Их строение и функции. Трофическо-защитные ткани: кровь, жировая ткань. Их строение и функции. Механическая и запасающая ткани растений.

Знать: особенности строения и функций соединеительных тканей.

Л.Р.№7 Сравнение строения эритроцитов человека и лягушки.


9.04


Механическая и запасающая ткань растений.

Знать: особенности строения и функций механической и запасающей тканей.

Л.Р.№8 Определение содержания крахмала в клубнях картофеля.


16.04


Нервная ткань

Нейроны и глиальные клетки. Значение нервной ткани в поддержании единства организма.

Знать: особенности строения и функций нервной тканей.



23.04


Образовательная ткань

Верхушечная образовательная ткань. Камбий. Их строение и функции. Расположение в растительном организме.

Знать: особенности строения и функций образовательных тканей.

Л.Р.№9 . Изучение образовательной ткани.


30.04


Проводящая ткань

Сосуды, ситовидные трубки, проводящие пучки. Их строение и выполняемые функции.

Знать: особенности строения и функций проводящих тканей.

Л.Р.№10 Изучение проводящих тканей.


7.05


Проект «От клетки к тканям»




тест

14.05


Проект «От клетки к тканям»





21.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!