СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторные работы биология 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторные работы составленны по программе Пасечника с использованием учебника Д.В.Колесов Биология 8 класс издательство "Дрофа"

Просмотр содержимого документа
«ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3

Микроскопическое строение кости

Оборудование: микроскоп, постоянный препарат «Костная

ткань».

Ход работы

  1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань.















С помощью рисунков определите: поперечный или про­дольный срез вы рассматриваете?

  1. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На
    поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.

  2. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами
    и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного
    вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.


Контроль.


  1. Подумайте, почему компактное вещество состоит из многочис­ленных трубочек с прочными стенками.

  2. Как это способствует про­чности кости при наименьшем расходе материала и массы костного вещества?

  3. Почему корпус самолета делают из прочных дюралю­миниевых трубчатых конструкций, а не из листового проката?


Просмотр содержимого документа
«ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№1»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1

Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп.

Оборудование: микроскоп, постоянный препарат эпителиальной, соединительной, мышечной тканей, клетки организма человека.

Ход работы

  1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа разные ткани.








С помощью рисунков определите: какие ткани вы рассматриваете?

  1. Найдите сходства и различия в строении разных тканей.

  2. Результаты наблюдений занесите в таблицу 23 в рабочих тетрадях


Ткань/свойства

особенности

разновидности

функции

соединительная


1



2



3



4



5


мышечная


1



2



3


нервная


1



2




Контроль.

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

1. К соединительным тканям относятся
1)кровь

  1. хрящ

  2. поперечно-полосатая ткань

  3. костная ткань

  4. сердечная ткань

  5. нервная ткань

2. Эпителий бывает

  1. мышечный

  2. плоский

  3. гладкий

  4. мерцательный

  5. поперечно-полосатый

  6. железистый

3. Установите соответствие между типами мышечной ткани и местом её расположения.

Место расположения Типы мышечной ткани

А) стенки кровеносных сосудов 1) поперечно-полосатая

Б) сердце 2) гладкая

В) скелетные мышцы 3) сердечная

Г) внутренние органы

А

Б

В

Г













Просмотр содержимого документа
«ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№10»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№10

Функциональная проба

Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную на­грузку

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой. Предварительные пояснения. Цель этой работы — познакомить­ся с функциональными пробами, позволяющими выяснить сте­пень тренированности своего сердца. Для этого измеряют частоту сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя и после дозиро­ванной нагрузки. На большом статистическом материале выясне­но, что у здоровых подростков (после 20 приседаний) ЧСС возрас­тает на 1/3 по сравнению с состоянием покоя и нормализуется спус­тя 2—3 мин после окончания работы. Зная эти данные, можно проверить состояние своей сердечно-сосудистой системы.

Ход опыта

  1. Измерьте пульс в состоянии покоя. Для этого сделайте 3—4 из­мерения за 10 с и среднее значение умножьте на 6.

  2. Сделайте 20 приседаний в быстром темпе, сядьте и тут же изме­рьте ЧСС за 10 с.

  3. Повторите замеры через каждые 20 с. Определите ЧСС за 10 с.
    (При замерах 20 с пульс отсчитывается от конца предшествующего измерения.)

  4. Свои результаты оформите в виде таблицы (задание 102 в рабочих тетрадях).


ЧСС в покое

ЧСС после нагрузки

замеры

1

2

3

Среднее

значение

1

2

3

4

5

6












5.Составьте график по результатам наблюдений.


Контроль.

  1. Почему во время физической нагрузки работа сердца уси­ливается? Приведите примеры своих наблюдений.

  2. Чем сердце тренированного человека отличается от серд­ца нетренированного человека?

  3. Каковы правила тренировки сердечной деятельности?

Глава 6. Кровеносная и лимфатическая системы 9 125

Оценка результатов. Результаты хорошие, если ЧСС после при­седаний повысилась на 1/3 или меньше от результатов покоя; если наполовину — результаты средние, а если больше чем наполови­ну — резуль?аты неудовлетворительные.


Просмотр содержимого документа
«ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№11»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№11

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха

Ход работы

Испытуемому предлагают приподнять руки и накладывают изме­рительную ленту так, чтобы на спине она касалась углов лопаток, а на груди проходила по нижнему краю сосковых кружков у муж­чин и над молочными железами у женщин. Во время измерения руки должны быть опущены.

Измерение на вдохе. Испытуемому предлагают глубоко вдохнуть. Мышцы напрягать нельзя, плечи не поднимать. Измерение на выдохе. Испытуемому предлагают сделать глубо­кий выдох. Плечи не опускать, не сутулиться.













В норме разница обхвата грудной клетки в состоянии глу­бокого вдоха и в состоянии глубокого выдоха у взрослых равна 6—9 см.

Результат исследования занесите в таблицу. Задание117 в рабочей тетради.

Охват грудной клетки,см.

При вдохе (А)

При выдохе (Б)

А-Б




Сделайте вывод.

Дыхательные функциональные пробы с задержкой дыхания на

фазе вдоха и выдоха»

Порядок работы

(Проба проводится в положении сидя).

  1. Сделайте глубокий вдох и глубокий выдох.

  1. После этого сделайте почти максимальный вдох и задержите дыхание.
    Начните отсчет.

  2. Выключите секундомер, когда дыхание возобновится непроизвольно, и
    запишите результат.

  1. Отдохните 5—7 мин.

  1. Сделайте не очень глубокий выдох, задержите дыхание и тут же вклю­чите секундомер.

  2. Выключите секундомер при непроизвольном восстановлении дыхания и
    запишите результат.

Результат задержки дыхания на вдохе считается удовлетворительным, если человек смог задержать дыхание на 16-55 с. Более низкие результаты следует считать плохими, более высокие — хорошими.

Результат задержки дыхания на выдохе считается удовлетворительным, если он не ниже 12—13 с.



Контроль.

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

А1. Органом голосообразования является

1)бронх 2)гортань 3) трахея 4)глотка

А2. Газообмен происходит в

  1. гортани 2)носоглотке 3)лёгких 4)бронхах

АЗ. Дыхательный центр находится в

  1. больших полушариях

  2. продолговатом мозге

  3. мозжечке

  4. мосте

А4. В выдыхаемом воздухе углекислого газа в среднем содер­жится

  1. 30—40% 2)3—4% 3)0,3—0,4% 4)0,03—0,04%

Просмотр содержимого документа
«ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№12»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№12

Действие слюны, на крахмал

Оборудование: накрахмаленный бинт, нарезанный на куски дли­ной 10 см, вата, спички, блюдце, аптечный йод (5% -и), вода.

Предварительные пояснения. Цель этого опыта — показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал. Известно, что крахмал с йодом дает интенсивное синее окрашивание, по которо­му нетрудно узнать, где он сохранился. При обработке крахмала ферментами слюны он разрушается, если ферменты активны. В этих местах крахмала не остается, поэтому они не окрашивают­ся йодом и остаются светлыми.

















Ход работы

  1. Приготовьте реактив на крахмал — йодную воду. С этой целью
    в блюдце налейте воду и добавьте несколько капель йода (аптеч­ный 5% -и спиртовой раствор) до получения жидкости цвета креп­ко заваренного чая.

  2. Намотайте на спичку вату, смочите ее слюной, а затем этой ва­той со слюной напишите букву на накрахмаленном бинте.

  3. Расправленный бинт зажмите в руках и подержите его некото­рое время, чтобы он нагрелся (1—2 мин).

  4. Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его. Участ­ки, где остался крахмал, окрасятся в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся белыми, так как крахмал в них распал­ся до глюкозы, которая под действием йода не дает синего окра­шивания.

Если опыт прошел успешно, на синем фоне получится белая буква.

Отчёт занесите в рабочую тетрадь, задание130

субстрат

фермент

Результат опыта






Контроль.

Ответьте на вопросы:

Что было субстратом, а что — ферментом, когда вы писали букву

на бинте?

Могла ли получиться синяя буква на белом фоне при проведении

этого опыта?

Будет ли слюна расщеплять крахмал, если ее прокипятить?

Просмотр содержимого документа
«ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№13»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№13

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания, до и после нагрузки (может быть выполнена дома)

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Предварительные замечания. Известно, что на интенсивность ды­хания влияют продукты распада, в частности углекислый газ, ко­торый образуется в результате биологического окисления. Он гуморально влияет на дыхательный центр. При задержке дыхания обмен веществ в тканях не прекращается и углекислый газ про­должает выделяться. Когда его концентрация в крови достигает определенного критического уровня, происходит непроизвольное восстановление дыхания. Если задержать дыхание после работы, например после 20 приседаний, то оно восстановится скорее, пото­му что во время приседаний биологическое окисление происходит более интенсивно, и углекислого газа к началу второй задержки дыхания накапливается больше.

Однако у тренированных людей различие между этими результа­тами будет меньшим, чем у нетренированных. Одной из причин является то, что у нетренированных людей обычно наряду с мыш­цами, обеспечивающими нужное движение, сокращается множе­ство других мышц, которые к нему не имеют отношения. Лишние движения затормаживаются в процессе тренировки благодаря бо­лее совершенной регуляции со стороны нервной системы. Таким образом, эта функциональная проба показывает не только состоя­ние дыхательной и сердечно-сосудистой систем человека, но и сте­пень его тренированности.

Протокол опыта (время измеряется в секундах)

  1. Время задержки дыхания в состоянии покоя (А). ,

  2. Время задержки дыхания после 20 приседаний (Б).

  1. Процентное отношение второго результата к первому Б/Ах100%.

  2. Время задержки дыхания и восстановления дыхания после ми­нутного отдыха (В).

  3. Процентное отношение третьего результата к первому В/Ах100%.
    Ход работы


  1. В положении сидя задержите дыхание при вдохе на максималь­ный срок. Включите секундомер (предварительное глубокое дыха­ние перед опытом не допускается!).

  2. Выключите секундомер в момент восстановления дыхания. Запишите результат. Отдохните 5 мин.

  3. Встаньте и сделайте 20 приседаний за 30 с.

  4. Вдохните, быстро задержите дыхание и включите секундомер, не дожидаясь, пока дыхание успокоится, сядьте на стул.

  5. Выключите секундомер при восстановлении дыхания. Запиши­те результат.

  6. Спустя минуту повторите первую пробу. Результат запишите.

  7. Сделайте в тетради расчеты по формулам, приведенным в пунктах 3 и 5 протокола. Сравните свои результаты с таблицей и опре­делите, к какой категории вы смогли бы отнести себя.













Результаты функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки для различных по степени тренированности категорий испытуемых



Категории испытуемых

Задержка дыхания (В)

А
в покое


В — после работы


С — после отдыха



Б/А х 100% после 20 приседаний


в/Ах 100% после отдыха

Здоровые тренированные

46—60 с


Более 50% от первого результата


Более 100% от первого результата

Здоровые нетренированные

36—45 с


30—50% от первого результата


70—100% от первого результата

С отклонениями в состоянии здоровья

20—35 с


Менее 30% от первого результата


Менее 70% от первого результата

Контроль.

Ответьте на вопросы:

Почему при задержке дыхания в крови накапливается углекислый газ?

Почему при определенной концентрации углекислого газа в крови дыхание восстанавливается непроизвольно?

Как углекислый газ воздействует на дыхательный центр?

Почему эти воздействия называются гуморальными?

Почему после работы удается задержать дыхание на меньшее вре­мя, чем в состоянии покоя?

Почему у тренированного человека энергетический обмен проис­ходит более экономно, чем у человека нетренированного?

I


Просмотр содержимого документа
«ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№14»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№14

Палъценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка

Ход работы

Закройте глаза. Вытяните вперед указательный палец правой ру­ки, которую надо держать перед собой. Коснитесь указательным пальцем кончика носа. Перемените положение руки и повторите опыт. Проделайте то же самое с левой рукой, попеременно меняя пальцы и положение руки. Во всех случаях палец попадает в цель, хотя траектория движений в каждом отдельном случае неодина­ковая. При нормальном функционировании мозжечка движения точны и быстры. У лиц с поврежденным мозжечком рука движет­ся отдельными толчками, перед попаданием в цель дрожит, часты промахи.




























Контроль.

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

А1. Все жизненные процессы в организме протекают под контро­лем систем

  1. кровеносной и лимфатической

  2. нервной и кровеносной
    3)нервной и гуморальной

4) кровеносной и гуморальной

А2. К центральной нервной системе относят

  1. головной и спинной мозг

  2. головной мозг и нервы

  3. спинной мозг и нервные узлы

  4. нервы и нервные окончания

АЗ. Серое вещество головного мозга — это скопление 1)дендритов

2)аксонов

  1. тел нейронов и дендритов

  2. тел нейронов и аксонов

А4. Спинной мозг находится в

1) трубчатых костях

2)суставах

  1. коротких костях

  2. позвоночном канале

А5. Информация от органов чувств поступает в

  1. мозжечок

  2. таламус

  3. мост

  4. продолговатый мозг

А6. За координацию тела человека в пространстве отвечает

  1. продолговатый мозг

  2. мозжечок

  3. спинной мозг

  4. мост


Просмотр содержимого документа
«ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№16»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№16

Выработка навыка зеркального письма

как пример разрушения старого и образования

нового динамического стереотипа

Условия работы. Опыт можно проводить одному, но лучше, если он проводится в присутствии других людей. Тогда более отчетливо проявляются эмоциональные компоненты, связанные с перестрой­кой динамического стереотипа.

Ход работы

Измерьте, сколько секунд потребуется, чтобы написать скоро­писью какое-либо слово, например «Психология». С правой сторо­ны проставьте затраченное время.

Предложите испытуемому написать то же слово зеркальным шриф­том: справа налево. Писать надо так, чтобы все элементы букв были повернуты в противоположную сторону. Сделайте 10 попыток, око­ло каждой из них с правой стороны проставьте время в секундах.

Оформление результатов

Постройте график. На оси X (абсциссе) отложите порядковый но­мер попытки, на оси У (ординате) — время, которое испытуемый потратил на написание очередного слова.

Подсчитайте, сколько разрывов между буквами было при написа­нии слова обычным способом, сколько разрывов стало при первой и последующих попытках написания слова справа налево. Отметьте, в каких случаях возникают эмоциональные реакции: смех, жестикуляция, попытка бросить работу и др. Назовите число букв, в которых встречаются элементы,

написан­ные старым способом.

Отчёт о лабораторной работе занесите в рабочую тетрадь, задание 201

Время на написание слова, с.

Обычным способом

Способом зеркального письма


попытки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



























Рис. 117. График выработки навыка зеркального письма

Проанализируйте полученный график. Встречаются ли моменты, где навык перестает вырабатываться, когда его результаты стано­вятся хуже? Это случается всегда, когда образовавшаяся система связей исчерпывает себя и начинается новый поиск. Это случается несколько раз помимо нашего сознания и прекращается после то­го, как результаты станут стабильными, а динамический стерео­тип выработанным.

Контроль.

Объясните опыт, ответив на следующие вопросы:

  1. Какие факты говорят, что при разрушении динамического сте­реотипа происходит распад общей деятельности на отдельные эле­менты, например слово, написанное ранее одним росчерком, выписывается теперь по буквам?

  2. Делаются ли при формировании нового динамического стерео­типа попытки соединять буквы без дополнительной инструкции?
    Нужны ли эти инструкции для овладения приемами рациональ­ного письма?

  3. В чем выражалась «борьба» между стереотипами — вновь созда­ваемым и старым, хорошо закрепленным? Об этом можно судить по наличию элементов букв, написанных по-старому.


Просмотр содержимого документа
«ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№17»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№17

Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды (по рисунку) в различных условиях

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Предварительные пояснения. Попытайтесь представить усечен­ную пирамиду (рис.), обращенную усеченным концом к вам и от вас. Когда оба образа будут сформированы, они станут сменять друг друга: пирамида будет казаться то обращенной к вам, то от вас. При каждом изменении образа надо заносить в тетрадь штри­ховую черту, не глядя в нее. Отрывать глаза от рисунка нельзя! По числу колебаний этих образов можно судить об устойчивости


внимания. Обычно измеряют число колебаний внимания в ми­нуту. Для экономии времени можно измерить число колебаний за 30 с и результат удвоить. Перед проведением опыта подготовьте таблицу.

Измерение колебаний внимания при разных условиях



Колебания внимания

Время

30с 1

1мин мин

Непроизвольное внимание (без установки) Произвольное внимание (с установкой сохранять создавшийся образ)

Произвольное внимание при активной работе с объектом



Ход работы

I. Определение устойчивости непроизвольного внимания.

Смотрите на рисунок, не отрываясь от него в течение 30 с. При каждом изменении образа делайте штрих в тетради. Число коле­баний внимания за 30 с удвойте. Оба значения занесите в соответ­ствующие графы таблицы.

II. Удержание образа произвольным вниманием.

Повторите опыт, соблюдая ту же методику проведения, но поста­райтесь как можно дольше удерживать тот образ, который сложил­ся. Если же он все же изменился, надо удерживать новый образ как можно дольше. Подсчитайте число колебаний. Результаты занеси­те в протокол.

III. Определение устойчивости внимания при активной работе
с объектом.

Представьте себе, что рисунок изображает комнату. Маленький квадрат — ее задняя стенка. Подумайте, как расставить мебель: диван, кровать, телевизор, приемник и пр. Выполняйте эту работу в течение тех же 30 с. Не забывайте при каждом изменении образа делать штрих, причем каждый раз возвращайтесь к исходному об­разу и продолжайте «обставлять» комнату. «Расставлять» мебель надо мысленно, не отрываясь от рисунка. Полученные результаты занесите в таблицу в соответствующие графы.

Обсуждение результатов. Обычно наибольшее число колебаний внимания наблюдается при непроизвольном внимании

При произвольной внимании с установкой удерживать сложив­шийся образ число колебаний внимания уменьшается, но выпол­нение этой инструкции требует больших усилий, потому что и кар­тинка и установка остаются теми же. Поэтому человеку приходит­ся непрерывно бороться с угасанием внимания. В третьем случае у многих испытуемых колебания внимания прак­тически не проявляется, хотя изображение пирамиды остается од­ним и тем же. Это результат того, что каждый последующий поиск создает новую ситуацию, вызывает рассогласование между тем, что сделано, с тем, что предстоит сделать. Это и поддерживает ус­тойчивость внимания.

Результаты исследований занесите в рабочую тетрадь, задание 212

Условие внимания

Число колебаний внимания

За 30 с

За 1 мин

Непроизвольное внимание (без установки)



Произвольное внимание (с установкой сохранить создавшийся образ)



Произвольное внимание при активной работе с объектом




Контроль.

  1. Охарактеризуйте основные виды внимания.

  2. Герой гоголевской повести «Шинель» Акакий Акакиевич так был влюблён в своё дело, что даже на досуге видел перед собой ровные строчки и любимые буквы. Он отличался большой рассеянностью. Объясните, какова её причина.

Просмотр содержимого документа
«ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№17»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Выработка навыка зеркального письма

как пример разрушения старого и образования

нового динамического стереотипа

Условия работы. Опыт можно проводить одному, но лучше, если он проводится в присутствии других людей. Тогда более отчетливо проявляются эмоциональные компоненты, связанные с перестрой­кой динамического стереотипа.

Ход работы

Измерьте, сколько секунд потребуется, чтобы написать скоро­писью какое-либо слово, например «Психология». С правой сторо­ны проставьте затраченное время.

Предложите испытуемому написать то же слово зеркальным шриф­том: справа налево. Писать надо так, чтобы все элементы букв были повернуты в противоположную сторону. Сделайте 10 попыток, око­ло каждой из них с правой стороны проставьте время в секундах.

Оформление результатов

Постройте график. На оси X (абсциссе) отложите порядковый но­мер попытки, на оси У (ординате) — время, которое испытуемый потратил на написание очередного слова.

Подсчитайте, сколько разрывов между буквами было при написа­нии слова обычным способом, сколько разрывов стало при первой и последующих попытках написания слова справа налево. Отметьте, в каких случаях возникают эмоциональные реакции: смех, жестикуляция, попытка бросить работу и др. Назовите число букв, в которых встречаются элементы,

написан­ные старым способом.

Отчёт о лабораторной работе занесите в рабочую тетрадь, задание 201

Время на написание слова, с.

Обычным способом

Способом зеркального письма


попытки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



























Рис. 117. График выработки навыка зеркального письма

Проанализируйте полученный график. Встречаются ли моменты, где навык перестает вырабатываться, когда его результаты стано­вятся хуже? Это случается всегда, когда образовавшаяся система связей исчерпывает себя и начинается новый поиск. Это случается несколько раз помимо нашего сознания и прекращается после то­го, как результаты станут стабильными, а динамический стерео­тип выработанным.

Контроль.

Объясните опыт, ответив на следующие вопросы:

  1. Какие факты говорят, что при разрушении динамического сте­реотипа происходит распад общей деятельности на отдельные эле­менты, например слово, написанное ранее одним росчерком, выписывается теперь по буквам?

  2. Делаются ли при формировании нового динамического стерео­типа попытки соединять буквы без дополнительной инструкции?
    Нужны ли эти инструкции для овладения приемами рациональ­ного письма?

  3. В чем выражалась «борьба» между стереотипами — вновь созда­ваемым и старым, хорошо закрепленным? Об этом можно судить по наличию элементов букв, написанных по-старому.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!