СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторные работы биология 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

лабораторные работы разработаны  по учебнику В.В.Пасечник.Биология. 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа12»

Лабораторная работа №12 Виды корней. Типы корневых систем.


Виды корней

  1. Рассмотрите корень фасоли.

  2. Прочитайте в учебнике какой корень является главным, а какой - боковым и придаточным

  3. Найдите главный, боковой и придаточные корни.


















Стержневая и мочковатая корневые системы

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?






























  1. Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называют стерж­невыми, какие — мочковатыми.

  2. Отберите растения со стержневой корневой системой.

  3. Отберите растения с мочковатой корневой системой.

  4. По строению корневой системы определите, какие растения одно­дольные, какие — двудольные.

  5. Заполните таблицу.



Название растения

Тип корневой системы

Особенности строения

корневой системы





Контроль.

  1. Выберите более полный ответ.

Корень — это орган растения, выполняющий функ­ции:

А. Удерживания растения в почве

Б. Всасывания воды и минеральных веществ

В. Накапливает запасающие вещества

Г. Все ответы верны

2. Стержневая корневая система имеется у растений:

А. Моркови и одуванчика

Б. Гороха и свеклы

В. Пшеницы и томата

Г. Овса и цикория

3. Мочковая корневая система имеется у растений:

А. Пшеницы и кукурузы

Б. Лука и овса

В. Картофеля и клевера

Г. Яблони и тыквы

4. Придаточные корни:

А. Развиваются из корешка зародыша

К. Отрастают от стебля

В. Развиваются на главном корне

Г. Отрастают от боковых корней

5. Стержневая корневая система имеет:

А. Один корень

В. Много придаточных корней

Б. Много корней

Г. Главный и корневые корни


Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа13»

Лабораторная работа №13 Изучение строения видоизменённых побегов.


Строение клубня

  1. Рассмотрите клубень картофеля. Найдите основание и верхушку.










  1. Рассмотрите глазки. Каково их расположение на клубне? Рассмот­рите почки в глазке, пользуясь лупой.

  2. Сделайте тонкий поперечный срез клубня. Рассмотрите его на свет. Сравните поперечный срез клубня с поперечным срезом стебля










  1. Зарисуйте поперечный срез клубня.

  2. Капните на срез клубня йодом. Объясните, что произошло.

  3. Докажите, что клубень — видоизмененный подземный побег.

Строение луковицы

  1. Рассмотрите внешнее строение луковицы. Какое значение имеют
    сухие чешуи?












  1. Разрежьте луковицу вдоль. Зарисуйте продольный разрез лукови­цы, обозначьте чешуи, донце, почки, придаточные корни.











  1. Докажите, что луковица — видоизмененный подземный побег.


Контроль.

  1. Вставьте пропущенные слова.

Видоизменённые подземные побеги: …, …, …, в них накапливаются … … веществ.

  1. Напишите, какие растения (обозначенные буквами) имеют:

1 Корневище

2 Клубень

3 луковицу

А. картофель

Б. Пырей

В. Крапива

Г. Топинамбур

Д. Лилия

Е. Тюльпан.




Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа16»

Лабораторная работа №16. Определение всхожести семян


Перед посевом важно знать всхожесть семян.


















  1. Возьмите пробы в 100 семян зерновок пшеницы, ржи или кукурузы. Разложите их на специальных керамических пластинах или в тарелках на влажной тряпочке или фильтровальной бумаге.

  2. Накройте стеклом, чтобы влага не испарялась, и поместите в теплое место.

  3. Подсчитайте, сколько семян прорастет за первые 10 дней. Эта цифра и есть про­цент всхожести. Нормальная всхожесть семян для посева не должна быть ниже 95%.

  4. Определите всхожесть семян, которые вы будете высевать на пришкольном участке.

Контроль.


  1. Установите последовательность явлений при про­растании семян.

I. Рост зародышевого стебелька

П. Молодой корень разрывает кожуру семени и вы­ходит наружу

III.Укрепление корня в почве

IV. Вынос семядолей и почечки над поверхностью почвы

2. Семена одного сорта заделывают на большую глуби­ну в почве:

А. Песчаной В. Чернозема

Б. Глинистой Г. С повышенной кислотностью

3. Из семени в почве при благоприятных условиях раз­вивается:

А. Проросток В. Черенок

Б. Заросток Г. Черешок


Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работ3»

Лабораторная работа№3

Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом

  1. Рассмотрите на рисунке последовательность приготовления
    препарата кожицы чешуи лука.













  1. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

  2. Пипеткой нанесите 1—2 капли воды на предметное стекло.

  3. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький
    кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука.
    Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.

  4. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.

  5. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. От­
    метьте, какие части клетки вы видите.

  6. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на пред­
    метное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с дру­
    гой стороны оттяните лишний раствор.

  7. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?

  8. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нем

темную полосу, окружающую клетку, оболочку; под ней золотистое вещество — цитоплазму (она может занижать всю клетку или нахо­диться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).

  1. Зарисуйте 2—3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цито­плазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.


Контроль.

1. Световой микроскоп был изобретен в:

А. XV веке В. XVII веке

Б. XVI веке Г. XX веке

2. Установите последовательность приготовления пре­парата:

А. При помощи препаровальной иглы снять кусочек кожицы чешуи лука

Б. Пипеткой нанести 1—2 капли воды на предмет­ное стекло

В. Положить кусочек кожицы в каплю воды и рас­править кончиком иглы

Г. Накрыть покровным стеклом

Д. Тщательно протереть предметное стекло марлей


Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа.4docx»


Лабораторная работа №4

Пластиды в клетках листа элодеи


  1. Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите
    лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и
    накройте покровным стеклом.

  2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хло-
    ропласты.











  1. Зарисуйте строение клетки листа элодеи. Сделайте надписи к ри­
    сунку.


Контроль.


1. Зеленую окраску листьев определяют:

А. Хлоропласты В. Лейкопласты

Б. Хромопласты Г. Клеточный сок

2. Хлорофилл содержится в:

А. Хлоропластах В. Клеточном соке

Б. Цитоплазме Г. Вакуоле

3. Существование клеток впервые обнаружил:

А. Роберт Гук

Б. Антони ван Левенгук

В. Томас Мор

Г. Чарлз Дарвин

4. Перемещение питательных веществ и воздуха в клетке происходит благодаря:

А. Движению цитоплазмы

Б. Свободному перемещению

В. Движению пластид

Г. Движению межклеточного вещества

5. Выберите один наиболее полный ответ. Межклетни­ки образуются в результате:

А. Разрушения клеточных оболочек

Б. Разрушения межклеточного вещества

В. Отхождения клеточных оболочек соседних кле­ток друг от друга

Г. Отхождения клеточных оболочек соседних кле­ток и разрушения в этих местах межклеточного вещества

6. Межклеточное вещество:

А. Заполняет межклетники

Б. Находится между клеточными оболочками сосед­них клеток

В. Заполняет поры клеточных оболочек

Г. Находится между клеточными оболочками сосед­них клеток и заполняет поры клеточных оболо­чек

7. Вставьте пропущенное слово.

Живые клетки питаются, ..., растут, размножаются.

8. Хромосомы находится в:

А. Цитоплазме В. Вакуолях

Б. Ядре Г. Хлоропластах

9. Наследственная информация о строении и жизнеде­ятельности клетки хранится в:

А. Хромосомах В. Ядре

Б. Хлоропластах Г. Ядрышке

10. Постройте логическую цепь «Деление клетки».

А. Удвоение числе хромосом

Б. Увеличение размеров ядра

В. Расхождение парных хромосом к полюсам

клетки

Г. Рассасывание оболочки ядра

Д. Выстраивание хромосом в области экватора

клетки

Е. Рассасывание ядрышка

Ж. Образование дочерних клеток

3. Деление цитоплазмы

И. Формирование ядра

11. Выберите правильные ответы.

Молодые клетки в отличие от старых:

А. Способны делиться

Б. Содержат одну большую вакуоль

В. Содержат много мелких вакуолей

Г. Меньше по размеру

12. Вставьте пропущенные слова. Закончите определе­ние.

Тканью называют группу клеток, ... по строению и выполняющих ...


Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа10»

Лабораторная работа №10

Строение хвои и шишек хвойных

  1. Рассмотрите форму хвои, расположение ее на стебле. Измерьте
    длину и обратите внимание на окраску.

  2. Пользуясь таблицей «Признаки хвойных деревьев» определите, ка­кому дереву принадлежит рассматриваемая вами ветка.

Признаки хвойных деревьев

Хвоинки длинные (до 5—7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по 2 вместе... Сосна обыкновенная.

Хвоинки короткие, жесткие, острые, четырехгранные, сидят одиноч­но, покрывают всю ветку... Ель.

Хвоинки плоские, мягкие, тупые, имеют две белые полоски с одной стороны... Пихта.

Хвоинки светло-зеленые, мягкие, сидят пучками, как кисточки, опада­ют на зиму... Лиственница.

3. Рассмотрите форму, размеры, окраску шишек. Заполните таблицу.



Название растения

Хвоя

Шишка

длина

окраска

располо­жение

размер

форма чешуек

плотность




на ветке











  1. Отделите одну чешуйку. Ознакомьтесь с расположением и внеш­ним строением семян. Почему изученное растение называют голосе­менным?

Контроль.

25. Хвойные растения хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям:

А. Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую воско­вым веществом, поэтому растения испаряют ма­ло воды

Б. Имеют стебель, корень, хвою

В. Имеют шишки у

Г. Образуют семена, с помощью которых размножа­ются

26. К названиям растений, обозначенным цифрами, до­пишите характерные для них признаки, обозначен­ные буквами.

I. Сосна

П. Можжевельник

  1. Лиственница

  2. Кедр

  3. Ель

А. На укороченном побеге имеются две хвоинки

Б. На укороченном побеге имеются 3-5 хвоинок

В. Имеются шишкоягоды

Г. На зиму сбрасывает хвою

Д. Хвоинки располагаются на побеге по одной, суп­ротивно друг другу

27. Название голосеменные получили потому, что:

А. Семена лежат открыто на поверхности чешуи шишек

Б. Размножаются семенами

В. Имеют шишки

Г. Имеют хвою

28. Женские шишки в отличие от мужских:

А. Образуют семена

Б. Растут у оснований молодых побегов

В. Участвуют в размножении

Г. Зеленовато-желтые, собраны тесными группами

29. Рассеивание семян сосны и ели происходит:

А. Весной В. Зимой

Б. Летом Г. Осенью


Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа11»

Лабораторная работа №11

Изучение строения семян однодольных и двудольных растений


Строение семян двудольных растений

  1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их раз­меры и форму.

  2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик — место прикрепления семени к семяножке.

  3. Над рубчиком находится маленькое отверстие — микропиле (от греческих слов «микрос» — и «пиле» — ворота). Оно хорошо заметно у набухшего семени. Через микропиле в семя проникают воздух и вода.

  4. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевые корешок, стебелек, почечку.












  1. Зарисуйте семя и подпишите названия его частей.

  2. Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества.

  3. Пользуясь учебником, выясните, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения.

Строение зерновки пшеницы

  1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.

  2. Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с
    набухшей и сухой зерновок. Объясните, почему она не снимается.














  1. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучите строение зародыша.

  2. Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите названия ее частей.

  3. Пользуясь учебником, выясните, какие особенности строения
    могут иметь семена других однодольных растений.


Контроль.


1. Выберите наиболее точный ответ.

Семя состоит из:

Л. Кожуры, зародыша и запаса питательных ве­ществ

Б. Зародышевого корешка, зародышевого стебелька и почечки

В. Эндосперма,

Г. Семядолей

2. К двудольным растениям относят:
Л. Фасоль и арбуз

П. пшеницу и горох

В. Яблоко и лук

Г. Пшеницу и кукурузу

3. Закончите предложение.

Зародыш семени снабжен запасом … …

4. Закончите предложение.

Рубчик — это место прикрепления семени к ...

5. Закончите предложение.

Через ... в семя проходит воздух и вода.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа14»

Лабораторная работа № 14. Строение цветка


  1. Рассмотрите цветок. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцвет­ник, тычинки и пестик.













  1. Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.

  2. Определите, какой околоцветник у данного цветка — простой или двойной.

  3. Определите, какая чашечка — раздельнолистная или сростнолист­ная, какой венчик — свободнолепестный или сростнолепестный.

  4. Рассмотрите строение тычинки. Найдите пыльник и тычиночную нить. Рассмотрите под лупой пыльник. В нем множество мельчайших пыльцевых зерен.

  5. Рассмотрите пестик. Найдите рыльце, столбик, завязь. Разрежьте завязь поперек, рассмотрите под лупой. Найдите семязачаток (семя­ почку). Что формируется из семязачатка? Почему главными частями цветка называют тычинки и пестик?

  6. Зарисуйте части цветка и подпишите их названия.

  7. Составьте формулу изученного цветка.



Контроль.


1. Выберите правильное определение.
Цветок — это:

А. Часть побега

Б. Видоизмененный побег

В. Видоизмененный лист

Г. Яркий венчик

2. Схематично подтвердите, что цветок — это видоиз­мененный укороченный побег, орган размножения покрытосеменных растений.

Стебель 1 — чашечка

  1. — венчик

  2. — тычинки
    Листья 4 — пестик

  1. — цветоножка

  2. — цветоложе

3. Околоцветник — совокупность покровных листоч­ков цветка, окружающих тычинки и плодолистики. Напишите соответствующие буквы, указывающие растения с двойным, простым околоцветником и растения, не имеющие околоцветника.

А. Ива I. Двойной околоцветник

Б. Яблоня II. Простой околоцветник

В. Слива III. Голые цветки

Г. Тыква

Д. Тюльпан

Е. Ясень

Ж. Лилия

4. Напишите характерные органы для I — пестика и II
тычинки.

А. Пыльник

Б. Семязачаток

В. Завязь

Г. Тычиночная нить

Д. Столбик

Е. Рыльце

Ж. Пыльца

5. Раздельнополые цветки, имеющие только пестич­ные цветки и только тычиночные, присутствуют у:

А. Кукурузы В. Яблони

Б. Подсолнечника Г. Ивы



Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа15»

Лабораторная работа №15.

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю


  1. Рассмотрите поперечный срез побега липы или какого-либо друго­го древесного растения, простоявшего 2—4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой стебля окрасился.

  2. Рассмотрите продольный срез этого побега. Укажите, какой слой стебля окрасился. На основании проведенных наблюдений сделайте вывод.

  3. Прочитайте в учебнике, в чем особенности клеток, по которым передвигаются вода и минеральные соли.

  4. Зарисуйте срезы.

  5. Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю.

Контроль.

1. Выберите правильные ответы.

Листопад — это:

А. Изменение окраски листьев

Б. Сбрасывание листвы

В. Удаление вредных веществ

Г. Приспособление растений к недостатку тепла и влаги

2. Окраска листьев изменяется осенью, так как:

А. Разрушается хлорофилл, и оранжевые и желтые пигменты остановятся заметными

Б. Накапливается большое количество вредных ве­ществ

В. Образуются новые желтые и оранжевые пигменты

Г. Растения запасаются органическими веществами

3. Из перечисленных терминов выберите необходимые по смыслу и напишите вместо многоточия.

А. Ситовидные трубки

Б. Сосуды

В. Фотосинтез

Г. Дыхание

Д. Корневое давление

Е. Испарение

  1. Растворы минеральных веществ поднимаются от корня вверх по ... древесины благодаря ... и ... листьев.

  2. Органические вещества из листьев в другие орга­ны растения передвигаются по ..., которые нахо­дятся в лубе.


Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа17»

Лабораторная работа № 17. Вегетативное размножение комнатных цветов.

Размножьте комнатные растения черенками.

  1. Осторожно срежьте стеблевые черенки с 3—4 листьями с предло­женных вам комнатных растений (пеларгония, колеус, традесканция и др.)

  2. Удалите с них два нижних листа, поместите в стаканы (или банки) с водой так, чтобы нижний узел был в воде. Поставьте черенки в теплое и хорошо освещенное место.

  3. Через каждые 3—4 суток воду в сосудах заменяйте отстоявшейся
    водопроводной водой.

  4. После того как придаточные корешки достигнут 2 см, высадите черенки в цветочные горшки с почвой.

  5. Накройте черенки стеклянной банкой и выдержите на рассеянном свету до тех пор, пока у них полностью не разовьется корневая система и почки не тронутся в рост.

  6. Ведите регулярные наблюдения за их ростом и развитием. Данные
    записывайте в таблицу.

Контроль.


1. Найдите соответствие. Подберите характерные при­меры растений для различных способов вегетатив­ного размножения.

А. Черенками

Б. Отводками

В. Корневыми отпрысками

Г. Корневыми черенками

Д. Листовыми черенками

Е. Ползучими побегами

1. Одуванчик

2. Лопух

3. Смородина

4. Малина

5. Крыжовник

6. Хлорофитум

7.Земляника

8. Шиповник

9. Вишня

10. Тополь

11. Сансевъера

2.Выберите правильное определение. Прививка — это:

А. Способ размножения растений

Б. Способ борьбы с вредителями культурных растений

В. Способ борьбы с болезнями культурных растений

Г. Способ формирования кроны растений

3. Вставьте пропущенные слова.

Черенок культурного растения, взятого для привив­ки, называют ..., а растение, к которому прививают, называют ...

4. Вставьте пропущенные слова.

Культура ткани — это способ размножения растений путем выращивания … … из клеток ... ткани, помещенной в ... среду.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!