СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторные работы биологи 7 класс УМК В.В.Пасечника

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторные работы разработаны с использованием учебника Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Биология 8 класс Издательство "Дрофа"

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа1»

Лабораторная работа № 1

Знакомство с многообразием водных простейших

Оборудование:

Ручная лупа 7 х 10, микроскоп, пробирки с аквариумной водой и определенными культурами простейших, пипетка, предметное стек­ло, салфетка, вата.

Ход работы

1. Рассмотрите без увеличительных приборов жидкость в пробирках. Что можно сказать о ее цвете, наличии включений, двигающихся включениях?

2. Ответьте на те же вопросы после рассматривания этой жидкости с помощью лупы.

3. Возьмите поочередно по одной капле воды из каждой пробирки с определенной культурой и, поместив каждую каплю на предметное стекло, рассмотрите под малым увеличением микроскопа.











Определите форму тела, величину, характер передвижения и окраску простейшего.

4. Рассмотрите каплю воды из аквариума. Найдите уже знакомые вам микроорганизмы. Обратите внимание на других простейших, впервые увиденных. Отметьте их форму, величину, окраску, характер движе­ний.

Контроль.

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

1. Простейшие — это организмы, которые

  1. являются эукариотами

  2. питаются готовыми органическими веществами

  3. состоят только из одной клетки

  4. являются одноклеточными или колониальными организ­мами

  5. являются только колониальными формами

  6. являются прокариотами.

82. Для инфузорий, как наиболее сложноорганизованных простейших, характерно

  1. наличие колониальных форм

  2. наличие одноклеточных или колониальных форм

  3. свободное обитание и паразитизм

  4. свободное, прикрепленное обитание и паразитизм

  5. наличие двух разных по величине ядер

  6. прикрепленное обитание и паразитизм.

83. Большое значение в природе и жизни человека простейшие имеют потому, что

  1. являются возбудителями различных болезней человека и животных

  2. питаются в основном бактериями и другими простейшими

  3. являются незаменимым кормом для других животных

  4. раковинки простейших образуют известковые отложения

  5. питаются как растительные организмы

  6. обитают только в морской воде.


Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа2»

Лабораторная работа №2

Внешнее строение дождевого червя

Оборудование:

чашка Петри, влажная фильтровальная бумага, лупа.

Ход работы

1.Рассмотрите тело дождевого червя.














Определите форму тела, окраску, размеры, сегментированность туло­вища.

Найдите передний и задний концы тела, поясок. Определите, на каких сегментах тела находится поясок.

2. Найдите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела.
Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой стороне тела червя от заднего к переднему концу (вы ощутите прикосновение щетинок). Рассмотрите с помощью лупы расположение щетинок на теле червя.

3. Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она – сухая или влажная? Как вы думаете, какое значение имеют такая кожа и щетинки для жизни червя в почве?

Контроль.

  1. У круглых червей отсутствуют системы

  1. пищеварительная и дыхательная

  2. выделительная и половая

  3. дыхательная и кровеносная

  4. дыхательная и выделительная

  1. Органы чувств и замкнутая кровеносная система впервые появ­ляются у

  1. круглых червей 3) плоских червей

  2. кольчатых червей 4) моллюсков


  1. Полость тела плоских червей заполнена

  1. мышцами 3) нервными клетками

  2. жидкостью 4) паренхимой

  1. Чередование поколений — особенность, которая впервые появ­ляется у

  1. плоских червей 3) губок

  2. кишечнополостных 4) круглых червей


Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа3»

Лабораторная работа № 3

Знакомство с ракообразными

Оборудование:

ручная лупа, микроскоп, предметные стекла, пипетки; культуры даф­ний, циклопов, ракушковых рачков; влажные препараты: раки, кре­ветки и др.

Ход работы

  1. Рассмотрите с помощью лупы живых ракообразных в пробирках. Отметьте их размеры, окраску, характер передвижения в воде.





















  1. Поместите по очереди нескольких животных из культуры в каплю воды и рассмотрите их под малым увеличением микроскопа. Отметьте сходство и различие во внешнем строении тела, в характерных движениях, окраске.

  2. Сравните между собой крупных ракообразных: креветок и раков.
    Выявите сходство и различие во внешнем строении.

  3. Обоснуйте вывод о принадлежности исследованных ракообразных к одному классу в типе членистоногих

Контроль.

Установите соответствие между представителями и классами членистоногих.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ КЛАССЫ ЧЛЕНИСТОНОГИХ

А) скорпион

Б) омар 1) Ракообразные

В) рак-отшельник 2) Паукообразные

Г) сенокосец 3) Насекомые

Д) муравей рыжий лесной

Е) уховертка

Ж) кобылка бескрылая

3) клещ таежный

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З













Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа4»

Лабораторная работа № 4

Изучение представителей отрядов насекомых

Оборудование:

коллекции насекомых различных отрядов, коллекции насекомых-вре­дителей леса, сада, огорода, продовольственных запасов и другие из имеющихся в школе.

Ход работы

  1. Рассмотрите предлагаемые коллекции.

Выявите сходство и различия между отдельными насекомыми, обра­тив внимание на их размеры, форму тела, окраску, расположение и число крыльев, усиков, глаз.

Отметьте, каковы их местные названия, каково их значение в природе и жизни человека.

  1. Составьте список названий видов насекомых из коллекции, относя­щихся к каждому отряду. Дополните его списком местных видов, хорошо вам известных.

  2. Рассмотрите вредителей различных культур или продовольствен­ных запасов. Отметьте характер повреждений, наносимых ими. Вспом­ните, встречали ли вы подобные повреждения или таких насекомых в природе.












Контроль.




Установите соответствие между некоторыми отрядами насеко­мых и типом их ротового аппарата.

ОТРЯД НАСЕКОМЫХ

А) Таракановые

Б) Прямокрылые

В) Жесткокрылые (жуки)

Г) Стрекозы

Д)Вши

Е) Бабочки

ТИП РОТОВОГО АППАРАТА



  1. сосущий

  2. грызущий

А

Б

В

Г

Д

Е








Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа5»

Лабораторная работа №5

Внешнее строение и передвижение рыб


Оборудование:

демонстрационные аквариум, аквариумные рыбы. Мик­роскопы, чешуя карпа.

Ход работы

  1. Рассмотрите плавающих рыб в аквариуме.









Отметьте, какова форма тела рыб; равномерно ли окрашено тело рыб; видна ли боковая линия; каково расположение рта; имеется ли чешуя. Обратите внимание на расположение парных и непарных плавников; на характер движения плавников, когда рыба стоит на месте; когда дви­жется (лучше смотреть сверху); на синхронность движения рта и жабер­ных крышек; существует ли связь между ними; каково отношение осо­бей разных видов к резкому взмаху рукой у стекла, стуку по стеклу; каковы характер и скорость передвижения рыб в момент испуга.

  1. Рассмотрите чешую рыбы под микроскопом.












  1. Напишите выводы наблюдений о строении и передвижении рыб.

Контроль.




Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

Для костных рыб характерны(но)

  1. наличие хорды на протяжении всей жизни

  2. брюшные и грудные плавники — парные-, а спинной плав­ник — непарный

  3. отсутствие жаберных крышек

  4. наличие плавательного пузыря

  5. отсутствие боковой линии

  6. наличие жаберных крышек


Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа7»

Лабораторная работа № 7

Изучение особенностей покровов тела

Оборудование:

животные из уголка живой природы (червь дождевой, моллюск, ракообразное, насекомое, рыба, черепаха, птица, млекопитающее); лу­па, спички, препаровальная игла; чешуя карпа, перо, шерсть, кожа, волос, рог.

Ход работы

1.Внимательно рассмотрите предложенных вам животных, вначале невооруженным глазом, затем — с помощью лупы.

Выявите сходство и различия в покровах различных животных. Отметьте особенности окраски, эластичности, подвижности покровов различных животных.

2. Поместите на стекло или лист бумаги дождевого червя или брюхоногого моллюска.

Обратите внимание на влажный след, оставляемый этими животными при движении; покрытую слизью кожу; раковину моллюска, ее прочность, внешнюю и внутреннюю поверхность, окраску.

3. Возьмите в руки ракообразного или насекомого (лучше, если это рак или жук), рассмотрите их покровы невооруженным глазом и с помощью лупы.

Отметьте прочность хитинового покрова; особенности покровов членистоногих по сравнению с червями и моллюсками.

4. Рассмотрите тело рыб, покрытое чешуей, панцирь черепахи. Отметьте сходство в строении чешуйки рыбы и щитка панциря черепахи; наличие годичных колец, плотность и прочность этих покровов; различия в покровах тела у рыб и черепахи.





















Контроль.

Выберите один правильный ответ их четырех предложенных.

А1. Покровы позвоночных животных образованы

  1. кутикулой и эпителием

  2. эпидермисом и собственно кожей

  3. мышцами и собственно кожей

  4. кутикулой и собственно кожей

А2. Эволюция покровов тела шла по пути

  1. увеличения числа слоев и появления новых образований

  2. увеличения числа слоев и формирования слоев жировой ткани

  3. формирования слоев жировой ткани и появления новых обра­зований

4) увеличения числа слоев и уплотнения самого верхнего слоя кожи


Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа8»

Лабораторная работа № 8

Определение возраста животных

Оборудование:

лупы; раковины двустворчатых моллюсков, чешуя карпа, раствор на­шатырного спирта, вата.

Ход работы

Определите возраст у двустворчатого моллюска по раковине, а у рыбы — по чешуе.










Найдите на раковине двустворчатого моллюска годичные кольца и подсчитайте их число; на чешуе карпа, предварительно протертой нашатырным спиртом, найдите годичные кольца и подсчитайте с по мощью лупы их число.

Контроль.

1.Укажите продолжительность жизни:

А) жабы_____________

Б) крокодила_________

В) голубя____________

Г) лошади___________

Д) собаки____________

Е) слона_____________

Ж) льва_____________

З) кошки____________

2. Как определить возраст крупного рогатого скота (коровы)?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!