СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура, её многообразие и основные формы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Культура, её многообразие и основные формы»

§16 Тема: Культура, её многообразие и основные формы стр. 46-49

Понятие культуры

  1. Культура – всё что создано человеком (в широком смысле слова)

  2. Культура – совокупность достижений человечества в социально-экономической, политической и духовной жизни: уровень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (например, правовая культура).

  3. Культура – используется для характеристики отдельных исторических эпох, этносов, или наций.

  4. Культура – говорят также о культуре (культурности) как уровне развития человека как члена общества

  5. Культура – человеческая деятельность, во всех её проявлениях, направленная на изменение природы.

Виды культуры

Культуру можно условно разделить на два больших пласт в зависимости от потребностей и ценностей человека, а также всего общества в целом.

  1. Материальная – представленная материальными предметами, то есть теми, которые можно потрогать руками (орудия труда, здания, транспортные средства, предметы обихода и культуры)

  2. Духовную – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству и применению.

Основные компоненты: наука, религия, мораль, философия, искусство, образование, СМИ.

В основу культуры лежит – творческая деятельность человека, направленная на преобразование окружающего мира и себя самого. В результате создаются предметы материальной и произведения духовной культуры, человек одновременно изменяет себя: совершенствует умения, развивает способности, воображения и т.п. Все эти приобретаемые качества человека тоже становятся достижениями культуры.

Развитие культуры имеет два пути:

  1. Преемственность

  2. Новаторство – культура пополняется благодаря изобретениям, открытием, теориям и т.д.

Культурное наследие – продукт культуры, передающийся из поколения в поколение, ставший частью общества.

Воплощение культуры происходит в результате практической деятельности людей. Однако не всё созданное человеком, становится достоянием культуры. Культура содержит в себе несколько основных элементов.

Основные элементы:

- Язык – с его помощью осуществляется передача информации, вследствие чего происходит взаимопонимание в обществе. Язык используется для обмена, передачи и сохранения знаний.

- Ценности – нормы морали, жизненные цели человека и способы их достижения.

- Нормы – определённые устоявшиеся правила, характерные для данного социума.

Функции культуры

  1. Социальная – культур способствует деятельности человека в обществе.

  2. Нормативная – культура устанавливает ограничения согласно нормам, традициям и морали.

  3. Регулятивная – культура воздействует на поведение человека, выдвигая систему предписаний, норм и правил.

  4. Ценностная – культура как система ценностей формирует определённые потребности и ориентации человека.

  5. Ретранслирующая – культура передаёт накопленный опыт потомкам.

  6. Креативная – культура содействует развитию творческого начала человека.

  7. Образовательная (воспитательная) – культура способствует усвоению индивидом знаний, языка, символов, ценностей, норм и обычаев, тем самым способствуя развитию личности.

  8. Объединяющая (интегративная) – культура обеспечивает единство общества.

Формы культуры

  1. Народная культура – культура, основная с учётом преемственности и традиций. Подчёркивает особенности и своеобразие определённого народа. Сочетает в себе материальные и духовные ценности. Часто наследие народной культуры передаётся из поколения в поколение устно.

Пример: фольклор, народные праздники, обряды, сказки, анекдоты, поговорки, пляски, легенды, народные песни

  1. Массовая культура (Поп-культура) – культура, рассчитанная большинство населения, ориентированная на средний уровень развития людей. Быстро меняет в угоду запросам потребителей. Общедоступна, легко усваивается, не требует подготовки для восприятия.

Признаки:

- общедоступность

- занимательность

- серийность

- пассивность восприятия

- коммерческий характер

Пример: поп-музыка, комиксы, блокбастеры всё что на хайпе

  1. Элитарная – культура, сложная для понимания большинством населения, рассчитана на узкий круг лиц. Для её восприятия необходима предварительная подготовка

Пример: опера, академическая музыка, балет, живопись и т.д.

  1. Субкультура – отражает систему ценностей группы людей, объединённых по каким-либо признакам: возраст, профессия, место жительства

Пример: Хакеры, анимешники, эмо, готы, гигачады и т.д.

  1. Контркультура – противоположность массовой культуре, противопоставление обществу и его ценностям. Её представители бросают вызов устоявшейся культуре.

Пример: криминальные элементы, панки, хиппи, скинхеды, анархисты

Домашнее задание

  1. Выписать конспект в тетрадях

  2. Выполнить «Мои исследования общества» стр. 49

  3. Ответить на вопрос №2, 5


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!