Тема: Культура Византии. Образование Славянских государств
Учитель истории и обществознания Гордеева Д.В.
Опрос домашнего задания
«Айя-София»
Айя-София — здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон — света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.
Осип Мандельштам
Вспомним
- Что такое культура?
- Какие достижения античной культуры вам особенно запомнились?
Культура - Совокупность достижений человечества в производственном, общественном и духовном отношении.
- Византия подарила миру искусство, в котором глубочайшая духовность являлась мерилом красоты. Возникнув в Константинополе – столице империи, оно оказало влияние на развитие таких стран , Сербия, Болгария, Грузия, Армения, Древняя Русь.
План урока:
1. Культура Византии:
А) развитие образования
Б) научные знания
В) архитектура и живопись
Г) культурные связи Византии
2. Образование славянских государств
Проблема
- Почему образование и наука в Византии в VI-XI вв. были развиты лучше, чем в Западной Европе?
- Почему Юстиниан сравнил себя с библейским Соломоном?
Работа в группах:
- 1. работая с текстом п. 1 § 7 , подготовьте материал о развитии образования в Византии и составьте схему.
- 2. работая с текстом п. 2 § 7 , подготовьте материал о достижениях византийской науки и заполните таблицу.
- 3. работая с текстом п. 3 § 7 , подготовьте экскурсию по памятникам византийской архитектуры
- 4. работая с текстом п. 3 § 7 , подготовьте экскурсию на тему «Живопись Византии»
- 5. работая с текстом п. 4 § 7 , подготовьте плакат-рекламу о культурных связях Византии
2. работая с текстом п. 2 § 7 , подготовьте материал о достижениях византийской науки и заполните таблицу.
Отрасль
Достижения
Математика
Медицина
Химия
География
История
3. работая с текстом п. 3 § 7 , подготовьте экскурсию по памятникам византийской архитектуры
Византия. Церковь Мирелейон (Будрум-Джами) в Константинополе. 1-я пол. 10 в.
Интерьер храма Софии Константинопольской
Церковь Мирелейон (Будрум-Джами) в Константинополе. 1-я пол. 10 в.
Базилика
Крипта базилики
4. работая с текстом п. 3 § 7 , подготовьте экскурсию на тему «Живопись Византии»
Мозаика - — изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д. Разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий, подземных галерей в метро и др. Возникла в античную эпоху.
Святой Георгий (ранеее атриб. как Дм. Солунский) (мозаика базилики Святого Димитрия, VII век)
4. работая с текстом п. 3 § 7 , подготовьте экскурсию на тему «Живопись Византии»
Фреска — живопись по сырой штукатурке.
4. работая с текстом п. 3 § 7 , подготовьте экскурсию на тему «Живопись Византии»
- Иконопись - иконописание, иконное писание, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины.
Подумаем
- Почему образование и наука в Византии были развиты лучше, чем в Западной Европе?
- Почему древние греки украшали храмы снаружи, а византийские мастера – внутри?
- В чем значение контактов других стран и народов с Византией?
2. Образование славянских государств
- Задание на дом: составить сложный план по теме «Образование славянских государств».
- При составлении учитывайте следующие рекомендации:
Рекомендации по составлению сложного плана:
- Внимательно прочитайте изучаемый материал.
- Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). В заголовках нужно передать главную мысль каждого фрагмента. Подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными. Обозначьте пункты римскими цифрами.
Рекомендации по составлению сложного плана:
- Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана), обозначьте эти положения арабскими цифрами.
- В Подпункте можно выделить положения, уточняющие главное (обозначьте буквами).
- Проверьте, не совпадают ли названия пунктов и подпунктов плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, помогает ли план усвоить материал…сделать выводы.
Домашнее задание:
- § 7, прочесть, ответить на вопросы устно. Составить сложный план.