№ п/п Тема ур | Кол-во ч | Элементы содержания урока | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Дата |
1Введение | 1 | Объяснить, что такое общественные науки, .Общество. Человек – часть общества. твоё окружение. Твоя страна. Наше государство. Люди – богатство страны. Добро – основа жизни. Твои добрые дела. | Ребята работают с учебником, приводят примеры из своих наблюдений. Учащиеся усваивают, что «общество» и «человек» это особые научные понятия, достойные уважения, внимания и изучения. | |
2.Зачем человек рождается | 1 | Загадка человека: чем отличается от других животных? Разум – достоинство и преимущество человека. | Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Учащиеся сравнивают свойства человека и животных; характеризуют и иллюстрируют примерами биологическое и социальное в природе человека. Заполняют таблицу по теме из «Рабочей тетради» к учебнику «обществознание | |
3. Что такое наследственность | 1 | Родня. Генетическая наследственность. Инстинкты - механизм наследственности. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Способности. Образование – способ влияния на наследственность. Влияние общества на личность человека. О.И.Скороходова. Женщины и мужчины. | Учащиеся работают над понятиями: родня, генетическая наследственность. Инстинкты. Способности. Наследственность. Учащиеся сравнивают свойства человека и животных; определяют роль окружения, общества на формирование личности человека. Заполняют таблицу по теме из «Рабочей тетради» к учебнику «Обществознание». | |
4. Легко ли быть подростком? | 1 | Понятие «подросток». Физиологические и психологические особенности подросткового возраста. | Учащиеся осознают и описывают отрочество как особую пору жизни. Сравнивают свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с их сверстниками. Заполняют таблицу по теме из «Рабочей тетради» к учебнику «Обществознание | |
5.Отрочество – особая пора жизни | 1 | Отрочество – пора мечтаний, открытия тонкостей и радостей жизни, время самопознания самоопределения человека. Г.Шлиман | Описывают отрочество как особую пору жизни. Объясняют термин отрочество, Объясняют особенности человека в отроческом возрасте. Приводят свой опыт самопознания и примеры своих наблюдений самоопределения | |
6.Самостоятельность – показатель взрослости. | 1 | Самостоятельность: проблема выбора и ответственности человека. Самостоятельность – начало взросления личности, её долгого пути к зрелости. Отношение к проблемам: «за что?» или «для чего?» | Раскрывают на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости: учащиеся анализируют свои и чужие поступки, чувства, состояния. Приобретают опыт работы в группах и парах. Заполняют таблицу по теме из «Рабочей тетради» к учебнику «Обществознание | |
7. Зачем создаются семьи. | 1 | Первичное объединение людей, основанное на любви, симпатии, родстве, уважении. Обязанности семьи. Права и обязанности членов семьи. | Характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев. Учатся понимать на уровне конкретных примеров основные социальные функции семьи. | |
8. Как и почему государство заботится о семье | 1 | Государство защищает семью и поддерживает её. Защита государством членов семьи. Виды семьи. | Знакомятся с отрывком из семейного кодекса РФ. Высказывают предположения о причинах поддержки государством семьи. Называют проявления поддержки государством семьи. Называют виды семьи, основываясь на личном опыте и тексте учебника. Показывают конкретные примеры меры государственной поддержки семьи. Сравнивают двухпоколенные и трёхпоколенные семьи | |
9. Нужен ли дому хозяин. | 1 | Потребности семьи. Каким должен быть хозяин. Бережливость. Экономия. Благосостояние. Рачительность. | Учащиеся работают над понятиями : хозяин. Бережливость. Экономия. Благосостояние. Рачительность. Учащиеся выражают собственную точку зрения на значение семьи, учатся аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом | |
10. Семейные заботы | 1 | Заботы семьи - ответственное отношение к будущему своего рода и государства: приобщение детей к культурным и санитарным правилам, экономическое благосостояние семьи, воспитание будущих родителей и граждан. | Характеризовать семью и семейные отношения; оценивают значение семейных традиций и обычаев.На конкретных примерах демонстрируют заботы всей семьи, ролевые заботы членов семьи. | |
11. Как хозяйствовать по правилам | 1 | Экономические знания и практическая экономика в семье. Домоводство – опыт и наука. Распределение обязанностей. Ответственность за расходы – общая забота. | Характеризуют совместный труд членов семьи. Сравнивают домашнее хозяйство городского и сельского жителя. Понимают и объясняют понятия: домашнее хозяйство, потребности, рачительный хозяин, экономика, домашний труд | |
12.Свободное время | 1 | Досуговая роль семьи. Проблема свободного времени в семье. Хобби каждого члена семьи. Общее увлечение семьи. Уважение к интересам друг друга. Рукоделие. Умение себя занять – признак цивилизованного человека. | Работают над понятиями: досуг, хобби, интересы. Анализируют несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени. Описывают и оценивают собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Готовят и защищают мини-проект на уроке о значимость здорового образа жизни. | |
13. Образование в жизни человека | | Знания. Пути получения знаний. Образование – система в получении знаний. Приоритет знания в повседневной жизни в жизни человеческого общества. | Объясняют значение понятий «знание», «образование», «самообразование», Выявляют возможности практического применения получаемых в школе знаний. Приводят примеры повседневного применения обыденных знаний (опыта). | |
14. Ступени школьного образования | | Дошкольное образование (подготовка). Начальное образование. Основное общее образование – конституционный минимум гражданина РФ. Основное общее образование. Ступени профессионального образования. | Описывают ступени школьного образования, представляют ступени профессионального российского образования. Определяют, на какой ступени образования сегодня они находятся.Значение образование. Право на образование. | |
15.Образование и самообразование | | Формы образования в РФ. Воля и самодисциплина, интерес – необходимые качества самоорганизации человека. Дополнительное образование. | Раскрывают значение образования в жизни человека на конкретных примерах.Оценивают собственное умение учиться и возможности его развития. Выявляют возможности практического применения получаемых в школе знаний. | |
16. Самообразование – путь к успеху | | Самообразование – путь к успешности в жизни. Непрерывность образования в современной жизни. Роль книги в образовании и самообразовании. Самообразование и самоорганизация человека. | Характеризуют учёбу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявляют позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризуют значение самообразования для чел. | |
17.Одноклассники, сверстники, друзья | | Одноклассники. – свидетели твоего детства. Общение с одноклассниками. Слово – не воробей. Школьные товарищи. Друзья. Одноклассники Л.С.Понтрягина. | Работают с понятиями: одноклассник, школьный товарищ, друг. Критически оценивают свои манеры общения с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрируют примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. | |
18. Каким бывает труд | 1 | Труд – главная форма деятельности человека. Характеристики труда. Что создаётся трудом. Как оценивается труд. Материальная и моральная оценка труда. | Работают с понятиями: труд, деятельность. Оценка труда. Объясняют значение трудовой деятельности для личности и общества. Учатся различать материальную и моральную оценку труда . | |
19.Благотворительность и меценатство | 1 | Разные способности – разный достаток. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Благотворительность. П.М.Третьяков. | Приводят примеры благотворительности и меценатства. Определяют собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде. | |
20. Трудовая деятельность человека | 1 | Трудовая деятельность отличает человека от животного. Ремесло и творчество.. | Приводят конкретные примеры основных видов деятельности. Описывают особенности различных профессий на современном этапе. Раскрывают признаки мастерства на примерах творений известных мастеров | |
21.Труд и творчество | 1 | Что такое творчество. Творчество в искусстве. Творчество в повседневной жизни. | Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров. Различают творчество и ремесло. Оценивают собственное творчество. Демонстрируют умение презентовать результаты своего труда, на примерах иллюстрируют проявление творчества. | |
22. Мастер своего дела | 1 | Художник. Архитектор. Композитор. Певец. Модельер. Актёр. Парикмахер. Визажист. Творчество в обыденной жизни. | Работают с понятиями: творчество. Процесс творчества. «муки творчества». Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров, людей творческих профессий. Делают выводы о творческой составляющей любого труда | |
23.Наша Родина – Россия | 1 | Россия. Российская Федерация. Федерация – равноправный союз субъектов Федерации. Субъект федерации: свой герб, свой флаг. Россияне. Русский язык – государственный. | Характеризуют особенности России как многонационального государства. Понимают и объясняют понятие: государственный язык; объяснять значение русского языка как государственного. Знакомятся с устройством государственной власти, различают законодательные и исполнительные органы. | |
24. В каком субъекте федерации ты живёшь? | 1 | Субъект федерации: свои органы власти, свой устав. Конституция, государственный язык, патриот, Отечество, Отчизна. Самарская область – 63 регион, субъект РФ. | Объясняют смысл понятия «субъект РФ». Называют статус субъекта, в котором находится школа. Определяют значение понятий: федерация, субъект федерации, герб, флаг, Конституция, государственный язык, патриот, Отечество. | |
25.Многонациональное государство | 1 | Народы и нации, живущие в России. Многонациональное государство: сближение и обособление (интернационализм и национализм) – тенденции в развитии любой нации. Особенности России, как многонациональной страны. | Объяснять значение русского языка как государственного. Характеризуют особенности России как многонационального государства. На примере своих наблюдений, на примерах, почерпнутых из книг и фильмов, на примерах из истории, учащиеся понимают, что такое «многонациональное государство» | |
26. Что значит быть патриотом | 1 | Патриот. Проявления патриотизма в мирное и военное время. Патриотизм, как национальная объединяющая идее РФ. Гражданин. | Объясняют и конкретизируют примерами смысл понятия «патриот», «гражданин». Приводят примеры проявлений патриотизма. | |
27.Государственные символы России | 1 | Герб. Флаг. Гимн. Конституция РФ. Президент. | Описывают основные символы государства РФ. Знают текст гимна РФ. Объясняют значение понятий: геральдика, символика, герб, флаг, гимн и понимают их значение. | |
28. История государственных символов | 1 | Герб. Флаг. Гимн. Конституция РФ. Президент. | Описывают основные государственные символы Российской империи, СССР. Знакомятся с историей Гимна России, флага России, Герба России. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких сообщений. | |
29. Москва – столица России | 1 | Столица. Москва – столица России. История статуса столичного города в России. | Знакомятся с краткой историей Москвы, как столицы нашего государства. Используют дополнительные источники информации для составления собственных информационных материалов о столице России – Москве. | |
30.Гражданин -Отечества достойный сын | 1 | Гражданин. Обыватель. Проявления гражданских поступков в истории. Великие граждане России. | Работают с материалами «Рабочих тетрадей» по заполнению сравнительной таблицы: проводят параллель в понятиях «гражданин» в Древнем Риме, Древней Греции и современного понятия «гражданин». Приводят примеры проявления гражданских поступков из истории разных стран. | |
31. Права гражданРоссии | 1 | Права гражданина РФ. | Называют и иллюстрируют примерами основные права граждан РФ. | |
32. Обязанности граждан России | 1 | Обязанности гражданина РФ: соблюдать законы, платить налоги, беречь природу, исторические памятники, защищать Отечество | Называют основные обязанности граждан РФ,Комментируют их на основе своих наблюдений, примеров из литературы, истории. Осознают себя гражданами страны - Российской Федерации. | |
33.Мы – многонациональный народ | 1 | Конституция РФ о многонациональном составе своих граждан. Дети разных народов – граждане единой страны – России. Многонациональная наука, культура, промышленность, сельское хозяйство нашей страны. Национальность. | Работают с понятиями: многонациональная наука, культура, промышленность, сельское хозяйство нашей страны, национальность. Характеризуют конкретными примерами этнические и национальные различия граждан страны разных национальностей.Показывают на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей. | |
34. Итоговое повторение | | Итоговый урок по курсу «Обществознание»:Человек. Общество. Семья. Труд. Патриот. Гражданин. Многонациональное государство. Толерантность – основа отношений в многонациональном государстве. | выполняют познавательные и практические задания по тематике курса, демонстрируют умение представить свою тему и защитить её, умение объяснять все термины и понятия за курс 5 класса. | |