Муниципальное образование «Городской округ Мытищи Московской области»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №25
______________Т.В.Карпенко
«__»________________2016
Приложение к рабочей программе
По обществознанию для 7 б класса
На 2016-2017 учебный год
Составитель:
Учитель истории и обществознания
Третьякова В.В.
2016г
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011);
- с рекомендациями Примерной программы по обществознанию (Примерная программа по Обществознанию. М.: Просвещение, 2011 год);
- с возможностями УМК ( учеб. для общеобразоват. организаций Л.Н. Боголюбов, Н.Ф.Виноградова. а Л.Н. Обществознание. 7 класс, -М.: Просвещение 2014.)
- с особенностями ООП ООО МБОУ СОШ №25, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей и задач:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; в межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности;
2. Место предмета в учебном плане.
Рабочая программа составлена с учетом изучения предмета в объеме 1 час в неделю (34 часа).
3. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Обучающийся научится:
-понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
2.Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать таблицы; решать логические задачи;
- высказывать собственное мнение, суждения, обсуждать выступления учащихся;
- оценивать свои достижения и достижения своих одноклассников;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
4. Основное содержание учебного предмета:
Тема 1. Человек и другие люди (4 часа)
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Повторение по теме «Человек и другие люди» (1 час)
Тема 2. Человек и закон (10 часов)
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны. Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних. Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Повторение по теме «Человек и закон» (1 час)
Тема 3. Человек и экономика (9 часов)
Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики — потребители, производители. Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя. Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике. Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег. Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Повторение по теме «Человек и экономика» (1 час)
Тема 4. Человек и природа (4 ч) Человек — часть природы. Взаимодействие общества и природы. Проблема загрязнения окружающей среды. Охранять природу — значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали. Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности
Итоговое повторение. (1 час)
Резервное время 3 ч.
5.Календарно- тематическое планирование:
(34 часа)
Номер уроков | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)по теме | Плановые сроки прохождения | Скорректи-рованные сроки прохождения |
Глава1. Человек и другие люди (4 часа) |
1 | Введение. Отношения между людьми. | Понимать место человека в обществе и свою собственную роль в окружающем мире. Уметь аргументированно высказывать свою позицию. | | |
2 | Ты и твои товарищи. | Познакомятся с видами групп, и какие дела может совершить группа. | | |
3 | Зачем люди общаются. | Научатся определять цели общения; особенности общения; | | |
4 | Почему нужно быть терпимым. | Познакомятся с основными стадиями развития конфликта и пути выхода из конфликтных ситуаций. | | |
5 | Повторение по теме «Человек и другие люди» | научатся работать с тестовыми контрольно-измерительными материалами. | | |
Глава 2. Человек и закон (10 часов) |
6 | Жить по правилам. | научатся называть различные виды правил, приводить примеры индивидуальных и групповых привычек, объяснять, зачем в обществе приняты различные правила этикета. | | |
7 | Жить по правилам. | | |
8 | Права и обязанности граждан. | научатся определять, как права человека связаны с его потребностями, какие группы прав существуют, что означает выражение «права человека закреплены в законе».:планировать цели и способы взаимодействия, обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в т.ч и отличную от своей, согласовывать действия с партнером. | | |
9 | Права и обязанности граждан. | | |
10 | Почему важно соблюдать законы. | научатся определять, почему человеческому обществу нужен порядок, каковы способы установления порядка в обществе, в чем смысл справедливости, почему свобода не может быть безграничной. Самостоятельно выделять и формулировать цели, анализировать вопросы, формулировать ответы. | | |
11 | Защита Отечества. | научатся определять, почему нужна регулярная армия, в чем состоит обязательная подготовка к военной службе, отличать военную службу по призыву от службы по контракту. | | |
12 | Защита Отечества. | | |
13 | Что такое дисциплина. | научатся определять, что такое дисциплина, ее виды и ответственность за несоблюдение | | |
14 | Виновен- отвечай. | научатся определять, кого называют законопослушным человеком, признаки противоправного поведения, особенности наказания несовершеннолетних. | | |
15 | Кто стоит на страже закона. | научатся определять, какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов, какие органы называют правоохранительными, познакомятся с функциями правоохранительных органов. | | |
16 | Повторение по теме «Человек и закон» | научатся работать с тестовыми контрольно-измерительными материалами. | | |
Глава 3. Человек и экономика (9 часов) |
17 | Экономика и ее основные участники. | научатся определять, как экономика служит людям, какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики, как взаимодействуют основные участники экономики. | | |
18 | Золотые руки работника. | научатся определять, из чего складывается мастерство работника, чем определяется размер заработной платы. | | |
19 | Производство: затраты, выручка, прибыль. | научатся определять, какова роль разделения труда в развитии производства; узнают что такое прибыль, виды затрат. | | |
20 | Производство: затраты, выручка, прибыль. | научатся определять, какова роль разделения труда в развитии производства; узнают что такое прибыль, виды затрат. | | |
21 | Виды и формы бизнеса. | научатся определять, в каких формах можно организовать бизнес, каковы виды бизнеса, роль бизнеса в экономике. | | |
22 | Обмен, торговля, реклама. | научатся определять, как обмен решает задачи экономики, что необходимо для выгодного обмена, зачем люди и страны ведут торговлю, для чего нужна реклама товаров и услуг. | | |
23 | Деньги, и их функции. Карманные деньги «за» и «против» | научатся давать определение понятию «деньги», определять их функции | | |
24 | Экономика семьи. | научатся определять, что такое ресурсы семьи. составлять бюджет семьи. | | |
25 | Экономика семьи. Бюджет моей семьи. | | |
26 | Повторение по теме «Человек и экономика» | научатся работать с тестовыми контрольно-измерительными материалами. | | |
Глава 4. Человек и природа (4 часа) |
27 | Воздействие человека на природу. | научатся определять, что такое экологическая угроза, характеризовать воздействие человека на природу. | | |
28 | Воздействие человека на природу. | научатся давать определение понятия «экологическая мораль», характеризовать правила экологической морали | | |
29 | Охрана природы. | характеризовать правила экологической морали. | | |
30 | Закон на страже природы. | Научатся определять, какие законы стоят на страже охраны природы. | | |
31 | Итоговое повторение по курсу. | Научатся определять все термины и понятия за курс 7 класса. | | |
32-34 | Резервное время | | | |
Предлагаемые темы для проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
7 класса по «Обществознанию»:
1. «Права ребенка глазами детей»
2. «Деловые бумаги в школе»
3. «Реклама – двигатель торговли»
4. «Бюджет моей семьи»
Проектной деятельности заключается из следующих работ по выбору:
а)письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчѐты о проведѐнных исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; г) отчѐтные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
6.Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса:
Для учителя:
Конституция Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Учебник: Обществознание. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2014 г
Для ученика:
Учебник: Обществознание. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2014 г
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
Объединения учителей
От_________________ №___
Руководитель ШМО__________________ __________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
_____________ (Ф.И.О) Дырман Л.А
«___»____________ 2015г.