№ п/п | Раздел/Сквозные темы | Темы урока | Цель обучения | Кол-во часов | Сроки | Примечение |
I четверть | |
1 | 6.1 Казахстан в VI - IX веках | Вводный урок Исследовательский вопрос: Что изучает средневековая история Казахстана? | Общий обзор средневековой истории Казахстана; | 1 | 05.09 | |
2-3 | Раннесредневековые государства на территории Казахстана Исследовательский вопрос: Имена каких каганов VI-IX веков сохранились в истории? | 6.3.1.1 - определять историческую значимость формирования Тюркского каганата, выявляя взаимосвязи между событиями; 6.3.1.2 - объяснять особенности развития тюркских государств в VI-IX веках, выявляя их сходства и различия; 6.3.2.2 - определять направления внешней политики раннетюркских государств; 6.2.1.3 - использовать понятие «Великой степь» для описания преемственности исторических событий и процессов | 2 | 06.09 12.09 | |
4-5 | Письменность древних тюрков Исследовательский вопрос: Какие источники повествуют о политике Билге кагана и Культегина по укреплению государства? | 6.3.1.2 объяснять особенности развития тюркских государств в VI-IX веках, выявляя их сходства и различия; 6.2.3.1 объяснять значение древнетюркской письменности | 2 | 13.09 19.09 | |
| | | |
6-7 | Атлахская битва Исследовательский вопрос: Почему Атлахское сражение называют «битвой народов» | 6.3.2.3 анализировать историческое значение Атлахской битвы; 6.2.2.3 характеризовать достижения кочевников в военном искусстве | 2 | 20.09 26.09 | |
8 | Огузское государство Исследовательский вопрос: Каково место Огузского государства в средневековой истории Казахстана? | 6.3.1.2 объяснять особенности развития тюркских государств в VI-IX веках, выявляя их сходства и различия | 1 | 27.09 | |
9 | Кимакский каганат Исследовательский вопрос: Какие источники свидетельствуют о развитии городской культуры у кимаков? | 6.4.2.1 определять влияние Великого Шелкового пути на развитие городской культуры; 6.4.1.1 выявлять экономическую взаимосвязь между кочевниками и оседлым населением | 1 | 3.10 | |
10-11 | Исторические источники о тюрках Исследовательский вопрос: Какие сведения о тюрках содержатся в китайских и арабских источниках? | 6.2.2.3 характеризовать достижения кочевников в военном искусстве; 6.4.1.2 определять особенности хозяйственной жизни кочевников; 6.2.1.1 объяснять особенности мировоззрения тюрков | 2 | 4.10 10.10 | |
12-13 | Начало формирования тюркского мира Исследовательский вопрос: Как повлияла миграция тюркоязычных народов на историю Евразии? | 6.3.2.1 объяснять миграционные процессы тюркоязычных племен, определяя взаимосвязь между историческими событиями; 6.1.1.1 называть тюркские племена и показывать на карте их территориальное расселение | 2 | 11.10 17.10 | |
14 | Повторение.СОР | | 1 | 18.10 | |
15 | СОЧ | | 1 | 24.10 | |
16 | Краеведение: Топонимы – свидетели времен минувших (история края в названиях населенных пунктов, рек и озер) | 6.2.2.6 обьяснять историю появления названий местности, городов, рек, озер, гор | 1 | 25.10 | |
III четверть |
33 | 6.3 Казахстан в XIII - первой половине XV веках 6.3 Формирование казахского народа 6.4 Образование единого Казахского государства | Образование монгольской империи Исследовательский вопрос: Как монголы достигли уровня государственности? | 6.2.2.3 - характеризовать достижения кочевников в военном искусстве; 6.3.1.6 - объяснять политические процессы в государствах в XIII-XV веках, используя карту | 1 | 9.01 | |
34-35 | Монгольские завоевания в Казахстане Исследовательский вопрос: Почему войска Чингиз хана не могли захватить город Отрар в течение шести месяцев? | 6.3.1.6 - объяснять политические процессы в государствах в XIII-XV веках, используя карту; 6.3.1.5 - характеризовать героизм жителей города Отрар | 2 | 10.01 16.01 | |
36-37 | Последствия монгольского завоевания. Исследовательский вопрос: Кто оказал больше влияния на изменения в Центральной Азии: кыпчаки или монголы? | 6.3.1.6 - объяснять политические процессы в государствах в XIII-XV веках, используя карту; 6.1.1.2 - определять этносоциальную структуру государств в XIII-XV веках; 6.3.1.7 - определять главные и второстепенные причины распада средневековых государств | 2 | 17.01 23.01 | |
38-39 | Образование улусов на территории Казахстана Исследовательский вопрос: Как изменилась политическая карта в результате образования монгольских улусов? СОР № 3 | 6.1.1.2 - определять этносоциальную структуру государств в XIII-XV веках; 6.3.1.8 - определять особенности системы управления государств на территории Казахстана | 2 | 24.01 30.01 | |
40 | Ак Орда Исследовательский вопрос: Какую роль сыграла Ак Орда в сложении казахской государственности? | 6.3.1.6 - объяснять политические процессы в государствах в XIII-XV веках, используя карту; 6.1.1.2 - определять этносоциальную структуру государств в XIII-XV веках; 6.3.2.5 - объяснять внешнюю политику государств, образованных в XIII - XV веках на территории Казахстана, определяя взаимосвязи между историческими событиями | 1 | 31.01 | |
41-42 | Могулистан. Ханство Абулхаир хана Исследовательский вопрос: К каким политическим изменениям привели события в Могулистане и государстве Абулхаира? СОР № 4 | 6.3.1.6 - объяснять политические процессы в государствах в XIII-XV веках, используя карту; 6.1.1.2 - определять этносоциальную структуру государств в XIII-XV веках; 6.3.2.5 - объяснять внешнюю политику государств, образованных в XIII - XV веках на территории Казахстана, определяя взаимосвязи между историческими событиями | 2 | 6.02 7.02 | |
43-44 | Культура Казахстана в XIII–XV веках. Исследовательский вопрос: Как искусство и литература XIII–XV веков характеризуют средневековое общество? | 6.2.2.1 - определять значимость кюев, легенд, шежире и эпосов как исторических источников | 2 2 | 13.02 14.02 | |
45-46 | Свидетельства средневековых путешественников о Казахстане Исследовательский вопрос: Как описывали Казахстан средневековые путешественники? СОР № 5 | 6.4.1.2 - определять особенности хозяйственной жизни кочевников; 6.2.2.5 - описывать достижения кочевников в прикладном искусстве | 2 | 20.02 21.02 | |
47-48 | Завершение процесса формирования казахского народа Исследовательский вопрос: Как сформировался наследник Великой Степи - казахский народ? | 6.1.1.3 - определять основные периоды формирования казахского народа, устанавливая связи между историческими событиями древности и средневековья; 6.1.1.4 - объяснять значение этнонима «казах» | 2 | 27.02 28.02 | |
49-50 | Образование Казахского ханства Исследовательский вопрос: Почему Казахское ханство считается первым национальным государством в Центральной Азии? | 6.3.1.9 - определять историческое значение образования Казахского ханства; 6.2.3.4 - объяснять значение труда М.Х. Дулати «Тарихи Рашиди»; 6.3.1.10 - определять роль казахских ханов в укреплении государства; 6.2.1.3 - использовать понятие «Великая степь» для описании преемственности исторических событий и процессов | 2 | 6.03 7.03 | |
51 | СОЧ № 3 | | 1 | 13.03 | |
52 | | | | | | |
53 | Краеведение: Один народ – одна страна – одна судьба (народы моего края) | 6.1.2.2 характеризовать историю и традиции разных национальностей родного края | 1 | 14.93 | |
IV четверть |
56-57 | 6.4 Развитие Казахского ханства в XVI - XVII веках 6.4 Экономика и культура XVI - XVII веков | Усиление Казахского ханства при Касым хане Исследовательский вопрос: Почему К.Жалаири писал: «Самым известным из сыновей Жанибек хана был Касым хан...»? | 6.3.1.10 - определять роль казахских ханов в укреплении государства; 6.3.2.6 - анализировать внешнюю политику казахских ханов | 2 | 27.03 28.03 | |
58 | Внешняя политика Казахского ханства при Хакназар хане Исследовательский вопрос: Почему время правления Хакназар хана называют периодом возрождения казахской государственности? | 6.3.1.10 - определять роль казахских ханов в укреплении государства; 6.3.2.6 - анализировать внешнюю политику казахских ханов | 1 | 3.04 | |
59 | Укрепление южных границ Казахского ханства при Тауекель хане Исследовательский вопрос: Какую политику проводил Тауекель хан для объединения казахских земель? | 6.3.1.10 - определять роль казахских ханов в укреплении государства; 6.3.2.6 - анализировать внешнюю политику казахских ханов | 1 | 4.04 | |
60-61 | Укрепление единства Казахского ханства при Есим хане Исследовательский вопрос: Как Есим хан смог сохранить целостность Казахского ханства? СОР № 6 | 6.3.1.10 - определять роль казахских ханов в укреплении государства; 6.3.2.6 - анализировать внешнюю политику казахских ханов | 2 | 10.04 11.04 | |
62 | Казахско-джунгарское противостояние при Жангир хане Исследовательский вопрос: Каково место Орбулакской битвы в истории мирового военного искусства? | 6.2.2.3 - характеризовать достижения кочевников в военном искусстве; 6.3.2.7 - оценивать военную тактику и героизм казахского войска в Орбулакской битве | 1 | 17.04 | |
63-64 | Общественно-правовая система казахов при Тауке хане Исследовательский вопрос: Почему А.Левшин называл Тауке хана «Ликургом степи»? | 6.3.1.10 - определять роль казахских ханов в укреплении государства; 6.3.2.6 - анализировать внешнюю политику казахских ханов | 2 | 18.04 24.04 | |
65-66 | Социальная структура Казахского ханства Исследовательский вопрос: Какова была роль социальных групп казахского общества? СОР № 7 | 6.1.2.1 - определять роль социальных групп в Казахском ханстве; 6.3.1.11 - характеризовать деятельность султанов, биев, батыров, жырау в общественно-политической жизни государства | 2 | 1.05 | |
67 | Духовная культура казахов в XVI - XVII веках Исследовательский вопрос: Каким образом духовная культура отражает жизнь казахов в XVI - XVII в.? | 6.2.2.1 - определять значимость кюев, легенд, шежире и эпосов как исторических источников | 2 | 2.05 8.05 | |
68 | Материальная культура казахов в XVI - XVII веках Исследовательский вопрос: Почему юрта считается образцом высокого уровня развития материальной культуры кочевников? | 6.2.2.5 - описывать достижения кочевников в прикладном искусстве | 2 | 9.05 15.05 | |
69 | Традиционное хозяйство казахов Исследовательский вопрос: В чем особенности традиционного хозяйства кочевников? | 6.4.1.2 - определять особенности хозяйственной жизни кочевников | 2 | 16.05 22.05 | |
70 | СОЧ № 4 | | 1 | 23.05 | |
71 | | Краеведение: живые свидетели истории родного края | 6.3.1.12 описывать героические и трудовые подвиги современных очевидцев в истории родного края | 1 | 29.05 | |
72 | Повторение | | | 1 | 30.05 | |
Итого: | 72 ч. |
№ п/п | Раздел/Сквозные темы | Темы урока | Цель обучения | Кол-во часов | Сроки | Примечение |
I четверть | |
1 | Раздел 1 Падение Римской империи | Введение. | | 1 | 2.09 | |
Почему Римская империя пала на Западе? | 6.3.1.1 - знать хронологические рамки раннего, среднего, позднего средневековья и отмечать их на ленте времени; 6.3.2.1 - выявлять и классифицировать причины распада Римской империи | | 9.09 | |
2 | Почему Римская империя сохранилась на Востоке? | 6.3.2.3 - описывать внутреннюю политику Византии, выявляя и классифицируя причины ее прочности | 1 | 16.09 | |
3 | Почему в 568 году Византия направила посла к тюркскому кагану Истеми? | 6.3.2.4 - описывать политику дипломатии Византии на примере ее взаимоотношений с соседними государствами | 1 | 23.09 | |
4 | Как визит княгини Ольги в Константинополь изменил Киевскую Русь? СОР № 1 | 6.3.2.4 - описывать политику дипломатии Византии на примере ее взаимоотношений с соседними государствами | 1 | 30.09 | |
5 | Раздел 1 Феодализм | Что представляла собой феодальная экономика? | 6.4.2.1 - характеризовать особенности феодального типа хозяйства, объясняя формы экономических отношений; 6.4.1.1 - характеризовать особенности развития средневековых городов, определяя роль ремесла и торговли; 6.1.1.1 - описывать социальную структуру феодального общества | 1 | 7.10 | |
6 | Как было построено феодальное общество? Как архитектура и искусство городов отображают средневековое общество? | 6.1.1.1 - описывать социальную структуру феодального общества; 6.1.2.1 - характеризовать взаимоотношения господствующего и зависимого сословий (феодалы и крестьяне) 6.4.1.1 - характеризовать особенности развития средневековых городов, определяя роль ремесла и торговли; 6.2.2.2 - определять влияние изменений в обществе на развитие искусства (архитектура, живопись) | 1 | 14.10 | |
7 | Раздел 1 История ислама | Какие ключевые события в истории ислама произошли в 610-1258 годы?СОР | 6.3.2.5 - выявлять особенности международных отношений в период средневековых завоеваний | 1 | 21.10 | |
8 | Почему VIII-XII века называют «золотым веком» исламской культуры? | 6.2.2.1 - определять влияние религий на мировую культуру, устанавливая взаимосвязь между различными историческими событиями; 6.2.2.4 - характеризовать особенности средневековой культуры Востока; 6.2.3.1 - объяснять значение достижений восточных мыслителей | 1 | 28.10 | |
II четверть | |
9 | Раздел 2 Крестовые походы Раздел 2 Монголы Раздел 2 Средневековое европейское общество в XIV веке - в первой половине XVI века | Почему произошли крестовые походы? | 6.3.2.6 - определять причины и последствия крестовых походов на примере 1-4 походов, обозначая на карте события в их динамике | 1 | 11.11 | |
10 | Как крестовые походы изменили христианскую Европу и мусульманский мир? | 6.3.2.6 - определять причины и последствия крестовых походов на примере 1-4 походов, обозначая на карте события в их динамике; 6.2.2.1 - определять влияние религий на мировую культуру, устанавливая взаимосвязь между различными историческими событиями | 1 | 18.11 | |
11 | Как монголам удалось создать мировую империю? | 6.3.2.5 - выявлять особенности международных отношений в период средневековых завоеваний | 1 | 25.11 | |
12 | Как монгольские завоевания изменили политическую карту Евразии? СОР № 3 | 6.3.2.5 - выявлять особенности международных отношений в период средневековых завоеваний | 1 | 2.12 | |
13 | Каковы причины стремительного распространения Черного мора? | 6.2.4.1 - объяснять роль знаний об окружающей среде в жизни человека | 1 | 9.12 | |
14 | Являлся ли Черный мор главной причиной крестьянских восстаний и феодальных войн? | 6.3.2.2 - определять причины и последствия антифеодальных восстаний в позднем средневековье; 6.3.1.4 - устанавливать связь между феодальными войнами и образованием централизованных государств | 1 | 16.12 | |
15 | Как образовались централизованные государства в Европе? СОР № 4 | 6.3.1.4 - устанавливать связь между феодальными войнами и образованием централизованных государств | 1 | 23.12 | |
16 | | Почему Жанна д Арк остается в памяти французского народа? | 6.3.1.4 устанавливать связь между феодальными войнами и образованием централизованных государств | 1 | 30.12 | |
III четверть |
17-18 | | Людовик XIV и Петр Великий: чья власть была более абсолютной? | 6.3.1.3 - описывать этапы развития феодального государства; 6.3.1.2 - различать формы монархии в странах Запада и Востока (сословно-представительная и абсолютная); 6.3.1.6 - объяснять понятия «парламент», «Генеральные штаты», «сейм», «кортесы», «Боярская Дума» для характеристики формы правления | 2 | 13.01 20.01 | |
19-20 | Была ли власть Юнлэ и Токугава такой же абсолютной, как у западных монархов? | 6.3.1.2 - различать формы монархии в странах Запада и Востока (сословно-представительная и абсолютная); 6.3.1.5 - сравнивать деятельность правителей разных стран для выявления особенностей политической власти | 2 | 27.01 3.02 | |
21-22 | Почему Карл I и Осман II не смогли стать абсолютными монархами? СОР № 5 | 6.3.1.2 - различать формы монархии в странах Запада и Востока (сословно-представительная и абсолютная); 6.3.1.5 - сравнивать деятельность правителей разных стран для выявления особенностей политической власти | 2 | 10.02 17.02 | |
23 | Каким образом Великий шелковый путь соединял Восток и Запад? | 6.4.1.2 - объяснять роль международной торговли и путешествий в средние века | 1 | 24.01 | |
24 | Чем отличались китайские и европейские морские путешествия? | 6.4.1.2 - объяснять роль международной торговли и путешествий в средние века; 6.2.4.3 - определять влияние Великих географических открытий на представления о мире, фиксируя на карте основные маршруты путешественников в XV-XVI веках | 1 | 3.03 | |
25-26 | Как Великие географические открытия изменили мир? СОР № 6 | 6.2.4.3 - определять влияние Великих географических открытий на представления о мире, фиксируя на карте основные маршруты путешественников в XV-XVI веках; 6.3.2.7 - объяснять понятие «колониальная политика» (на примере завоеваний Испании и Португалии) | 2 | 10.03 17.03 | |
IV четверть |
27-28 | Раздел 4 Эпоха Возрождения Раздел 4 Реформация Раздел 4 Научная революция | Как Эпоха Возрождения изменила развитие искусства? | 6.2.2.3 характеризовать культуру эпохи Возрождения, устанавливая взаимосвязь с культурой античности (изобразительное искусство, скульптура); 6.2.3.2 описывать влияние идей гуманистов на развитие средневековой культуры | 2 | 31.03 7.04 | |
29-30 | Как обогатил мировую культуру Восточный Ренессанс? СОР № 7 | 6.2.3.2 - описывать влияние идей гуманистов на развитие средневековой культуры; 6.2.2.4 - характеризовать особенности средневековой культуры Востока | 2 | 14.04 21.04 | |
31-32 | Как протест Мартина Лютера изменил Европу? | 6.2.1.1 - определять причины изменения роли религии в мировоззрении человека и в общественной жизни; 6.2.1.2 - объяснять понятия «гуманизм», «реформация», «протестантизм», «лютеранство», «кальвинизм», «контрреформация», «иезуитский орден» в контексте исторических процессов | 2 | 28.04 5.05 | |
33--34 | Насколько оригинальной была теория Коперника? СОР № 8 | 6.2.4.2 - определять значение научных открытий о строении Вселенной в период позднего средневековья для последующего развития естественных наук; 6.2.4.1 - объяснять роль знаний об окружающей среде в жизни человека | 2 | 12.05 19.05 | |
35 | Обобщающий урок по курсу истории средних веков | Вспомнить и повторить основные цели по разделам | 1 | 25.05 | |
36 | Повторение | | | 1 | 30.05 | |
Итого: | 36 ч. | |