СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Крымская война 1853-1856 гг.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок, посвященный событиям Крымской (Восточной) войны. Может быть использован как материал при проведении открытого мероприятия.

Просмотр содержимого документа
«Крымская война 1853-1856 гг.»

Урок истории «Крымская война 1853–1856 гг.»


Цели урока:

1. Образовательная: изучить причины, ход и последствия Крымской войны.

2. Развивающая: продолжить формирование навыка работы с историческим текстом и с основными компонентами учебника; закрепить умение выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи.

3. Воспитательная: прививать чувство гордости и любви к Родине на примерах героев обороны Севастополя, работы медиков в условиях осажденного города.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийные средства, учебная доска, рабочая тетрадь, карта, наглядный материал.

План урока.

1. Причины и повод войны.

2. Соотношение сил и военно-техническая готовность к войне

3. Ход военных действий.

4. Герои обороны Севастополя

5. Итоги войны.

Ход урока.

I. Беседа с учащимися.

Вспомните, что такое восточный вопрос?

Какие события внешней политики России связаны с его разрешением?

II. Новый материал.

Задание на урок: Саратовский журналист И. Горизонтов, вспоминая о Крымской войне, писал: «Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития». Как вы понимаете эту фразу?

Сегодня на уроке в процессе работы нам предстоит узнать цели сторон и механизм развязывания Крымской войны, соотношение сил и ход военных действий, познакомиться со значением технико–экономического потенциала России в войне, выяснить последствия Крымской войны для государства и его дальнейшего развития.

Крымская война изменила расстановку сил в Европе, оказала огромное влияние на внутреннее развитие России, стала одной из главных предпосылок отмены крепостного права и реформ 1860-1870-х гг. Участие в ней считают главной внешнеполитической ошибкой Николая I. Что же послужило причинами Крымской войны?

  1. Причины и повод Крымской войны.

Причины войны заключались в противоречиях между европейскими державами на Ближнем Востоке, в борьбе европейских государств за влияние на слабеющую и охваченную национально-освободительным движением Османскую империю. Николай I говорил, что Турция - больной человек и его наследство можно и нужно делить (Слайд № 2). В предстоящем конфликте российский император рассчитывал на нейтралитет Великобритании, которой он пообещал после разгрома Турции новые территориальные приобретения Крит и Египет, а также на поддержку Австрии, в качестве благодарности за участие России в подавлении венгерской революции. Однако расчеты Николая оказались неверны: Англия сама подталкивала Турцию к войне, стремясь таким образом ослабить позиции России. Австрия так же не желала укрепления России на Балканах.

Поводом к войне послужил спор между католическим и православным духовенством в Палестине о том, кто будет блюстителем храма гроба Господня в Иерусалиме и храма в Вифлееме.

2. Цели стран–участниц войны

Учащиеся работают с учебником и заполняют таблицу.

Проверка заполнения таблицы.

3. Крымская война 1853-1856 гг.

I этап войны: ноябрь 1853 – апрель 1854 гг. (Слайд № 8)

Противником России была Турция, а военные действия проходили на Дунайском и Кавказском фронтах. В 1853 г. русские войска вошли на территорию Молдавии и Валахии и военные действия на суше шли вяло. На Кавказе турки потерпели поражение под Карсом (Слайд № 6).

Синопское сражение ноябрь 1853 г. (Слайд № 7)

Событие, к которому мы должны теперь обратиться вписано золотыми буквами в историю славы русского народа.

Нахимов, как только подошли подкрепления, решил немедленно войти в Синопскую гавань и напасть на турецкий флот.

В сущности, решив напасть на турецкий флот, Нахимов рисковал очень серьезно. Береговые батареи у гурок в Синопе были хорошие, орудия на судах также были в исправности. Но уже давно, еще с конца XVI в., турецкий флот, некогда один из самых грозных и дееспособных в мире, не имел в решающие моменты своего существования сколько-нибудь способных адмиралов. Так оказалось и в фатальный для Турции день Синопа. Осман-паша расположил, как бы веером, свой флот у самой набережной города: набережная шла вогнутой дугой, и линия флота оказалась вогнутой дугой, закрывавшей собой если не все, то многие береговые батареи. Да и расположение судов было, естественно, таково, что они могли встретить Нахимова только одним бортом: другой был обращен не к морю, а к городу Синопу. Гений русского флотоводца и первоклассный по своей боевой морали и выучке состав экипажей его эскадры справились бы со всеми препятствиями, даже если бы турецкое командование оказалось более дееспособ­ным.

На рассвете 18(30) ноября 1853 г. русская эскадра оказалась километрах в пятнадцати от Синопского рейда.

Турецкий флот, застигнутый Нахимовым, погиб полностью не уцелело ни одною судна, и погиб он почти со всей своей командой. Были взорваны и превратились в кучу окровавленных обломков четыре фрегата, один корвет и один пароход «Эрекли», который тоже мог бы уйти. Перед началом сражения турки были так уверены в победе, что они уже наперед посадили на суда войска, которые должны были взойти на борт русских кораблей по окончании битвы.

Турецкая артиллерия в Синопском бою была слабее нашей, если считать только орудия на судах (472 пушки против русских 716), но действовала она энергично. Нелепейшая расстановка судов турецкого флота обезвреди­ла, к счастью для Нахимова, некоторые из очень сильных береговых турец­ких батарей, но все-таки две батареи нанесли русским судам большой вред. Некоторые корабли вышли из боя в тяжком состоянии, но ни один не утонул.

Среди пленных находился и сам флагман турецкой эскадры Осман-паша, у которого была перебита нога. Рана была очень тяжелая. В личной храбрости у старого турецкого адмирала недостатка не было так же, как и у его подчиненных. Но одного этого качества оказалось мало, чтобы устоять против нахимовского нападения.

23 ноября, после бурного перехода через Черное море, эскадра Нахимова причалила в Севастополе.

II этап войны: апрель 1854 – февраль 1856 гг.: (Слайд № 8)

Обеспокоенные тем, что Россия полностью разгромит Турцию, Англия и Франция, в лице Австрии поставили России ультиматум. Они требовали, чтобы Россия отказалась покровительствовать православному населению Османской империи. Таких условий Николай I принять не мог.

Нападению подверглись:

на Черном море – Одесса,

на Балтике – Аландские острова,

на Баренцевом море – Кольский залив,

на Белом море – Соловецкий монастырь и Архангельск,

на Тихом океане – Петропавловск-Камчатский.

В сентябре 1854 г. армия союзников численностью более 60 тысяч высадилась в Крыму в районе Евпатории и начала наступление на Севастополь – главную русскую крепость на Черном море (Слайд № 9). Город был неуязвим с моря, но практически беззащитен с суши. После неудачи русских войск в сражении на реке Альме (Слайд № 10) главнокомандующий князь А.С. Меншиков (Слайд № 4) принял решение «сохранить связь с внутренними губерниями», для чего приказал отступить армии вглубь Крыма. По существу Севастополь стал обреченным. Попытки Меншикова помочь городу (Инкерманское сражение и сражение в долине смерти под Балаклавой) не увенчались успехом.

Оборона Севастополя(Слайды № 11-13)

- Почему оборона Севастополя считается единственной для русской армии светлой страницей всей крымской войны?

- Почему, высказывая несогласие с решением главнокомандующего затопить корабли, В.А. Корнилов и П.С. Нахимов не только выполнили этот приказ, но и нашли слова для подчиненных, доказывающие правильность этого решения?

- Почему действия главных сил противника были направлены против Севастополя?

17 октября 1854 г. началась первая бомбардировка Севастополя. Противник рассчитывал мощной бомбардировкой с моря и суши разрушить сухопутные укрепления крепости и штурмом овладеть ею. Однако огонь русских береговых батарей нанес ощутимый урон осадной артиллерии и кораблям французов и англичан, что заставило их отложить штурм города. Защитники Севастополя терпели острую нужду в оружии, боеприпасах и продовольствии. Однако в самых трудных условиях русские солдаты и матросы сохраняли высокий моральный дух и волю к борьбе. Для защиты города было принято решение затопить поперек входы в Севастопольскую бухту часть кораблей. Вице-адмирал В. А. Корнилов был против этого решения, но нашел в себе силы не только выполнить приказ, но и объяснить морякам необходимость этого поступка. Около 4 часов утра 10 сентября 1854 года было затоплено пять кораблей. Русская армия под командованием А. С. Меньшикова пыталась оказать помощь жителям Севастополя. 10 октября в долине между Севастополем и Балаклавой произошло сражение (Слайд № 14). Русским удалось внедриться в тыл и захватить несколько турецких орудий. В этом сражении легкая артиллерийская кавалерия, в которой служили представители самых аристократических фамилий Англии, потеряла около 1,5 тыс. человек. Это сражение подняло боевой дух русских войск. В то же время оно послужило хорошим уроком для союзников, которые выделили дополнительные силы для охраны своего тыла. Хотя операция не изменила положения осажденного города. Обстановка в городе и вокруг него была тяжелой. Защитники не были обеспечены в достаточном количестве бое­припасами, водой, продовольствием. После гибели В.А. Корнилова оборону возглавил П.С. Нахимов - герой Синопа.

Несмотря на трудности, защитники Севастополя наносили противнику ощутимые удары, осуществляя вылазки в расположение вражеских войск. Они выводили из строя живую силу и технику, разрушали траншеи, захватывали пленных. Родной город защищали даже дети. За храбрость десятилетний защитник пятого бастиона Коля Пищенко был награжден боевым орденом. Прославился своим мужеством Петр Макарович Кошка, который участвовал в восемнадцати вылазках в расположение вражеских войск, захватил десять «языков» и был награжден Георгиевским крестом.

Войска противника несколько раз штурмовали город. Иногда город был буквально засыпан бомбами и ракетами. Защитники же не могли отвечать огнем такой же силы, так как боеприпасов катастрофически не хватало. Кровопролитная борьба шла за один из важных рубежей Севастополя - Малахов курган.

Последние силы защитников Севастополя иссякали от потерь, вызванных непрекращающимся артиллерийским обстрелом союзников. 12 июля осажденные понесли самую значительную потерю - во время обороны Малахова кургана погиб адмирал Нахимов.

5(17) августа 1855 г. противник начал подготовку к новому штурму Севастополя массированной бомбардировкой, продолжавшейся до 24 августа (5 сентября). Всего было выпущено около 200 тыс. снарядов. В результате этого обстрела город был полностью разрушен, в нем не осталось почти ни одного целого дома. Тогда же противники начали генеральное наступление, направив главный удар на Малахов курган. Но защитники отбили атаку. Ценой больших потерь врагу удалось захватить Малахов курган, что и ре­шило исход обороны Севастополя. Гарнизоны города, его защитники, уничтожив батареи, пороховые погреба и потопив часть оставшихся кораблей, переправились на Северную сторону. 30 августа (11 сентября) были потоплены последние корабли Черноморского флота. В этот же день Александр II, вступивший на престол, отдал приказ о прекращении обороны Севастополя. Оборона Севастополя продолжалась 349 дней (Слайд № 17).

4. Герои обороны Севастополя

Студенты зачитывают доклады, посвященные участниками обороны города 1854-1855 гг. (В.А. Корнилов, В.И. Истомин, П.С. Нахимов, Э.И. Тотлебен, П.М. Кошка, Н.И. Пирогов, Даша Севастопольская).

5. Итоги войны.

Студенты знакомятся с текстом учебника и записывают условия Парижского мирного договора (Слайд № 18).

III. Закрепление материала:

Каковы главные итоги Крымской войны для России?

Каковы итоги Крымской войны для Англии и Франции?

Что послужило основной причиной поражения России в данной войне?

IV. Домашнее задание.

Прочитать «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого.

Можно ли привлекать это произведение в качестве источника? Аргументируйте свой ответ.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!