СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Любители русской словесности"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

материалы для углубленного изучения русского языка. как научить детей понимать художественное произведение через слово.

Просмотр содержимого документа
«кружок "Любители русской словесности"»

Программа кружка «Любители русской словесности» для учащихся 5-8 классов

Учитель : Смирнова Татьяна Афанасьевна

Язык есть исповедь народа:

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной.

П. А. Вяземский



Пояснительная записка

В современном обществе востребованы люди, способные грамотно, логично и точно излагать свои мысли. Но грамотная речь – это прежде всего внимательное отношение к слову, в котором отражен духовный опыт русского народа, его культурные традиции. Программа кружка предоставляет возможность научить детей видеть и слышать слово, расширить их словарный запас, употреблять слова с учётом семантики и сочетаемости.

Содержание занятий кружка предполагает изучение лексического состава языка, этимологии слов, обращение к историческому комментарию слова, изучение основ стихосложения и выразительных средств языка. Основой занятий должна стать работа со словарями различных типов и с лучшими образцами художественного слова. Участники кружка постепенно должны прийти к осознанию того, что слово – это материал, которым пользуются писатели для создания своих произведений. Поэтому, идя от слова к смыслу, можно научиться понимать художественное произведение как явление искусства слова, как единство содержания и формы. А следствием такого понимания станет способность учащихся к собственному речетворчеству и к самостоятельному восприятию литературных произведений.



Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год.

Количество часов: в неделю – 1 час;

за год – 34 часа.

Участники кружка – учащиеся 5-8 классов.



Основные формы кружковой работы : семинары, лекции, практические занятия, защита проектов, работа со словарями, выразительное чтение художественных произведений, сценические выступления, занятия-КВНы.





Цели кружка:

- повысить культуру речи учащихся;

- расширить представление о возможностях русского языка;

- научить понимать содержание художественного произведения через его словесную форму;

- совершенствовать умение создавать собственные тексты с использованием разнообразных выразительных средств родного языка.



Предполагаемые умения и навыки учащихся

  1. Ученик должен изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства; своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и жанров.

  2. Должен овладеть умением самостоятельно постигать смысл прочитанного, идя от слова к идее.

  3. Должен научиться использовать полученные знания о словесности для создания собственных речевых васказываний.





Содержание курса.



Что такое словесность.

Словесность как искусство слова. Разговорный язык и литературный. Язык художественной словесности. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Обогащение разговорного языка учащихся. Диалог и монолог.



Богатство лексики русского языка.

Лексическое значение слова и способы его определения. Омонимы и их роль в художественных произведениях. Роль синонимов в художественных произведениях. Антонимы и их роль в художественных произведениях. Понятие антитезы. Фразеологизмы, их культурологическая основа. Устаревшие слова и их роль в художественных произведениях. Работа с толковыми словарями.



Текст.

Текст как законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль текста. Способы связи предложений в тексте. Создание собственного текста на предложенную тему.



Стихотворная и прозаическая формы словесности.

Особенности стихотворной формы. Ритм стихотворения, виды рифм, стихотворные размеры. Обучение выразительному чтению. Проба пера.



Произведения устной народной поэзии.

Виды народной словесности. Сопоставление русских пословиц с иноязычными. Обучение выразительному чтению былин, рассказыванию преданий и легенд.



Эпическое произведение, его особенности.

Создание образа литературного героя средствами языка. Различение героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение эпических произведений и художественный пересказ.



Лирическое произведение и его особенности.

Двусложные и трехсложные размеры стиха. Аллитерация и ассонанс в стихотворном тексте. Выразительное чтение лирического произведения. Проба пера.



Драматическое произведение и его особенности.

Диалог и монолог. Реплика. Ремарка. Выразительное чтение по ролям. Мини-инсценировки.



Средства художественной изобразительности.

Знание и распознавание в тексте средств фонетики, лексики, синтаксиса. Употребление выразительных средств в собственных сочинениях. Выразительное чтение текстов, в которых имеются средства изобразительности.



Стилистика.

Функциональные стили языка. Стиль писателя. Выражение авторской индивидуальности.





Учебно-тематическое планирование занятий кружка «Любители русской словесности»



дата

Тема занятия

Виды деятельности


1


Вводное занятие. Понятие о словесности.


Составление тезисов лекции

2


Разговорный и книжный язык.

Работа с текстами.


3


Лексическое значение слова и способы его определения.

Работа со словарем

4


Омонимы.

Работа с текстом


5


Синонимы

Работа с текстом


6


Антонимы

Работа с текстом


7


Фразеологизмы, их культурологическая основа.

Работа со словарем


8


Устаревшие слова, их роль в художественном тексте.

Работа с текстом

9


Защита мини-проектов «Жизнь слова»



10


Текст. Способы связи предложений в тексте.

Работа с текстом



11


Создание собственных мини-текстов на заданную тему.

Редактирование текстов

12


Стихотворная форма словесности. Виды рифм.

Анализ стихотворений

13


Стихотворные размеры

Анализ стихотворений

14


Игра «Поэтический ринг»

Проба пера


15


Устная народная поэзия: былины, песни

Выразительное чтение

16


Пословицы как сокровищница народной мудрости

Сравнительный анализ русских и иноязычных пословиц

17


Эпическое произведение. Жанры. Терминология.

Запись тезисов


18


Понятие о литературном герое. Средства создания образа литературного героя.

Анализ произведений

19


Особенности лирического произведения.

Выразительное чтение

20


Автор и лирический герой.

Анализ стихотворений

21


Особенности драматического произведения. Терминология.

Запись тезисов

22


Сюжет драматического произведения

Чтение по ролям


23


Коллективное составление сценария по пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль»


24


Сценическое выступление. Эпизод «экзаменовки» Митрофанушки.

Коллективное обсуждение

25


Фонетические выразительные средства: ассонанс, аллитерация.

Анализ текстов

26


Лексические средства выразительности: метафора, олицетворение, эпитет

Работа с текстами

27


Синтаксические средства выразительности

Работа с текстами


28


Лингвопоэтический анализ текста



29


Составление собственных высказываний с использованием выразительных средств


30


Функциональные стили языка

Работа с опорной схемой

31


Стиль писателя

Анализ текстов


32


Художественный образ и действительность

Анализ текстов


33


Составление заметок в школьную газету



34


Литературный калейдоскоп. Игра.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!