СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок " Интересная грамматика"

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данной разработки является : формирование комммуникативных умений устной и письменной речи в тесной взаимосвязи с владением учащимися лексико - грамматическими средствами общения, развитие креативности мышления и памяти.

Просмотр содержимого документа
«Кружок " Интересная грамматика"»









ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«Коммуникативная грамматика»

для учащихся 7 классов

срок обучения 1 год

























Составитель:

учитель немецкого языка

Искакова В.Н.

Кадетская школа - интернат

Пояснительная записка

 

Основная задача школы с углубленным изучением иностранного языка состоит в том, чтобы обеспечить высокий уровень знаний учащихся, а также сформировать конструктивно думающую, свободную и динамичную в своих поступках личность, которая была бы способна интегрироваться в систему мировой и национальных культур.

В процессе обучения немецкому языку, имеющем коммуникативную направленность, работа над грамматической стороной речи играет подчиненную, служебную роль. Так же как и лексика, грамматические явления, предусмотренные программой этого УМК, предлагаются для продуктивного и рецептивного, или только рецептивного усвоения.

Ни один учебник и/или учебно-методический комплект не могут полностью соответствовать реальным потребностям учебного процесса в конкретной учебной группе.

Грамматический материал для учащихся 7 классов достаточно сложен, имеет много несоответствий со знаниями учащихся в русском языке, например пассивные конструкции, сослагательное наклонение, все временные формы глаголов и т.д. В УМК отводится недостаточно времени для закрепления грамматических тем, технологии заданий однообразны, что вызвало необходимость создания программы дополнительного образования «Коммуникативная грамматика» для учащихся 7 класса.

Грамматика - это та сфера языка, без владения которой речь не может считаться правильной. Формирование лингвистической компетентности связано в первую очередь с овладением грамматическим навыком. Итак, потребность в изучении немецкого при акцентировании внимания на самом сложном его аспекте – грамматике дает возможность говорить о необходимости и целесообразности создания программы по грамматике немецкого языка, которая призвана удовлетворить тех учащихся: а) кому не хватает упражнений на занятиях, чтобы отработать грамматическую тему, б) кому тяжело дается грамматика, а самостоятельно нет возможности осмыслить и начать использовать ту или иную конструкцию, в) кто допускает много ошибок в разговорной речи, г) которые желают углубить знания по грамматике в целях формирования коммуникативной компетенции.


Актуальность и новизна программы «Коммуникативная грамматика» определяется недостаточной теоретической разработанностью грамматического материала в УМК «Мозаика» и практической необходимостью выработки «автоматической» грамотности при спонтанном говорении. Коммуникативная грамматика – это не набор правил и норм, а продуманная система занятий по формированию и развитию навыков, непосредственно помогающих общению на иностранном языке.


Цель программы – формирование коммуникативных умений устной и письменной речи в тесной взаимосвязи с владением учащимися лексико-грамматическими средствами общения, развитие креативности мышления и памяти.

Указанная цель раскрывается в единстве ее взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного и практического.

 Воспитательный компонент цели заключается в формировании интереса к изучаемому языку, культуре страны изучаемого языка.

 Развивающий компонент цели предусматривает развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей личности.

 Образовательный компонент предусматривает расширение эрудиции обучаемых, их лингвистического и общего кругозора.

Практический компонент отработка навыков практического использования грамматики в речи.

Достижение целей этой программы реализуется посредством реализации личностно-ориентированного, компетентностного, коммуникативно-когнитивного и деятельностного подходов к обучению немецкому языку.

Программой предусмотрена возможность индивидуализации объема грамматических заданий, повышения мотивации обучения путем привлечения различных видов работы, коммуникативных заданий, рациональной организации самостоятельной работы с использованием инновационных технологий обучения. 


Отличительная особенность данной программы состоит не только в усиленном грамматическом тренинге, но и подборе коммуникативных заданий на соответствующие правила. Грамматические правила являются только вспомогательными опорами для понимания, важнее применение правил в речи. Этой цели служат упражнения, имеющие форму естественных диалогов в типичных ситуациях общения. Большинство упражнений, написанных современным разговорным немецким языком, составлены с использованием ситуативного контекста. Кроме того, с целью повышения мотивации обучения в программу включены короткие познавательные или забавные истории, языковой материал которых служит наглядной иллюстрацией сущности того или иного грамматического явления.


Эта программа является дополнением к курсу немецкого языка и рассчитана на учащихся 7 классов, имеющих потребность в углубленном изучении разделов грамматики немецкого языка, без знания которых невозможно формирование навыков и умений разговорной речи.


Программа рассчитана на 34 часа. Срок реализации 1 год.


Для проведения учебных занятий используются различные формы и методы работы.

Формы обучения: индивидуальные и групповые занятия, практические работы, творческие занятия, индивидуально-групповые занятия, дидактические игры, самостоятельные работы, проекты.

Основные методы:

  1. Преподавания: Объяснительный, информационно-коммуникативный, информационно-сообщающий, иллюстративный, поисковый.

  2. Учения: репродуктивный, исполнительский, проблемно-поисковый, рефлексия.

  3. Воспитания: убеждение, упражнения, личный пример.


Ожидаемые результаты 

     В результате окончания курса учащиеся должны

знать:

- грамматическую терминологию;

- принципы организации грамматического строя современного немецкого языка как системы, элементы которой определенным образом связаны друг с другом;

- морфологические формы частей речи немецкого языка;

- особенности синтаксической сочетаемости слов в составе фразы и предложения;

- особенности синтаксической организации предложения;

- порядок слов в предложении, виды и функции инверсии;

- типы сложных предложений, средства связи, виды придаточных предложений в составе сложноподчиненного;

- особенности использования грамматических единиц в зависимости от типа ситуации речи (устная/письменная, формальная/неформальная);

уметь:

- идентифицировать и комментировать использование изученных грамматических явлений в связном письменном тексте и устной речи;

- правильно использовать изученные грамматические структуры адекватно ситуациям речевого общения в соответствии с заданным функционально стилистическим регистром;

- определять и передавать соответствующими языковыми средствами коммуникативный центр предложения-высказывания;

- строить связные тексты с соблюдением правил текстопостроения;

- переводить с русского языка на немецкий язык и с немецкого языка на русский с соблюдением грамматических норм обоих языков;

- обнаруживать ошибки в своих и чужих (устных и письменных) речевых произведениях и исправлять замеченные ошибки; 

- пользоваться лингвистическими справочными материалами и современными техническими средствами.


Контроль достижения планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий, в результате проведения проверочных работ, тестирования по грамматике и лексике, а также ведении диалога с учащимся, включение в полилог, участие в мероприятиях по иностранному языку.


Тематический план программы дополнительного образования

«Коммуникативная грамматика»


Раздел/тема

Количество часов

Формы контроля

теория

практика

всего

I.

Глагол

1. Предпрошедшее время, будущее время; употребление времен; систематизация временных форм глаголов;

2. Пассив: настоящее, прошедшее, будущее время;


3. Инфинитив с [zu] и без [zu]; инфинитивные конструкции (an)statt ... zu, ohne ... zu




1



1




1



2



2




2



3



3




3



Лексико-грамматический тест


Лексико-грамматические кроссворды


Проект: «Зачем мы путешествуем?»

II.

Имя существительное

  1. Типы склонений существительных;



  1. Систематизация множественного числа существительных; существительные, образованные от глаголов



1




1


2




1


3




2


Лексико-грамматический тест


Викторина: «Предметы вокруг нас».

III.

Местоимения

  1. Указательные, притяжательные, отрицательные, относительные, неопределенно-личные, вопросительные местоимения; безличное местоимение es



1


3


4


Лексико-грамматический тест.

IV.

Прилагательные

1. Склонение имен прилагательных после определенного, неопределенного артикля и без артикля


1


3


4


Письмо другу (свободная тема с максимальным употр. прилагат.)


V.

Числительные

1. Дробные числа


1


1


2


Грамматический тест

VI.

Предлоги

1. Употребление предлогов, требующих Akkusativ (bis, durch, für, gegen, ohne, um, entlang ), Dativ (seit, außer, gegenüber, dank), Genitiv (während)



1


2


3


Проект «Незабываемые впечатления о Германии».

VII.

Союзы

1. entweder ... oder, sowohl ... als auch, weder ... noch, nicht nur ... sondern auch, deshalb, deswegen, darum



1


1


2


Грамматический тест

VIII.

Сложноподчиненные предложения

1. Придаточные времени (с союзами nachdem, als, wenn, während, solange, bevor (рецептивно), seit (dem), bis), причины (с союзом da, weil) уступительные (с союзом obwohl); придаточные цели, условные (реальные), определительные (der, die, das …)



2


3


5


Озвучивание видеосюжетов; перевод текста; заключительный лексико-грамматический тест


Всего:

12

22

34





Содержание программы


  1. Морфология. Части речи.

    1. Глагол

Общие сведения.

Классификация глаголов по их роли в предикате: самостоятельные, вспомогательные, модальные

Основные формы немецкого глагола

Отделяемые и неотделяемые приставки

Морфологическая классификация глаголов: стандартные (слабые), нестандартные (сильные и неправильные), глаголы с вариантным спряжением.

Грамматические категории личной формы глагола. Категория лица и числа; категория времени; система временных форм; образование, значение и употребление форм предпрошедшего и будущего времени.

Категория залога. Пассив действия, его значение, образование и употребление (двухчленная и трехчленная конструкция). Одночленный пассив действия, пассив состояния, его значение, образование и употребление.

Употребление инфинитива с [zu] и без [zu], употребление инфинитивных конструкций.

  1. Существительное

Общие сведения.

Семантико-структурные классы существительных: абстрактные, конкретные, нарицательные, собирательные, вещественные, имена собственные.

Грамматические категории

Категория (классификационная) грамматического рода; род производных и сложных существительных.

Категория (формоизменительная) числа; её структура (единственное и множественное число. 5 (суффиксальных) типов образования множественного числа: -e, -er, -n/en, нулевой (без суффикса), -s; вариативность форм множественного числа некоторых существительных.

Категория (формоизменительная и синтаксическая) падежа. Система падежей немецкого существительного. Склонение существительных, его связь с категориями грамматического рода и числа; парадигмы склонения в единственном и множественном числе.

  1. Местоимение

Классификация местоимений, их синтаксические функции.

Указательные, притяжательные, отрицательные, относительные, неопределенно-личные, вопросительные местоимения; безличное местоимение [es]

Типы склонения местоимений.

  1. Прилагательное

Общие сведения.

Синтаксические функции прилагательных: определение, обстоятельство, предикатив.

Типы склонения прилагательных: при определенном артикле и его заместителях, при неопределенном артикле, при нулевом артикле, при притяжательном местоимении.

  1. Числительное

Дробные (простые и десятичные) числительные. Образование числительных, синтаксические функции числительных.

  1. Предлог

Сущность и функции предлогов. Наиболее употребительные предлоги. Управление предлогов (только винительным, только дательным, только родительным) падежами. Слияние предлога с артиклем. Устойчивые предложные сочетания.

  1. Союз

Сущность и функции союзов. Виды союзов: сочинительные и подчинительные. Классификация сочинительных союзов; их употребление в простом и сложносочиненном предложениях.


  1. Синтаксис.


    1. Простое предложение

Базовые схемы порядка слов и их употребление в повествовательных, вопросительных и побудительных предложениях.

    1. Сложноподчиненное предложение.

Порядок слов в придаточном предложении с союзом или релятивом. Порядок слов в главном предложении, расположенном после придаточного.

Придаточные времени (с союзами nachdem, als, wenn, während, solange, bevor (рецептивно), seit (dem), bis), причины (с союзом da, weil) уступительные (с союзом obwohl); придаточные цели, условные (реальные), определительные (der, die, das …)


Для реализации программы «Коммуникативная грамматика» необходимо:


Материально-техническое обеспечение

Методическое и дидактическое обеспечение

Компьютеры, принтер, сканер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, магнитофон.

Подборка информационной и справочной литературы, учебно-тренировочные материалы по грамматике, CD - диски, аудиокассеты, материалы по грамматике из журналов «Vitamin.de» (интернет версия) и «Letter», Аудиокурс „Lehr- und Übungsbuch der deutschen Grammatik“, доступ в Интернет.


Методическое обеспечение программы


Название раздела

Формы0
организации занятий

Методы и приёмы

Дидактический
материал,
техническое
оснащение

Формы
подведения итогов

1

Глагол

1. Предпрошедшее время, будущее время; употребление времен; систематизация временных форм глаголов;

2. Пассив: настоящее, прошедшее, будущее время;

3. Инфинитив с [zu] и без [zu]; инфинитивные конструкции (an)statt ... zu, ohne ... zu


Урок-лекция,

работа в малых группах, система «консультант», индивидуальная самостоятельная работа.

Грамматические игры, работа на грамматическом тренажёре, выполнение КЗ, метод проекта.

Грамматические схемы и таблицы, Sprachkarten журнала «Vitamin.de», аудиоматериалы, доступ в интернет, мультимедийный проектор, компьютер.

Тестовые задания, проект «Зачем мы путешествуем?»

2

Имя существительное

  1. Типы склонений существительных;

  2. Систематизация множественного числа существительных; существительные, образованные от глаголов


Учебное занятие,

творческие задания, индивидуальная самостоятельная работа.

Грамматические игры, проблемно-поисковый метод, выполнение КЗ, воспроизведение, составление
по аналогии.

Конспект занятий, СД диск, СД проигрыватель, тесты из брошюры А. Бартош «Alles Klar!».

Тестовые задания, викторина «Предметы вокруг нас».

3

Местоимения

Указательные, притяжательные, отрицательные, относительные, неопределенно-личные, вопросительные местоимения; безличное местоимение es


Учебное занятие, работа в малых группах, индивидуальная самостоятельная работа.

Репродуктивный, исполнительский,

творческое
использование полученных
знаний, перенос знаний из
знакомой в незнакомую
ситуацию.

Электронный иллюстративный материал, Sprachkarten журнала «Letter».

Лексико-грамматический тест.

4

Прилагательные

1. Склонение имен прилагательных после определенного, неопределенного артикля и без артикля

Ролевая игра, творческие задания, индивидуальная работа.

Работа на грамматическом тренажёре, грамматические игры.

Конспект занятий, Sprachkarten журнала «Vitamin.de».

Письмо другу (свободная тема с максимальным употр. прилагат.)

5

Числительные

1. Дробные числа

Учебное занятие, работа в малых группах.

Репродуктивный, воспроизведение, составление
по аналогии.

СД диск, СД проигрыватель или мультимедийный проектор.

Грамматический тест

6

Предлоги

1. Употребление предлогов, требующих Akkusativ (bis, durch, für, gegen, ohne, um, entlang ), Dativ (seit, außer, gegenüber, dank), Genitiv (während)

Учебное занятие, индивидуальная самостоятельная работа, творческие задания.

Работа с иллюстрациями, Грамматические игры, выполнение КЗ, метод проекта.


Конспект занятий, Sprachkarten журнала «Letter», КЗ из брошюры J. Busse «TRAINING DEUTSCH».

Проект «Незабываемые впечатления о Германии».

7

Союзы

1. entweder ... oder, sowohl ... als auch, weder ... noch, nicht nur ... sondern auch, deshalb, deswegen, darum

Учебное занятие, работа в малых группах.

Проблемно-поисковый метод, перенос знаний из
знакомой в незнакомую
ситуацию.

Грамматические схемы и таблицы, Sprachkarten журнала «Vitamin.de».

Грамматический тест

8

Сложноподчиненные предложения

1. Придаточные времени (с союзами nachdem, als, wenn, während, solange, bevor (рецептивно), seit (dem), bis), причины (с союзом da, weil) уступительные (с союзом obwohl); придаточные цели, условные (реальные), определительные (der, die, das …)


Мини лекция, ролевая игра, индивидуальная самостоятельная работа, творческие задания.

Проблемно-поисковый метод, творческое использование полученных знаний, выполнение КЗ.

Грамматические схемы и таблицы, тесты из брошюры М. Воробьевой «Тренировочные тесты по немецкому языку», Sprachkarten журнала «Letter», мультимедийный проектор.

Озвучивание видеосюжетов, перевод текста, заключительный лексико-грамматический тест.

Список литературы для учителя

  1. Баева Г.А. Морфология современного немецкого языка в комментариях и упражнениях: Учебное пособие; С.-Пб.:Издательство С.-Петербургского университета

  2. Биркенгоф Г.М., Молчанова И.Д. Bist du in der deutschen Grammatik beschlagen? M.

  3. Dreyer, H. Lehr- und Übungsgrammatik der deutschen Grammatik / H. Dreyer, J. Schmitt. – München: Max Hueber Verlag, 2000.

  4. Duden. Das Standardwerk zur deutschen Sprache: in 12 Bänden / hrsg. von der Dudenredaktion. – 6., neu bearb. Aufl. – Mannheim, Leipzig, Wien, Zürich: Dudenverlag – Bd. 4: Duden. Grammatik der deutschen Gegenwartssprache / hrsg. v. Dudenred.

  5. Jung W. Grammatik der deutschen Sprache. - Leipzig

  6. Мейль К., Арндт Т.М. Немецкие глаголы: Справоч.рук-во. - СПб: Лань

  7. Паремская, Д.А. Немецкий язык. Практическая грамматика / Д.А. Паремская, О.В. Борчук. – Минск: Выш. школа

  8. Сущинский И.И. Местоимения в современном немецком языке. – М.

  9. Сущинский И.И. Предлоги в современном немецком языке. – М.

  10. Шульц Х., Зундермайер В. Немецкая грамматика с упражнениями. – М.: Лист

Интернет-ресурсы 

www.daf-unterricht.ru

www.deutschalsfremdsprache.com

www.fremdsprachenunterricht.de

www.studygerman.ru

www.1september.ru


Список литературы для учащихся

    1. А.К. Бартош, Alles klar!, тесты 7 класс, Дрофа, Москва

    2. Jochim Busse, TRAINING DEUTSCH, Max Hueber, München

    3. М.Н. Воробьева, Тренировочные тесты по немецкому языку

    4. Т.А. Ершова, От формы к содержанию ТЕСТЫ, Высшая школа, Москва

    5. О.Ю. Зверлова, Немецкий язык 30 тестов по грамматике, Изд. МАРТ, Москва

    6. Grundwortschatz Deutsch, ÜBUNGEN UND TESTS, Ernst Klett, Stuttgart

    7. EINSTUFUNGSTESTS FÜR ANFÄNGER – UND FORTGESCHRITTENENKURSE, DaF, Verlag für Deutsch

    8. О.А. Радченко, ТЕСТЫ НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК, Дрофа, Москва

    9. TEST DEUTSCH ALS FREMDSPRACHE, TestDaF-Institut, Hagen

    10. М.А. Черкасс, TEXTE UND TESTS, Аверсэв, Минск

    11. Интернет-ресурсы 

www.testdaf.de

www.goethe.de

www.w4.com



14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!