СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Крещение Руси. Князь Владимир

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Князь Владимир, Крещение Руси. Карта урока по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Крещение Руси. Князь Владимир»

  1. Разработка урока



Организационная информация

Тема урока

«Владимир Святославович. Принятие христианства на Руси»

Предмет

История России

Класс

6 класс

Автор урока (ФИО, должность)

Широкова О.Н., учитель истории

Образовательное учреждение

МБОУ Овсянковская оош

Методическая информация

Тип урока

Комбинированный

Цели урока

Познакомить учащихся с деятельностью князя Владимира Святославича; сформировать представление о значимости принятия Русью христианства для дальнейшего развития государства.


Задачи урока

Задачи:

Образовательные задачи:

- составить исторический портрет князя Владимира;

- выяснить причины, ход и значение крещения Руси;

- развивать навыки работы с историческим источником, картой, текстом учебника.

Воспитательные задачи:

- формировать чувство взаимопомощи при работе в группах;

-способствовать воспитанию уважения к истории и прошлому своего народа, формированию гуманистических и гражданских позиций, пониманию роли личности в истории.

- воспитывать толерантное отношение к религии и религиозным воззрениям;

Развивающие задачи:

- развивать в ходе урока историческое мышление учащихся.

- на основе рассмотрения причин, а также итогов крещения Руси, развивать у учащихся умение выделять главное и проводить причинно-следственные связи;

- способствовать формированию умения работать с текстом учебника и картой; совершенствовать технику и культуру речи.



Понятия к уроку

крещение, христианство, Византия, князь Владимир,

Оборудование:


  • Компьютер и проектор.

  • Презентация «Князь Владимир и крещение Руси».

  • Учебник «История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина

  • Исторические документы.

  • Карта


Методы

Проблемно-поисковый

Ситуативный

Самоконтроль

Элементы технологии критического мышления «корзина идей и понятий»,написание кластера


Формы работы

Индивидуальная

Фронтальная

Групповая


















Технологическая карта урока


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат

1.Организационный момент: (3 мин) определить цель урока, обозначить в какой форме будет проходить урок, напомнить о технике безопасности работы с компьютера.

Сегодня мы с вами продолжим путешествие истории по Древнерусского государства







Разгадать загадки.

Был грозным князь сей для врагов

От Киева до Цареграда,

Но плохо слушал он волхвов,

И смерть была ему наградой

Олег



Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Не смог он греков победить,

«По людям» стал потом ходить.

Но много дани захотел –

Печален был его удел.

Игорь





За Мала замуж не пошла,

Его послов живьем сожгла,

Во всем порядок навела,

Потом крещенье приняла.

Ольга





Хазар разбил, болгар разбил.

Да, жить он дома не любил.

Как воин, голову свою

В неравном он сложил бою.

Святослав





Работа на доске: работа с датами, понятиями.

Соотнесите даты и события:

945 год - поход Олега на Византию

964 – 966 годы- убийство Игоря древлянами

911 год- разгром Святославом Хазарского каганата

944 год- гибель Святослава

972 год-договор Игоря с Византией







Назвать дату, соотносят её с событием

1СТАДИЯ -ВЫЗОВ



Определить тему сегодняшнего урока поможет понятийный ряд.

Перед вами понятия, объединенные одним смыслом, определите, что их объединяет: князь Владимир. крещение, язычество, христианство, укрепление, сплочение, православие, Византия, княгиня Ольга,. Днепр, наука, стабильность.





Перечисление главных богов, низших божеств.



- Какие ключевые слова нам помогут сформулировать тему урока?



Князь Владимир, крещение, христианство

  • учащиеся актуализируют свои знания по религии восточных славян;

  • пытаются выделить главное отличие язычества от христианства;

  • выясняют, что первоначально Владимир был приверженцем язычества;

  • знакомятся с понятием христианство



Учитель вместе с учащимися формулируют тему урока «Владимир Святославич. Принятие христианства на Руси»



Самым значимым событием в княжение Владимира является крещение Руси
- Что вы уже знаете по данной теме?



Работа со словом – « Крещение – христианский обряд принятия кого-нибудь в число верующих, приобщение к церкви…» (словарь Ожегова)





Работа с картой

Опережающее индивидуальное задание:  познакомиться с правлением князя Владимира и доказать, что при нем окрепло Древнерусское государство.




















Итак, докажите, что при князе Владимире окрепло Древнерусское государство?




Под властью Владимира были объединены все восточнославянские племена и некоторые их соседи. Местных князей Владимир заменил своими сыновьями, а в городах появились посадники-местные правители, управлявшие от имени князя. В разных направлениях прокладывались прямоезжие дороги. Но главной задачей была защита Руси от печенегов. Каждый год нападали печенеги на русские земли, разоряли города и деревни, угоняли в рабство мужчин и детей.

По приказу Владимира вдоль Днепра были построены крепости, валы, непреодолимые для печенежской конницы. В степи были поставлены заставы. 





  • Расширил территорию государства

  • Основание новых крепостей-городов

  • Защитил жителей от набегов (печенегов)

  • Упорядочил управление государством






Запись в тетрадь: Владимир покорил и объединил под своей властью фактически все восточнославянские, часть финно-угорских и некоторые литовские племена.









Владимир понимал, что опираясь лишь на военную силу, трудно сохранить власть в своих руках, а государство единым.
А что ещё нужно для укрепления государства и его процветания?

Единая религия, духовное сплочение людей, объединение народа на основе веры


Запись даты крещения Руси в тетрадь( 988)



  Каковы преимущества единой религии перед язычеством?

Государственное объединение на новой духовной основе, укрепление власти князя, приобщение Руси к новым духовным, культурным ценностям




Владимир мог выбрать любую религию, но остановился на православном христианстве. Почему? На этот вопрос нам помогут ответить гости из прошлого.







Сейчас вы посмотрите инсценировку о выборе веры и ответите на вопрос, как автор объясняет причины принятия православия.



Инсценировка

Автор: Прибыли к Владимиру представители различных стран с рассказами о своей вере: мусульманин из Волжской Булгарии, хазарский иудей, посол папы римского и грек из Византии.

Мусульманин: Ты, князь, мудр, а закона не знаешь. Уверуй в наш закон и чти Мухаммеда.

Владимир: А какова вера ваша?

Мусульманин: Веруем в Аллаха, а Мухаммед, его пророк, учит нас не есть свинины, не пить вина, зато жен иметь можно много.

Владимир: На Руси пить вино - главное веселье.

Католик: Мы посланники римского папы. Земля наша такая же, как ваша, но мы молимся Богу, сотворившему всё живое, а вы – простому дереву.

Владимир: В чем вера ваша?

Католик: Все, что мы делаем – во славу Божию.

Владимир: Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли вашу религию.

Иудей: Наш Бог истинный. Мы не едим свинины и зайчатины. Отдыхаем в божий день субботу.

Владимир: Где же земля ваша?

Иудей: В Иерусалиме была, но Бог разгневался на наших предков и рассеял их по разным странам.

Владимир: Как вы других учите, если сами отвергнуты богом и рассеяны.

Православный: Нет лучше нашей веры, так как она - правильная.

Автор: Задумался Владимир, какую религию принять. И решил отправить послов в различные страны, пусть де испытают веру.

1 посол: Видели мы, как мусульмане молятся в мечети: сидят на коленях, и нет веселья, одна печаль, не добр их закон.

2 посол: Были мы в римских храмах, видели их службу, но нет там никакой красоты.

3 посол: И пришли мы к грекам и ввели нас туда, где они служат своему Богу, и не знали, на небе мы или на земле. И не можем мы забыть красоты той. Если бы плоха была эта вера, не приняла бы её твоя бабка Ольга, мудрейшая из всех людей.

Владимир: Так посему и быть.



- Почему Владимир решил принять православие?



1. Православные храмы красивые

2. Православие не противоречило русским обычаям

3. На Руси уже были христиане – Ольга, купцы, дружинники.





Работа с рабочим листом

Крещение Руси происходило быстро или это длительный процесс?



Этапы

крещения

Вопрос

Предполагаемый

ответ

Выводы

I этап

Почему Владимир отклонил трех из четырех миссионеров?

    1. Немец - латынь - неэффективная проповедь

    2. Болгары — обрезание и отказ от вина — нарушение традиции дружинных пиров, на которых решались государственные вопросы, и князь выказывал свое уважение дружине (о тесной взаимосвязи между дружиной и князем см. задание 2 «Восстание древлян».

    3. Иудеи потеряли свою землю — и это неприемлемо для Владимира


II этап

Что являлось для послов главным критерием в выборе религии?

Личные ощущения, душевный комфорт.


III этап

Какова цель крещения Владимира в Корсуни?

Получив руку принцессы Анны и став зятем византийского императора Владимир укрепил отношения со своим самым могущественным южным соседом — Византией.


IV этап

Какими методами проводилось крещение?

Зачастую силовыми методами: «Добрыня крестил Новгород мечом, а Путята огнем».




Выводы

1.этап. Главная задача, которую ставит перед собой Владимир при крещении укрепление государства при сохранении сложившихся традиций.

2 этап. Религия подбирается так, чтобы она соответствовала менталитету (т.е. мировоззрению, мировосприятию и реакции народа на окружающий мир).

3 этап. С помощью принятия христианства укрепляется внешнеполитическое положение и международный авторитет Руси

4.этап

Крещение Руси осуществлялось политическими методами



2СТАДИЯ- ОСМЫСЛЕНИЯ



Предполагаемые вопросы:

Каково значение принятия христианства на Руси?

Вашими помощниками будут учебники, карты, исторические документы. Искать ответы на вопросы вы будете в группах. Вспомним правила работы в парах ( алгоритм работы с текстом)

Время на работу 10 мин. По истечении времени представители групп будут отвечать.



1 - изучите текст учебника на стр.39 пункта «Причины принятия христианства», обсудите содержание и заполните схему:



Причины

принятия христианства

1. Византия не посягала на территории Киевской Руси

2. Необходимость в укреплении княжеской власти, сплочении племён

3. У Руси и Византии были давние связи по пути «из варяг в греки». Русская знать привыкла заимствовать многие обычаи и традиции из православной Византии

4. Послам Владимира православное богослужение в Софии Константинопольской показалось самым красивым и значительным из всех, что они видели.

5. Княгиня Ольга была христианкой. Христианами были многие русские купцы и дружинники.

6.Укрепление международного авторитета Руси.



2 изучите отрывки из «Повести временных лет» о крещении Руси, обсудите их содержание и ответьте на вопросы:

«Крещение Руси»



«Владимир повелел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они его святого крещения…Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб,- будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря:

«Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там… Владимир был рад, что познал Бога сам и люди его и приказал рубить(ставить) церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры (идолы). Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых».

  1. Подчеркнуть фразу князя Владимира, которая заставила людей пойти на крещение.

  2. Подчеркнуть название реки.

  3. Подчеркнуть предложение, что было поставлено вместо идолов





Индивидуальная работа учащихся

Взаимопроверка в парах.

Физкультминутка:

Учитель задаёт вопросы.

Кто согласен – встали

Кто не согласен - сели

  1. Перун – это бог грома и молнии (да)

  2. князь Владимир крестился в Киеве (нет)

  3. Крещение князя состоялось 988 году? (да)

  4. Князь Владимир получил прозвище в народе Грозный? (нет)



Каково значение принятия христианства?

Сделаем вывод о значении принятия христианства.











Ответ оформите в виде кластера

(запись в тетрадь)

















  1. Укрепление власти князя, сплочение общества.

  2. Возникала Русская православная церковь

  3. Появление школ и художественного церковного искусства (создание фресок, икон, мозаик, древнерусская архитектура без единого гвоздя).

  4. Смягчение нравов: исчезла кровная месть, многоженства, убийства стали реже, ограничена алчность, люди стали помогать бедным.

  5. Изменился быт наших предков (возможны другие формулировки)

  6. Кровавые жертвоприношения сменились церковными правилами, охраняющими семью, человеческую жизнь.

  7. Русичи стали учиться у православных церковной письменности (кириллице), архитектуре, живописи.

  8. На Руси появились каменные церкви (Десятинная) и монастыри (Киево-Печерский).



3 СТАДИЯ-РЕФЛЕКСИЯ

Для проверки знаний по теме выполняют тест.

1. Кто крестил Русь?

А) Святослав Б) Владимир В) Ольга Г) Игорь

2. Что способствовало принятию христианства?

А) Доступность и простота вероисповедания

Б) Многолетние торговые и политические связи с Константинополем

В) Заставила княгиня Ольга

3. Где был крещен Владимир.

А) Херсонес Б) Киев В) Константинополь

4. Из какой страны пришло христианство?

А) Византии Б) Булгария В) Сербия

5. Почему до Х века на Руси не строили храмы?

А) Не умели строить Б) Поклонялись идолам

6. Определите внешнеполитическое значения принятия христианства.

А) Начала распространяться письменность Б) Укрепление связи с Византией В) Социальное расслоение и имущественное неравенство требовало идеологического обоснования.

7. Когда было введено христианство?

А) 988 г. Б) 987г. В)998 г.

8. В чем культурное значение введения христианства?

А) Начала распространяться письменность Б) Усилилась власть Киевского князя В) исчезла кровная месть





Саморефлексация. 1. Заполнить таблицу, поставить + или – в столбцах в соответствии с ощущениями, полученными в процессе урока





сегодня я узнал много нового и полезного


на уроке было интересно и познавательно


урок показался мне скучным


я хотел бы продолжить работу по этой теме


обязательно поделюсь полученными знаниями с друзьями


продолжу изучение данной темы самостоятельно






Комментирует, объявляет оценки за работу на уроке.

Что нового вы узнали на уроке?

Что понравилось на уроке?

Что было самым сложным?

Дают ответ

Домашнее задание – § 5, выучить основные понятия и термины, составить кроссворд из новых слов



Ожидаемый результат

  1. По горизонтали:5. Религия, в 988 году официально принятая на Руси

  2. По вертикали:

1. Взяв этот город, князь Владимир продемонстрировал военную силу и вынудил византийского императора отдать свою сестру ему в жены. 2. Православная церковь отменила кровную … 3. Византийская принцесса, с которой Владимир венчался по православному обряду. 4. Общины монахов, принимавшие единые правила жизни («келья отшельника»)







.

















Литература.

1. Учебник «История России: с древнейших времен до конца XVI века: учеб. для 6 кл. Общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М.: Просвещение, 2011

2. Программа А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История 6-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений». М. : «Просвещение»,2008 г.

3. Белов О.А. Как была крещена Русь. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1989. – 320с.: ил. - с.10-13, 131.


4. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей: В 2 кн. Кн 1 / А.О. Ишимова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 460 с. – с. 23-26

5. В.В.Мильков. Н.Б.Пилюгина. Христианство и язычество: проблема двоеверия. М., “М”., 1987 г., с.270-271

6. Б.А.Рыбаков. Мир истории. Начальные века Русской истории. М. ”М.Г.” 1987 г. с.142

7. А.Д.Сухов. Введение христианства на Руси. Соц. предпосылки и последствия крещения Руси. М. Мысль. 1987 г.

























Самоанализ урока.

Тема: «Владимир Святославович. Принятие христианства на Руси»

Тип урока: комбинированный

Данный урок 5 из раздела « Русь Древняя », он опирается на знания, полученные учащимися ранее и является фундаментальным к усвоению последующих тем курса. Тест в итоге уроке, позволили не только обобщить и систематизировать исторический материал.

Важно отметить, что урок строился на принципах сотрудничества учащихся и педагога: заполнение схемы превращалось в совместный поиск в духе педагогики сотрудничества. Учащиеся стали авторами таблицы «Этапы крещения Руси» и в итоге сами смогли сделать обобщение, а в результате у них осталось представление об общем ходе исторического процесса в 10 веке.

На уроке ставились и решались задачи:

– образовательные: усвоение всеми учащимися стандартного минимума фактических сведений о событиях;

– развивающие: формирование основных компетенций учащихся (выделять главное, сравнивать, анализировать, делать собственные выводы);

– воспитательные: развитие интереса к прошлому как «кладовой образцов дурного и хорошего».

Урок был запланирован таким образом, чтобы была обеспечена комплексность и взаимосвязь поставленных целей и задач.

При планировании урока учитывались возрастные особенности класса. В соответствии с задачами урока было подобрано содержание учебного материала, использовались различные методы обучения: словесный, наглядный, интерактивный. Для активной мыслительной деятельности учащихся на уроке были использованы следующие режимы работы: «учитель - класс», «ученик - ученик», «ученик - класс». Применение разнообразных форм работы: фронтальная, парная, индивидуальная, самостоятельная, творческая позволили сделать урок более интересным. В течение урока наблюдались межпредметные связи с такими предметами как экология, биология и информатика.

Для продуктивного качественного проведения урока использовались информационно-коммуникативные технологии обучения в виде демонстрации презентации и предложенных тестов контроля знаний учащихся.

Урок начат организованно, был проведен эмоциональный настрой учащихся.

На следующем этапе учащиеся самостоятельно определили цели и задачи урока. Учащиеся показали достаточный уровень владения изученным материалом, однако хотелось, чтобы на уроке произошло совершенствование знаний учащихся: углубление; расширение; превращение знаний учащихся во взгляды и убеждения.

Комбинированный тип урока позволяет связать между собой задачи обучения, развития и воспитания, соединить в деятельности учеников твердые учебные навыки, эвристические состояния, нравственные убеждения. Содержание данного урока предоставляет прекрасные возможности для постановки и осуществления также и целей развития собственно образовательного процесса: диагностических, познавательных, исследовательских.

Данный урок дидактически весьма актуален. В ходе работы формировались сложные умения: ставить и решать проблемы, рассуждать по аналогии, делать выводы на основе сравнений и обобщений. Для актуализации и обогащения субъектного опыта детей была организована исследовательская работа, к которой подключились дети с самыми разными способностями. Каждый желающий здесь мог проявить инициативу и самостоятельность.

Учебное взаимодействие на уроке строилось, по большей части, на основе диалога и полилога: работа в парах и последующая беседа, анализ и сопоставление при определении значения крещения Руси. Учитывая индивидуальные особенности учащихся (темперамент, мышление, уровень развития способностей, интеллекта, темп учебной деятельности), детям предлагались посильные задания – участие в инсценировке, индивидуальное сообщение, мультимедийная презентация.
На уроке рационально использовались выбранные методы: словесные, наглядные, исследовательский метод.

Стимулирование, организация, контроль и оценка использовались для управления учебной деятельностью школьников.

Для проведения урока были созданы учебно-материальные, морально-психологические, гигиенические, эстетические, временные условия.

В ходе урока не было отклонений от плана, поставленные задачи были решены.















17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!