СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Крещение Руси"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Крещение Руси"»

Разрешите представить вам мою работу на тему : «Крещение в Днепре и дальнейшее распространение Православия на Руси.

Цель работы – выяснить ход крещения в Киеве и следствие распространения христианства в Русской земле.

Передо мной стоят задачи:

  1. Рассмотреть решимость Владимира в истреблении языческих идолов.

  2. Проследит ход торжественного обряда.

  3. Показать как не сразу новая религия проникла в сознание людей.


Вернувшись в Киев, первым делом Владимир крестил своих сы­новей и близких людей. А следом за этим поспешил истребить прежние идо­лы, которых он сам же когда-то и поставил. Одни были изрублены, другие сожжены или утоплены. Изумленный народ не смел защи­тить своих мнимых богов и только проливал слезы.

Пример решимости Владимира — история с уничтожением Перуна, главного языческо­го бога. «...Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Бори-чеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не при­няли еще они святого креще­ния.

Затем послал Владимир по всему горо­ду сказать: „Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или ни­щий, или раб, — будет мне врагом". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: „Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре"».

На следующий же день вышел Владимир с попами на Днепр, где уже собралось «людей без числа». Они вошли в воду, одни — по шею, другие — по грудь, многие держали на руках младенцев, а крещеные уже бродили по реке, вероятно, уча некрещеных, как вести себя во время таинства. Священники на берегу чита­ли молитвы. Когда завершился торжествен­ный обряд и Священный Собор «нарек всех граждан киевских христианами», Владимир, как свидетельствует летопись, произнес мо­литву: «Творец земли и неба! Благослови сих новых чад Твоих; дай им познать Тебя, Бога истинного", утверди в них Веру правую. Будь мне помощию в искушениях зла, да восхвалю достойно имя Твое!» Так крестились киевля­не, а за ними и вся Русь. Однако далеко не сразу новая религия глубоко проникла в со­знание людей, поскольку невозможно было вдруг отказаться от старой веры.

Непосредственным следствием принятия христианства и распространения его в Русской земле, указывает С. М. Соловьев, было постро­ение церквей. Владимир соорудил в Киеве де­ревянную церковь Святого Василия на том ме­сте, где стоял Перун, а из Константинополя призвал искусных зодчих для того, чтобы они построили каменный храм именно на том месте, где приняли смерть за веру «благочестивый варяг и сын его» — первые мученики за хри­стианскую веру.

Конечно, трудно было бы ожидать, что неграмотная и тёмная страна моментально последует за своим властителем.

Относительно спокойно крещение приня­ли только в Киеве, да и то немало людей бе­жало в степи, чтобы не подвергаться новым обрядам. На части территорий христианство насаждалось силой (особенно в северных об­ластях, где влияние язычества было особенно сильным); при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям.

До сих пор сохранилось выражение, что Русь крестили «огнем и мечом».

Согласно некоторым летописным за­писям, активное сопротивление введению христианств оказал Новгород: он был кре­щен в 990 году епископом Иоакимом. По свидетельству так называемой Иоакимовой летописи, «когда в Новгороде узнали, что Добрыня идет крестить, то собрали вече и по­клялись все не пускать его в город, не давать идолов на ниспровержение, и, точно, когда Добрыня пришел, то новгородцы разметали большой мост и вышли против него с ору­жием. Добрыня стал было уговаривать их ласковыми словами, но они и слышать не хотели.

. Епископ Иоаким с священником стояли на торговой стороне; они ходили по торгам, улицам, учи­ли людей, сколько могли, и в два дня успе­ли окрестить несколько сотен. Между тем на другой стороне новгородский тысяцкий Угоняй, ездя всюду, кричал: "Лучше нам по­мереть, чем дать богов наших на поругание"; народ на той стороне Волхова рассвирепел, разорил дом Добрыни, разграбил имение, убил жену и еще некоторых из родни. Тогда тысяцкий Владимиров Путята , пригото­вив лодки и выбрав из ростовцев пять­сот человек, ночью перевезся выше крепости на ту сторону реки и во­шел в город беспрепятственно, ибо все думали, что это свои ратники. Путята дошел до двора Угоняева, схватив

его и других лучших лю­дей и отослал их к Добрыне за реку. Когда весть об этом разнеслась, то народ собрался до 5000, обступили Путяту и на­чали с ним злую сечу, а некоторые пошли, разметали церковь Преобра­жения Господня и начали грабить дома христиан. На рассвете приспел Добрыня со всеми своими людьми и велел зажечь некото­рые дома на берегу; новгородцы испугались, побежали тушить пожар и сеча перестала. Тогда самые знатные люди пришли к Добры­не просить мира. Добрыня собрал войско, запретил грабеж, но тотчас велел сокрушить идолов, деревянных сжечь, а каменных, из­ломав, побросать в реку...и послал всюду с объявлением, чтоб шли креститься. ...Мно­гие пошли к реке сами собою, а кто не хотел, тех воины тащили, и крестились: мужчины выше моста, а женщины — ниже... Разме­танную церковь Преображения построили снова». Так и возникла пословица — «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем».

Процесс принятия христианства на Руси растянулся на многие десятилетия и про­должался и после кончины Владимира Свя­тославича в 1015 году. В Ростове и Муроме сопротивление введению христианства, со­гласно традиционной церковной истории, продолжалось до XII века: два первых епи­скопа, посланные в Ростов, были изгнаны, третий — святой Леонтий — много сделал для утверждения христианской веры в Росто­ве. Окончательно ростовчане были крещены только лишь епископом Исайей, восшедшим на кафедру в 1078 году. Согласно исландским сагам, По­лоцк был крещен около 1000 года исланд­ским викингом-христианином Торвальдом Кодранссоном, получившим от константи­нопольского императора Василия II грамоту «полномочного представителя Византии в рус­ских городах Восточной Балтики».


. Прогресс, который символизировало христианство, остановить было уже невозможно.

Известный филолог В. Н. Топоров так оце­нивает последствия крещения Руси как со­бытия вселенского характера: «... Принятие христианства на Руси не только приобщи­ло к уже христианскому миру наиболее обширную и самую отдаленную часть единого пространства — Восточную Европу, но и тем самым в исто­рически ближайшем будущем открыло новый огромный мир, который должен был христианизироваться с помощью русских христиан…


Спасибо за внимание!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!