Разрешите представить вам мою работу на тему : «Крещение в Днепре и дальнейшее распространение Православия на Руси.
Цель работы – выяснить ход крещения в Киеве и следствие распространения христианства в Русской земле.
Передо мной стоят задачи:
Рассмотреть решимость Владимира в истреблении языческих идолов.
Проследит ход торжественного обряда.
Показать как не сразу новая религия проникла в сознание людей.
Вернувшись в Киев, первым делом Владимир крестил своих сыновей и близких людей. А следом за этим поспешил истребить прежние идолы, которых он сам же когда-то и поставил. Одни были изрублены, другие сожжены или утоплены. Изумленный народ не смел защитить своих мнимых богов и только проливал слезы.
Пример решимости Владимира — история с уничтожением Перуна, главного языческого бога. «...Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Бори-чеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения.
Затем послал Владимир по всему городу сказать: „Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: „Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре"».
На следующий же день вышел Владимир с попами на Днепр, где уже собралось «людей без числа». Они вошли в воду, одни — по шею, другие — по грудь, многие держали на руках младенцев, а крещеные уже бродили по реке, вероятно, уча некрещеных, как вести себя во время таинства. Священники на берегу читали молитвы. Когда завершился торжественный обряд и Священный Собор «нарек всех граждан киевских христианами», Владимир, как свидетельствует летопись, произнес молитву: «Творец земли и неба! Благослови сих новых чад Твоих; дай им познать Тебя, Бога истинного", утверди в них Веру правую. Будь мне помощию в искушениях зла, да восхвалю достойно имя Твое!» Так крестились киевляне, а за ними и вся Русь. Однако далеко не сразу новая религия глубоко проникла в сознание людей, поскольку невозможно было вдруг отказаться от старой веры.
Непосредственным следствием принятия христианства и распространения его в Русской земле, указывает С. М. Соловьев, было построение церквей. Владимир соорудил в Киеве деревянную церковь Святого Василия на том месте, где стоял Перун, а из Константинополя призвал искусных зодчих для того, чтобы они построили каменный храм именно на том месте, где приняли смерть за веру «благочестивый варяг и сын его» — первые мученики за христианскую веру.
Конечно, трудно было бы ожидать, что неграмотная и тёмная страна моментально последует за своим властителем.
Относительно спокойно крещение приняли только в Киеве, да и то немало людей бежало в степи, чтобы не подвергаться новым обрядам. На части территорий христианство насаждалось силой (особенно в северных областях, где влияние язычества было особенно сильным); при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям.
До сих пор сохранилось выражение, что Русь крестили «огнем и мечом».
Согласно некоторым летописным записям, активное сопротивление введению христианств оказал Новгород: он был крещен в 990 году епископом Иоакимом. По свидетельству так называемой Иоакимовой летописи, «когда в Новгороде узнали, что Добрыня идет крестить, то собрали вече и поклялись все не пускать его в город, не давать идолов на ниспровержение, и, точно, когда Добрыня пришел, то новгородцы разметали большой мост и вышли против него с оружием. Добрыня стал было уговаривать их ласковыми словами, но они и слышать не хотели.
. Епископ Иоаким с священником стояли на торговой стороне; они ходили по торгам, улицам, учили людей, сколько могли, и в два дня успели окрестить несколько сотен. Между тем на другой стороне новгородский тысяцкий Угоняй, ездя всюду, кричал: "Лучше нам помереть, чем дать богов наших на поругание"; народ на той стороне Волхова рассвирепел, разорил дом Добрыни, разграбил имение, убил жену и еще некоторых из родни. Тогда тысяцкий Владимиров Путята , приготовив лодки и выбрав из ростовцев пятьсот человек, ночью перевезся выше крепости на ту сторону реки и вошел в город беспрепятственно, ибо все думали, что это свои ратники. Путята дошел до двора Угоняева, схватив
его и других лучших людей и отослал их к Добрыне за реку. Когда весть об этом разнеслась, то народ собрался до 5000, обступили Путяту и начали с ним злую сечу, а некоторые пошли, разметали церковь Преображения Господня и начали грабить дома христиан. На рассвете приспел Добрыня со всеми своими людьми и велел зажечь некоторые дома на берегу; новгородцы испугались, побежали тушить пожар и сеча перестала. Тогда самые знатные люди пришли к Добрыне просить мира. Добрыня собрал войско, запретил грабеж, но тотчас велел сокрушить идолов, деревянных сжечь, а каменных, изломав, побросать в реку...и послал всюду с объявлением, чтоб шли креститься. ...Многие пошли к реке сами собою, а кто не хотел, тех воины тащили, и крестились: мужчины выше моста, а женщины — ниже... Разметанную церковь Преображения построили снова». Так и возникла пословица — «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем».
Процесс принятия христианства на Руси растянулся на многие десятилетия и продолжался и после кончины Владимира Святославича в 1015 году. В Ростове и Муроме сопротивление введению христианства, согласно традиционной церковной истории, продолжалось до XII века: два первых епископа, посланные в Ростов, были изгнаны, третий — святой Леонтий — много сделал для утверждения христианской веры в Ростове. Окончательно ростовчане были крещены только лишь епископом Исайей, восшедшим на кафедру в 1078 году. Согласно исландским сагам, Полоцк был крещен около 1000 года исландским викингом-христианином Торвальдом Кодранссоном, получившим от константинопольского императора Василия II грамоту «полномочного представителя Византии в русских городах Восточной Балтики».
. Прогресс, который символизировало христианство, остановить было уже невозможно.
Известный филолог В. Н. Топоров так оценивает последствия крещения Руси как события вселенского характера: «... Принятие христианства на Руси не только приобщило к уже христианскому миру наиболее обширную и самую отдаленную часть единого пространства — Восточную Европу, но и тем самым в исторически ближайшем будущем открыло новый огромный мир, который должен был христианизироваться с помощью русских христиан…
Спасибо за внимание!