СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекция нарушений грамматического оформления высказывания у младших школьников.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекция грамматической  стороны речи у младших школьников связана с формированием навыков  словоизменения,словообразования,согласования и управления ,

Просмотр содержимого документа
«Коррекция нарушений грамматического оформления высказывания у младших школьников.»

Развитие грамматической стороны речи, а именно коррекция нарушений грамматического оформления высказывания у младших школьников.

1. Формирование навыка словоизменения:  преобразованию единственного числа имен существительных во множественное (категории числа) (необходимо всем детям);  употребление предлогов ;  закрепление падежных окончаний (необходимо всем детям). 2. Формирование навыка словообразования:  образование уменьшительно-ласкательных форм существительных (необходимо всем детям);  образование прилагательных от существительных );  образование сложных слов (

). 3. Формирование навыка согласования и управления (необходимо всем детям):  существительных с прилагательными;  глаголов с существительными и прилагательными;  глаголов настоящего времени с существительными в числе и глаголов прошедшего времени с существительными в роде.

4. Формирование грамматически правильного оформления фразы (необходимо всем детям):  распространённые предложения (распространение предложения путём введения определений, наречий, однородных членов предложения);  сложносочинённые предложения (с союзами «а», «и», «но, «да»);  понимание и закрепление грамматических форм в предложениях и связной речи. Процесс практического усвоения детьми грамматики имеет специфические особенности, так как формирование понятий осуществляется

на основе особых форм анализа и синтеза, приводящих к абстракциям и обобщениям. Грамматические понятие характеризуются большей отвлеченностью, так как имеются в виду не отдельные слова и предложения, а то общее, что лежит в основе их образования, сочетания и изменения. Овладение грамматическим строем идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением предложения как единицы речи.

Усвоение грамматического строя — это дифференциация (разделение, вычленение, расчленение) по слуху и запоминание языковых представлений о том, как и когда, используются в речи определенные элементы: суффиксы, приставки, предлоги, окончания и т. д. Словоизменение включает в себя образование словоформ той же лексемы, имеющих разные грамматические значения.

Тема «Преобразование единственного числа имен существительных во множественное»

.Игра «Один-много» логопед называет слова в единственном числе, а ребенок отвечает формой множественного числа. Игру можно постепенно усложнять, например, стул-стулья, магазин-магазины, деревянный шкаф-деревянные шкафы, красивая картина-красивые картины. В процессе игры можно выписывать слова и словосочетания, и выделять в них окончания для закрепления понятия категорий числа. Тема «Употребление предлогов». ● Упражнение “Составь предложение” (цель: закрепление конструкций с различными предлогами). Логопед произносит набор слов в начальной форме (или выдает карточку с опорными словами) и просит детей составить предложение. Например: Пойти, школа, в, Саша. Стоять, на, глобус, парта. Маша, ручка, найти, парта, под.

Игра “Сделай правильно” (цель: закрепление предложнопадежных конструкций).

Логопед показывает схемы предлогов. Дети располагают предметы (тетрадь и ручка, телефон и компьютер и др.) по отношению друг к другу в соответствии со схемой предлога. Затем дети составляют с этими парами слов предложения.

Игра “ Скажи наоборот” (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: В-ИЗ, НА-С, К-ОТ). Логопед называет предложение и просит детей сказать наоборот. “Девочка положила ручку в пенал” - “Девочка вынула ручку из пенала”. “Мальчик налил сок в стакан”. - ... . “Учитель положил тетради на стол”. - ... .“Сестра поставила глобус на тумбочку”. - ... . “Автобус подъехал к остановке”. - ... . “Почтальон подошел к дому”. - ...

. Тема «Закрепление падежных окончаний».

● «Кто кем был?» Ход игры. Логопед бросает мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: цыплёнок – яйцом; собака– щенком; дуб – жёлудем и т.д. ● «Кто кем будет?» Ход игры аналогичный игре “Кто кем был”, но ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем будет названный объект: яйцо – цыплёнком, змеёй, крокодилом, черепахой; мальчик – мужчиной; гусеница – бабочкой.

«Угадай, куда пригласили отдохнуть» Записать существительные с предлогами, вставив окончания, угадать, куда пригласили отдохнуть. Например, «Около клетк …, у жираф…, о слон…, у медвед…, от тигр… к обезьян… (в зоопарке). По грядк…, на травк…, у малин…, у картошк…, от бабушк… к дедушк... (в саду или огороде). Словообразование основных частей речи включает в себя уточнение и закрепление основных словообразовательных моделей

Раздел «Суффиксальное словообразование» разбит на три темы: «Уменьшительно-ласкательные суффиксы», «Суффиксы профессий», «Суффиксы прилагательных». Главной задачей в работе над первой темой раздела является устранение аграмматизмов в употреблении суффиксов в устной и письменной речи детей. В заданиях предусмотрена необходимость выбора того или иного суффикса при образовании новых слов с уменьшительными или ласкательными оттенками для того, чтобы избежать употребления неологизмов некоторыми детьми. Дети сравнивают образованные ими слова с нормой, всякий раз анализируя слово с помощью вопроса: «Говорят так или не бывает такого слова?», и делают вывод о правильности полученного слова. К осознанному отношению в выполнении заданий приучает и работа по поиску ошибок в употреблении суффиксов. При работе над темами раздела «Суффиксы профессий» и «Суффиксы прилагательных», необходимо расширить словарный запас детей по данной тематике, а также обратить внимание на частотность употребления того или иного суффикса, в процессе работы над темами находятся самые продуктивные суффиксы.

«Назови ласково» – формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных существительных. На материале данной игры можно отрабатывать:  согласование существительных с местоимениями, с прилагательными, с числительными: Чья тетрадь? Чей автомобиль? Какой автомобиль?  падежные формы имён существительных: У кого длинные когти? У кого полосатая шкура? (Р.п.) Кем была рыба? Кем был лев? (Т. п.) Кому дадим корм? Кому дадим ягоды? (Д. п.) О ком скажем: полосатая? О ком скажем косой? (П.п.);  образование уменьшительно- ласкательных существительных машина-машинка, сумка-сумочка, медведь-мишка.

 образование прилагательных от существительных: чьи у волка зубы? – волчьи, чьи у зайца уши? Заячьи, чей у кошки хвост? – кошачий.

Раздел «Образование сложных слов». Работа в этом разделе посвящена объяснению детям способов образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. Поясняется, что в результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями. ● «Образуйте сложные слова»: Логопед бросает мяч и два простых слова, а дети возвращают одно сложное: пыль сосать, лед колоть, рыба ловить, сам варит, пар ходит и т.д. Также детям предлагается составить свои простые слова, а другие образуют сложные слова.

«Найди сложные слова». Детям предлагается посмотреть внимательно по сторонам и найти сложные слова, на карточках размещённые по классу и разобрать их на 2 простых слова, например книголюб – книги любит, самолет – сам летит, самокат – сам катится и т.д. Раздел «Согласование и управление». Нормой русского языка является грамматическое согласование определяемого слова с главным словом в словосочетании и сказуемого с подлежащим. У детей чаще всего наблюдается неправильное согласование слов в роде, числе, падеже. Тема «Согласование имен прилагательных и глаголов с именами существительными». Работа по этому разделу посвящена устранению ошибок в согласовании имен прилагательных и глаголов с существительными. После полного усвоения категории рода существительных с детьми рассматриваются и решаются задания по согласованию прилагательных. С детьми постепенно рассматриваются все виды согласования, а именно, правила согласования имен прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, правила согласования глаголов настоящего времени – в числе, глаголов прошедшего времени – в роде. Для наиболее наглядного показа в упражнениях на согласование вначале берется одно и то же

прилагательное, и к нему подбираются подходящие существительные всех трех родов. При обучении правильному согласованию необходимо, в первую очередь, показать зависимость рода прилагательного от рода существительного, путем обучения постановки вопроса от существительного к прилагательному. Тема «Словоизменение глаголов» включает в себя знакомство с правилами согласования глаголов настоящего времени с существительными в числе и согласования глаголов прошедшего времени с существительными в роде, а также умение согласовывать глаголы самостоятельно в собственной речи. Учащихся учат задавать вопросы от существительных к глаголам, выбирая вопрос единственного или множественного. При согласовании глаголов прошедшего времени с существительными в роде учащимся необходимо определить род существительного, далее нужно выбрать вопрос и поставить его к глаголу. В вопросе выделяется окончание, такое же окончание должно быть и у глагола. Глаголы с возвратными суффиксами рассматриваются отдельно

. ● «Лови и бросай, и цвета называй» (согласование существительных с прилагательными). Ход игры: бросаю мяч ребёнку, называю прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Например, зеленый – флаг, цвет; красный – мяч, бант; желтый – цыплёнок, лимон.

«Чья голова?» (образование притяжательных прилагательных от существительных). Ход игры: «У волка голова …», а ребёнок заканчивает: «… волчья, у собаки голова – собачья и т.д.»

. ● «Сундучок с секретами» (винительный падеж существительных, употребление существительных разного рода и согласование их с прилагательными). Ход игры: «Дети по очереди достают из сундучка секрет, им дается задание никому его не показывать. Логопед также

достает себе секрет и рассказывает, какой его секрет, а дети пробуют угадат

Аналогичную игру можно проводить с картинками, на которых изображен предмет, которые нужно описать, называя как можно больше признаков. Остальные дети угадывают, что изображено на картинке у ведущего. Формирование грамматически правильного оформления фразы и предложения происходит посредством формирования грамматических навыков, то есть автоматизированного звена сознательной деятельности. Важнейшим условием создания активного грамматического навыка является наличие достаточного количества лексического материала, на котором может формироваться автоматизированное умение, а также стабильно правильное и автоматизированное расположение слов во всех типах предложений. Работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением ведется параллельно.

Для употребления сочинительных союзов (а, но, и, то-то), служащих для связи слов в предложении и для связи предложений, и подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, если, когда, так как) для связи предложений, детям предлагаются несколько картинок или карточек. Дается задание: составить предложение из двух слов по картинке и вопросам: кто? что делает? Затем логопед с помощью наводящих вопросов побуждает учеников распространять предложение. Например, ученики составили предложение: «Мальчик идет». Логопед спрашивает: «Куда идет мальчик?» Ученики отвечают: «к другу». Затем ученики должны повторить предложение полностью: Мальчик идет к другу. Логопед задает следующие вопросы: зачем мальчик идет к другу? (На день рождения. Мальчик идет к другу на день рождения) [10].

«Три медведя» Цель: упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных, в составлении сложноподчинённых предложений с союзом «а». Используются картинки трех медведей разных по высоте; наборы карточек с изображениями предметов, отличающихся по размеру.

Ход: «В домах медведей находится много разных предметов. Догадайся, из дома, какого медведя эта тарелка?». «У маленького медведя тарелка мелкая, а у среднего какая?...(глубокая), а у большого?... (ещё глубже). Каша в тарелке маленького медведя вкусная (горячая), а у среднего?...(вкуснее, горячее), а у большого?...(ещё вкуснее (горячее) или самая вкусная)». В дальнейшем, когда ребёнок освоит алгоритм игры, можно давать занятия на самостоятельное определение качества предметов для сравнения (например, диван можно сравнить по высоте, ширине, длине, степени удобства, красоте и т.д.).

● «Фантастический зверь» Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений. Используются картинки с изображением фантастических зверей или разрезанные картинки, составленных из частей разных животных (например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги кабана). Ход: ребёнок рассматривает картинку и описывает «фантастического» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному. Например: «У этого зверя медвежья голова, волчьи уши, кабанье туловище и т.д.»

. ● «Что для чего» Цель: употребление глаголов неопределенной формы, составление сложноподчинённого предложения с предлогом «чтобы». Используются карточки с изображением или названием предметов личного обихода, посуды, одежды и т.д. Ход: рассматривание карточки, называние предмета, составление предложения, например, расческа, расческа нужна, чтобы расчесываться. Основной задачей логопеда для совершенствования грамматического строя речи на индивидуальных занятиях является уточнение значений грамматических форм и конструкций, представляющих трудности для ребенка, и наглядная демонстрация способов и условий их употребления. На уроках развития речи необходимо включить изученные формы и 62 конструкции в процесс спонтанного речевого высказывания, научить ребенка пользоваться отработанными способами грамматического оформления для адекватного отражения действительности [9]. 8) Развитие навыков чтения и письма (необходимо всем детям). Выработка способа чтения: целыми словами, беглое (необходимо Владиславу, Савелию). Формирование осознанного и выразительного, орфоэпичного чтения: паузы, ударение в словах, логическое ударение, значение слов, выделение главной мысли (необходимо всем детям). Коррекция диспраксических ошибок, совершенствование техники письма, умение оформлять работу (необходимо


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!