СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дефектологического сопровождения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________

«_____» ___________ 2019 г.

 

 

 

Индивидуальная программа

дефектологического сопровождения

 

(Ф.И. учащегося)

по коррекции и развитию познавательных процессов

 

 

 

 

 

Составитель:

Учитель-дефектолог

 

 

 

 

 

 

СУРГУТ

 

 

Пояснительная записка

Коррекционный блок АООП НОО, индивидуальная программа дефектологического сопровождения предназначена для коррекции и развития познавательных процессов у обучающегося 2 класса организацией обучения по АООП НОО для учащихся с ЗПР, составлена с учетом его особых образовательных потребностей, на основе рекомендаций ТПМПК, заключение № от , в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ № 1, с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Особые образовательные потребности

У данного ученика отмечаются нарушения познавательных процессов (внимание, мышление, память, речь). Наглядно-действенное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и словесно-логическое (с трудом решает мыслительные задачи, особенно в словесно-логическом плане). Затрудняется в определении причинно-следственных отношений между явлениями. Представления бедны, схематичны, недостаточны общие знания. Внимание характеризуется крайней неустойчивостью, слабой концентрацией и распределяемостью, легко отвлекаемо. Мышление и речь отстают в развитии, Речь бедна, примитивна. Не может выделить существенные признаки предметов и явлений. Запас видовых понятий ограничен ( называет 4-5 предметов, относящихся к одной группе).

Исходя из вышеперечисленных нарушений познавательных процессов и рекомендаций ТПМПК, обучающийся нуждается в групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях, в ходе которых будет оказана помощь в развитии познавательных процессов для освоения им образовательной программы начального общего образования на основе компенсаций первичных нарушений.

Актуальность программы

Коррекционно-развивающие занятия играют важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, способствуют социальной адаптации и развитию личности ребенка с ЗПР. Познавательные процессы способствуют формированию полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе.

Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия позволяют максимально успешно усвоить «академический» компонент образовательных программ.

Теоретические основы и специфика содержания программы

Цель: коррекция и развитие познавательных процессов обучающегося организацией обучения по АООП НОО для учащихся с ЗПР.

Задачи программы:

- формирование и развитие пространственно-временных представлений; - формирование учебной мотивации; - умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты); - формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления; - нормализация ведущей деятельности возраста; - формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи; - готовность к восприятию учебного материала; - формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

Индивидуальная программа является компилятивной, составлена с использованием программно-методических разработок Н.В.Бабкиной, А.Д.Вильшанской, Л.Н..Ефименковой, Р.И.Лалаевой, Е.В.Языкановой и других авторов, предназначена для работы с учащимися начальной общеобразовательной школы, имеющими ЗПР.

Программа обеспечит специальную поддержку освоения АООП НОО для учащегося с ЗПР, будет реализована в течение 1 года, за 35 недель, 140 занятий (2 занятия в неделю - индивидуальные, 2занятие в неделю - групповые).

Индивидуальные и групповые занятия проводятся во внеурочное время. Основные методы обучения: практические, игровые, наглядно-демонстрационные, словесные.

Решение коррекционно-развивающих задач происходит с учетом образовательной программы по математике, русскому языку и литературному чтению.

Принципы и подходы к формированию коррекционного блока АООП НОО индивидуальной программы дефектологического сопровождения:

1. Принцип учета индивидуальных образовательных потребностей ребенка;

2. Патогенетический принцип;

3. Принцип учёта механизма данного нарушения;

4. Принцип учета «зоны ближайшего развития;

5. Принцип максимальной опоры на различные анализаторы, зрительный, слуховой, кинестетический;

6. Принцип опоры на сохранное звено нарушенной психической функции;

7. Принцип комплексности, дефектологическое воздействие на весь комплекс нарушений;

8.Принцип поэтапного формирования психических функций предусматривает минимальное усложнение материала.

В основу разработки коррекционного блока АООП НОО индивидуальной программы дефектологического сопровождения заложены подходы:

1. Дифференцированный подход, предполагающий учет особых образовательных потребностей ребенка, который определен уровнем и характером нарушения познавательных процессов;

2. Деятельностный подход, обеспечивающий организацию самостоятельного инициативного действия в образовательном процессе, взаимодействие в паре, группе

Основные методы обучения: практические, игровые, наглядно-демонстрационные, словесные.

Структура программы:

I этап – организационно-диагностический, предполагает всестороннее обследование познавательных процессов, планирование коррекционной работы, организационные мероприятия;

II этап – основной, развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление, речь); развитие и формирование лексико-грамматического строя речи;

III этап – итоговая диагностика, проводится после завершения работы по программе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программного материала:

Личностные УУД:

у учащегося будут сформированы

- представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

- заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий;

- понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

-развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

- этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.);

- понимания чувств одноклассников, учителей;

- понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;

- элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;

- понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей;

- первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний;

Метапредметные результаты по русскому языку и развитию речи включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия.

Регулятивные УУД

- принимать и сохранять цель и учебную задачу;

-высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям;

- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем;

- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД

-осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

- осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);

- обобщать (выделять ряд или класс объектов, как по заданному признаку, так и самостоятельно);

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);

- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);

-по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД

-слушать собеседника и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

- признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и аргументировать его;

- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

Предметные результаты по русскому языку и развитию речи

- применение орфографических правил в процессе выполнения письменных работ первоначальные умения проверять написанное;

- овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;

- формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук,

буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

Обучающийся научится:

- участвовать в устном общении на уроке;

- строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);

- (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно- познавательной задачей (под руководством учителя);

-отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

-анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

-понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту

- составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка);

- составлять текст по его началу и по его концу;

-определять качественную характеристику звука: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);

- определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;

- определять ударный и безударные слоги в слове;

- правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;

- иметь представление о синонимах и антонимах;

- различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;

- находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;

Обучающийся получит возможность научиться:

- различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);

- использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

- пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях;

- применять изученные правила правописания:

- раздельное написание слов в предложении;

- перенос слов;

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

- раздельное написание предлогов с именами существительными;

- применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении;

- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие – глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);

- сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;

- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

- восстанавливать деформированные предложения;

- составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

Метапредметные результаты по математике

Регулятивные УУД

Учащийся научится:

- распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и др.;

- выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки;

- соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника, прямоугольника (квадрата);

- понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;

- составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;

- выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Учащийся получит возможность научиться:

- принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;

- оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;

- выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Познавательные УУД

Учащийся научится:

- иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;

- применять полученные знания в изменённых условиях;

- устанавливать правило, по которому составлена последовательность объектов, продолжать её или восстанавливать в ней пропущенные объекты;

-проводить классификацию объектов по заданному или самостоятельно найденному признаку;

-обосновывать свои суждения, проводить аналогии и делать несложные обобщения.

Учащийся получит возможность научиться:

-фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);

-анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме (пересказ, текст, таблицы).

Коммуникативные УУД

Учащийся научится:

- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

- оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;

- уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;

- принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;

- вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Учащийся получит возможность научиться:

- самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать.

Предметные УУД

Учащийся научится:

- выполнять действия сложения и вычитания двузначных чисел;

-воспроизводить по памяти таблицу умножения и пользоваться ею при вычислении;

-выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;

- читать и записывать значение величины длины, используя изученные единицы длины и соотношения между ними (миллиметр,сантиметр, дециметр, метр);

- вычислять длину ломаной, состоящей из 3–4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника, пятиугольника);

- сравнивать числа и записывать результат сравнения;

- упорядочивать заданные числа;

- заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;

- читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) ;

- читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины (час, минута);

- читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;

- заполнять свободные клетки в несложных таблицах, определяя правило составления таблиц;

- проводить логические рассуждения и делать выводы;

- понимать простейшие высказывания с логическими связками: если…, то…; все; каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания.

Учащийся получит возможность научиться:

- группировать объекты по разным признакам;

- самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.

- общих представлений о построении последовательности логических рассуждений.

Оценка достижения планируемых результатов освоения индивидуальной программы

Контроль и оценка результатов предусматривают выявление индивидуальной динамики развития познавательных процессов в ходе индивидуальной диагностики (промежуточная диагностика по итогам I полугодия), итоговая диагностика в конце учебного года.

 

 

Литература

1. Бабкина, Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. №2. С. 53–59.

2. Бабкина, Н.В. Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших школьников с задержкой психического развития // Педагогика и психология образования. 2016. № 3.

3. Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — № 1.

4. Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.

5. Вильшанская А.Д. Организация и содержание работы учителя-дефектолога в системе КРО // Шевченко С.Г., Бабкина Н.В.

6. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. – М.: Школьная пресса, 2003. – 80 с.

7. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015. – 320 с.

8. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2004.

9. Шевченко, С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического развития //Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2004.-С.105-144.

10. Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I – IV) / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004.

11. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М.: Школьная Пресса, 2005

12. Языканова Е.В. «Учись учиться» Издательство «Экзамен», 2014

13Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития школьном возрасте. – Петрозаводск, 1992. – С. 139 – 146.

Характеристика учащихся с ЗПР:

Особенности познавательных процессов. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности и замедлением приема переработки информации. Дети с ЗПР не имеют нарушения отдельных анализаторов, не нарушены абсолютные пороги чувствительности. Тем не менее восприятие детей с ЗПР отличается крайне ограниченным объемом: они выделяют в объекте меньше признаков, чем здоровые дети, с трудом выделяют объект из фона. Дефекты восприятия обнаруживаются также в условиях, затрудняющих восприятие (необычное положение объекта). Память ограничена в объеме и непрочна. Непосредственное запоминание относительно легкого материала такое же, как и у здоровых детей (запоминание знакомых слов, однозначных чисел, элементарного текста). При отсроченном воспроизведении дети с ЗПР быстро забывают то, что ими было выучено. Основным приемом заучивания является многократное механическое повторение, зазубривание. Отстает запоминание сложного материала, требующего понимания, логических приемов переработки (классификации, выделения смысловых опор). Слабее у детей с ЗПР и непроизвольное запоминание (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками).     Внимание характеризуется крайней неустойчивостью, слабой концентрацией и распределяемостью, легко отвлекаемо. Мышление и речь особенно отстают в развитии. Наглядно-действенное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Наглядно-действенные задачи дети решают гораздо лучше словесно-логических. Дети с ЗПР затрудняются в определении причинно-следственных отношений между явлениями. Эта особенность проявляется при составлении рассказов по серии сюжетных картинок. Представления бедны, схематичны, недостаточны общие знания. Как правило, дети смешивают понятия «время года» и «месяц», не могут рассказать об отличительных признаках времен года, часто путают осень и весну как сходные явления. Им легче отличать явления противоположного характера. Неумение выделить существенные признаки предметов и явлений отражается на освоении элементарных общих понятий. Так, предметы мебели называются детьми с ЗПР словом «комната». Часто в качестве обобщающего слова используют наименование одного из представителей группы, употребленное во множественном числе (вместо слова «обувь» говорят «ботинки»). Запас видовых понятий у детей с ЗПР меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Так, дети с ЗПР в среднем могут назвать 5 - 7 предметов, относящихся к одной группе; нормально развивающиеся дети - 9 - 13 представителей.  Речь бедна, примитивна. Ребенку требуется много усилий, чтобы пополнить свой активный словарь.

У таких детей наблюдается не только функциональная незрелость головного мозга, но и серьёзные нарушения тех или иных его отделов, что обусловливает необходимость более целенаправленной коррекционной работы с ними. Такие дети различаются между собой как по степени снижения умственных способностей, так и по качественной структуре самого дефекта. У детей разные склонности, разное развитие моторики и характер эмоциональных проявлений. Методы и приёмы обучения, различным видам деятельности значительно варьируют в зависимости от умственных и личностных качеств ребёнка.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа дефектологического сопровождения»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________

«_____» ___________ 2019 г.




Индивидуальная программа

дефектологического сопровождения


(Ф.И. учащегося)

по коррекции и развитию познавательных процессов






Составитель:

Учитель-дефектолог







СУРГУТ



Пояснительная записка

Коррекционный блок АООП НОО, индивидуальная программа дефектологического сопровождения предназначена для коррекции и развития познавательных процессов у обучающегося 2 класса организацией обучения по АООП НОО для учащихся с ЗПР, составлена с учетом его особых образовательных потребностей, на основе рекомендаций ТПМПК, заключение № от , в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ № 1, с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Особые образовательные потребности

У данного ученика отмечаются нарушения познавательных процессов (внимание, мышление, память, речь). Наглядно-действенное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и словесно-логическое (с трудом решает мыслительные задачи, особенно в словесно-логическом плане). Затрудняется в определении причинно-следственных отношений между явлениями. Представления бедны, схематичны, недостаточны общие знания. Внимание характеризуется крайней неустойчивостью, слабой концентрацией и распределяемостью, легко отвлекаемо. Мышление и речь отстают в развитии, Речь бедна, примитивна. Не может выделить существенные признаки предметов и явлений. Запас видовых понятий ограничен ( называет 4-5 предметов, относящихся к одной группе).

Исходя из вышеперечисленных нарушений познавательных процессов и рекомендаций ТПМПК, обучающийся нуждается в групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях, в ходе которых будет оказана помощь в развитии познавательных процессов для освоения им образовательной программы начального общего образования на основе компенсаций первичных нарушений.

Актуальность программы

Коррекционно-развивающие занятия играют важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, способствуют социальной адаптации и развитию личности ребенка с ЗПР. Познавательные процессы способствуют формированию полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе.

Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия позволяют максимально успешно усвоить «академический» компонент образовательных программ.

Теоретические основы и специфика содержания программы

Цель: коррекция и развитие познавательных процессов обучающегося организацией обучения по АООП НОО для учащихся с ЗПР.

Задачи программы:

- формирование и развитие пространственно-временных представлений;
- формирование учебной мотивации;
- умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты);
- формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления;
- нормализация ведущей деятельности возраста;
- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
- готовность к восприятию учебного материала;
- формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

Индивидуальная программа является компилятивной, составлена с использованием программно-методических разработок Н.В.Бабкиной, А.Д.Вильшанской, Л.Н..Ефименковой, Р.И.Лалаевой, Е.В.Языкановой и других авторов, предназначена для работы с учащимися начальной общеобразовательной школы, имеющими ЗПР.

Программа обеспечит специальную поддержку освоения АООП НОО для учащегося с ЗПР, будет реализована в течение 1 года, за 35 недель, 140 занятий (2 занятия в неделю - индивидуальные, 2занятие в неделю - групповые).

Индивидуальные и групповые занятия проводятся во внеурочное время. Основные методы обучения: практические, игровые, наглядно-демонстрационные, словесные.

Решение коррекционно-развивающих задач происходит с учетом образовательной программы по математике, русскому языку и литературному чтению.

Принципы и подходы к формированию коррекционного блока АООП НОО индивидуальной программы дефектологического сопровождения:

1. Принцип учета индивидуальных образовательных потребностей ребенка;

2. Патогенетический принцип;

3. Принцип учёта механизма данного нарушения;

4. Принцип учета «зоны ближайшего развития;

5. Принцип максимальной опоры на различные анализаторы, зрительный, слуховой, кинестетический;

6. Принцип опоры на сохранное звено нарушенной психической функции;

7. Принцип комплексности, дефектологическое воздействие на весь комплекс нарушений;

8.Принцип поэтапного формирования психических функций предусматривает минимальное усложнение материала.

В основу разработки коррекционного блока АООП НОО индивидуальной программы дефектологического сопровождения заложены подходы:

1. Дифференцированный подход, предполагающий учет особых образовательных потребностей ребенка, который определен уровнем и характером нарушения познавательных процессов;

2. Деятельностный подход, обеспечивающий организацию самостоятельного инициативного действия в образовательном процессе, взаимодействие в паре, группе

Основные методы обучения: практические, игровые, наглядно-демонстрационные, словесные.

Структура программы:

I этап – организационно-диагностический, предполагает всестороннее обследование познавательных процессов, планирование коррекционной работы, организационные мероприятия;

II этап – основной, развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление, речь); развитие и формирование лексико-грамматического строя речи;

III этап – итоговая диагностика, проводится после завершения работы по программе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программного материала:

Личностные УУД:

у учащегося будут сформированы

- представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

- заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий;

- понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

-развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

- этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.);

- понимания чувств одноклассников, учителей;

- понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;

- элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;

- понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей;

- первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний;

Метапредметные результаты по русскому языку и развитию речи включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия.

Регулятивные УУД

- принимать и сохранять цель и учебную задачу;

-высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям;

- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем;

- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД

-осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

- осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);

- обобщать (выделять ряд или класс объектов, как по заданному признаку, так и самостоятельно);

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);

- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);

-по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД

-слушать собеседника и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

- признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и аргументировать его;

- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

Предметные результаты по русскому языку и развитию речи

- применение орфографических правил в процессе выполнения письменных работ первоначальные умения проверять написанное;

- овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;

- формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук,

буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

Обучающийся научится:

- участвовать в устном общении на уроке;

- строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);

- (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно- познавательной задачей (под руководством учителя);

-отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

-анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

-понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту

- составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка);

- составлять текст по его началу и по его концу;

-определять качественную характеристику звука: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);

- определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;

- определять ударный и безударные слоги в слове;

- правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;

- иметь представление о синонимах и антонимах;

- различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;

- находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;

Обучающийся получит возможность научиться:

- различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);

- использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

- пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях;

- применять изученные правила правописания:

- раздельное написание слов в предложении;

- перенос слов;

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

- раздельное написание предлогов с именами существительными;

- применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении;

- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие – глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);

- сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;

- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

- восстанавливать деформированные предложения;

- составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

Метапредметные результаты по математике

Регулятивные УУД

Учащийся научится:

- распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и др.;

- выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки;

- соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника, прямоугольника (квадрата);

- понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;

- составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;

- выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Учащийся получит возможность научиться:

- принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;

- оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;

- выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Познавательные УУД

Учащийся научится:

- иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;

- применять полученные знания в изменённых условиях;

- устанавливать правило, по которому составлена последовательность объектов, продолжать её или восстанавливать в ней пропущенные объекты;

-проводить классификацию объектов по заданному или самостоятельно найденному признаку;

-обосновывать свои суждения, проводить аналогии и делать несложные обобщения.

Учащийся получит возможность научиться:

-фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);

-анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме (пересказ, текст, таблицы).

Коммуникативные УУД

Учащийся научится:

- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

- оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;

- уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;

- принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;

- вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Учащийся получит возможность научиться:

- самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать.

Предметные УУД

Учащийся научится:

- выполнять действия сложения и вычитания двузначных чисел;

-воспроизводить по памяти таблицу умножения и пользоваться ею при вычислении;

-выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;

- читать и записывать значение величины длины, используя изученные единицы длины и соотношения между ними (миллиметр,сантиметр, дециметр, метр);

- вычислять длину ломаной, состоящей из 3–4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника, пятиугольника);

- сравнивать числа и записывать результат сравнения;

- упорядочивать заданные числа;

- заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;

- читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) ;

- читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины (час, минута);

- читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;

- заполнять свободные клетки в несложных таблицах, определяя правило составления таблиц;

- проводить логические рассуждения и делать выводы;

- понимать простейшие высказывания с логическими связками: если…, то…; все; каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания.

Учащийся получит возможность научиться:

- группировать объекты по разным признакам;

- самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.

- общих представлений о построении последовательности логических рассуждений.

Оценка достижения планируемых результатов освоения индивидуальной программы

Контроль и оценка результатов предусматривают выявление индивидуальной динамики развития познавательных процессов в ходе индивидуальной диагностики (промежуточная диагностика по итогам I полугодия), итоговая диагностика в конце учебного года.



Литература

1. Бабкина, Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. №2. С. 53–59.

2. Бабкина, Н.В. Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших школьников с задержкой психического развития // Педагогика и психология образования. 2016. № 3.

3. Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — № 1.

4. Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.

5. Вильшанская А.Д. Организация и содержание работы учителя-дефектолога в системе КРО // Шевченко С.Г., Бабкина Н.В.

6. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. – М.: Школьная пресса, 2003. – 80 с.

7. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015. – 320 с.

8. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2004.

9. Шевченко, С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического развития //Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2004.-С.105-144.

10. Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I – IV) / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004.

11. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М.: Школьная Пресса, 2005

12. Языканова Е.В. «Учись учиться» Издательство «Экзамен», 2014

13Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития школьном возрасте. – Петрозаводск, 1992. – С. 139 – 146.

Характеристика учащихся с ЗПР:

Особенности познавательных процессов. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности и замедлением приема переработки информации. Дети с ЗПР не имеют нарушения отдельных анализаторов, не нарушены абсолютные пороги чувствительности. Тем не менее восприятие детей с ЗПР отличается крайне ограниченным объемом: они выделяют в объекте меньше признаков, чем здоровые дети, с трудом выделяют объект из фона. Дефекты восприятия обнаруживаются также в условиях, затрудняющих восприятие (необычное положение объекта). Память ограничена в объеме и непрочна. Непосредственное запоминание относительно легкого материала такое же, как и у здоровых детей (запоминание знакомых слов, однозначных чисел, элементарного текста). При отсроченном воспроизведении дети с ЗПР быстро забывают то, что ими было выучено. Основным приемом заучивания является многократное механическое повторение, зазубривание. Отстает запоминание сложного материала, требующего понимания, логических приемов переработки (классификации, выделения смысловых опор). Слабее у детей с ЗПР и непроизвольное запоминание (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками).     Внимание характеризуется крайней неустойчивостью, слабой концентрацией и распределяемостью, легко отвлекаемо. Мышление и речь особенно отстают в развитии. Наглядно-действенное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Наглядно-действенные задачи дети решают гораздо лучше словесно-логических. Дети с ЗПР затрудняются в определении причинно-следственных отношений между явлениями. Эта особенность проявляется при составлении рассказов по серии сюжетных картинок. Представления бедны, схематичны, недостаточны общие знания. Как правило, дети смешивают понятия «время года» и «месяц», не могут рассказать об отличительных признаках времен года, часто путают осень и весну как сходные явления. Им легче отличать явления противоположного характера. Неумение выделить существенные признаки предметов и явлений отражается на освоении элементарных общих понятий. Так, предметы мебели называются детьми с ЗПР словом «комната». Часто в качестве обобщающего слова используют наименование одного из представителей группы, употребленное во множественном числе (вместо слова «обувь» говорят «ботинки»). Запас видовых понятий у детей с ЗПР меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Так, дети с ЗПР в среднем могут назвать 5 - 7 предметов, относящихся к одной группе; нормально развивающиеся дети - 9 - 13 представителей.  Речь бедна, примитивна. Ребенку требуется много усилий, чтобы пополнить свой активный словарь.

У таких детей наблюдается не только функциональная незрелость головного мозга, но и серьёзные нарушения тех или иных его отделов, что обусловливает необходимость более целенаправленной коррекционной работы с ними. Такие дети различаются между собой как по степени снижения умственных способностей, так и по качественной структуре самого дефекта. У детей разные склонности, разное развитие моторики и характер эмоциональных проявлений. Методы и приёмы обучения, различным видам деятельности значительно варьируют в зависимости от умственных и личностных качеств ребёнка.


Список группы № 1


Календарно-тематическое планирование групповых коррекционно-развивающих занятий

(70 занятий, 2 раза в неделю) Группа № 1

№ урока

Тема раздела, урока

Кол-во

часов


Дата

Основные

вопросы

и понятия

Планируемые предметные результаты

Характеристика основных видов и организационных форм деятельности учащихся

по

плану

по

факту










1

2

3



4


5


6



7




8




9

10



11


12



13

14



15

16


17

18


19 20


21

22


23

24


25

26


27

28


29


30


31




32


33


34


35


36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48



49

50


51

52


53

54

55

56

57

58

59

60

61


62

63


64

65


66

68

69


70



Раздел 1

Внимание. (16 з)

Диагностическое занятие

Внимание и память

Внимание и память. Произвольность

Свойства внимания. Память

Восприятие и внимание.


Фонематический слух. Мелкая моторика


Формирование приемов самоконтроля. Мелкая моторика


Ориентировка в пространстве и времени. Моторика


Пространственное мышление, речь

Концентрация и устойчивость внимания

Предпосылки учебной деятельности

Ориентировка в пространстве и времени. Произвольность внимания

Произвольность. Предпосылки учебной деятельности

Произвольность. Самоконтроль.

Раздел 2

Память (23з.)

Произвольность. Самоконтроль. Память

Память. Внимание. Фонематическое восприятие. Произвольность

Произвольность внимания. Восприятие. Действие по правилу

Произвольность. Моторика. Ориентировка в пространстве

Логическое мышление, речь. Моторика

Ориентировка в пространстве. Логическое мышление. Моторика

Логическое мышление, речь. Моторика

Ориентировка в пространстве. Произвольность. Логическое мышление

Концентрация и устойчивость внимания

Внимание и учебная мотивация


Основные свойства внимания. Произвольность


Механическая память

Долговременная память


Память и мышление


Раздел 3

Мышление (10 з.)

Мышление и речь

Мышление, речь. Моторика

Планирование действий. Мышление. Память

Операции мышления. Логическая память. Речь

Планирование действий. Мышление. Память

Раздел 4

Интеллект(21з.)

Концентрация внимания. Восприятие.

Произвольность

Произвольное внимание. Восприятие. Моторика

Произвольная деятельность

Волевая сфера

Произвольная деятельность и волевая сфера

Смысловое запоминание


Наглядно-образное и словесно-логическое мышление

Звуковые и смысловые

компоненты речи

Наглядно-образное мышление, воображение




Диагностическое занятие




1

1

1



1


1


1



1




1




2




1


1



1

1


2



1

1


2



2



2



2



2



1


1


1




1


1


1


2


2

2


2


2


2


2



2


2



2



2



2




2



2


2


2



3




1








цифры

буквы, слова

лексическое значение слов

цифры, буквы, слова

лево, право, верх, низ,

время

дни недели, месяцы, время года

лексическое значение слов

лево, право, верх, низ

время

логические цепочки

лексическое значение слов

форма, действие

аналогии

логические цепочки


время


лексическое значение слов


фонематический слух


логические цепочки


фонематический слух

логические цепочки


логические цепочки

право, лево, верх, низ

логические цепочки


право, лево, верх, низ

логические цепочки


право, лево, верх, низ

логические цепочки

право, лево, верх, низ

логические цепочки

лексическое значение слов

птицы


признаки


признаки


лексическое значение слов

логические цепочки

логические цепочки

право,

лево, верх-низ, впереди-сзади,

между, время

лексическое значение слов

фонематический слух

логические цепочки

право,

лево, верх-низ, впереди-сзади, между, время

лексическое значение слов

логические цепочки

лексическое значение слов

фонематический слух

лексическое значение слов

аналогии

аналогии

лексическое значение слов





Развитие объема, концентрации, устойчивости и переключения внимания.

Корригирование кратковременной памяти.

Развитие объема, концентрации, устойчивости и переключения внимания.

Корригирование кратковременной памяти.

Формирование произвольности.

Формирование предпосылок учебной деятельности, умения выполнять задание по устной инструкции. Развитие объема, концентрации, устойчивости и переключения внимания.

Развитие фонематического слуха, концентрации внимания. Развитие произвольности, концентрации и устойчивости внимания.

Формирование предпосылок учебной деятельности, умения выполнять задание по устной инструкции

Совершенствование пространственных и временных представлений.

Корригирование графо-моторных навыков

Развитие пространственных представлений, навыка фонематического анализа и синтеза.

Развитие объема, концентрации, устойчивости и переключения внимания.

Формирование приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу).

Совершенствование пространственных и временных представлений.

Формирование произвольности.

Развитие пространственных представлений, логического мышления.

Корригирование кратковременной памяти. Формирование произвольности.

Развитие произвольности, объема и распределения внимания.

Формирование приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу) Корригирование кратковременной памяти, фонематического слуха.

Развитие пространственных представлений, логического мышления. Корригирование графо-моторных навыков

Формирование произвольности.

Формирование приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу)

Развитие объема, концентрации, устойчивости и переключения внимания.

Формирование приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу).

Формирование произвольности деятельности, учебной мотивации Корригирование графо-моторных навыков

Развитие общего интеллекта, произвольности деятельности, концентрации внимания

Формирование приемов учебной деятельности.

Развитие понимания грамматических конструкций, наглядно - образного мышления

Корригирование кратковременной памяти, Развитие пространственных представлений, навыка фонематического анализа и синтеза.

Корригирование кратковременной памяти, фонематического слуха. Формирование умения ориентироваться на систему признаков.

Формирование навыка самоконтроля, устойчивости и произвольности внимания.

Развитие логического запоминания, речи.

Развитие наглядно-образного мышления. Формировать умение планировать свои действия.

Корригирование логических операций (анализа, обобщения, систематизации).

Развитие произвольности и концентрации внимания. Развитие восприятия, общего интеллекта Формирование приемов учебной деятельности.

Развитие логического запоминания, речи.

Развитие наглядно-образного мышления.

Корригирование графо-моторных навыков

Развитие уровня произвольности, волевой сферы.

Формирование пространственных и временных представлений. Развитие мелкой моторики, координации движений рук.

Совершенствование словарного запаса, связной речи воображения. Корригирование зрительно-моторной координации.

Развитие мелкой моторики, координации движений рук, пространственного восприятия.

Формирование словесно-логических операций.

Формировать умение планировать свои действия. Развитие логического запоминания, речи.

Развитие наглядно-образного мышления.

Корригирование логических операций (анализа, обобщения, систематизации).

Формирование устойчивости и произвольности внимания, навыка самоконтроля.

Формирование устойчивости и произвольности внимания, навыка самоконтроля

Развитие пространственных представлений, кратковременной зрительной памяти.

Корригирование зрительно-моторной координации. Формирование устойчивости и произвольности внимания, навыка самоконтроля.

Развитие межполушарного взаимодействия, фонематического восприятия.

Развитие пространственных представлений, кратковременной зрительной памяти.

Корригирование зрительно-моторной координации. Развитие межполушарного взаимодействия, памяти, воображения.

Формирование устойчивости и произвольности внимания, навыка самоконтроля.

Корригирование зрительно-моторной координации. Развитие координации рук.

Формирование устойчивости и произвольности внимания, навыка самоконтроля.

Корригирование зрительно-моторной координации. Развитие координации рук.

Формирование устойчивости и произвольности внимания, навыка самоконтроля.

Совершенствование словарного запаса, связной речи воображения. Развитие мелкой моторики, координации рук.

Формировать умение планировать свои действия. Развитие логического запоминания, речи.

Развитие наглядно-образного мышления.

Корригирование логических операций (анализа, обобщения, систематизации).

Формировать умение планировать свои действия. Развитие логического запоминания, речи.

Развитие наглядно-образного мышления.

Корригирование логических операций (анализа, обобщения, систематизации).

Формирование устойчивости и произвольности внимания, навыка самоконтроля.

Развитие межполушарного взаимодействия, фонематического восприятия.

Развитие уровня произвольности, волевой сферы. Развитие восприятия, общего интеллекта.

Развитие уровня произвольности, волевой сферы. Формирование пространственных и временных представлений. Развитие графо-моторных навыков.

Формирование приемов учебной деятельности. Развитие произвольности и концентрации внимания.

Формирование приемов учебной деятельности. Развитие произвольности и концентрации внимания. Развитие восприятия, общего интеллекта.

Корригирование зрительно-моторной координации, зрительной, слуховой памяти.

Развитие координации рук.

Совершенствование связной речи, воображения, логического запоминания.

Совершенствование связной речи, воображения, логического запоминания.

Корригирование зрительно-моторной координации. Формирование словесно-логических операций.

Совершенствование словарного запаса, связной речи воображения. Развитие мелкой моторики, координации рук.

Совершенствование словарного запаса, связной речи воображения. Развитие мелкой моторики, координации рук.

Корригирование зрительно-моторной координации

Развитие мелкой моторики, творческих способностей, наглядно - образного мышления.



Календарно-тематическое планирование индивидуальных коррекционно-развивающих занятий

(70 занятий, 2 раза в неделю)

№ п.п

Тема занятия

Кол-во занятий

Содержание работы

Терминология

Содержание коррекционно-развивающей деятельности


Дата




По плану

1-2

Диагностическоеобследование

2

Диагностика познавательных процессов учащегося

Внимание, память, мышление, восприятие, речь

Представления о себе, семье, окружающем мире. Признаки и свойства предметов. Логические цепочки


3

«Найди отличия»

Осень

1

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий осенних месяцев, их

последовательности

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Расширение представлений об

окружающем мире, пополнение словаря


4

Зарисовки на листе. Ориентировка:

правая, левая, верх, низ.

1

Формированиенавыковпространственной

ориентировки

Право, лево, верх-низ

Развитие пространственной ориентировки, развитие общей моторики


5

Труд людей осенью.

Предложение.

1

Формирование знаний о том, чем занимаются люди

осенью

Сборкаурожая, жатва

Развитие речи, пополнение словарного запаса


6

«Зашифрованный рисунок». Впереди, сзади, между

1

Формированиенавыковпространственнойориентировки

Впереди, сзади, между

Развитие пространственной ориентировки, развитие общей моторики


7

«Школа».Чтение.

1

Формированиезнаний о

школе

Класс, парта, доска и

т.д.

Развитие речи, пополнение словарного

запаса, социально-бытовая ориентировка


8

«Исключи лишнее». Цифры от 1 до 10

1

Формирование математических навыков, стойких знаний цифр от 1

до 10, написание

Один, два, три, … девять, десять

Развитие мыслительных операций, развитие математических представлений


9

«Дом» зарисовки. Геометрические фигуры.

1

Формирование знаний о городе, улицах, доме, в которомживёшь,

домашнемадресе

Город, улица, дом, адрес

Расширение кругозора, пополнение запаса знаний, социально-бытовая ориентировка


10

«Найдиотличия» Десяток

1

Формированиенавыков

счётадесятками

Десяток

Развитие вычислительных навыков,

развитие мыслительных операций


11

«Угадай слово».

«Моя семья».

1

Формирование знаний и

представлений о членах семьи

Родители, родственники

Развитие речи, развитие внимания к окружающим людям


12

«Сходство и различие».

Нумерация

1

Формирование знаний

порядкового счёта

Первый, второй и т.д.

Развитие математических представлений,

развитие мыслительных операций


13

«Сгруппируй предметы». Словарь.

1

Формирование знаний о видах одежды и обуви, их называние, назначение,

уход за ними

Женская, мужская, детская, осенне- весенняя, зимняя,

летняя

Расширение кругозора, пополнение запаса знаний, социально-бытовая ориентировка


14

Двузначное число

2

Формирование знаний

двузначного числа

Двузначное число

Развитие памяти, развитие мыслительных

операций


15

«Дорисуй девятое».

Состав двузначного числа

1

Формирование знаний состава двузначного числа

10-15

Десять, одиннадцать и т.д.

Развитие памяти, развитие мыслительных операций


16

«Исключи лишнее». Словарь.

1

Формирование знаний об овощах

Картофель, морковь и т.д.

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение

Словарного запаса, развитие речи


17

«Что перепутал художник».

Состав двузначного числа

1

Формирование знаний состава двузначного числа 15-20

Пятнадцать, шестнадцать и т.д.

Развитие памяти, развитие мыслительных операций


18

«Зрительный диктант».

1

Формирование знаний о фруктах

Яблоко, груша и т.д.

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение

словарного запаса, развитие речи


19

«Запутанные дорожки».

Единицы измерения

1

Формирование знаний о

различных единицах измерения


Развитие мыслительных операций, развитие памяти, развитие внимания


20

«Найди отличия». Овощи и фрукты

- разные продукты

1

Формирование навыков классификации и

дифференциации понятий овощи и фрукты

Овощи, фрукты

Расширение представлений об окружающее мире, пополнение словарного запаса


21

Лабиринты.

Единицы длины.

1

Формирование знаний о единице длины см

Сантиметр

Развитие мыслительных операций, развитие внимания, развитие памяти


22

«Снежный ком». Зима. Зимние забавы

1

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний зимних месяцев, их последовательность.

Формирование знаний о зимних видах спорта, о детских зимних играх

Декабрь, январь,

февраль, олимпиада

Развитие речи, пополнение словарного запаса, развитие памяти


23

«Внимательный художник».

Единицы длины.

1

Формирование знаний об единице длины дм

Дециметр

Развитие мыслительных операций, развитие внимания, развитие памяти


24

«Продолжи логический ряд».

ПДД зимой

1

Формирование знаний

безопасности на дорогах в зимнее время года

Гололёд

Расширение кругозора, развитие реи, социально-бытовая ориентировка


25

«Зрительный диктант». Второй десяток

1

Формирование знаний

состава двузначного числа 20-29

Двадцать один,

двадцать два и т.д.

Развитие памяти, развитие мыслительных операций


26

«Что перепутал художник?».

Жизнь зверей зимой

1

Формирование знаний о жизни зверей и птиц в зимнее время года,

формирование знаний как им помочь

Кормушка

Развитие речи, социально-бытовая ориентировка, социализация личности


27

Сложение чисел.

1

Формирование знаний

состава двузначного числа

Бант, шнурок, узел

Развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений


28

«Составление рассказа». Деревья

1

Формирование знаний о деревьях, их названия,

польза, уход

Клён, тополь и т.д.

Социально-бытовая ориентировка, расширение кругозора, развитие

Словарного запаса


29

«Продолжи логический ряд».

Числа 11, 12, 13

1

Формирование знаний чисел 11, 12, 13

Одиннадцать – одиннадцатый и т.д.

Развитие памяти, развитие мыслительных операций


30

«Найди отличия».

Комнатные растения

1

Формирование знаний о

комнатных растениях, их названия, польза, уход

Бегония, фиалка и т.д. полив, питание

Социально-бытовая ориентировка, расширение кругозора


31

Лабиринты. Числа

14, 15, 16

1

Формирование знаний чисел

14, 15, 16

Четырнадцать –

четырнадцатый и т.д.

Развитие памяти, развитие мыслительных

операций


32

«Сходство и различие». Зима.

1

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий зимних месяцев, их

последовательности

Декабрь, январь, февраль

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря


33

«Продолжи числовой ряд». Числа 17, 18, 19

1

Формирование знаний чисел

17, 18, 19

Семнадцать –

семнадцатый и т.д.

Развитие памяти, развитие мыслительных

операций


34

Поиск ошибок в тексте. ПДД зимой

1

Формирование знаний

безопасности на дорогах в зимнее время года

Гололёд

Расширение кругозора, развитие реи, социально-бытовая ориентировка


35

«Исключи лишнее». Число 20. Состав

чисел в пределах 20

1

Формирование знаний состава двузначного числа в

пределах 20

Двадцатый

Развитие памяти, развитие мыслительных операций


36

«Зашифрованный рисунок».

Охрана здоровья

1

Формирование знаний о

способах здоровьесбережения

Простуда

Расширение представлений, социально-

бытовая ориентировка, пополнение словарного запаса


37

«Лабиринты». Углы

1

Формирование знаний об углах, их виды

Тупой, острый, прямой

Расширение математических представлений, развитие словарного запаса


38

«Руки вместе».

Предлог как отдельное слово

1

Предлоги – в, на ,в, с, из, у

Персонаж,

последовательность

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, развитие внимания, развитие

координациидвижений


39

«Волшебный мешочек». Разложение

двузначного числа на десятки и единицы.

1

Состав числа, порядок числа, операции с числами.

Выгул, кормёжка

Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов


40

«Исключи лишнее».

Словарные слова.

1

Правописание словарных слов

Персонаж,

последовательность

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, развитие внимания, развитие координации движений


41

«Зрительный диктант» Простая

арифметическая задача.

1

Решение задач. Закрепление навыков выполнения действия

вычитания.

Слагаемое, сумма

Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций


42

«Кто как говорит?»

Написание гласных в словах-родственниках

1

Формирование навыков звукоподражания.

Умение подбирать родственные слова.

Однокоренные слова

Развитие словарного запаса, социально- бытовая ориентировка



43

«Сходство и различие». Правила записи

предложения

1

Дифференциация предложений, их начало и конец.

Повествовательно, восклицательное, вопросительное предложение

Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов


44

«Графический диктант». Форма

1

Формирование навыка

дифференцировать предметы по форме

Круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный,

овальный

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений


45

«Зашифрованный рисунок». Цвет

1

Формирование навыка

дифференцировать предметы по цвету

Основные цвета спектра

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических

представлений


46

«Запутанные дорожки».

Равенства

1

Формирование знаний о равенствах

Больше, меньше, равно

Формирование математических представлений, развитие вычислительных

навыков


47

«Что перепутал художник?».

Знаки препинания.

1

Закрепление правил написания знаков в конце

предложений.

Точка, восклицательный и

вопросительный знак.

Формирование выразительной речи, коррекция речевых навыков, связной речи.


48

«Дорисуй девятое». Величина

1

Формирование навыка

дифференцировать предметы по величине

Большой, маленький, средний, больше, меньше

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений


49

Поиск ошибок в тексте.

Чтение изучаемых произведений.

1

Чтения текстов из

программных произведений целыми словами.

Объяснение

значений слов.

Формирование навыков беглого и правильного чтения целыми словами.


50

Обобщающий урок.

1

Повторение пройденного.


Коррекция памяти, мыслительных операций.


51

«Поиск ошибок в тексте». Зоопарк

1

Формирование знаний о

животных, которые живут в зоопарке, их питание, уход за ними

Зоопарк

Расширение представлений о жизни животных, развитие речи, пополнение словарного запаса


52

«Внимательный художник». Части тела

1

Формирование знаний частей тела человека

Конечности, туловище и т.д.

Развитие представлений о себе, строении собственного тела, развитие навыков

ориентироваться на схеме тела человека


53

«Продолжи логический ряд».

Неделя

1

Формирование знаний названий дней недели, их

последовательности

Понедельник, вторник и т.д.

Расширение кругозора, пополнение словарного запаса, социально-бытовая

ориентировка


54

«Исключи лишнее»

Правила гигиены

1

Формированиезнаний

гигиены

Гигиена

Социально-бытовая ориентировка, развитие

мышления


55

«Зашифрованный рисунок».

Геометрические

фигуры

1

Закрепление знаний о

геометрических фигурах

Круг, квадрат,

треугольник

Формирование математических навыков,

развитие умения обобщать и классифицировать


56

«Найди отличия». Птицы

1

Формирование знаний о птицах, их разнообразии, о

строениитела

Ворона, сорока, крылья, хвост и т.д.

Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, пополнение словарного

запаса


57

«Графический диктант».

Многоугольники

1

Формированиезнаний о

многоугольниках

Многоугольник

Расширение математических представлений,

пополнение словарного запаса


58

«И мы…».

Насекомые

1

Формирование знаний о насекомых, их разнообразии

Муха, комар и т.д.

Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, развитие памяти, пополнение словарного запаса


59-60

Нумерация чисел в

пределах 20. Решение примеров

2

Формирование знаний порядкового счёта до 20

Первый, десятый и т.д.

Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций


61-62

«Угадай слово». Моя мечта

2

Формирование навыка составления рассказа

самостоятельно


Развитие монологической речи, развитие мышления, развитие памяти


63





«Что перепутал художник?».

Путешествие по стране



1

Формирование знаний о природе и

достопримечательностях нашей страны

Достопримечательность

Расширение кругозора, развитие

воображения, развитие описательной стороны речи, развитие наглядно-образного мышления


64-65

Решение логических задач

2

Формирование навыка составления рассказа

самостоятельно


Расширение кругозора, развитие

воображения, развитие описательной стороны речи, развитие словестно-логического мышления


66-67




Повторение материала






2

Формирование знаний о

различных единицах измерения, геометрических фигурах



Многоугольники




Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря




68






Обобщающий урок. Лето



1

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий летних месяцев, их

последовательности

Июнь, июль, август

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря


69-70

Диагностическое

обследование


2

Диагностика познавательных процессов учащегося

Внимание, память, мышление, восприятие, речь

Представления о себе, семье, окружающем мире. Признаки и свойства предметов. Логические цепочки







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!