СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Корень слова. Однокоренные слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе. Тема "Корень слова. Однокренные слова". Урок построен  с учетом  требоний ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Корень слова. Однокоренные слова.»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Русский язык

Класс : 2

Тема и номер урока в теме: Однокоренные слова, 2 урок в теме

Базовый учебник: Русский язык: 2-й класс: учебник: В 2 ч. Ч.1/ Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина – М.: АСТ: Астрель, 2013

Цель урока: дать понятие родственных слов; совершенствовать умение выделять общую часть родственных слов.

Задачи:

  • образовательные: познакомить с признаками однокоренных слов и научить подбирать родственные слова, находить и выделять корень в однокоренных словах.

  • воспитательные: воспитывать культуру общения, умение работать в парах, самостоятельно; воспитывать трудолюбие, любовь к окружающему миру.

  • развивающие: развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные; развивать мышление, память, внимание, орфографическую зоркость, речь.

УУД

Познавательные:

П1 – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

П2 - поиск и выделение необходимой информации

П4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П5 - выбор наиболее эффективных способов решения задач

П6 – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности

П8 – постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов действия при решении проблем творческого или поискового характера

П9 – знаково-символическое моделирование

ПЛ1 –анализ с целью выделения признаков

ПЛ2 - синтез – составление целого из частей

Личностные:

Л1 - умение выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

Л2 - Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные:

К1 - умение слушать и понимать других.

К2 - Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

К3- Оформлять свои мысли в устной форме.

К4 - Умение работать в паре.

Регулятивные:

РЦ – целеполагание – как постановка учебной задачи

РПл – планирование – составление плана и последовательности действий

РКон – контроль – сличение способов действия и его результата с заданным эталоном

РКор – коррекция – внесение корректив в случае расхождения с эталоном

РО – оценка – осознание качества и уровня усвоения

РВС – волевая саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.


Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний, умений и навыков; Открытия Новых Знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная, работа в парах, элементы исследовательской деятельности

Оборудование:

- буквы из магнитной азбуки: о, с, е, н, ь

- карточки со словарными словами: осень, сентябрь, ноябрь, мороз, холод, дождь

- опорная таблица «Однокоренные слова»

- презентация «Однокоренные слова»

- «смайлики» 

- компьютер, проектор, экран

-мел, доска

-учебник «Русский язык» 2 класс, Желтовская Л.Я.





Этап урока

Ход урока

УУД


Деятельность учителя


Деятельность ученика

1.Организационный момент

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

Работаем старательно, слушаем внимательно.

- Ребята, мы продолжаем изучать тайны родного языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем

Проводит подготовку рук к письму. Организует самомассаж рук

*большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной руки, потом другой;

*при помощи карандаша трем ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной;

*заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук;

*дотрагиваемся руками до щёк, ощущаем тепло своих рук.

Проговаривают правила поведения на уроке



















Выполняют упражнения

РВС К2 П4 Л2

2. Актуализация опорных знаний


Проводит чистописание

- Посмотрите на буквы: О, Ь, С, Н, Е (на доске отдельные буквы из магнитной азбуки)

- Назовите их. Какая лишняя?

- Разделите оставшиеся буквы на две группы. Назовите их (гласные, согласные).

- Составьте и запишите слоги из этих букв. Следите за высотой и наклоном букв.

Проводит словарную работу

1.- Составьте из этих букв, слово. Запишите слово на следующей строке.

- назовите осенние месяцы. Запишите их. Проверьте свои слова. (карточки со словами на доску).

2. – какие слова из «словарика» можно подобрать по теме ОСЕНЬ? Что у них общего? помогут запомнить букву О (Осень, дОждь, хОлОд, мОрОз – карточки со словами на доску).

3. Народ придумал много пословиц про осенние месяцы. Вот одна из них: «В ноябре мороз приосанивается». Как вы понимаете выражение приосаниваться? (выравнивать плечи, становиться более уверенным).

Покажите, как это надо сделать (дети, сидя, выпрямляют спину, расправляют плечи). Надо всегда следить за осанкой и держать спину прямо!

Отвечают на вопросы, выполняют задание

- Лишняя Ь (не имеет звука)


- Гласные: О, Е

- согласные: С, Н


-ес, се, ос, со, ен, не, он, но

Записывают слова, делают самопроверку. Подбирают слова-ассоциации.

- осень

-сентябрь, октябрь, ноябрь



- осень, дождь, холод, мороз





Объясняют и показывают смысл слова «приосаниться»

РВС К1 К2 П4

РКон Ркор

П2 Л1

3. Изучение нового материала



Создание проблемной ситуации

  1. Беседа по картинке «По грибы».


- какое время года изображено?

- по каким признакам догадались?


2. Грибная пора наступила. Смотри:

Из леса грибочку несут грибники.

А где-то еще притаился грибок…

Заглядывать нужно под каждый листок!


- Прочитайте запись. О чем четверостишие? Когда наступает грибная пора? О чем нужно помнить, собирая грибы? (съедобные, несъедобные). Какую пользу мы получаем, собирая грибы? (свежий воздух, ходьба, наклоны).



Физкультминутка «По грибы» ( Глубокий вдох-выдох, ходьба на месте, наклоны, глубокий вдох-выдох).



Организует выполнение учащимися пробного задания. Задает учащимся наводящие вопросы.

  1. - Найдите в тексте и выпишите родственные слова. Обсудите в парах, какие слова будете выписывать.



- Почему мы испытываем затруднение?

- Значит, что сегодня на уроке мы должны узнать?

- Что нам в этом поможет?

4. Помогает ученикам определить тему и цель урока.


Рассматривают картинку. Делают умозаключение. Доказывают.

Анализируют, находят признаки осени






Отвечают на вопросы учителя, выполняют движения.





Выполняют задание в паре. Фиксируют индивидуальные затруднения.


Дети предлагают свои варианты


- Не знаем, какие слова называются родственными

- Что такое родственные слова

- личный опыт, учитель, учебник

4. На основе полученных сведений формулируют цели и задачи урока:

1) узнать, какие слова называются родственными

2) узнать признаки родственных слов

3) научиться подбирать родственные слова



РЦ РПл К1 Л1

















К4 П8















П1 П2 РЦ РПл

4. Развитие самостоятельной деятельности в поисковом режиме

Послушайте сказку:

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные слова соорудили корню домик, уютный и округлый.

Сделайте вывод: какие слова называются родственными?

Стр.80 учебника, читаем правило.

5. - Теперь мы можем выполнить задание: найти и выписать родственные слова из стихотворения? - Грибная пора наступила. Смотри:

Из леса грибочку несут грибники.

А где-то еще притаился грибок…

Заглядывать нужно под каждый листок!



Итак, какие же признаки есть у родственных слов?











Назовите из стихотворения близкие по смыслу слова .Докажите.



Как называется общая часть?

Выделите в словах общую часть.

Как еще можно назвать родственные слова?

Слайд «Признаки родственных слов»










Делают вывод: Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными).





Учащиеся отвечают, обосновывают, пробуют формулировать правило

Вместе с учителем строят алгоритм рассуждения



Родственные слова – это:

1) слова близкие по смыслу.

грибная, грибочки, грибники, грибок (есть общая часть и общее значение)



2) в словах должна быть общая часть

- корень

- гриб-

- однокоренные слова


К1 К2 П4

5.Физкультминутка

Говорит и показывает учащимся упражнения

Выполняют упражнения

РВС

6. Детальное закрепление

нового

материала

Учитель знакомит учащихся с признаками однокоренных слов, показывает и объясняет, как подбирать однокоренные слова, находить и выделять корень в однокоренных словах организует работу с учебником, вызывает учеников к доске, организует проверку решенных заданий

  1. Слайд «Как растут слова»



Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово – слово-корень -

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот еще посадки рядом.

Ну а вот и садовод.

И садовник с ним идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном!

- Есть в этом тексте однокоренные слова?

Почему вы так считаете?

Выпишите.

Выделите общую часть – корень.

Проверьте свою работу (проверка по слайду)

И оцените   

Учащиеся участвуют во фронтальной беседе.

Делают записи в тетрадь

Выполняют задания в тетради самостоятельно, проверяют, исправляют ошибки,.













- сад, посадили, рассада, посадки, садовод, садовник

Проверяют свою работу по образцу.

Оценивают («смайлик» рисуют на полях)

К1 К2 К3



РКон Ркор РО РВС П9 ПЛ1 ПЛ2

7.Детальное закрепление нового материала

Организует работу, вызывает учеников к доске, помогает в правильном решении, организует проверку

Игра «Засели домик»

Одновременно в три домика приехали «родственники». Правильно ли родственники заселились в домики?

На доске: лис- мор- вод-

Лиса морской вода

Лист моряк водичка

Лисонька мороз водный

Лисий морячок водитель

- Какие еще к ним могут приехать «родственники»?

- Почему вы их считаете «родственниками»?

- Кому удалось встретить гостей и проводить к «родственникам» - оцените свою работу.



Слайд № «Какое слово лишнее?».

Работа выполняется в группах. Чья группа быстро безошибочно выполняет задание –получает «смайлик» и +  за дополнительное задание

Задание: Списать, в однокоренных словах выделить корень, лишнее слово подчеркнуть.

Лес, лесной, лестница, лесник.

Гора, гореть, горный, пригорок.

Тепло, теплица, теплый, жаркий.

- какое слово лишнее и почему?

Доп.задание: Допишите к каждой группе по два однокоренных слова.







Слайд «Гусята».

Задание: найти и выписать однокоренные слова, выделить корень.

Тот, кто с гусятами близко знаком,

Знает: гусята гуляют гуськом;

Тот же, кто близко знаком с гусаком,

К ним не рискнет подойти босиком.


- Родня ли Гусеница Гусю? Почему?


- Оцените свою работу: ,…

Выполняют задание, делая пометки: +, -, ?







Выполняют задания на доске и в тетради

Дети по очереди выходят к доске и рядом со словом ставят «+» - если верно, «-» - если неверно, «?» - если затрудняется.



Ребята предлагают свои варианты, добавляют таблицу, дописывают.

Оценивают свою работу «смайликами»:   



Ребята делятся на группы по 4-5 чел.







- лес, лесной, лесник, лесок, лесовод (лестница)

- гора, горный, пригорок (гореть), горка, гористый

- тепло, теплица, теплый (жаркий), теплынь, теплота



Проверяют работу группы, первой выполнившей задания.

Оценивают свою 

Работа выполняется в парах.



- гусята, гуськом, гусаком





- другое значение имеет

На полях напротив выполненного задания рисуют ,..

ПО9 ПЛ1 ПЛ2

8. Самостоятельная работа

Организует самостоятельную работу с взаимопроверкой

Слайд «Ежики»

Задание: Найти и выписать семью родственных слов. Выделить корень.

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый ёж и его ежиха.

Серый ёж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребенок был у них –

Очень тихий ёжик.


Организует взаимопроверку. Оценка 

Учащиеся самостоятельно выполняют задания, под руководством учителя проверяют работу соседа по парте, оценивают 

- еж, ежиха, ежик

РКон РО РВС

9. Рефлексия учебной деятельности

Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке. Просит учеников оценить свою работу на уроке.

1.подведем итог урока.

Какую мы цель ставили в начале урока?

Что мы называем корнем?

Какие слова называются однокоренными?

2.Оцените свою работу. Подсчитайте на полях тетради свои «смайлики»:

 - я всё понял и запомнил, у меня все получилось «Я сегодня молодец!»

 - мне надо еще подумать, разобраться…

 - что-то я не понял, «Сегодня не мой день»

- Каких «смайликов» больше?

-Кто сегодня молодец?

Учащиеся высказывают своё мнение, подводят общий итог урока.

К1 К3 П6 РО

10. Домашнее задание

Задает домашнее задание.

Д/з: упр. 4 стр.81 (найти и выписать слова с корнями –лист-, -ягод-, -букет-) или упр.5 стр. 81(выписать однокоренные слова).Задание на выбор (дифференцированный подход).

Учащиеся записывают домашнее задание

РВС















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!