Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Цель: повторить корень слова и однокоренные слова.
Задачи: 1. Уметь находить в слове корень, подбирать однокоренные слова, уметь графически обозначать корень слова.
2. Развивать речь, мышление.
3. Воспитывать аккуратность в работе.
Ход урока
1. Целеполагание: постановка учебных задач урока.
Минутка чистописания.
Что знаем - повторяем: Что такое корень слова? Что он выражает?
(Корень - это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение: береза, березка, березовый, подберезовик.)
2. Тренировочные упражнения на нахождение в слове корня, подбор однокоренных слов. 1) Упр.32. Выписать выделенные слова и обозначить их общую часть (ход, выход, вход, ходики, поход). Как называются эти слова? (Однокоренные)
2) Упр.35. Найди в предложении однокоренные слова. В лесу жил-поживал старожил лесник.
Упр.36. Вставить пропущенные слова с тем же корнем, что у выделенных слов.
1. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. 2. Хватит тебе, молодцу, горе горевать. 3. Не впервой волку зиму зимовать. 4. Молодое растет, а старое стареет.
Доказать, что слова однокоренные с помощью схемы:
В слове лесник - корень слова лес, так как | |
3. Поисковая задачка (упр.37): все ли слова однокоренные? Выписать однокоренные слова парами: Вода, водный. Водитель, водить. Горе, горевать. Гора, горный.
4. Обсуждение алгоритма действий по нахождению корня в слове: 1. Подобрать однокоренные слова:
садовник лесник
садовод лесок
сад лес
2. Выделить общую часть однокоренных слов.
3. Обозначить корень (схема).
5. Парная работа: Орфографическое упр.33. Списать, вставляя пропущенные буквы. Обозначить корень слова. Расставить знаки ударения в словах. Найти проверочное слово для безударной гласной.
6. Работа по развитию речи: продолжение текста по его началу (упр.34). Прочитать. Озаглавить текст (В дозоре. Старый воробей. На страже). Определить тему текста. Назвать главную мысль текста. Найти однокоренные слова. Выписать их. Обозначить корень слов. Написать продолжение текста: что же случилось однажды?
7. Работа по тексту (упр.38). В гостях у сказки. Прочитать отрывок "Алиса в Стране Чудес" из сказки Л.Кэрролла. Доказать, что слова, которые Алиса придумала, не являются однокоренными, потому что имеют разное значение.
8. Словарная минутка (упр.39). Дописать группы однокоренных слов, выделить корень.
9. Командная игра "Четвертый лишний" (упр.40): кто быстрее выпишет однокоренные слова. Найдет слова, которые оказались "лишними".
Белый, белка, белизна, белить. Луна, лунка, лунный, луноход. Холод, мороз, холодить, холодный.
10. Работа в словарных тетрадях (упр.41):
В: 1) Вагон, вокзал, воскресенье, восток.
2) Ворона, воробей, верблюд, впереди.
11. Самоконтроль (рефлексия): Что я знаю и умею: определять корень слова; подбирать однокоренные слова.
12. Задание на дом: упр