«Корень слова. Однокоренные слова»
.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
1.Организационный момент. Цель этапа: Создание благоприятного психологического климата в классе, настрой на позитивное восприятие учебного материала. | - Громко прозвенел звонок – Начинается урок. - Работаем старательно, слушаем внимательно. - Открываем тетради, записываем число, классная работа. | Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Мы хороший дружный класс. Всё получится у нас | |
2.Минутка чистописания. Цель: формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма. | Ум да разум надоумят сразу. - Прочитайте запись. Как можно назвать такое изречение? -Как вы понимаете смысл этой пословицы? - Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии. - Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока. | Такое изречение можно назвать пословицей. Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием. Пишут в тетради пословицу. | Фронтальная работа |
3.Актуализация знаний (введение в тему урока) Цель: воспроизведение ранее полученных знаний необходимых для «открытия» нового знания. | - Какие части растения вы знаете? Учитель загадывает загадку: Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту Я не вверх, а вниз расту. (Корень) - О каких значениях корня говорится в тексте загадки? -Сколько значений у слова корень? -Какой вывод можно сделать? - Злата нам подготовила выписку из толкового словаря С.И.Ожегова, какое значение может иметь слово «корень». Послушаем. - Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень? | Корень, стебель, листья, цветок, плод. Корень есть у растений, у зуба, у слова. Много Слово «корень» - многозначное Ученица зачитывает значение слова «корень»: подземная часть растения; 2) часть волоса, зуба, ногтя; 3 )часть слова Это важная, необходимая часть. | Фронтальная работа Индивидуальная работа (домашнее задание) |
4. Постановка темы и цели урока. Проблемные вопросы. Цель: определение темы урока, постановка перед учащимися учебной проблемы. | -Ребята, а какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка? -Что бы вы хотели узнать на этом уроке? -Обозначим проблемные вопросы. 1) Что такое корень? 2) Роль корня в слове. 3) Как выделить в слове корень? 4) Однокоренные слова . 5) Признаки однокоренных слов . | На уроке нас будет интересовать корень слова. … о корне слова,…(ответы детей) | Фронтальная работа |
5.Работа над новым материалом. Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова),упражнять в группировке слов по основанию – однокоренные слова, используя два признака(общность формы и смысла). | - Прочитайте слова. Распределите их по группам. -Обсудите в «паре» сколько групп у вас получилось. - Сколько? -1 ряд запишет 1группу ( со словом зима), -2 ряд- 2 группу (со словом воз), -3 ряд – со словом боль -Как называются слова в каждой группе? -Почему? - Может, кто-то из вас догадался, как называется общая часть в родственных словах? - У родственных слов есть другое название –… -Посмотрите на проблемные вопросы урока, найдите и прочитайте это слово. - Итак, сформулируйте вывод о том, какие слова называются однокоренными. - Прочитайте вывод в учебнике. - Выделим корень в словах, он выделяется вот таким значком. Назовите корень в словах 1 группы, 2 группы, 3 группы. (Слайд 9 ) | Зима, воз, зимушка, больница, перевозка, боль, зимний, заболеть, зимовать, увозить, больной, повозочный. Три группы. Учащиеся пишут. Слова в каждой группе называются родственными. В них есть общая часть. Они близкие по значению. Общая часть в родственных словах называется корнем. Однокоренные Родственные слова называются однокоренными, у которых одинаковый корень. Читают вслух правило – с.80 - в словах : зима, зимушка, зимний, зимовать, корень зим; - в словах воз, перевозка, увозить, повозочный корень воз; - в словах больница, боль, заболеть, больной корень боль | Работа в «паре». на доске таблица с проблемными вопросами урока Учитель показывает на доске. Фронтальная работа |
6. Физкультминутка Цель: переключить внимание с одного вида деятельности на другой, улучшить обменные процессы, способствовать повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока. |
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | Выполняют движения. Наклоны Рывки руками перед грудью. Наклоны, повороты головы Дети садятся за парты. | |
7. Составление алгоритма. Задание «Ловушка» Цель: включить учащихся в выведение способа действий по определению однокоренных слов |
Упражнение №6 (с.81) Работа в паре: Докажите своё мнение. -Прочитайте песенку Водяного из мультфильма. - Можно ли считать родственными выделенные слова? В ходе обсуждения учитель фиксирует признаки однокоренных слов, выделенные детьми: 1) Корень – главная значимая часть слова, пишется одинаково. 2) В нём заключено общее значение однокоренных слов. Один корень должен иметь одно значение. - Сделаем вывод: для определения однокоренных слов надо учитывать два признака: общий корень и общее значение слов. - Выпишите однокоренные слова и обозначьте корень. -Какими словами можно дополнить этот ряд? - Что нужно учитывать для определения однокоренных слов? - Как будем действовать, определяя однокоренные слова? -Составим алгоритм: 1шаг – определить корень по одинаковому написанию. 2 шаг – проверить, одинаковое ли значение имеет корень в словах. | Читают – с.81, №6 Доказывают свои точки зрения: - вод- одинаковый корень - вод- со значением вода, -вод- со значением дружить. для определения однокоренных слов надо учитывать два признака: общий корень и общее значение слов. вода, подводная, подводник, … | Работа в паре Коллективное обсуждение Фронтальная работа на доске тоже открывается алгоритм |
8. Закрепление. Проверка способа. Цель: различать группы родственных слов, слова с омонимичными корнями | - Используя выведенный алгоритм, определите и докажите: являются ли слова однокоренными. Копать, капать Лесник, перелесок Летний (день), летательный (аппарат). - Работает наш способ? Помогает определять однокоренные слова? -Выпишите только однокоренные слова, выделяя корень. - Проверьте. | Доказывают, опираясь на алгоритм (лексическое значение слов, одинаков ли корень) Алгоритм помогает определить однокоренные слова. Выписывают : лесник, перелесок, выделяют корень лес | Фронтальная работа Проверяют с экрана. |
9. Самостоятельная работа. Цель: первичное закрепление, формировать умение по овладению способами группировки однокоренных слов | - Упражнение в Рабочей тетради стр.26 №2 (1) Самостоятельная работа. - Проверим. Посмотрите на экран. - Оцените себя . | Самостоятельно выполняют задание в Рабочей тетради. С заданием справился успешно, я доволен собой. Мне было трудно, но я справился. Задание оказалось трудным. Мне нужна помощь. | Самооценка «светофорики» |
10. Подведение итогов урока. Цель: выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового. | -В чём разница между нашими знаниями в начале урока и в конце урока? -Какой прирост в знаниях мы получили? - Что нового вы поняли на этом уроке? | Знали, что в русском языке есть родственные слова, в которых общая часть. Родственные слова называются однокоренными, общая часть называется корнем, как выделяется корень. Однокоренные слова обладают двумя признаками: общий (одинаковый) корень, общее лексическое значение. | |
11. Рефлексия. Цель: анализируя, осознавать свои возможности, делать свой собственный выбор, самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. | -Покажите человечка, как для вас прошел урок. | | «смайлики» |
12. Домашнее задание. Цель: повторить и закрепить ранее изученный материал. | Записать словарные слова на букву «о» из словаря учебника , №5 с. 81 (по выбору 3 любых слова). -Спасибо за работу. Урок закончен. | запись в дневниках | |