Контрольная работа
по теме: «Сфера духовной культуры»
8 класс
К категории морали относят понятие:
здоровье и успех 3) культура и техника
безопасность и комфорт 4) добро и зло
Верны ли суждения:
А) Нормы морали опираются на представления людей о добре и зле
Б) Выполнение норм морали контролируются государством
верно только А 3) верны оба суждения
верно только Б 4) оба суждения неверны
Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании духовной сферы общества:
свобода слова, неприкосновенность жилища 3) деньги, собственность
мораль и искусство 4) семья, этнос
К категориям нравственности относятся понятия:
комфорт и удобства 3) честь и достоинство
природа и культура 4) здоровье и успех
Владимир учится в 6 классе общеобразовательной школы. Он увлекается авиамоделированием. На каком уровне образования находится Владимир?
начальное общее образование 3) среднее общее образование
основное общее образование 4) среднее профессиональное образование
К какой сфере жизни общества непосредственно относится деятельность научных учреждений, организаций культуры и образования?
социальной 3) политической
правовой 4) духовной
Что является отличительной чертой науки:
обращение к сверхъестественным силам 3) воздействие на эмоции людей
стремление к достижению объективной истины 4) образное отражение идей автора
Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает:
требования права 3) нормы морали
научный закон 4) правило этикета
Старейшина племени собрал у костра взрослых мужчин. Он начал рассказывать историю их божественного предка. При этом члены племени исполняли у костра ритуальный танец. Какую сторону жизни общества иллюстрирует этот пример?
хозяйственную 3) политическую
семейную 4) религиозную
Следование нравственным ценностям, осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований в этикете:
долг 3) мораль
совесть 4) мировоззрение
Установите соответствие между характерными чертами и областями (формами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ | ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) КУЛЬТУРЫ |
А)Логичность и доказательство выводов | Религия |
Б) теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир | Наука |
В)Вера в сверхъестественное | |
Г)Строгое следование ритуалам | |
Д)Объективное отражение действительности | |
Вставьте пропущенное слово.
Совесть – это глубокое осознание своего________________ и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.
В своём реферате ученик провёл сравнительный анализ религии и искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
может оказывать сильное эмоциональное воздействие
основывается на вере в сверхъестественное
является видом духовной культуры
основным выразительным средством является художественный образ
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
рочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Что же входит в духовный мир человека? Прежде всего — __________(1), то есть потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о __________(2) и назначении своей жизни. Оно формирует и __________(3) человека — то есть совокупность умственных способностей и прежде всего способности получить новую информацию на основе той, которая у него уже имеется. Но духовный мир человека включает в себя и __________(4) — субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности. Ещё одним видом эмоциональных состояний являются __________(5), которые в зависимости от предметной сферы подразделяются на нравственные (любовь, дружба, патриотизм и пр.), эстетические (восторг, радость, отвращение, тоска и пр.) и интеллектуальные (любопытство, сомнение, любознательность и пр.). Совокупность лучших личностных качеств человека характеризуется понятием __________(6). К числу её признаков следует отнести обострённое чувство социальной справедливости; личную порядочность и тактичность; терпимость к инакомыслию; приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры и пр.».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) интеллигентность
Б) свобода
В) интеллект
Г) эмоция
Д) чувство
Е) познание
Ж) смысл
Ответ занесите в таблицу
Дайте определение понятия культура. Составьте два предложения, раскрывающие его смысл.
Дайте определение понятий: мораль, совесть, образование, наука, религия.
Выстроить систему образования в РФ по уровням.
Назовите функции науки. Раскройте одну из функций
А.П. Чехов называл науку самым важным, самым прекрасным и нужным в жизни человека. Согласны ли вы с писателем? Какие аргументы вы можете привести для доказательства своей точки зрения.
Укажите роль религии в жизни общества.
КЛЮЧ
1 – 4
2 – 1
3 – 2
4 – 3
5 – 2
6 – 4
7 – 2
8 – 3
9 – 4
10 – 1
11 – 22112
12 – долга
13 – 1324
14 – ЕЖВГДА
15 – Культура – 1) Совокупность материальных и духовных ценностей. 2) То, что создано руками и разумом человека. 3) Творчество, изменяющее жизнь.
16
Мораль – это совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к другим людям, к окружающей среде и к самому себе, с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.
Совесть – это способность человека как нравственного существа формулировать моральные обязательства, требовать от себя их выполнения, контролировать и оценивать своё поведение.
Образование – это процесс приобретения знаний о мире, приобщение к культуре, ценностям Отечества, мировой цивилизации, а также процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.
Наука – 1) это особая система знаний. 2) Особая сфера деятельности, направленная на получение достоверных знаний о реальной действительности и на их теоретическую систематизацию. 3)Особая система организаций и учреждений.
Религия – это совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия
17
I.Общее образование
Дошкольное образование:
- воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста (от 2 месяцев до 7 лет)
Начальное общее образование:
- первый этап общего образования (1 – 4 класс)
Основное общее образование:
- второй этап общего образования (5 – 9 класс)
Среднее общее образование:
- (10 – 11 класс)
II.Профессиональное образование
Среднее профессиональное образование:
- средний уровень профессионального образования /(техникумы, колледжи)
Бакалавриат:
- первый уровень высшего образования (общая фундаментальная и профильная практическая подготовка, полученная в ВУЗе, срок обучения – 4 года)
Специалитет, магистратура:
- второй уровень высшего образования (углублённая специальная подготовка, полученная в ВУЗе, срок обучения – 1 – 2 года прри наличии степени бакалавра)
Высшее образование:
- подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура и т.д.)
18. Функции науки:
Культурно – мировоззренческая: формирует мировоззрение, научные представления (часть общего образования, культуры)
Познавательно – объяснительная: фактор производственного процесса
Прогностическая: использование научных данных для разработки планов и программ социального и экономического развития, для управления культурными процессами.
19. свободный ответ
20. Роль религии в жизни общества:
1) Регулирует поведение людей в жизни общества;
2) Воспитывает человека;
3) Отвечает на вечные человеческие вопросы и мироустройстве и предназначение человека;
4) Снимает психологическое напряжение;
5) Объединяет людей в рамках религиозной общины, избавляя их от одиночества;
6) Объединяет общество для решения различных задач
(1-2 роли – 1 балл; 3 – 4 роли – 2 балла; 5 – 6 роли – 3 балла)
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | Всего |
Балл | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 5 | 2 | 2 | 2 | 3 | 33 |
Оценивание:
«2» - 0 – 11 баллов
«3» - 12 – 19 баллов
«4» - 20 – 28 баллов
«5» - 29 – 33 балла