Контрольная работа по обществознанию «Сфера духовной культуры»
1 вариант 8 класс
1.Владимир учится в 8-м классе общеобразовательной школы. Он увлекается авиамоделированием и верховой ездой. На какой ступени образования находится Владимир?
1) начальное образование 2) основное общее образование
3) полное (среднее) образование 4) среднее профессиональное образование
2.Принцип: «Поступай по отношению к людям так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе», — выражает требование
1) морали 2) науки 3) искусства 4) права
3.К объектам материальной культуры относится (-ятся)
1) паровая машина 2) правила поведения в кино
3) ритуал смены воинского караула 4) миф о подвигах Геракла
4. Право человека исповедовать любую религию или быть атеистом, распространять религиозные или антирелигиозные убеждения называется
1) суверенитетом 2) свободой совести 3) свободой слова 4) гуманизмом
5.Науку от других форм (областей) духовной культуры отличает
1) доказательность теоретических положений
2) особая значимость субъективного восприятия мира
3) отражение мира в художественных образах
4) ориентация на представления о добре и зле
6.К духовной сфере общества относятся отношения между
1) режиссером кинофильма и актерами
2) зрителем кинотеатра и кассиром в кассе кинотеатра
3) зрителем кинотеатра и охранником кинозала
4) директором кинозала и ремонтной бригадой, проводившей в нем ремонт
7.Верны ли следующие суждения о системе образования в РФ?
А. Наличие основного общего образования даёт возможность человеку поступить в учреждение высшего профессионального образования.
Б. Наличие среднего общего образования позволяет человеку поступить в учреждения среднего и высшего профессионального образования.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
8.Верны ли следующие суждения о нравственных ценностях?
А. Патриотизм проявляется в искренних переживаниях за судьбу Родины.
Б. Гуманизм предполагает признание высшей ценности человека.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.
Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10.Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия требует от верующих соблюдения определённых правил.
Б. Религия оказывает влияние на отношение верующего к окружающему миру.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11.Установите соответствие между областью культуры и ее признаками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | | ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ |
А) вера в потусторонний мир Б) выдвижение и проверка гипотез В) соблюдение определенного ритуала Г) логичность и доказательство выводов | | 1) религия 2) наука |
12.Анна учится в 9 классе общеобразовательной школы, после государственной (итоговой) аттестации она планирует продолжить обучение в старших классах гимназии. Сравните две ступени образования: основную школу и старшую школу. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) возможность выбора профиля обучения
2) соблюдение правил поведения
3) возможность поступления в вуз
4) получение общего образования
Черты сходства | Черты отличия |
| | | |
13.Запишите слово, пропущенное в таблице.
ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Искусство | Отражение мира и человека в художественных образах |
... | Целенаправленный процесс обучения и воспитания |
14.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
«Патриотизм» — широкое понятие. Всё зависит от того, какое конкретное содержание вкладывается в это слово. Просвещённый патриотизм — это чувство, которым можно и следует гордиться. Оно предполагает деятельную любовь к родине, проявляющуюся в конкретных делах, приносящих пользу людям.
Патриотом может быть простой человек, бескорыстно сделавший добро ближним и дальним. Патриотом является творческий деятель, возвеличивший своим трудом свою страну и, тем самым, всё человечество. Безусловные патриоты — защитники Родины от иноземных захватчиков, тем более отдавшие за неё жизнь.
Иными словами, патриот — это не тот, кто постоянно напоминает о своём патриотизме, а тот, кто плодотворно трудится на благо общества, помогает обездоленным, лечит больных и воспитывает детей, создаёт новые знания и умения, борется с насилием, выступает против эксплуатации и рабства, содействует прогрессу общества. И, напротив, не может считаться патриотом тот, кто подавляет граждан и осложняет их существование, живёт не для людей, а за их счёт, унижает иностранцев и тех, кого он считает «инородцами», консервирует отжившие порядки, навязывает ложные идеи и цели обществу.
Подлинный патриот вправе не только гордиться своей страной, но и испытывать за неё стыд, когда совершаются неправомерные поступки. Часто такой стыд и такая боль порождают глубоко нравственные поступки, подвижничество людей.
1.Каких людей, по мнению автора, можно считать настоящими патриотами? Назовите три типа таких людей.
2. Автор считает, что патриотизм выражается в конкретной работе на благо общества. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами это мнение.
3.Автор полагает, что патриот может испытывать стыд и боль за неправомерные действия своей страны. Объясните, почему эти переживания не противоречат патриотизму. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, приведите два объяснения.
Контрольная работа по обществознанию «Сфера духовной культуры»
2 вариант 8 класс
1.Анна перешла в 11 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается фигурным катанием. На какой ступени образования находится Анна?
1) основное общее образование 2) среднее профессиональное образование
3) полное (среднее) образование 4) высшее профессиональное образование
2.Призыв «Каждый день делай какое-то доброе дело» относится к области
1) науке 2) искусству 3) образованию 4) морали
3.К объектам материальной культуры относится (-ятся)
1) паровая машина 2) правила поведения в кино
3) ритуал смены воинского караула 4) миф о подвигах Геракла
4.Право человека иметь собственное мнение, любые убеждения и следовать им называется
1) патриотизмом 2) свободой совести
3) эгоизмом 4) гуманизмом
5.Что отличает науку от других форм (областей) культуры?
1) стремление получить истинное знание
2) использование художественных образов
3) опора на представления о добре и зле
4) отражение окружающего мира
6.Как называют область (форму) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?
1) мировоззрение 2) искусство 3) наука 4) мораль
7. Верны ли следующие суждения об образовании в современном обществе?
А. Образование в современном обществе продолжается на протяжении всей жизни человека.
Б. В современном обществе происходит интернационализация образования.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
8. Верны ли следующие суждения о духовной культуре?
А. Произведения духовной культуры являются результатом творчества отдельных людей, общества в целом.
Б. Произведения духовной культуры сохраняются и передаются следующим поколениям.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
9.Верны ли следующие суждения о науке?
А. Научное знание редко имеет применение в хозяйственной деятельности людей.
Б. В систему научных знаний входят факты, гипотезы, теории, методы получения научного знания.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10.Верны ли суждения о религии?
А. В современном мире сохранились ранние формы религиозных верований такие как: тотемизм, анимизм, фетишизм.
Б. Христианство, конфуцианство, буддизм, ислам относятся к мировым
религиям.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11.Установите соответствие между областью культуры и ее признаками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | | ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ |
А) объективное отражение действительности Б) вера в сверхъестественное В) соблюдение определенного ритуала Г) логичность и доказательство выводов | | 1) религия 2) наука |
12.В приведенном списке указаны черты сходства религии и морали и отличия религии от морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) основывается на вере в сверхъестественное
2) является областью духовной культуры
3) влияет на нормы поведения людей
4) использует культы и ритуалы
Черты сходства | Черты отличия |
| | | |
13.Запишите слово, пропущенное в таблице.
ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Искусство | Отражение мира и человека в художественных образах |
... | Целенаправленный процесс обучения и воспитания |
14.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
«Патриотизм» — широкое понятие. Всё зависит от того, какое конкретное содержание вкладывается в это слово. Просвещённый патриотизм — это чувство, которым можно и следует гордиться. Оно предполагает деятельную любовь к родине, проявляющуюся в конкретных делах, приносящих пользу людям.
Патриотом может быть простой человек, бескорыстно сделавший добро ближним и дальним. Патриотом является творческий деятель, возвеличивший своим трудом свою страну и, тем самым, всё человечество. Безусловные патриоты — защитники Родины от иноземных захватчиков, тем более отдавшие за неё жизнь.
Иными словами, патриот — это не тот, кто постоянно напоминает о своём патриотизме, а тот, кто плодотворно трудится на благо общества, помогает обездоленным, лечит больных и воспитывает детей, создаёт новые знания и умения, борется с насилием, выступает против эксплуатации и рабства, содействует прогрессу общества. И, напротив, не может считаться патриотом тот, кто подавляет граждан и осложняет их существование, живёт не для людей, а за их счёт, унижает иностранцев и тех, кого он считает «инородцами», консервирует отжившие порядки, навязывает ложные идеи и цели обществу.
Подлинный патриот вправе не только гордиться своей страной, но и испытывать за неё стыд, когда совершаются неправомерные поступки. Часто такой стыд и такая боль порождают глубоко нравственные поступки, подвижничество людей.
1.Каких людей, по мнению автора, можно считать настоящими патриотами? Назовите три типа таких людей.
2. Автор считает, что патриотизм выражается в конкретной работе на благо общества. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами это мнение.
3.Автор полагает, что патриот может испытывать стыд и боль за неправомерные действия своей страны. Объясните, почему эти переживания не противоречат патриотизму. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, приведите два объяснения.
Ответы:
| 1 вариант | | 2 вариант |
1 | 2 | 1 | 3 |
2 | 1 | 2 | 4 |
3 | 1 | 3 | 1 |
4 | 2 | 4 | 2 |
5 | 1 | 5 | 1 |
6 | 1 | 6 | 4 |
7 | 2 | 7 | 3 |
8 | 3 | 8 | 3 |
9 | 3 | 9 | 2 |
10 | 3 | 10 | 1 |
11 | 1212 | 11 | 2112 |
12 | 2413 | 12 | 2314 |
13 | образование | 13 | образование |
14 | 1. В правильном ответе должны быть названы следующие типы людей: 1) простые люди, которые делают добро; 2) творческие люди, возвеличивающие страну своим трудом; 3) защитники Отечества. Типы людей могут быть названы в иных, близких по смыслу формулировках. 2. В правильном ответе могут быть приведены примеры: 1) коммерческий банк занимается благотворительностью и помогает детям-инвалидам; 2) инициативная группа граждан после пожаров летом 2010 г. организовала сбор предметов первой необходимости людям, пострадавшим от стихии; 3) семья взяла на воспитание ребёнка-сироту. Могут быть приведены другие уместные примеры. 3. Могут быть приведены такие объяснения: 1) патриотизм предполагает переживание за судьбы своей страны, в т. ч. когда совершаются неправомерные действия, способные в будущем причинить ей вред; 2) переживание несовершенств в жизни своей страны побуждает подлинных патриотов прилагать всё большие усилия для улучшения ситуации. Могут быть приведены иные объяснения. | 14 | 1. В правильном ответе должны быть названы следующие типы людей: 1) простые люди, которые делают добро; 2) творческие люди, возвеличивающие страну своим трудом; 3) защитники Отечества. Типы людей могут быть названы в иных, близких по смыслу формулировках. 2. В правильном ответе могут быть приведены примеры: 1) коммерческий банк занимается благотворительностью и помогает детям-инвалидам; 2) инициативная группа граждан после пожаров летом 2010 г. организовала сбор предметов первой необходимости людям, пострадавшим от стихии; 3) семья взяла на воспитание ребёнка-сироту. Могут быть приведены другие уместные примеры. 3. Могут быть приведены такие объяснения: 1) патриотизм предполагает переживание за судьбы своей страны, в т. ч. когда совершаются неправомерные действия, способные в будущем причинить ей вред; 2) переживание несовершенств в жизни своей страны побуждает подлинных патриотов прилагать всё большие усилия для улучшения ситуации. Могут быть приведены иные объяснения. |