Контрольная работа по теме «Басня»
1. В какой семье родился И.А. Крылов?
1) в богатой дворянской семье
2) в бедной дворянской семье
3) в семье бедного священника
4) в крестьянской семье
2. Какое образование получил И.А. Крылов?
1) Он учился в Славяно-греко-латинской академии.
2) И.А. Крылов окончил Московский государственный университет.
3) Будущий баснописец получил хорошее домашнее образование от учителя, которого ему выписали из Франции.
4) Отец Крылова отдал сына в губернаторский дом, где вместе с детьми тверских дворян учил французский язык. Затем, за неимением денег, в основном занимался самообразованием.
3. Кто помогал И.А. Крылову в учении?
1) отец
2) мама
3) гувернёр
4) дядя по материнской линии
4. Родоначальником басенного искусства является:
1) Эзоп
2) А.С. Пушкин
3) И.А. Крылов
4) И.С. Тургенев
5. Басня – это:
1) краткий рассказ нравоучительного характера
2) торжественное стихотворение
3) лирический жанр, в основе которого лежит исторический или фантастический сюжет
4) меткое изречение
6. Мораль басни – это:
1) фраза перед текстом, призванная кратко выразить основное содержание или идейный смысл произведения
2) самостоятельная часть произведения, в которой описывается какое-либо событие
3) расположение основных эпизодов произведения
4) краткий нравоучительный вывод
7. Какое средство выразительности (троп) лежит в основе басен И.А. Крылова?
1) анафора (единоначатие)
2) аллегория (иносказание)
3) литота (преуменьшение)
4) гипербола (преувеличение)
8. Какое произведение не написано И.А. Крыловым?
1) «Свинья под дубом»
2) «Листы и корни»
3) «Стрекоза и Муравей»
4) «Муха»
9. Из какой басни И.А. Крылова взят следующий отрывок?
«Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться».
1) «Осёл и соловей»
2) «Ларчик»
3) «Листы и корни»
4) «Ворона и лисица»
10. Кому принадлежат слова:
«Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!»
1) Ослу
2) Листу
3) Механику
4) Корню
11. Каково лексическое значение слова «невежда»?
1) невоспитанный человек
2) озорной человек
3) несведущий в чём-либо человек
4) грубый человек
12. В чем смысл морали басни «Осёл и Соловей»: «Избави Бог и нас от этаких судей»?
1) все герои басни не понимают толк в искусстве
2) об искусстве часто берутся судить невежды
3) Осёл был справедливым судьей
4) чарующее пение Соловья не понравилось пастуху и пастушке
13. К какой басне И.А. Крылова относится следующий идейный вывод: процветание государства зависит от всех социальных слоёв общества, без одних не смогут существовать другие?
1) «Ларчик»
2) «Листы и корни»
3) «Осел и Соловей»
4) «Свинья под дубом»
14. В какой басне И.А. Крылова высмеивается пустое мудрствование?
1) «Ларчик»
2) «Осел и Соловей»
3) «Листы и корни»
4) «Свинья по дубом»
15. Прочитайте басню И.И.Дмитриева «Муха» и статью об этой басне. Выполните задания:
А)Выпишите слова, которые говорят, что Бык трудился
Б)Выпишите слова, которые говорят, что Муха не работала
В)Выпишите слова, которые говорят о хвастовстве Мухи?
Г)Аллегорией каких человеческих качеств являются Бык и Муха?
Д)В каких случаях можно употребить крылатые слова из басни «Мы пахали!»
16. Прочитайте высказывание П.А.Вяземского о баснях И.И.Дмитриева и И.А.Крылова.
«Дмитриев и Крылов – два первостатейных мастера двух различных школ. Один [Дмитриев] берет живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своей. Другой [Крылов] отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни свои; Крылов их рассказывает… Басни Дмитриева всегда басни. Басни Крылова – нередко драматизированные эпиграммы* на такой-то случай, на такое-то лицо»
*Эпиграмма – краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо.
Как оценивает творчество этих двух баснописцев П.А.Вяземский?
А) Дмитриев – более талантливый баснописец, чем Крылов.
Б) Крылов – более талантливый баснописец, чем Дмитриев.
В) Каждый из баснописцев талантлив по-своему.
Г) Ни Дмитриев, ни Крылов не обладают большим талантом.