СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по произведениям XX века в 7 классе (4 четверть)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор: Якимова Галина Борисовна, учитель русского языка и литературы МАОУ Гимназия №86 города Нижний Тагил Свердловской области

Контрольная работа по произведениям XX века

в 7 классе (4 четверть)

Дата проведения:

 

Форма проведения: тематическая комплексная контрольная работа по литературе по произведениям XX века.

Цель: осуществление мониторинга учебных достижений обучающихся, оценка уровня усвоения обучающимися произведений XX века (рассказ «Чудесный доктор», А.И. Куприн стихотворения И.А. Бунина, рассказ «Старуха Изергиль» (легенда о Данко) повесть «Детство» М. Горького; определение элементов содержания, требующих коррекции.   

 

Время выполнения: 90 минут

 

Работу выполняли:

 

Классы

Учителя

Уч-ся

по списку

выполняли

кол-во

%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяемые элементы содержания

 

Задание

Проверяемые элементы содержания

  1.  

Знание содержания рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»

  1.  

Знание содержания рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»

  1.  

Знание содержания рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»

  1.  

Знание содержания рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»

  1.  

Знание содержания рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»

  1.  

Знание содержания рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»

  1.  

Знание содержания рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»

  1.  

Знание содержания рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»

  1.  

Знание содержания рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»

  1.  

Знание содержания рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»

  1.  

Знание содержания повести «Детство» М. Горького

  1.  

Знание содержания повести «Детство» М. Горького

  1.  

Определение средств создания образа бабушки в повести «Детство» М. Горького

  1.  

Знание содержания повести «Детство» М. Горького

  1.  

Знание компонентов содержания и композиции художественного текста (портрет, пейзаж)

  1.  

Знание средств художественной выразительности (метафора, эпитет)

  1.  

Знание средств художественной выразительности (олицетворение, эпитет)

  1.  

Умение определить литературное направление, к которому относится рассказ «Старуха Изергиль» М. Горького; жанр этого произведения

  1.  

Знание средств художественной выразительности (метафора, сравнение)

  1.  

Умение строить рассуждение (письменный ответ на вопрос), аргументировать свою позицию.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по произведениям XX века в 7 классе (4 четверть)»


Автор: Якимова Галина Борисовна, учитель русского языка и литературы МАОУ Гимназия №86 города Нижний Тагил Свердловской области

Контрольная работа по произведениям XX века

в 7 классе (4 четверть)

Дата проведения:


Форма проведения: тематическая комплексная контрольная работа по литературе по произведениям XX века.

Цель: осуществление мониторинга учебных достижений обучающихся, оценка уровня усвоения обучающимися произведений XX века (рассказ «Чудесный доктор», А.И. Куприн стихотворения И.А. Бунина, рассказ «Старуха Изергиль» (легенда о Данко) повесть «Детство» М. Горького; определение элементов содержания, требующих коррекции.


Время выполнения: 90 минут



Работу выполняли:



Классы

Учителя

Уч-ся

по списку

выполняли

кол-во

%


















Проверяемые элементы содержания


Задание

Проверяемые элементы содержания

Знание содержания рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Знание содержания рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Знание содержания рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Знание содержания рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Знание содержания рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Знание содержания рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Знание содержания рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Знание содержания рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Знание содержания рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Знание содержания рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Знание содержания повести «Детство» М. Горького

Знание содержания повести «Детство» М. Горького

Определение средств создания образа бабушки в повести «Детство» М. Горького

Знание содержания повести «Детство» М. Горького

Знание компонентов содержания и композиции художественного текста (портрет, пейзаж)

Знание средств художественной выразительности (метафора, эпитет)

Знание средств художественной выразительности (олицетворение, эпитет)

Умение определить литературное направление, к которому относится рассказ «Старуха Изергиль» М. Горького; жанр этого произведения

Знание средств художественной выразительности (метафора, сравнение)

Умение строить рассуждение (письменный ответ на вопрос), аргументировать свою позицию.


Контрольная работа по произведениям XX века

Вариант 1

Часть 1

1. Где происходили события, описанные в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»?

А) Москва

Б) Петербург

В) Нижний Новгород

Г) Киев

2. Сколько было всего детей в семье Мерцаловых?

А) Один

Б) Двое

В) Четверо

Г) Пятеро

3. Какое задание было дано двум мальчишкам матерью?

А) Купить хлеб

Б) Нарубить дрова

В) Отнести письмо

Г) Продать платки

4. Кем работал глава семейства Мерцаловых до своей болезни?

А) Секретарем в суде

Б) Управляющим домом

В) Военным врачом

Г) Библиотекарем

5. Для чего семья Мерцаловых пыталась найти хоть немного денег?

А) На подарки к Рождеству

Б) На лекарство Маше

В) На переезд в деревню

Г) На новую одежду

6. Какая идея пришла Мерцалову в голову, когда он сидел на скамейке в общественном парке?

А) Найти работу

Б) Занять денег

В) Уехать в другой город

Г) Совершить самоубийство

7. Какое слово старика в парке вывело из себя застенчивого и обычно спокойного Мерцалова?

А) Жена

Б) Работа

В) Подарочки

Г) Отдых

8. Что сказал доктор купить Мерцалову на 3 рубля, которые ему дал?

А) Новую одежду

Б) Еду

В) Самовар

Г) Одеяло

9. Откуда Мерцалов узнал фамилию чудесного доктора?

А) Доктор сам сказал

Б) От другого доктора

В) Была написана на ярлыке лекарства

Г) Рассказали соседи

10. Кем стал работать Гриша, когда вырос?

А) Банкиром

Б) Доктором

В) Управляющим

Г) Полицейским

11. В какой город плыл Алёша на пароходе?

1) в Кострому

2) в Ярославль

3) в Нижний Новгород

4) в Астрахань

12. Кого так описывает повествователь?

«Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные».

1) мать

2) бабушку

3) тётку Наталью

4) незнакомую пассажирку с парохода

13. Какое средство выразительности использует автор в описании?

«... её тёмные, КАК ВИШНИ, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом...»

1) метафора

2) сравнение

3) гипербола

4)олицетворение

14. Укажите НЕВЕРНОЕ утверждение.

1) Бабушка стала для мальчика близким другом.

2) В бабушке мальчик увидел сразу врага.

3) Бабушка обогатила мальчика бескорыстной любовью к миру.

4) Мальчик благодарен бабушке за то, что она подготовила его к трудной жизни.

Часть 2

15. Каким термином в литературоведении называется описание природы в художественном произведении: «Лес был небольшой, но красивый, особенно ежели принять во внимание, что вокруг него была бедная местность: поля да косогоры, дубовые кусты в лощинах…»


16. Какое средство выразительности использует И.А. Бунин в следующей строке:

Догорел апрельский светлый вечер,

По лугам холодный сумрак лег…


17. Какое средство выразительности использует И.А. Бунин в следующей строке:

А Весна в зазеленевшей роще

Ждет зари, дыханье затая…


Часть 3


Прочитайте фрагмент произведения М. Горького и выполните задания 18 20


Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали ездить Данко.

– Ты,  – сказали они,  – ничтожный и вредный человек для нас! Ты повёл нас и утомил, и за это ты погибнешь!

– Вы сказали: «Веди!» – и я повёл!  –  крикнул Данко, становясь против них грудью.  – Во мне есть мужество вести, вот потом}’ я повёл вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!

Но эти слова разъярили их ещё более.

– Ты умрёшь! Ты умрёшь!  – ревели они.

А лес всё гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понёс труд, и видел, что они – как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнём желания спасти их, вывести на лёгкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого ещё ярче загорелось в нём сердце, ибо эта их дума родила в нём тоску.

А лес всё пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...

– Что сделаю я для людей?!  – сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни.

– Идём!  – крикнул Данко и бросился вперёд на своё место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивлённо качая вершинами, но его шум был заглушён топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слёз. А Данко всё был впереди, и сердце его всё пылало, пылало!

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождём. Гроза была – там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струёй из разорванной груди Данко.

Кинул взор вперёд себя на ширь степи гордый смельчак Данко, – кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер.


18.Укажите жанр, к которому относится произведение М. Горького «Старуха Изергиль».


19. Как называется выделенное средство художественной выразительности: «Лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям»?


20. Можно ли Данко назвать романтическим героем? (5-6 предложений)

Контрольная работа по произведениям XX века

Вариант 2

Часть 1

1. В какое время года происходили события рассказа «Чудесный доктор»?

А) Весна

Б) Лето

В) Осень

Г) Зима

2. Кто из семьи Мерцаловых сильно заболел?

А) Маша

Б) Володя

В) Отец

Г) Мать

3. Куда ушли все сбережения семьи Мерцаловых?

А) На отпуск

Б) На покупку дома

В) На лечение Маши

Г) На лечение отца ребятишек

4. Кем работала Елизавета Ивановна?

А) Гувернанткой

Б) Швеей

В) Поварихой

Г) Стирала белье

5. Какая еда была единственной в доме Мерцаловых до визита чудесного доктора?

А) Каша

Б) Хлеб

В) Вареники

Г) Борщ

6. Чем восторгался незнакомец, сидя на скамейке в парке?

А) Русской зимой

Б) Известными полководцами

В) Ёлкой на главной площади

Г) Удивительными животными в зоопарке

7. Кого встретил в парке Мерцалов?

А) Полицейского

Б) Судью

В) Священника

Г) Доктора

8. Что пожелал доктор на прощание семье Мерцаловых?

А) Никогда не падать духом

Б) Быть добрее

В) Любить себя

Г) Найти работу

9. От кого слышал автор рассказ о семье Мерцаловых?

А) От доктора

Б) От Марии Мерцаловой

В) От Гришки

Г) От Володи

10. Накануне какого праздника происходят события, описанные в рассказе «Чудесный доктор»?

А) Пасха

Б) Троица

В) Рождество

Г) День рождение Мерцалова

11. По какой реке плыли бабушка с Алешей? Укажите название.

1) Енисей

2) Дон

3) Волга

4) Кама

12. Чей портрет описывает автор?

«Впереди всех быстро шёл ... в чёрном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелёными глазками».

1) отец героя

2) дядя Яков

3) дед

4) дядя Михаил

13. Какое средство выразительности использует М. Горький для описания дома?

«...стоял приземистый одноэтажный дом, окрашенный грязно-розовой краской, с нахлобученной низкой крышей и выпученными окнами».

1) сравнения

2) эпитеты

3) метафоры

4) гиперболы



14. Укажите ВЕРНОЕ утверждение.

1) Алёша не любил Цыганка.

2) Цыганок был подкидышем.

3) Дед хотел отдать Цыганка в рекруты.

4) Дяди Алёши всегда устраивали Цыганку что-нибудь обидное и злое.


Часть 2


15. Каким термином в литературоведении называется описание героев в художественном произведении: «В это время из кабинета нерешительно вышли Митя и Коля. Коля, небольшой, круглоголовый мальчик, заискивающе улыбался. Характер у него был добрый и веселый, но робкий. Митя, напротив, всегда старался быть решительным. Он был с резкими чертами лица, худее и выше Коли»


16. Какое средство выразительности использует И.А. Бунин в следующей строке:

По лощинам, звезды отражая,

Ямы светят тихою водой


17. Какое средство выразительности использует И.А. Бунин в следующей строке:

Но свежее пахнет зеленями

Молодой озябший чернозем…


Часть 3


Прочитайте фрагмент произведения М. Горького и выполните задания 18 20


Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали ездить Данко.

– Ты,  – сказали они,  – ничтожный и вредный человек для нас! Ты повёл нас и утомил, и за это ты погибнешь!

– Вы сказали: «Веди!» – и я повёл!  –  крикнул Данко, становясь против них грудью.  – Во мне есть мужество вести, вот потом}’ я повёл вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!

Но эти слова разъярили их ещё более.

– Ты умрёшь! Ты умрёшь!  – ревели они.

А лес всё гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понёс труд, и видел, что они – как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнём желания спасти их, вывести на лёгкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого ещё ярче загорелось в нём сердце, ибо эта их дума родила в нём тоску.

А лес всё пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...

– Что сделаю я для людей?!  – сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни.

– Идём!  – крикнул Данко и бросился вперёд на своё место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивлённо качая вершинами, но его шум был заглушён топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слёз. А Данко всё был впереди, и сердце его всё пылало, пылало!

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождём. Гроза была – там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струёй из разорванной груди Данко.

Кинул взор вперёд себя на ширь степи гордый смельчак Данко, – кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер.


18.Укажите литературное направление, к которому относится произведение М. Горького «Старуха Изергиль».


19. «Оно пылало так ярко, как солнце», «люди же, изумлённые, стали как камни». Как называется данный приём?


20. Можно ли Данко назвать романтическим героем? (5-6 предложений)


Итоговая контрольная работа по литературе

Ключи, критерии

Задание

Вариант 1

Вариант 2

Баллы

Г

Г

1 балл

Г

А

1 балл

В

Г

1 балл

Б

Г

1 балл

Б

Г

1 балл

Г

А

1 балл

В

Г

1 балл

Б

А

1 балл

В

В

1 балл

А

В

1 балл

3

3

1 балл

2

3

1 балл

2

2

1 балл

2

2

1 балл

пейзаж

портрет

1 балл

эпитет

метафора

1 балл

олицетворение

эпитет

1 балл

рассказ (легенда)

романтизм

1 балл

метафора

сравнение

1 балл

В горьковской легенде о Данко можно найти многие черты, характерные для романтической литературы. Пожалуй, главная такая черта – образ яркой и сильной личности в центре повествования. Данко – главный герой легенды – резко отличается от всех остальных персонажей. Люди, идущие за Данко, слабы, трусливы и жестоки. В тексте они неоднократно сравниваются с животными («как стадо», «как звери», «как волки»). Данко же наделен всеми чертами романтического героя: он смел, красив, благороден. Судьба Данко типична для романтического повествования: герой погибает, принося себя в жертву другим людям. Кроме того, в тексте легенды о Данко присутствует большое количество тропов и синтаксических средств художественной выразительности, что также является чертой романтического произведения.

Автор активно использует метафоры (например, «молнии разрывали тьму в клочья», «его сердце вскипело негодование», «золотом сверкала река»), олицетворения («вздыхала степь», «весь лес замолчал», «лес снова зашумел, удивленно качая вершинами»), эпитеты («могучего огня», «дрожащей тьмы», «торжествующий шум» и др.), сравнения («красной, как та кровь», «стали как камни», «насторожились, как волки» и др.), повторы («шли, шли», «все гудел и гудел», «лес расступился перед ними, расступился и остался сзади»), антитезу («гордый смельчак» Данко противопоставляется племени, похожему на «стадо овец», пылающее сердце Данко противопоставляется окружающей тьме), гиперболу («сильнее грома крикнул Данко», «пылало… ярче солнца»). Также, в горьковской легенде о Данко важную роль играет пейзаж, что является неотъемлемой чертой романтического произведения. Природа не является лишь фоном повествования. Она одушевляется и становится героем произведения, действующим лицом. «Болота и тьма», убивающие людей ядовитым смрадом, олицетворяют собой то зло, против которого пытается бороться Данко. Итак, легенду о Данко, являющуюся частью рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», несомненно, можно назвать романтическим произведением.

4 балла

Максимальный балл:

23 балла


Критерии оценивания задания 20

Ученик обнаруживает понимание сути вопроса, опирается на позицию автора произведения, аргументировано отвечает на вопрос, выдвигает новые тезисы, фактические ошибки отсутствуют.

3

Ученик обнаруживает понимание сути вопроса, опирается на позицию автора произведения;

но лишь частично аргументирует ответ на вопрос,

и/или выдвигает лишь один тезис,

и/или допускает одну фактическую ошибку.

2

Ученик упрощенно понимает вопрос, не учитывает позиции автора;

и/или рассуждает поверхностно, не подкрепляя суждения аргументами,

и/или допускает две фактические ошибки

1

Ученик неверно отвечает на вопрос;

и/или подменяет рассуждение пересказом текста;

и/или допускает три (и более) фактические ошибки

0

При оценке ответа учитывается его речевое оформление. Если в ответе, оцененном не ниже 2-х баллов, нет речевых ошибок или допущена 1 речевая ошибка, то ученик дополнительно получает 1 балл

+1

Максимальное количество баллов

4



Перевод баллов в оценку

«5»

«4»

«3»

«2»

21б. – 23б.

16б. – 20б.

11б. – 15б.

0б. – 10б.

91 – 100%

объёма работы

70 – 90%

объёма работы

50 – 69%

объёма работы

0 – 49%

объёма работы





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!